Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

завтра , Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


-> Публикации пользователей  Идеология 

Человеку нужен человек

soiz
2323 дня
 5137.38
soiz [1231402]  
01.09.2015 14:44  
Темы: десоциализация , мотивация , общество , творчество , труд , человек

Я, наверное, несколько наивно рассуждаю о серьезных вопросах нашего бытия. Сам постоянно чувствую недостаток знания, и мои статьи исходят не столько от ума, сколько от сердца. Но порой, когда читаю различные материалы о политике, экономике, меня начинает настораживать - как бы это сказать? – некоторая обесчеловеченность специфического языка, на котором обсуждаются подобные темы. Мы говорим об экономике или политике как о каких-то безличных, природных стихийных силах, забывая, что за всем этим стоит человек, что все это есть различные формы человеческих отношений.
Помните, что сказал Христос? «Что проку для человека, если, приобретя весь мир, потеряет он душу свою?» Так какой для нас прок от политики и экономики, в которой будет утерян и забыт человек? Расщеплена и растоптана его душа? В чем тогда смысл? Для чего все это?
Человек проник своим пытливым умом в различные глубины мироздания: он изучает состав далеких звезд, поверхность Марса, дно океана или минералогический состав горных пород. И это прекрасно. Но главным, как мне кажется, должно быть для человека самопознание, понимание того, чем мы являемся, что необходимо для нашего общего счастья и развития. Разве не это должно стать главной наукой ?


Немного о себе

Начну этот материал с небольшого рассказа о себе, чтобы постараться объяснить нечто важное.
Я с детства любил рисовать. Отдавался этому  занятию в свободное и не в свободное время (помню, как учитель сделал мне запись в дневник: «Рисует на уроках!») Где-то в восьмом классе у нас сложился небольшой дружеский кружок, объединенный общей любовью к рисованию и сочинительству. Мы увлекались созданием графических историй – комиксов. Часами я мог просиживать за столом, макая тонкое стальное перышко в баночку с тушью и аккуратно вырисовывать кадрики очередных похождений придуманных нами персонажий. Однажды я так просидел всю ночь напролет, не заметив как пронеслось время и в окна полился утренний свет… Но самый большой восторг был в том, чтобы после этого прибежать к другу и показать сделанное. Главным призом было дружеское сопереживание. Понимаете? Нет ничего лучше него, никакое творчество невозможно без сопереживания, так как творчество есть по своей сути диалог, обращение к другому человеку. Без читателя нет Достоевского, без сопереживающего зрителя нет Феллини.
И вот я так рос и мечтал, что однажды быть может повезет и стану художником. Пока не пошел служить в армию. Там меня послали в учебку для подготовки в качестве… сейчас точно вспомню как это называлось… «работника секретного делопроизводства» или проще говоря «секретчика». Собрался нас там взвод ребят первого года службы и вот, чтобы мы не сильно скучали в свободное от учебы время, нас бросали на различные хозяйственный работы, как правило, - на разгрузку вагонов. А когда узнали, что я умею рисовать, то меня стали направлять на работы иного рода. 
Думаю, многим известно, что такое «дембель-аккорд». Это когда военнослужащему срочной службы перед увольнением дают некое задание, успешное выполнение которого ускоряет демобилизацию. И вот в нашей части умненький, дельный старослужащий в качестве «дембель-аккорда» руководил возведением спортзала. В этом здании остались различные, так сказать, косметические доводки, а меня с парнем-украинцем бросили на разрисовывание стен. Нам дали лохматые, ужасные кисточки и половые, жидкие краски, которые, при попытке нанесения их на стену, просто стекали на пол. Пару раз попробовал объяснить, что материалы не совсем подходящие, но мне очень лаконично и доходчиво (как это умеют делать в армии) дали понять, чтобы я не выпендривался и рисовал тем, что есть. И я конечно рисовал – куда ж деваться? Но испытывал при этом странные чувства: впервые в жизни мне показалось, что быть художником может не так уж и здорово. И более того, вы не поверите, но я даже завидовал своим товарищам по взводу, которые в это время разгружали вагоны…
Хочу, чтобы меня поняли правильно: в данном случае речь идет не о каких-то моих старых обидах. Тот парень, что построил в части спортзал, был умничкой, наверняка из него впоследствии получился хороший руководитель. И при отсутствии ресурсов конечно же надо использовать то, что есть, и если в наличии только половые краски, а не художественные, то в самом деле не надо выпендриваться. Но я в данном случае хочу сказать о том, как обстановка, окружающая атмосфера человеческих отношений может все изменить – любимое дело может стать не вполне любимым…

Мотивация от  Тома Сойера

Надеюсь, что все в детстве читали книгу Марка Твена «Том Сойер». Помните историю с покраской забора? Том подрался с мальчишкой, испачкал костюмчик и тетя Поли в качестве наказания заменила ему субботний отдых «каторжной работой». И в том смысл наказания: оно должно быть тяжелым и неприятным. 
Том пришел к забору с ведром краски в состоянии тяжелейшей тоски. За «каторжной работой» его застал Бен Роджерс – ехидный мальчик, который был рад позлорадствовать. Далее случился замечательный диалог:
«Бен сказал:
- Что, старик, работать приходится, а?
Том круто обернулся и сказал:
- А, это ты, Бен? Я и не заметил.
- Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.
Том пристально посмотрел на Бена и спросил:
- Чего ты называешь работой?
- А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том снова принялся белить и ответил небрежно:
- Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
- Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!
Кисть все так же равномерно двигалась по забору.
- Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор.
После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал:
- Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал.
- Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором; понимаешь, он выходит на улицу, - если б это была та сторона, что во двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо трясется над этим забором. Его знаешь как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
- Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чутьчуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.
- Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь...
- Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
- Ну, ладно... Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
- Я все яблоко тебе отдам!»
В этом эпизоде на наших глазах совершается какое-то необычайное чудо – наказание, «каторжная работа» превращается в приз, который все захотели получить. К забору выстроилась целая очередь из детей, которые в обмен на право красить отдавали свои детские «сокровища». Как могло произойти это удивительное превращение? Как одно и то же действо может быть и «каторжной работой» и наслаждением?

А дело в том, что Том Сойер гениально изменил ауру своей работы: он придал ей высшую значительность, эстетическое удовольствие и она перестала быть тяжелым наказанием. Всего-то изменилась мотивация…Каторга закончилось, началось развлечение!

Стихийная самореализация

Для начала, чтобы меня правильно поняли, скажу, что я очень не люблю граффити, которыми изрисованы стены домов, заборы и т.д. Все это конечно сильно «засоряет» городское визуальное пространство. 
Наша набережная практически вся покрыта этими странными, пестрыми рисунками неизвестных художников. И нельзя не отметить, что эти работы имеют свою специфическую стилистику, они достаточно крепко сколочены в композиционном отношении, их  явно создают люди наделенные художественным даром. Рисуют это какие-то подростки, молодые люди. Давайте не будем говорить о том, что они такие-сякие-немазанные, а зададимся вопросом – зачем они это делают? Эти граффити огромные по размеру, чтобы их создать требуется очень большая работа, а кроме того и средства: баллончики с аэрозольной краской в специальных отделах стоят не дешево. Так зачем эти ребята идут на все эти жертвы, что они получают? Для чего так стараются? 
Дело в том, что у нас произошла атомизация общества: всем друг на друга наплевать. А в нашем городе создалась особая депрессивная ситуация: человеку невозможно творчески реализоваться. Это знаю не понаслышке, я общаюсь с одаренными людьми и они говорят примерно одно и тоже: «У нас мертвый город, никому ничего не интересно, мы никому не нужны». Речь даже не идет о коммерческой реализации; в депрессивном городе, в котором закрываются предприятия, а люди выживают, как могут, - конечно не до такой роскоши, как покупка картин. Но даже за бесплатно, просто на выставку у нас негде вывесить свои работы . 
И вот творческие ребята в условия всеобщего равнодушия рисуют прямо на городских стенах. Они ничего за это не получают, наоборот – они тратят на это свои деньги. И все потому, что есть такая потребность – демонстрировать плоды своей творческой деятельности. Это глубочайшая человеческая потребность. Человек хочет не только денег или комфорта, этим его интересы не ограничиваются. Граффити к тому же является субкультурой и в условиях общественного распада, когда граждане стали друг для друга чужаками, они начинают искать понимания, чувства сопричастности в таких вот неформальных группах. Как сказал герой фильма Тарковского: человеку нужен человек.

Пытка

Однако можно легко сотворить волшебство, только не со знаком плюс, как у Тома Соейра, а со знаком минус. Представьте, что автора граффити поймают, и заставят закрасить свое произведение, при этом какой-нибудь злющий дядька будет орать: «Ты, придурок, мерзкий ублюдок! Чтобы через полчаса тут все было закрашено!» И работать придется тоже с краской и кистями, но человек будет ощущать себя морально раздавленным и каждый мазок кистью будет унижать его… Работа похожая, но другая атмосфера, и все меняется.

Чтобы унизить, оскорбить и растоптать человека вовсе не обязательно изобретать какие-то сложные технологии. Садисты, которые ломали человека в концлагерях, прибегали к очень простым, но эффективным средствам: нацисты разрушали психику заключенных бессмысленной работой. Эсэсовцы, например,  заставляли перетаскивать камни с одного места на другое, а затем обратно. Или рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. В этой пытке принципиально важным было то, чтобы заключенные хорошо понимали – их труд бесполезен. А для человека катастрофически требуется для деятельности хоть какой-то смысл. Если бы их даже заставляли строить стены собственной тюрьмы – это было бы не так ужасно. А бессмыслица делает невыносимым любое занятие…

Строитель храма

Есть притча с очень глубоким смыслом о строителях храма . 
Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.
Три человека занимаются одним и тем же. Для одного – это тяжелая пытка, для другого – средство выживания, для третьего творчество, возвышающее его. Мотивация изменяет все. Если нет творческой самореализации, то всякий труд будет проклятьем…

Потребность в признании

В той гнусной и пошлой версии либерализма, что положена в основу реформ,  которые уже десятилетия коверкают, уродуют нашу Державу, человек представлен в качестве жадного, меркантильного существа, ищущего только наживы. Но, как сказано, не хлебом единым жив человек, ему недостаточно только денег, только физического насыщения, он испытывает и другой, душевный голод.
В введении к книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» есть небольшая глава «Процесс общения». В ней изложены очень важные мысли. Я ее приведу с небольшими сокращениями:
«Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обезпечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.
Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации (депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей). Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что – социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.
Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек, на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.
Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании. По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их «поглаживаниями») от даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно «поглаживание» в год от уважаемого им коллеги. «Поглаживание» может принимать самые разные формы». 
Человеку необходимы не только деньги, не только хлеб, но и то, что Эрик Берн называет «поглаживанием», т.е. признание окружающих. Если его нет, то человек «закрывается» и начинает деградировать… Или начинает искать признание в сектах, преступных сообществах или бежит в ИГИЛ.

Призвание

Вдумайтесь в смысл слова «призвание» - о чем оно говорит? Ведь тут речь идет о призвании на какую-то службу. А кто призвал человека на эту службу? Мне кажется тут скрываются религиозные корни: Бог дает человеку некий дар, талант для того, чтобы он исполнял в мире определенную службу. Реализация нашего таланта – это  долг перед Богом. А если обстоятельства складываются так, что талант не удается реализовать? Тогда человек утрачивает главный смысл своей жизни, она лишается сверхзадачи…

Семечка должна была превратиться в растение, а потом распуститься красивым цветком. Но  если  накрыть его горшком,  цветок увянет в темноте. 
Если человек не может реализоваться в обществе, если его труд превращается только в средство выживания, получение денег, то, вне зависимости от его тяжести, - это всегда форма рабства. Только роль плантатора с плеткой здесь выполняет царь Голод. Но невозможно полюбить рабскую плантацию или тюрьму. И человек начинает внутренне ненавидеть такой труд, он скверно, с мукой, «из-под палки» выполняет свои обязанности и всячески старается избежать унижающей его пытки. 
Человек по своей природе вовсе не лентяй, но леность легко может развиться из опыта безблагодатного труда.
Такой труд не только унижает, но и разрушает. Логичным дополнением к такому отупляющему труду служит отупляющий отдых. Человек возвращается с работы уставший, опустошенный, падает в кресло перед телевизором и, прихлебывая пиво, смотрит тупые шоу и сериалы. Он не растет, не развивается, он превращается в бездумное животное.
И начинается трагедия угасающего, одинокого, десоциализированного человека. Если люди не могут реализовать свой положительный творческий потенциал, начинается процесс гниения человеческих душ, и на свободу вырываются демоны разрушения. 
В мире нет постоянства,  все находится в движении, и есть два вектора – рост и увядание. То, что не растет – деградирует. 
Человек лишенный живой связи с окружающими людьми, причастности к какому-то коллективному действию, начинает убивать себя: иногда медленно – с помощью никотина, алкоголя, наркотиков, иногда быстро – с помощью веревки или выстрела в голову. Жизнь становится похожей на бессмысленное, хроническое заболевание с летальным исходом. 
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова выступая перед медиками Барнаула, сказала, что большинство россиян умирает не от внешних факторов или болезней, а от злоупотребления спиртным. По словам Вероники Игоревны, смертность в России повышается «не за счет того, что население стареет». Повышается она, в частности, у людей в возрасте от 30 до 45 лет от пьянства.  «Ужас в том, что при вскрытии погибших пациентов в 70% случаев выявляется алкоголь в крови, — утверждает министр. — Кроме того, впервые за последние годы увеличилось количество суицидов, алкогольных отравлений и не поставленного своевременно диагноза пневмонии у представителей асоциальных групп населения. Это большая проблема».
Распадающийся социум утрачивает энергию жизни, которая сменяется волей к смерти. 
И на общественную сцену выходит субъект утративший все связи, оборвавший все корни. Это «тотальный партизан» - человек, для которого в мире уже нет своих, все стали чужими, нет ничего  близкого, родного, есть лишь враждебное пространство. Такое состояние прекрасно передал Сергей Шнуров в своей песне:

Hикого не жалко, никого –
ни тебя, ни меня, ни его.
Hет дpyзей и нет пpиятелей,
Hет вpагов и нет пpедателей.
Многим из нас yже жить не хочется…

Нет ничего святого, ничего близкого, нечего предавать, и нечего жалеть. И даже себя уже не жалко, так как «уже жить не хочется». Человек из творца превращается в бомбу, несущую окружающим смерть и разрушение. 

P.S. «Любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: женщину, Родину. До сего момента человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка. А может мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?» (Из фильма Андрея Тарковского «Солярис»)

Просмотров за 24 часа 1 всего 1259
В обсуждении 43 комментария
Оценок:  44   cредняя: + 1.86


Обсуждение: 43 комментария, последний - 13.09.2015 20:20,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети




>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.
Михаил Делягин

"Конец Эпохи. Том 2
Специальная теория глобализации"

pdf,fb2,epub - 800 страниц
Купить за 499р.



IN_PAGE_ITEMS=2044051ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.02.17 20.47.02ENDTIME
Сгенерирована 02.17 20:47:02 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2044051/article_t?