Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

22 Окт, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Добыча и переработка нефти дорожает.

Не знаю, заметили ли на "Афтершоке" выход очередного годового отчёта БП.  На всякий случай, ссылка ниже:

http://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/energy-economics/statisti...

Не вдаваясь в обзоры геополитики, проведём небольшое геолого-математическое исследование.  БП публикует добычу нефти как в тысячах баррелей в день, так и в миллионах тонн в год.  Под термином "нефть и другие жидкости" отчёт понимает:

* Crude Oil -- Собственно сырую нефть

* License Condensate -- Лицензионный газовый конденсат (для надмозговых переводчиков: этот конденсат добывается не "по лицензии", а "на лицензии", то есть считается в сепараторах на месторождении)

* Light Tight Oil (LTO) -- Лёгкую нефть из низкопроницаемых коллекторов, известную зоопарку под эвфемизмами "сланцевая нефть" и "нетрадиционная нефть"

* Bitumen -- Битумы и асфальтены из битуминозных песков, инвесторы называют эту лабуду "нефтяные пески"

* NGPL -- тяжёлые фракции природного газа: бутаны, пентаны, гептаны, которые вываливают из природного газа на перерабатывающих заводах.

В статистику БП не входят:

* Собственно сланцевые углеводороды -- получаемые пиролизом из природного керогена (углистых сланцев) специальный авиационный керосин и другие подобные жидкости.

* Синтетический бензин из угля.

* Синтетический бензин по технологии "газ-в-жидкость".

* Биотопливо: биодизель и этанол.  Кроме этих последних, три пункта выше -- пока малозаметная экзотика.

Итак, как будем считать?

(1) Используем две таблицы: "Добыча жидкостей в тысячах баррелей в сутки" и "Добыча жидкостей в миллионах тонн в год"

(2) Из каждой таблицы, берём обшее по миру, и отдельно США и Канаду.  Отдельно потому, что в США происходит добыча той самой LTO, а в Канаде -- тех самых битумов.  Кроме двух указанных стран, добыча LTO и битума в больших объёмах не практикуется.

(3) Преобразуем первую таблицу из тысяч баррелей в день в миллионы баррелей в год, учитывая високосные года.

(4) Делим вторую таблицу на первую по формуле {млн. тонн в год}/{млн. баррелей в год}/0.159. Тут 0.159 -- количество кубометров в барреле.  Результат формулы -- плотность "жидкостей" в граммах на кубический сантиметр.

(5) Переводим из г/см3 в градусы АПИ по формуле: АПИ = 141.5/пл. - 131.5.

(6) Рисуем.  Для сравнения приведены два уровня плотности: West Texas Intermediate 39.6 АПИ и уровень, считающийся в США газовым конденсатом: 45 АПИ.

Что получилось?

* Начиная примерно с 1991 года, США производит "в среднем" -- газовый конденсат, причём, начиная с 2000 года -- очень даже лёгкий конденсат, 52 АПИ или 0.771 г/см3.  Неудивительно: средняя плотность LTO на Баккене - 42-43 АПИ, а на Иглфорде так и вообще за 60.  Подъём плотности после 2011 года связан с переработкой канадского битума на территории США.

* В Канаде, ситуация интереснее: до 2000 года, нарастала добыча конденсата, плотность падала.  Но потом пришли на помощь битуминозные пески, и сейчас в-среднем плотность добываемых углеводородов в Канаде 36.5 АПИ, то есть вполне приличные 0.842 г/см3.

* Наконец, если не учитывать Канаду и США, то "жидкости" добываемые на планете Земля легчают: с 32 АПИ (0.865 г/см3) в 1965 году до почти 40 АПИ (0.825 г/см3) в 2014 году.

Почему так важно знать эти плотности?  Дело в том, что в двигателях сгорают не баррели, а тонны!  Теплотворная способность углеводородов считается от массы.

Плотность авиационного керосина -- 0.810 г/см3.  То есть, без учёта потерь и не ударяясь в нефтехимию, "средний" баррель нефти на Земле давал 1.07 барреля керосина, а в 2014 -- всего 1.02.  В США 1 баррель "среднеамериканской нефти" давал в 1965 году 1.15 барреля автомобильного бензина, а в 2014 -- всего 1.09.

На самом деле, ситуация ещё хуже.  Чтобы делать горючее из битума, необходим каталитический крекинг.  Чтобы делать из конденсата и LTO керосин и дизтопливо, требуется изомеризация.  И то, и другое -- стоит денег.  И там, и там -- ненулевые потери.  А из 85% объёма NGPL жидкого топлива делать нельзя!  Пентан в небольших количествах можно подмешивать в "зимний" бензин, что хорошо шесть месяцев в году в Канаде, но вряд ли прокатит в Техасе и Калифорнии.  NGPL можно (и нужно) использовать как газ: например, авто на пропан-бутане, но переделка автомобилей тоже влетает в копеечку.

Короче: дорожает не только добыча нефти, но и переработка.  БП следует брать пример с американской EIA, и показывать хотя бы NGPL отдельно.  Ещё полезнее было бы развалить статистику на  нефть, LTO, конденсат, битум, NGPL, однако, не стоит пугать население: добыча сырой нефти проскочила пик в декабре 2005 года, максимальная годовая добыча за 2006 год составила 20.40 млрд баррелей.  На 2014 год, добыча сырой нефти упала по сравнению с пиком на 2.2%, хотя и выросла на 1% по сравнению с 2013.  Примерно 38% "жидкостей" в 2014 году -- это битум, LTO, лицензионный конденсат и NGPL.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.10.19 18.58.55ENDTIME
Сгенерирована 10.19 18:58:55 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/1965001/article_t?IS_BOT=1