Мировой кризис - хроника и комментарии



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


  << Пред   След >>

М.Хазин, "Что объединяет и что разъединяет "Красный" и "Западный" глобальный проекты"

Михаил Хазин
5603 дней
 8193.7
Михаил Хазин [khazin]  
21.07.2013 23:29
Темы: "западный" проект , "красный" проект , библейская система ценностей , прогресс , социальная стабильность
Смотри так же:

Какой путь выберет человечество по итогам кризиса: с сохранением идеи прогресса как одной из главных ценностей или с отказом от нее?


О некоторых аспектах глобальных проектов.

Напомню, что в соответствии с теорией глобальных проектов, принципиальный момент произошел в XVI веке в Европе - в которой была поставлена под сомнение существующая на тот момент более 1000 лет Библейская система ценностей (в рамках Христианских, Исламского и Иудейского глобальных проектов). Однозначной версии причины этого события пока не существует, могу только предложить версию.

Итак, к началу XVI века в Европе усилился локальное похолодание (т.н. «малый ледниковый период»). Именно в это время стали замерзать каналы в Голландии, замерзала Венецианская лагуна. А на севере Европы всерьез встал вопрос о жизни или смерти населения - количество выращиваемого зерна стало меньше, чем необходимо для выживания населения. Иными словами, перед ним встали два принципиальных вопроса: что съесть «здесь и сейчас», и что сделать, чтобы найти еду в будущем.

Понятно, что решение первого вопроса требовало денег (то есть - золота) - поскольку на месте нужного количества еды просто больше не произрастало. А золота было мало, собственно, единственным более или менее сконцентрированным их источником были католические монастыри, которые не только многие сотни лет исправно получали «десятину», но и, в отличие от феодалов, ее не тратили. Другое дело, что было не очень понятно, как это золото у монастырей отнять и потратить на богоугодное дело (закупку продовольствия). Как показывает опыт, церковь всегда предпочитает, скорее, молиться, чем делиться накопленными богатствами.

И вот, 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к двери Замковой церкви в Виттенберге свои «тезисы» - и начинается Реформация. Первоначально, суть ее состояла в том, что не ставилась под сомнение вера в Бога, но выдвигались претензии к католической церкви - что и дало формальную возможность «раскулачить» монастыри. Что и было сделано - по всему северу Европы, там, где протестантизм побеждал. И, если верить высказанной выше гипотезе, именно там, где изменения климата сделали прежнюю жизнь невозможной.

Первая из упомянутых проблем была решена - деньги были найдены. Однако никуда не делась вторая - нужно было найти источник, для получения еды в будущем. И вот здесь произошел принципиальный момент, который Лютером явно не учитывался - в рамках протестантизма был легализован ссудный процент , ранее Библейской системой ценностей запрещенный.

Отметим, что то, что какое-то явление запрещено в рамках Библейской системы ценностей, еще не значит, что оно не существует. В конце концов, прелюбодеяние или, скажем, гомосексуализм тоже запрещены - вместе с тем, эти явления вполне себе существует всю историю человечества. Отношение между верующими (а в то время верующими были практически все) и заповедями более сложные, чем черно-белая система «можно - нельзя. Однако даже в Средние века у публичных ростовщиков были серьезные проблемы с общественным статусом и уж точно эта профессия никак не могла считаться уважаемой.

Отмена запрета на ссудный процент позволила принципиально перестроить хозяйственный механизм. Цеховая система производства, жестко ориентированная на сохранение стабильных социальных механизмов, сменилась на систему современную, которую мы называем научно-техническим прогрессом. При этом использование ссудного процента требовало постоянного расширения этой системы, что делало новую экономическую модель жестко агрессивной, старая, феодальная, соприкоснувшись с ней, быстро разрушалась.

Классические примеры такого разрушения - голодоморы в Индии, которые регулярно устраивали британские колониальные власти. Как писали современники, после начала завоза изготовляемых станками на фабриках тканей, все обочины индийских дорог были усеяны костями индийских ткачей и членов их семей - они просто не могли конкурировать с автоматизированным производством. Аналогичные процессы начались в Европе в XVI веке, однако они позволили добиться главного - на севере Европы возникла экономическая модель, которая позволила генерить все возрастающий объем добавленной стоимости, которую можно было обменивать на юге - на еду.

Беда в том, что система Библейских заповедей едина и из нее нельзя выкидывать те или иные пункты по своему усмотрению. Для человека верующего это очевидно без дополнительных объяснений, атеисту можно отметить, в частности, что сама Библейская система возникла как инструмент сохранения социальной стабильности и отказ от нее, даже частичный - это принципиальный отказ даже от потенциальной возможности построения устойчивого общества. Индийские ткачи тому пример.

И вот, к середине XVIII стало понятно, что то, что получается из Библейской системы после разрешения ссудного процента (то есть Капиталистический глобальный проект) не в состоянии обеспечить нормальное и стабильное развитие общества. Хотя само по себе развитие обеспечивает. Что-то нужно было менять. Теоретически, можно было бы вернуться к прежним вариантам - но тогда нужно было отказываться от научно-технического прогресса. В некотором смысле по этому пути пошел Исламский глобальный проект - и серьезно проиграл, к XX веку он уже не мог обеспечить построение современного технологического общества.

В общем, главным достижением «ценностной революции» XVI века стало ощущение необходимости прогресса как одной из главных ценностей человечества. Отметим, что с точки зрения религиозной, этот вовсе не обязательно - но сам факт уже имеет место. И по этой причине выход из кризиса в XVIII веке искали не абы какой, а непременно прогрессистский - то есть обеспечивающий сохранение прогресса как главного условия существования человечества на Земле.

И придумали два варианта. Первый - простой. Если людям не нравится социальная нестабильность, то это связано не с тем, что плоха капиталистическая система, а с тем, что неправильна сама модель «хорошо - плохо», построенная на остатках Библейской системы ценностей. Так ликвидируем ее окончательно! Так мы получаем современный «Западный» глобальный проект - построенный на примате «свободы», понимаемой как право любого индивида самому себе выбирать систему ценностей. И «политкорректность» (или «толерантность») - как запрет общества эту систему ценностей анализировать и критиковать. Что получилось - мы можем сегодня воочию наблюдать.

Второй - посложнее. Суть его в том, что поскольку прогресс останавливать нельзя, то нельзя и отменять ссудный процент. Но он разрушает базовую систему ценностей. Ну так оставим его, но зато ликвидируем его главное негативное следствие - частное присвоение ростовщической прибыли! И возникает проект «Красный», суть которого - в запрете на частное присвоение доходов от ссудного процента, в том числе - запретом на частную собственность на средства производства!

Отметим, что противоречие между «Красным» и «Западным» проектами принципиальное - один направлен на максимизацию прибыли, другой - ее запрещает. Мы, уже в ХХ веке, много наблюдали их борьбу. Но главное сейчас вот в чем. «Красный» проект потерпел поражение, сегодня у нас на глазах умирает проект «Западный», поскольку экономическая система больше не может обеспечить постоянный научно-технически прогресс. Нас неминуемо ждет появление новых глобальных проектов, быть может - реинкарнации старых. Более того, остановка НТП, теоретически, позволяет актуализироваться старым религиозным проектам, поскольку сегодня на первое место выходят как раз социальные вопросы. Но возникает вопрос.

Готовы ли мы (пусть и на время) отказаться от идеи прогресса? Если нет, то никакого другого варианта, кроме «Красного» проекта сегодня не видно. Если да - то вариантов достаточно много, есть Исламский проект, Католический, Православный, да и другие варианты найдутся. Собственно, активность будут проявлять все. Ну, или почти все. Но главным фактором, который и решит в каком принципиальном направлении пойдет человечество - это вопрос о том, нужен ли нам прогресс как самодостаточная идея.

У меня нет очевидного ответа на этот вопрос. Пока ясно только одно - если мы выбираем проекты религиозные, то можем получить социальную стабильность, но в рамках глубокого застоя (по сравнению с предыдущими веками). Если «Красный» - то движение может быть достаточно быстрым (например, в рамках уже не научно-технического, а социального прогресса), но готовы ли мы будем к этому после такой встряски, какая нас ожидает в ближайшие годы? Ответа пока нет.

Оценки
Оценок:  22   cредняя: + 1.95
Поделитесь с друзьями!

Просмотров за 24 часа 0 всего 11615
  << Пред   След >>

Материалы на близкие темы

Минэкономразвития отказался повышать соцпособия детям-инвалидам

dench Тупик западной науки и технологий

Финляндия раздает вертолетные деньги в самом крупном социальном эксперименте нашего времени.

Михаил Хазин : другие публикации

Собянин против Силуанова

"У нас легитимность Думы зависит не от Думы, не от партий и не от явки, а от президента"

Бесплатному здравоохранению приказано умереть!

Все публикации

Последние публикации на сайте

BorisRnD Кто и как развязал гражданскую войну вна Украине.

Александр Виноградов Дайджест планов светлого будущего

Фокусы с цифрами

Все новое

Обсуждение: 259 комментариев, последний - 02.08.2013 09:33,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети





Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

© Михаил Хазин, Андрей Акопянц 2002-2016


IN_PAGE_ITEMS=1161514ENDITEMS GENERATED_TIME=2016.09.27 01.28.25ENDTIME
Сгенерирована 09.27 01:28:25 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/1161514/article_t?IS_BOT=1