Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Mp3baza.net скачать музыку бесплатно


->

«Россия на грани катастрофы, к власти могут прийти комиссары»

ПОРТРЕТ КРИЗИСА

Нынешний кризис можно разложить по четырем векторам: внешне- и внутриэкономическому, внешне- и внутриполитическому. По первому вектору ситуация близка к 1986 г., когда советская геронтократия расслабилась и, погрузившись в болото экономического застоя, продолжала реализовывать амбициозные геополитические проекты, пока не получила сильнейший экономический удар от падения цены нефти. Члены политбюро наверняка тоже ждали отскока нефти, и он случился, но уже когда страна прекратила свое существование. Чем бы ни был вызван обвал цены нефти — эффектом технологической революции или договоренностями США и Саудовской Аравии, — его нужно принять как факт.

Внутриэкономическая ситуация быстро скатывается к периоду шоковой терапии 1992-1993 гг.: сжатие кредита, кризис неплатежей, падение производства. Все это усугубляется подрывом доверия к рублю, нарастающим инфляционным и девальвационным давлением. Третий и четвертый вектора ближе к ситуации 1914 г., когда страна, патриотично защищая братьев-славян, ввязалась в затяжной конфликт с более сильным противником, к чему не была готова. Внутри страны все необходимые реформы заменила беспощадная борьба с инакомыслием, что привело к радикализации внутриполитической борьбы, вылившейся в гражданскую войну. Сто лет спустя у нас тоже есть свой «женевский изгнанник», готовящийся «возглавить революцию».

Инерционное развитие приведет ситуацию (при различных комбинациях векторов 1-4) к реализации одного из трех возможных сценариев: Ливии, Югославии или Северной Кореи. Пример Ливии с ее $100 млрд международных резервов показывает, что они не спасают от хаоса и гражданской войны. Судьбу страны нельзя отдавать на волю цены нефти. Надежда на отскок — это не план и не решение. Но пока чиновники лишь реагируют на внешние удары и сигналы, пытаясь закрыть расползающуюся черную дыру оскудевшими резервами. Стратегическую инициативу нужно взять в свои руки, начав действовать на опережение. Действия должны быть основаны на реальной оценке состояния экономики, сколь бы она ни была неутешительной.

Введенные санкции — это минимальный набор мер. У наших западных партнеров остается широкий арсенал средств усиления давления: заморозка резервов, отключение от международных платежных систем, технологические санкции, торговые эмбарго. Геополитический расчет на то, что Запад «проглотит» украинскую ситуацию, как это было в отношении Грузии в 2008 г., не оправдался. Наивно рассчитывать и на быстрое выправление экономической ситуации. Задача США сейчас — доказать всему миру свое влияние, проучить Россию, даже если Европа даст слабину и начнет отменять санкции. США уже приняли закон, позволяющий наказывать компании третьих стран за работу с Россией. Мы становимся слишком слабыми, чтобы отстаивать свои интересы в переговорах с международными партнерами. Теперь задача — избежать неприемлемого для России Брестского мира-2.

Ниже предлагаются решения, которые помогут вывести Россию на новую траекторию развития. Компромиссные решения остановят радикализацию политической борьбы в стране и снизят внешнее давление. Сейчас необходим реализуемый на практике план без лишнего идеализма и догматизма, не требующий революций. План, который может быть принят «верхами» и «низами». Если наш вариант покажется слишком радикальным, представьте, что будут делать «комиссары», которые придут в семнадцатом году исправлять наши ошибки и бездействие.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Падение рубля в середине декабря («100 руб. за евро») стало точкой бифуркации и разрушило выстроенное за много лет доверие к системе управления. И широкие массы, и элита получили сигнал, разрушивший привычную картинку. Придется расставлять приоритеты: хотим мы избежать дефолта по внешним долгам или сохранить капитал внутри страны для развития и инвестирования? Стабилизация невозможна без восстановления доверия граждан и элит. Падением рубля она подорвана. Теперь в глазах граждан бумажки, которые печатает ЦБ, ничего не стоят, только доллары и евро имеют истинную ценность. Для восстановления доверия к ЦБ необходима смена его руководства.

Следующий шаг — тотальная распродажа валюты из международных резервов РФ по любому курсу выше нуля. Задача — перевести все валютные резервы в частную собственность резидентов РФ, оставив в резервах только золото. Весь агрегат денежной массы М2 может быть конвертирован в доллары по курсу не выше 70. Необходимое условие — поддерживать во время распродажи М2 на неизменном уровне (т. е. ограничение эмиссии, в том числе через банки). После перевода валютных резервов в частную собственность их арест или заморозка будут едва ли возможны, как и взыскание $50 млрд в пользу бывших владельцев «Менатепа».

Резервы золота, находящегося на территории России в хранилищах ЦБ, сохраняются на случай войны, голода или другого форс-мажора, при котором понадобится приобретать жизненно необходимый импорт. Также полезной мерой стала бы «монетизация» золота, его перевод в разряд денежных средств при полной отмене любых налогов и пошлин на него, включая НДС, и разрешение на использование золота как законного средства платежа во внешней торговле.

Мы не считаем целесообразным введение контроля за движением капиталов. Практика начала 2000-х гг. показывает, что действенные механизмы контроля ввести все равно не удастся. Куда более серьезной мерой в целях обеспечения доступности валюты для импортеров мог бы стать переход к уплате экспортных пошлин в иностранной валюте или золоте с их последующей продажей на бирже.

В то же время объявляется мораторий на выплаты по внешним долгам в отношении стран, которые ввели против России санкции. Во-первых, эта мера сохранит капитал у резидентов и позволит избежать варианта валютной «продразверстки» для выплаты внешних долгов любой ценой за счет граждан РФ. Во-вторых, долги брались в том числе и исходя из предпосылки, что их можно будет рефинансировать (хотя бы частично). США и ЕС изменили правила игры — мы должны быть вправе остановить игру до восстановления правил, по которым мы в нее входили.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Банки находятся в крайне тяжелом состоянии: убытки от грядущих корпоративных дефолтов, потребкредитов сокращаемым сотрудникам, валютных кредитов на недвижимость и т.д., вероятно, превышают суммарный капитал системы. Однако предлагаемая сейчас «докапитализация через эмиссию» только усугубит проблемы и усилит инфляционное давление. Ключевые принципы для преодоления банковской части экономического кризиса.

  1. Спасение только вкладчиков и только в объеме вновь утвержденных лимитов страхования вкладов. Держатели облигаций и акционеры банков, включая государство, должны принять убытки в полном объеме.
  2. Жесткие требования по докапитализации, без участия государства, после чего отзыв лицензий для не выполнивших требования.
  3. Разгрузка балансов банков от непрофильных активов (дочерних девелоперов, заводов, пароходов и т. п.), недопущение в будущем сокрытия банками убытков в дочерних компаниях в виде «инвестиций».

Другая действенная мера по борьбе с банковским кризисом — введение временного (например, на год) моратория на погашение тела кредитов резидентам РФ. Проценты при этом должны своевременно уплачиваться. Не все компании будут способны во время кризиса выплачивать даже проценты. Именно заемщики должны стать приоритетными объектами программ реструктуризации и финансового оздоровления бизнеса, но без участия государства и только через рыночные механизмы смены собственников. Компании, находящиеся в менее тяжелом положении, получат необходимую передышку. В перспективе для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы необходимо:

  1. Провести демонополизацию банковского сектора за счет ограничения максимального размера кредита на группу связанных заемщиков (в периметре консолидации по МСФО), например, 10 млрд руб. или 5% капитала банка (по меньшей величине) и, возможно, через введение лимита на максимальную долю одного банка в активах банковской системы. Кредиты сверх максимальной суммы заменять на синдицированные или на рыночные выпуски облигаций.
  2. Жестко контролировать и регулировать принятие банками валютных рисков:
    1. запретить кредитование в валюте физических лиц и компаний, не имеющих валютной выручки;
    2. обеспечить жесткое требование по балансировке валютных пассивов (особенно депозитов) качественными валютными активами (кредиты компаниям с высоким рейтингом, имеющим валютную выручку, высокорейтинговые ценные бумаги).

При снижении валютных резервов ниже уровня, достаточного для выплаты валютных депозитов в российских банках всем их держателям-резидентам, возможно, придется запретить российским банкам новое кредитование в иностранной валюте — даже экспортеров. ЦБ как «кредитор последней инстанции» имеет возможность выпускать только рублевую ликвидность для погашения набегов на банки, находящиеся в зоне его регулирования, и не сможет более принимать на себя валютные риски для стабилизации системы. При этом банки смогут предлагать клиентам другие инструменты сбережений, например инвестиции в валютные облигации или другие валютные инструменты, доступные посредством брокерских счетов.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА

Значительная доля капитала в России имеет коррупционное происхождение и контролируется силовиками, чиновниками и сотрудниками госкорпораций. Необходимо объявить его амнистию: любой человек, который заявит всю собственность, в том числе заведенную на родственников/подставных лиц/офшоры и т. д. до 31.12.2015 и уплатит 13% НДФЛ, не будет преследоваться в рамках коррупционных дел. При этом обязателен уход с госслужбы, из госкомпаний с пожизненным запретом на работу в них и права избираться в органы власти.

С 1.01.2016 г. в России вступает в силу статья 20 Конвенции по борьбе с коррупцией, и все, кто не воспользовался амнистией, попадают под ее действие. Одновременно вводятся поощрительные выплаты гражданам, сообщившим о фактах коррупции, в размере 25% от объема конфискованной нелегальной собственности плюс освобождение от уголовной ответственности за преступления, не связанные с насилием, для лиц, способствовавших раскрытию коррупционных преступлений.

Цель этих мер — создать класс собственников, сохранить капитал в стране и наконец завершить период накопления первоначального капитала. Важно превратить «распильщиков», сидящих на денежных потоках с высокой долей неопределенности и коротким горизонтом, в «акционеров» России, заинтересованных в росте капитализации активов, находящихся в их долгосрочном владении. Но при этом остаться в рамках капиталистической, а не феодальной модели. Попутно существенно сократить количество чиновников и силовиков, как и регулирующие функции государства: они неэффективны, в кризисном бюджете нет средств на их содержание. Система мотивации должна стимулировать наиболее коррумпированных лиц покинуть посты и легализоваться, а затем подключаются правоохранительные органы и вычищают всех, кто не понял, что правила поменялись.

Создав крупный новый класс легальных собственников, необходимо стимулировать их и остальных экономических агентов инвестировать в экономику России.

Одновременно потребуется пополнение бюджета для выполнения социальных обязательств, что может быть осуществлено массовой приватизацией госактивов в пользу исключительно граждан РФ, включая легализовавших капитал.

НАЛОГОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Нужно снизить и упростить налоги. Нагрузку на труд — снизить не на проценты, а в разы. Результатом станет повышение конкурентоспособности сервисов, инновационных компаний. Мы получим реальную картину занятости и стоимости труда в стране, уберем конвертные зарплаты, сделаем доступными кредиты для получателей серых зарплат и, наконец, начнем слезать с нефтяной иглы. Для наполнения сокращенного бюджета придется повысить налог на недвижимость и ввести экспортные пошлины на цветные металлы и удобрения. НДС заменить плоским налогом с продаж, что упростит его администрирование. Цель — создать условия, когда с точки зрения риска и управления бизнесом предпринимателю будет удобнее платить налоги, экономя на ведении двух видов отчетности, теневой и официальной.

ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТА

Отказ от проведения чемпионата мира по футболу как символа бессмысленных затрат должен стать первым шагом для возвращения в реальность и существенного снижения расходов бюджета. Необходим секвестр такой статьи бюджета, как «Национальная экономика», и запрет «программ поддержки предпринимательства» на всех уровнях бюджета. Лучшая поддержка — снижение налогов для всех, а не «индивидуальные» решения вроде «Сколково», ОЭЗ, «Роснано» и т. п. Единственная «неприкасаемая» статья — соцрасходы, нам важно избежать потрясений и революций, а также поддержать внутренний спрос. Все остальное идет под нож.

УСИЛЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ПОЗИЦИИ

Нужно быть готовыми к введению новых, более жестких санкций. В частности, к отключению SWIFT и Visa/MasterCard. Работы по созданию резервных систем для внутренних платежей уже идут, но нужно создать инфраструктуру для возможного отказа от платежей в валютах G7 во внешней торговле и перевода торговли на золото. Это потенциально увеличит транзакционные издержки, но позволит продолжить торговлю и станет гарантией невведения этих мер: будет очевидной их неэффективность.

КОНСОЛИДАЦИЯ ЭЛИТЫ

Даже такие действия будет непросто осуществить, принимая во внимания настроения и уровень поддержки руководства страны и консолидацию в элите. Сравните выражения лиц на церемонии принятия Крыма в РФ 18 марта и во время обращения президента 4 декабря 2014. Элита растеряна, деморализована и готовит посадку на запасные аэродромы. Президент не зря говорит, что знает, кто играет против рубля. Это делают крупнейшие компании страны. Их необходимо привести в чувство и консолидировать, для этого потребуется сильный шаг — отставка самых влиятельных из руководителей госкомпаний и расследование их деятельности.

Остальным надо дать надежду и показать выход из тупика, ведь по мере ухудшения экономической ситуации уровень деморализации и саботажа в системе управления будет нарастать. Необходимо остановить этот процесс на ранней стадии. Предложенные действия необходимо подтвердить знаковыми назначениями людей с сильной репутацией. Действовать необходимо быстро, иначе к октябрю 2017-го решения будут принимать совсем другие люди, и далеко не факт, что они и их решения нам понравятся.

Авторы — участники Московского экономического клуба, менеджеры крупных российских и иностранных компаний и банков, предприниматели Денис Волков, Дмитрий Попов, Данил Садовский, Александр Татьянин, Петр Трушин





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.


Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.



IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.09.16 16.28.25ENDTIME
Сгенерирована 09.16 16:28:25 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/1819564/article_t?IS_BOT=1