Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Поставка клапанов дымоудаления в Москве и по всей России от НПО «Машпром»

АР-сервис — поставки оборудования для систем отопления и водоснабжения в Москве.


->

Проектная палата

Когда деньги перестают быть инструментом
отношений между людьми, таким инструментом
становятся сами люди – в руках других людей

Айн Ренд, «Атлант расправил плечи»


Ранее была опубликована статья автора Бюрократия без бюрократии или новый двигатель мира, которая целиком посвящена новому способу организации гражданской части системы государственного управления. В ней было показано, что в ходе избавления от проблемы забюрокраченности аппарата возникает новый орган исполнительной власти под названием проектная палата. Эта проектная палата внутри устроена достаточно необычно и для своей работы требует подчинения парламенту. В текущей статье более полно раскрываются все аспекты деятельности нового органа исполнительной власти.

Зачем нужна палата и её место в системе разделения властей

Знакомый с упомянутой ранее статьёй читатель может опустить этот раздел.

В своей статье Проектная деятельность Олег Григорьев и Анна Кузьмина показывают механизм организации проектной деятельности по созданию рутин в рамках частной компании. Для этого достаточно организовать отдел из нескольких проектировщиков, дать им возможность изучать внутреннюю деятельность компании, позволить предлагать проекты новых рутин и доказывать в конкурентной борьбе с другими проектировщиками, что внедрение рутины по их проекту сэкономит больше денег, чем по проектам проектировщиков-конкурентов. Затем проектировщик-победитель внедряет свою рутину, а один из конкурентов проверяет её итоговую эффективность и составляет акт о соответствии внедрённой рутины ранее заявленным параметрам. При этом проектный отдел подчиняется исполнительному директору фирмы или финансовому директору – они оба заинтересованы в снижении расходов на функционирование фирмы.

В государственной организации нет человека или группы людей, которые материально заинтересованы в оптимизации деятельности сотрудников этой организации. При этом государственные организации устроены гораздо сложнее частных предприятий и для создания качественных рутин требуется работа достаточно больших проектных команд. Выше было показано, что в этом случае простая конкуренция проектировщиков в частной компании в рамках государственных структур должна быть заменена на весьма сложный и громоздкий механизм. Соответственно, способ институализации проектной деятельности по оптимизации работы государственной организации должен быть немного иной, чем на частном предприятии.

Во-первых, единственным источником легитимности такой деятельности может быть парламент. Он издаёт законы и именно он в системе государственной власти наиболее заинтересован в том, чтобы исполнительная власть исполняла эти законы максимально точно. Так же именно представители народа заинтересованы в максимально эффективном использовании бюджета исполнительной властью.

Во-вторых, помещение проектных команд под управление правительством создаст конфликт интересов. Чиновники являются наименее заинтересованными людьми в реформировании своей же деятельности и превращении её в управляемые и легко контролируемые рутины. Проектная деятельность забирает реальную власть у бюрократов и отдаёт её политикам, превращая армию бюрократов в армию работающих по инструкциям безвластных чиновников. Это в малой степени касается самих министров (они лишь увеличат свою реальную власть), но корпоративные интересы остальных работников министерств будут вынуждать министров либо пойти против интересов чиновников своих министерств, либо встать на сторону бюрократической корпорации и защищать подчинённых от любых реформ.

В-третьих, лучшим аудитором деятельности по преобразованию государственной бюрократии является счётная палата. Она является независимым от исполнительной власти органом, который может заниматься определением эффективности работы государственных учреждений и эффективности расходования ими денежных средств и иных ресурсов. Отчитывается она перед парламентом – законодателем для создания рутин.

В-четвёртых, выше было показано, что в государстве будет существовать достаточно большое количество независимых команд разного размера, которые конкурируют друг с другом, подчиняются только закону и ведут себя весьма нетрадиционным для бюрократии образом. В случае с бюрократическим аппаратом размером в полтора миллиона чиновников речь идёт о нескольких сотнях проектных команд и нескольких тысячах их участников.

Складывая эти четыре пункта видно, что имеет смысл выделить проектные команды и всю проектную деятельность в виде отдельного независимого и подотчётного парламенту органа по типу счётной палаты – проектной палаты. При этом парламент будет принимать законы, проектная палата реализовывать эти законы в виде изменения или создания организационных структур внутри исполнительной власти, а счётная палата проверять эффективность работы новых рутин и докладывать парламенту.

Выделение проектных команд в виде независимой проектной палаты позволит не только правильно подчинить проектные команды, но и организовать их деятельность и разделение труда в рамках самих команд ровно так, как требуется для такой деятельности. При этом глава проектной палаты может назначаться верхней палатой парламента по представлению президента и следить за правильным функционированием механизма конкуренции и соблюдением законов самими командами.

Внутреннее устройство

Ядром палаты является рутина по оптимизации всех остальных рутин, включая себя саму. В рамках этой рутины аналитики обходят в определённом порядке все рутины, оценивают их эффективность и, в случае обнаружения возможности улучшить рутину, создают тендер на оптимизацию рутины. Если в ходе тендера ни одна из проектных команд не подаёт заявку на участие, то аналитик получает минус в свой рейтинг. Если есть – получает хороший плюс. Чем выше рейтинг аналитика, тем более крупные рутины он может анализировать для организации тендера и тем выше его доход.

Заявка на изменение существующей рутины так же может поступить от политиков или уполномоченных должностных лиц. Механизм исполнения такого заказа на изменение рутины был детально рассмотрен в упомянутой ранее статье. Последний способ изменения рутины связан с тем, что проектная команда может предложить готовый проект новой рутины. В таком случае тендер не создаётся, а рутина внедряется на основании предложенного проекта.

Вся палата строится вокруг этого механизма и существует исключительно для обеспечения его функционирования при подотчётности парламенту и возможности аудита со стороны счётной палаты.

Указанные варианты работы, их схемы и вознаграждение участников могут быть изменены парламентом по согласованию с президентом. Так же палата сама может подготовить и предложить парламенту более эффективную схему своей работы с изменением по той же процедуре.

Источником эффективности работы палаты является острейшая конкуренция проектных команд за создание более эффективных рутин. Эта конкуренция должна быть максимально обострена и при этом плохо выполнившая свою работу команда должна быть строго наказана. Жёсткость конкурентной борьбы определяется соотношением количества допущенных до тендера команд и самих тендеров, строгостью наказания за некачественный проект рутины и хорошим вознаграждением за достижение заявленных на тендере результатов или превышение этих результатов.

Соотношение команд и соотношение тендеров регулируется достаточно просто: определяется количество команд, которые могут быть допущены до тендеров какого-то уровня и тендеров такого уровня создаётся немного меньше, чем допущенных до них команд. Если команда по каким-то причинам проигрывает тендеры своего уровня, то ей придётся перейти на тендеры меньшего масштаба. Система конкуренции строится так, чтобы всегда какая-то часть команд была вынуждена переходить в более низкую лигу. В то же время какая-то часть команд в ходе награждения за хорошо выполненные проекты рутин будет допускаться до тендеров нового уровня. Это обеспечит постоянно работающий социальный лифт поднимающий на первые места рейтинга высокоэффективные команды и опускающий на последние разваливающиеся. При этом никаких субъективных оценок – только объективная оценка на основе проделанной работы.

Вторым регулирующим конкуренцию параметром является система начисления рейтингов проектных команд. Если команда создала хорошую рутину, то она вознаграждается деньгами и добавкой в свой рейтинг в зависимости от размера рутины и количества сэкономленных ресурсов сверх плана. Если команда создала плохую рутину, то она получает меньшие деньги и её рейтинг снижается. В свою очередь рейтинг позволяет бороться за создание рутин разного размера. Чем выше рейтинг команды, тем выше уровень тендеров, в которых она может принимать участие. Увеличивая рейтинг, команда расширяет свои возможности. Снижая – уменьшает. За тендеры минимального размера могут бороться все команды, за максимального размера – единицы. В силу остроты конкуренции иметь низкий рейтинг крайне невыгодно, а максимальный – крайне выгодно. Кроме того, рейтинг показывает место данной команды относительно других проектных команд.

Описанный механизм конкуренции работает максимально эффективно в том случае, если вмешательство в процесс конкуренции команд исключено. Это приводит к требованию того, чтобы рейтинг команды зависел только от успехов и неудач команды, а допуск до тендеров каждого уровня – только от рейтинга команды. Это значит, что команды не могут подчиняться кому-либо, никто не должен иметь возможность им что-то приказывать и никто не должен ограничивать их права в рамках сферы их деятельности.

Для решения споров между командами, наказания виновных в проступках и самоуправления, в рамках палаты имеет смысл создать совет палаты. Этот совет формируется раз в месяц из руководителей 20 самых высокорейтинговых проектных команд на момент формирования, 20 самых высокорейтинговых аналитиков и главы палаты. Глава палаты возглавляет совет, но может голосовать только в том случае, если при голосовании члены совета разделились поровну. В таком случае его голос будет решающим.

Палату возглавляет глава палаты. Он назначается верхней палатой парламента по представлению президента. Глава палаты выполняет надзорные функции и является политическим представителем парламента в проектной палате. Его роль состоит в изучении актуального состояния дел в палате, докладах верхней палате парламента в случае существенных нарушений и представлении интересов палаты при взаимодействии с другими ветвями власти или независимыми государственными структурами исполнительной власти.

Проектная команда

Проектная команда участвует в тендерах на создание новых рутин или изменение старых и в случае победы разрабатывает проект рутины с полным комплектом документов, который может быть использован командой внедрения для реализации проекта в виде реальной организационной структуры.

То есть команда должна уметь анализировать тендерную документацию, реально оценивать свои возможности по созданию рутин разных размеров и иметь все возможности для создания проекта рутины в рамках выигранного тендера. В рамках создания проекта рутин команда должна уметь разобраться в документации, грамотно спланировать перемещение в рамках рутины информации, документов, ресурсов, загруженность всех участников рутины и простои используемой техники. При этом команде следует учесть, что люди болеют, техника ломается, а время от времени происходят обычные, но достаточно редкие мешающие нормальному течению дел происшествия.

Работа команды сложна. Работа команды напоминает работу не бюрократической организации, а деятельность предпринимателя по созданию нового бизнеса с нуля и до момента, когда он может, наконец, спокойно отдохнуть. Поэтому во главе такой команды со всей необходимостью будет предприниматель, который способен оценить, готова его команда принять на себя риск в рамках каждого конкретного тендера или нет. Предприниматель, но при этом чиновник. Мы его называем чиновник-предприниматель.

Как будет строиться типичная проектная команда и какая система вознаграждения будет реализована внутри неё для оплаты труда каждого участника решит время. Мы предлагаем отдать это полностью на откуп её лидеру – чиновнику-предпринимателю. Со временем по лучшим командам, по командам с наивысшим рейтингом, станет ясно, какая структура и вознаграждение оптимальны для проектных команд. Желающие смогут это скопировать. Возможно, что вознаграждение и структура крупных, средних и небольших команд будут совершенно различны. Может так сложиться, что не удастся выявить оптимальные параметры на все времена и постепенно, в ходе преобразования государственного аппарата, наиболее выигрышная модель команды будет меняться. Не надо пугаться такой неопределённости, хотя она и не характерна для бюрократической деятельности. Следует положиться на предпринимательский дух лидеров команд и механизм жёсткой конкуренции сам отберёт самую эффективную модель команды.

Из особенностей формирования команд хочется разобрать лишь право любого участника команды перейти в другую команду. Такую возможность не следует ограничивать ничем, кроме длительности текущего проекта: участник в ходе работы над проектом рутины уведомляет руководителя своей команды об уходе и после этого получает право уйти из команды сразу после окончания проекта. Это позволит командам конкурировать не только за новую работу, но и за работников – участников проектов. Это даст как более быстрый рост молодых успешных команд, так и быструю смерть команд-неудачников. Кроме того, данный механизм позволит сделать распределение оплаты труда внутри более справедливым по отношению к рядовым участникам.

С переходом опытного участника должна переходить и какая-то часть рейтинга команды. То есть рейтинг необходимо выделить не только команде, но и каждому её участнику. Чем важнее для проектов участник и чем он опытнее, тем большую долю добавки к рейтингу он получит в качестве вознаграждения за успех. Мы предлагаем дать возможность распределять этот личный рейтинг чиновнику-предпринимателю. Как он договорится со своей командой – его дело и его риски.

Наличие личного рейтинга позволяет решить проблему не только изменения сил команд при переходе квалифицированного проектировщика из одной в другую, но и проблему создания новой команды. Талантливый и опытный участник существующей команды может выделиться в самостоятельного чиновника-предпринимателя и создать свою команду, которая получит его рейтинг и сможет конкурировать за тендеры с соответствующим минимальным рейтингом для допуска к участию. Несколько таких участников или даже небольших команд могут объединиться в большую команду с хорошим суммарным рейтингом.

Описанная в разделе свободно конкурирующая команда не может иметь начальников. В лучшем случае она может быть подотчётна совету палаты. Но мы предлагаем совету палаты дать лишь функции наказания команды за нечистоплотную конкуренцию, нарушение регламента палаты и поведение, вредящее всей палате.

Чиновник-предприниматель

Для создания нового механизма управления государством нам пришлось ввести в государстве необычную роль. С одной стороны, этот человек является государственным чиновником, так как он работает на государство, получает от государства зарплату и занимает официальную государственную должность. С другой стороны, этот человек по роду своей деятельности вынужден принимать на себя существенные риски и получать соответствующее вознаграждение. Он чиновник по должности и предприниматель по сути деятельности. Мы называем его чиновником-предпринимателем.

Чиновник-предприниматель является руководителем своей проектной команды, нанимает и увольняет её участников, распределяет вознаграждение и принимает на себя риски в ходе деятельности всей команды. Он не может быть уволен со своей должности за исключением решения совета проектной палаты на основании доказанного в суде нарушения законов государства, серьёзного нарушения регламента палаты или нечистоплотной конкуренции. При этом на него не распространяется иммунитет от преследования в рамках штатной деятельности других ветвей власти.

Если чиновник-предприниматель покидает свою должность по собственному желанию и уходит из палаты, то он сохраняет за собой свой личный рейтинг. Никто не может отказать ему в праве вернуться в палату спустя какое-то время и начать работать в качестве участника одной из команд или во главе собственной команды с тем рейтингом, какой был бы, если бы он никогда не покидал палату, но не участвовал в проектной деятельности после своего последнего проекта.

Если чиновник-предприниматель покинул палату по решению совета палаты, то разрешить ему продолжить работу в палате может только совет палаты. При этом совет палаты вправе назначить вновь принимаемому пониженный рейтинг по сравнению с тем, какой был бы при уходе по собственному желанию.

Для ограждения палаты от малоопытных команд, участник любой из команд получает право создать собственную команду минимум через полгода после начала работы над проектом своей первой рутины. Для привлечения опытных управленцев со стороны, совет палаты простым большинством голосов вправе разрешить сформировать свою команду любому попросившему об этом заявителю. При этом заявитель на момент обращения не обязан быть участником одной из команд или работать на государственной службе. Совет палаты обязан впервые принятому опытному управленцу назначить начальный рейтинг на основании процедуры определения рейтинга, утверждённого двумя третями верхней палаты парламента.

Зарплату такому служащему имеет смысл установить на достаточно низком уровне. Это будет стимулировать его участвовать в проектной деятельности, а не простаивать без работы. Вознаградит же себя он из фонда тендера в случае успеха создания рутины. Если фонд будет недостаточный для справедливого вознаграждения его и каждого участника команды, то он просто не будет принимать участия в таком тендере. Если же тендер выигран и рутина успешно внедрена, то команда не позволит ему получить чрезмерное вознаграждение через право участников перейти в команду с более справедливым вознаграждением. При этом нужно понимать, что реальный доход чиновника-предпринимателя должен быть сравним с доходом этого человека в случае, если он устроится в коммерческую компанию. Если последнее не выполняется, то в лучшем случае они будут со временем уходить в коммерцию, а в худшем случае палата будет иметь острый недостаток в таких чиновниках на всех уровнях размеров тендеров.

Чиновником-предпринимателем может быть далеко не каждый человек. И даже не каждый предприниматель. Для этого у него должен быть определённый склад ума. А именно, он должен быть предрасположен к построению организаций через рутинизацию процессов, а не через наращивание аврально-опытной деятельности и отдачу прямых приказов. Есть ли такие в нашей стране? Да, мы их видим. Мы видим достаточно большое количество потенциальных чиновников-предпринимателей среди управленцев, занимающихся внедрением документооборота, бизнес-процессов и интеграцией информационных технологий в бизнес. Мы видим таких людей среди небольшой части бизнесменов, которые планомерно выстраивают свой бизнес. Мы видим потенциальных кандидатов среди старообрядцев и протестантов. Эти люди есть в России и им нужно лишь помочь научиться заниматься проектной деятельностью в нужном объёме и с должным качеством.

Аналитик

Работа аналитика состоит из двух ключевых умений. Первым из них является умение разобраться в принятом политиками законе или поступившей от должностного лица заявке и превратить их в техническое задание на одну или несколько рутин. Вторым является умение изучить существующую рутину и оценить перспективность её оптимизации по заранее заданному набору ресурсов.

Оба эти навыка являются сложными, требующими серьёзного опыта работы и высокого уровня интеллекта. Аналитик в этом плане сравним с руководителем проектной команды. Поэтому схема вознаграждения аналитика должна быть схожа со схемой вознаграждения чиновника-предпринимателя. То есть она должна состоять из двух частей: премии за успешную работу и добавки к рейтингу.

Рейтинг аналитика зависит от успешности или не успешности созданных им тендеров. Если в тендере не оказалось участников, то это некачественный тендер и аналитик должен получить в свой рейтинг минус. Причём именно минус, а не ноль. Дело в том, что на анализ тендера проектные команды тратят свои ресурсы и пустая трата ресурсов должна наказываться снижением рейтинга аналитика. Это приведёт к более осторожному созданию тендеров аналитиками. С другой стороны, если проектная команда нашла способ использовать на рутину существенно меньше ресурсов, чем в ходе создания тендера оценил аналитик, то проектная команда получает чрезмерное и неоправданное вознаграждение рейтингом и деньгами. За это вознаграждение аналитика должно быть так же снижено.

Таким образом, аналитик зажат риском снижения рейтинга с двух сторон: как со стороны недооценки необходимых для рутины ресурсов, так и со стороны переоценки. Именно это будет вынуждать аналитиков создавать тендеры, которые максимально близки по оценке затрат ресурсов к параметрам итоговой рутины. Чем меньше расхождение между плановым расходом ресурсов и итоговым, тем выше добавка в рейтинг аналитика и меньше в рейтинг проектной команды.

Аналитик может анализировать существующие рутины и создавать тендеры для их изменения. Эта работа проходит в виде рутинной деятельности по последовательному анализу имеющихся рутин. Чем выше рейтинг аналитика, тем более сложные рутины ему достаются. Чем более сложные рутины, тем больше вероятность получить существенную экономию ресурсов и, соответственно, большее вознаграждение.

Поступающие законы и заявки на изменение рутин распределяются так же в зависимости от рейтингов аналитиков. При этом аналитики напрямую конкурируют рейтингом за то, чтобы взять себе в работу конкретные закон или заявку. Закон достаётся аналитику с более высоким рейтингом. Это так же стимулирует аналитиков наращивать свой рейтинг и выполнять работу как можно лучше.

Хотя деятельность аналитика и напоминает деятельность чиновника-предпринимателя или участника проектной команды, для неё требуются существенно иные навыки и умения. Поэтому мы не видим причин смешивать обе системы рейтингования, чтобы позволить работникам палаты свободно перемещаться между этими должностями.

Найм, увольнение и возврат аналитиков проводится по той же процедуре, что и чиновника-предпринимателя. Включая возможность самостоятельного перехода в аналитики участника проектной команды, отработавшего более полугода.

Внедренец

Работа внедренца представляет из себя аврально-опытную деятельность по привлечению подрядчиков для выполнения разнообразных работ по реализации проекта рутины в виде готовой организационной структуры. Внедренец берёт проект рутины, открывает его на разделе с описанием полной процедуры внедрения и начинает пошагово выполнять инструкцию. То есть заказывает у агентства по найму персонала найм новых чиновников, сдавших экзамены на занятие должности, у организации по благоустройству помещений закупает необходимую мебель и её расстановку, у начальства профильного ведомства выбивает помещения и так далее. Деятельность с виду простая, но она не может быть организована в виде стандартной рутины.

Следует отметить, что сейчас процесс внедрения изменений связан с колоссальными трудностями и является основной проблемой при нововведениях. Причиной этого является как сопротивление самих сотрудников, так и противодействие начальников разных уровней организационной иерархии ради решения ими своих личных тактических и стратегических задач. Данное сопротивление возможно в силу наличия у бюрократии реальной власти. Это сопротивление ломаться не будет. Рядом с существующей бюрократческой структурой будет выстраиваться новая и полностью рутинизированная. С текущей она будет взаимодействовать через заранее продуманные порталы, постепенно изымая из неё функции. Новая же рутинированная структура не имеет внутренних механизмов противодействия внедрению свежих рутин.

Дальнейшее разделение труда

Нерационально одному человеку заниматься анализом тендерной документации, созданием архитектуры рутины и детальным прописыванием инструкций. Поэтому в ходе проектной деятельности с неизбежностью произойдёт разделение труда. Да, собственно, мы уже в этой статье обсуждаем аналитика, руководителя команды и участника команды как разные роли в рамках единой деятельности по превращению законов в работающие рутины. Эта специализация будет продолжать углубляться. Возможно, часть проектной деятельности будет выделена в виде рутин. Возможно, какие-то команды откажутся от борьбы за тендеры, но будут заниматься какой-то деятельностью для других команд в обмен на вознаграждение и свою долю рейтинга.

Многие должности в разных частях аппарата дублируются. Секретари есть во всех ведомствах. Это значит, что при создании разных рутин будут появляться рабочие места с идентичными инструкциями. Кроме того, в разных ведомствах могут существовать идентичные рутины. Например, рутина обхода коридоров здания по проверке работоспособности лампочек для их последующей замены будет в каждом ведомстве одна и та же. Это нужно правильно учитывать и вот появляется функция библиотекаря-поисковика по существующим рутинам и инструкциям.

Хранение рутин и инструкций по необходимости будет организовано в виде единой базы данных и специализированного инструмента по разработке проектов рутин, тестировании на нагрузку, хранение всех предыдущих вариантов рутины и т.д. Такое программное обеспечение существует, но оно потребует доработки под весьма специфичные задачи и объёмы хранимых данных. Соответственно, появится потребность в аналитиках, которые смогут разбираться в таком программном обеспечении и писать специализированные программы для автоматического анализа рутин на эффективность.

Работа нескольких сотен проектных команд и пары-тройки тысяч их участников потребует наличия методологов, преподавателей и тренеров для повышения квалификации и качества работы.

Трудно оценить полную структуру Проектной палаты, но уже сейчас ясно, что после её создания и в ходе расширения деятельности произойдёт достаточно глубокое разделение труда, которое превысит уровень разделения труда в любой консалтинговой компании мира по реинжирингу бизнес-процессов. Это позволит оптимизировать бюрократическую структуру государства с минимальными расходами.

Кто что получает

Чиновники-предприниматели обретают возможность конкурировать и бороться с равными себе соперниками за лучшие сделки и лучшие результаты деятельности. К этому добавляется вознаграждение на уровне коммерческих структур, большое количество адреналина и отсутствие начальника над своей головой.

Участники команд получают хорошую зарплату, интересную работу, постоянно изменяющиеся задания и возможность стать чиновниками-предпринимателями или аналитиками по своему выбору. Так же они получают весьма большую степень свободы для максимальной реализации своих возможностей на этом поприще.

Аналитики могут найти спокойную работу по анализу разнообразных законов или упорядоченных управленческих структур и добиться уважения и хорошего дохода на основе качества своей работы.

Государство обретает власть над бюрократией и работающий механизм развития не только своей административной системы, но и промышленности. Капитализм закончился. Развитие на основе вознаграждения предпринимательского риска за счёт прибыли остановилось. Одним из социальных механизмов, позволяющих развиваться в дальнейшем, и является проектная палата. Развиваться не только в части улучшения существующих процессов, но и за счёт создания новых услуг для населения и руководства страны.

Чиновники, наконец, смогут спокойно исполнять инструкции, которые полностью описывают их деятельность, и избавиться от руководителей-самодуров, со стороны которых время от времени приходят странные указания. Более того, они получают уверенность в завтрашнем дне: честно работай, изучай инструкции для занятия интересующей должности и участвуй в честной конкуренции на любое место на основе знания инструкции – только это будет определять успех чиновника в обновлённом госаппарате. Карьера будет зависеть не от своеволия вышестоящего бюрократа, а от личных способностей плюс соблюдения прозрачных и понятных правил.

Простой житель нашей необъятной страны постепенно избавится от идиотизма бюрократических методов работы чиновников на всех уровнях взаимодействия с государством: от обращения за паспортом и до устройства ребёнка в детский садик. Это позволит ему пользоваться услугами государства значительно чаще и с большей радостью, чем сейчас. Кроме того, это приведёт к удешевлению медицины, продуктов питания и иных товаров и услуг, которыми человек пользуется каждый день: оптимизация системы здравоохранения, оздоровление полиции и устранение излишних бюрократических препонов для бизнеса сделают своё светлое дело.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.02.23 12.43.40ENDTIME
Сгенерирована 02.23 12:43:40 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/1570460/article_t?IS_BOT=1