Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Закон о промышленной политике

Законопроект N 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации», 7 октября 2014 года прошел первое чтение в Государственной думе.[1]

Экспертиза Закона вскрывает серьезные недоработки методологического характера. В существующем варианте Закона нет четкого представления о  месте и роли промышленной политики в экономическом развитии страны. Промышленная политика рассматривается, прежде всего, как система мероприятий, направленных на компенсацию того ущербного положения, в котором промышленный сектор экономики России оказался в результате радикальных рыночных реформ, осуществляемых в последние 25 лет.  В этом ключе в Законе прописаны такие положения, которые должны обеспечить формирование такой экономико-политической среды, которая бы гарантировала равные конкурентные условия для всех промышленных отраслей в структуре всего народного хозяйства. Но такой основной посыл, заложенный в Закон, явно недостаточен и неадекватен задачам современного непростого этапа развития России.

Дело в том, что промышленная политика, как её понимают во всем мире, это совокупность государственных регулирующих мероприятий, направленных на создание привилегированных условий для развития отдельных секторов и отраслей как промышленности, так и других сфер экономики[2]. Промышленная политика проводится не для того чтобы обеспечить некие равноценные условия развития всей промышленности, а именно для создания преференциальных условий для определенных сфер, неминуемо, за счет других отраслей.

Первая глава Закона бездумно декларирует необходимость «сбалансированного» развития всех отраслей промышленности. Дескать, мы за то, чтобы всем было хорошо! Ан нет!   Серьезная промышленная политика – это всегда выбор приоритетов, это всегда несбалансированное развитие, это сознательное нарушение естественных функций рыночной саморегуляции для обеспечения прорывов на заданных приоритетных направлениях. Промышленная политика – это обязательно секторальная политика, предназначенная  именно для создания преференциальных условий для определенных сфер, неминуемо, за счет других отраслей. Сталинская индустриализация – это настоящая промышленная политика, это настоящий жестокий, дерзкий выбор в пользу промышленной базы за счет крестьянства, в пользу тяжелой индустрии за счет легкой, в пользу оборонных отраслей за счет гражданских. А иначе, нельзя, или это не промполитика.

Существующая редакция статьи 3 пункта 8 главы 1 «обеспечение равного доступа (выделено нами) субъектов промышленной деятельности к получению мер государственной поддержки промышленной деятельности в соответствии с условиями ее предоставления, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации» противоречит как самому смыслу промышленной политики, так и последующему пункту 9 «выбор приоритетов и направлений развития промышленности на основе сбалансированности государственных интересов и интересов субъектов промышленной деятельности». Очевидно, что выбор приоритетов неизбежно означает дискриминацию в развитии отраслей и противоречит нейтральному подходу, заявленному в пункте 8. Поскольку промышленная политика  всегда делает осознанный выбор в пользу одних отраслей и субъектов, то другие субъекты неизбежно окажутся дискриминированы. А иначе нельзя, или это не промышленная политика. Вопрос в том, чтобы создать такие условия дискриминации, предпочтения одних другим, которые бы способствовали прогрессивному прорывному развитию всей экономики.

В Законе активно проводится мысль о необходимости создания неких «равноценных условий развития промышленности  в целом, сопоставимых с условиями за рубежом». Снова промах! Такую задачу призван решать общий регуляторный режим обеспечения хозяйствования на территории страны. Если ставится вопрос о промполитике, то подразумевается нацеленность на прорыв, на особые привилегированные условия, по сравнению с зарубежными. Ведь за рубежом именно в таком русле принимаются аналогичные законы и проекты. Американская реиндустриализация, например,  основывается в том числе на низких ресурсных платежах, энергоносители в четыре раза дешевле, чем в Европе[3]. И где тут «равноценность»?

 В существующем варианте текста Закона предложены всего две задачи  промышленной политики, которые не являются собственно настоящими задачами промышленной политики, понимаемой как дополнительные усилия государства по созданию точек роста национальной экономики, прогрессивных структурных сдвигов, опережающему технологическому развитию и пр. 

В тексте Закона речь идет исключительно о финансовой поддержке и практически не упоминается кредитная поддержка промышленной политики. Финансовая поддержка предполагает безвозмездные условия выделения средств или создание дополнительных преференций в виде, например, налоговых льгот, не подлежащих компенсации со стороны субъектов промышленной деятельности. Кредитная поддержка всегда предполагает льготное, преференциальное обеспечение кредитными ресурсами, подлежащими возврату. Термин «конкурентоспособные»  условия долгосрочного заемного финансирования означает «равные», «одинаковые с другими» условиями, так что никакой кредитной поддержки в данном случае не просматривается. Смысл кредитной поддержки предполагает создание лучших по сравнению со среднерыночными, «конкурентоспособными» условиями кредитования.

Таким образом, идеология и методология Законопроекта соответствует задачам моральной и материальной реабилитации всей промышленности без учета необходимости прогрессивных структурных сдвигов, развития передовых технологий  и прочих полезных институций.  В настоящий момент Закон о промполитике выглядит как  дополнительный  заградительный барьер промышленности России от ветров рыночной конъюнктуры, как очередная законодательная «линия Мажино», за которой промышленники надеются отсидеться, лопая новые порции пресловутой «господдержки» - уютно, сытно и ответственности никакой. История показала печальную участь «линии Мажино» и многих других оборонных стратегий

 

[1] http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=555597-6&02

[2] С.А. Толкачев. Промышленная политика и мэйнстрим: причины несовместимости. //Экономист, 2014, N4





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.11.18 07.49.50ENDTIME
Сгенерирована 11.18 07:49:50 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/1690759/article_t?IS_BOT=1