Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

«Аллах Акбар» Ну и Путин тоже....



От Корана до Танаха. Можно ли вывести священные тексты из-под законов об экстремизме?

Если президент выступил с законодательной инициативой – считайте, что закон принят. На сей раз предлагается освободить от проверок на экстремизм цитаты из Священного Писания. Можно порадоваться, что экстазу по борьбе с экстремизмом будет положен хоть какой-то предел, а то прошедшим летом в Екатеринбурге взялись проверять, к примеру, еврейскую Библию. Но евреи – народ тихий, и тогда обращения к президенту ни к чему не привели. Они сработали этой осенью, когда Сахалинский суд признал экстремистскими некие исламские материалы с цитатами из Корана. Решение суда оспорил человек, которому Кремль не привык отказывать, – Рамзан Кадыров. И завертелось.

Несколько лет назад, в относительно мягкие времена, я решил загрузить на свой планшет электронный текст Библии и с удивлением обнаружил, что она везде маркирована: где 16+, а где и 18+. И все это в строгом соответствии с законом: в Библии встречаются эпизоды насилия, распития спиртных напитков и любовные сцены с участием несовершеннолетних.

Получается, что Библию нельзя давать детям? По букве закона – да, так и есть. А если посмотреть, что говорится в ней о каких-нибудь нечестивых язычниках вроде хананеев? Да тут и без лингвистической экспертизы все будет ясно: экстремизм, разумеется.

В Библии встречаются эпизоды насилия, распития спиртных напитков и любовные сцены с участием несовершеннолетних

Нет, мы, конечно, понимаем, что такие законы пишутся для выборочного исполнения. Когда надо будет завести уголовное дело против надоевшего оппозиционера или просто отчитаться о непримиримой борьбе с вселенским злом, под экстремизм подведут и «Курочку рябу», сеющую зерна ненависти к социальной группе «дед и баба» и призывающую уничтожать их особо ценное имущество в виде золотых яиц. Зато призывы двинуть танковые колонны на столицу одной соседней страны, которых мы наслушались за последние полтора года, – это будет смелая гражданская позиция, которую в нашей демократической стране можно только уважать и всячески поддерживать.

Неслучайно ведь в Екатеринбурге ополчились тогда именно на еврейский Танах. (Можно было и на христианский Ветхий Завет, ведь это одно и то же.) А вскоре – на исламские тексты, цитирующие Коран. Законодательство на этот счет высказывается противоречиво: с одной стороны, борется с экстремизмом, с другой – с недавних пор, как известно, защищает чувства верующих от кощунства. Поэтому надо навести порядок и дать возможность каждому верующему невозбранно цитировать свое Священное Писание, чтобы ненароком не оскорбить его нежных чувств.

Или не каждому? 

Религий много, но в России с точки зрения государства есть четыре традиционные религии – их священные тексты и будут объявлены неприкосновенными. И какая разница, что у буддистов, строго говоря, нет общепризнанного канона и вообще представлений о Писании как о сборнике уникальных текстов, написанных Богом и человеком как соавторами. Что-нибудь придумают и для них, ведь традиционных религий у нас четыре, и это священное число.

Те, кто придумал и лоббирует этот закон, явно исходят из двух предпосылок, и обе, на мой взгляд, ложные и опасные. Первая заключается в том, что государство может и должно контролировать все тексты, читаемые на его территории, на предмет их соответствия некоторым стандартам. А вторая – что все граждане равны, но адепты четырех религий намного равнее, и многое позволительно им просто потому, что так повелевают им заповеди.

Кстати, если всерьез принять эти тезисы, придется расстаться со значительной частью классической русской литературы. Помните, как развлекались семь богатырей из сказки Пушкина, пока их названая сестрица, будущая спящая царевна, готовила им обед? Выезжали они «погулять, серых уток пострелять… иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса». Если это не прямые призывы к насилию на почве национальной вражды, тогда что это?

Проблема исчезнет, как не было, если вдруг вспомнить, что так тогда жили. Толерантность – понятие в истории человечества относительно новое. Пока не появился либерализм, подавляющее большинство людей были уверены, что иноплеменников и иноверцев следует если не сразу убивать, то по крайней мере презирать, гнобить и ненавидеть. И традиционные религиозные тексты отражают эту точку зрения, как отражают представления о плоской Земле, накрытой небесным куполом, по которому движутся Солнце и Луна. Но не за это, как говорится, мы их сегодня ценим.

Ни одно Писание не существует без традиционных толкований – что мы теперь будем делать с ними? Законодательно оградим один Танах – а Талмуд оставим на растерзание борцам с экстремизмом? Но какой же иудаизм без Талмуда? Какое православие без Святых Отцов? Какой ислам без Сунны? (Впрочем, мы знаем какой: шиитский и алавитский, но при всем к ним уважении эти направления ислама в России практически не представлены). А ведь все эти традиционные комментарии ничуть не более толерантны, чем соответствующие отрывки из Писания.

Матерые антисемиты, как известно, охотно цитируют Талмуд – те строки, где говорится о презрении к неевреям. А матерые борцы с христианским антисемитизмом приводят в ответ аналогичные цитаты из христианских авторов, только уже про евреев. Если хочется найти экстремизм в священных текстах, то поверьте, это совсем не сложно, потому что он в них все-таки есть.

В Европе религиозные войны стихли, по сути, лишь в XIX веке (даже в Швейцарии католические кантоны воевали с протестантскими!), а на Ближнем Востоке и в других частях мира по-прежнему именно религиозные различия становятся если не основной причиной войн, то по крайней мере их главным оправданием и движущей силой. Чем не угодил Башар Асад своим подданным, можно долго и подробно рассуждать, но достаточно будет сказать, что он алавит, а среди его подданных много суннитов, для которых алавиты – хуже язычников. А для иранских шиитов, напротив, они едва ли не родные братья именно потому, что враги суннитам. И все становится ясно.

Можно попытаться законодательно отделить «толерантное Писание» от «экстремистских комментариев», но это свидетельствует лишь о полном непонимании того, как устроена человеческая культура 

Любая религиозная традиция изобилует текстами, которые подобную вражду оправдывают и подогревают. Можно попытаться их запретить, но религия плохо поддается грубым запретам и ограничениям. Можно попытаться законодательно отделить зерна от плевел, а «толерантное Писание» от «экстремистских комментариев», но эти попытки свидетельствуют лишь о полном непонимании того, как устроена человеческая культура и в особенности религия. И потому обречены на провал. Более того, этим законом, подозреваю, воспользуются не мирные раввины Екатеринбурга, по субботам изучающие Танах с пока еще не запрещенными комментариями Раши, а как раз настоящие экстремисты. Надо напоминать, что пишут на своих знаменах исламские террористы? Исключительно цитаты из Писания.

Цитата нуждается в истолковании, как закон – в правоприменительной практике. Попытки регулировать жизнь текстов, уже проживших в этом мире века и тысячелетия, – бесплодны и опасны. Значит ли это, что никакой текст в принципе нельзя запрещать? Вероятно, нет, если речь идет о призывах к насилию в отношении конкретных людей: «похищайте курочек, убивайте дедов и бабок, разбивайте все золотые яйца» – это повод для обращения в прокуратуру.

А все остальное – повод для вдумчивого разговора. Например, о том, как читать Писание в сегодняшнем мире, где есть ядерное оружие и свежа память о двух мировых войнах. Ссылкой на «традиционность» и «священность» тут не отделаешься.

https://slon.ru./posts/58096

 

Ислам: по следам Уицилопочтли и Кали [18+]

 

Коран и фанатики

Давно я не писал о религии, но 14 октября 2015 года Путин внес в Госдуму законопроект, запрещающий признавать содержание Библии, Корана, Танаха и Ганджура экстремистскими материалами. Мнения по этому поводу тут же разделились на два лагеря: кто-то это приветствует, кто-то возмущён, но, к сожалению, проблема исламистского экстремизма не сводится к вопросу о Коране.

Коран пропитан ненавистью

Казни ИГИЛ без цензуры

Я уже писал о Коране и моё мнение с тех пор не изменилось: это книга, насквозь пропитанная ненавистью, злобой и агрессией, нудная и туповатая.

Коран в буквальном прочтении прямо и недвусмысленно призывает мусульман убивать неверных, то есть нас с вами, причём этому вопросу посвящена существенная часть книги. Это не удивительно, учитывая тот исторический период, когда она писалась, и особенности личности её автора.

В мире сейчас слишком много людей, которые понимают Коран буквально, а затем взрывают, расстреливают, похищают мирных людей и отрезают им головы. То, что между исламом и терроризмом давно проведен знак тождественности, далеко не случайно.

Означает ли это, что Коран нужно запретить?

Запрещать книги - безусловное зло

Казни ИГИЛ без цензуры

Нет такой книги, которая должна быть запрещена. Всё, что создано человечеством, имеет ценность: культурную, историческую, научную и так далее. Это равно относится к «Незнайке в Солнечном городе», Корану, Mein Kampf и учебнику по биологии для шестого класса.

Один раз начав что-то запрещать, очень сложно установить однозначные критерии, по которым можно отнести книгу к запрещённым. Поэтому рано или поздно под запреты попадает совсем не то, что планировалось, - классика, детская и религиозная литература.

Рукописи и раньше-то не горели, а в эпоху Интернета уничтожить книгу или хотя бы серьёзно помешать её распространению невозможно в принципе, даже пытаться это сделать - глупо.

Соответственно, мне хотелось бы, чтобы закон, запрещающий распространение любых книг, был отменён не только в отношении отдельных религиозных текстов, а полностью.

С исламским фундаментализмом тоже нужно смириться?

Нет экстремистской литературы, есть экстремистские организации

Казни ИГИЛ без цензуры

Нет, не нужно ни с чем мириться. Мысли и слова запрещать нельзя, зато опасные для общества действия - можно и нужно. Нельзя совершать преступления и нельзя создавать организации, неизбежная часть деятельности которых - провоцировать своих участников на преступления.

Кафедра религиоведения в университете может изучать Коран, анализировать его, строить теории, обучать студентов, используя его, как одно из учебных пособий, и в этом нет ничего плохого.

Исламистские же религиозные организации успешно используют Коран для того, чтобы подтолкнуть людей к насилию. Благодаря его воинственной тональности им очень легко объяснять необразованным, бедным и недовольным своей жизнью людям, что они должны взять в руки оружие. Дополнительная опасность заключается в том, что Коран подталкивает людей к расширенному суициду, делая из них террористов-смертников. Деятельность таких религиозных организаций нужно прекратить.

А как же свобода вероисповедания?

Религии приходят и уходят

Казни ИГИЛ без цензуры

За свою историю человечество создало потрясающее множество религиозных учений и большая часть из них благополучно ушла в небытие. Например, я не знаю среди своих знакомых никого, кто поклонялся бы Иштар, Юпитеру, Перуну, Ра или Кетсалькоатлю, хотя в определённые исторические эпохи посвящённые им религиозные культы были доминирующими на огромных территориях в течение тысячелетий.

Часть религий исчезла вместе с народами, их исповедовавшими, часть была вытеснена более привлекательными религиями, а часть не вписалась в новые представления общества о границах допустимого. Когда-то массовые человеческие жертвы или грандиозные оргии были нормой для огромного числа религиозных культов, а сейчас трудно себе даже представить, чтобы тысячу человек зарезали или сожгли живьём во время праздника, просто чтобы доставить удовольствие очередному божку. ИГИЛ сейчас остаётся одним из немногих мест, где подобное возможно - во славу Аллаха, разумеется.

Мир меняется и то, что было вполне нормальным в прошлом, постепенно становится абсурдным, вредным или даже опасным. Исламу в его современном виде уготована такая же судьба, как кровавым культам Кали, Молоха, Тараниса и Уицилопочтли. Никто не скорбит о том, что их больше нет с нами, и об Исламе рано или поздно забудут.

Ислам уйдёт сам или нужно ему помочь?

Комплексное лечение

Казни ИГИЛ без цензуры

Благодатная почва для любой религии это необразованность и бедность. Чем более развито общество, тем менее оно религиозно - это общее правило. Поэтому образование и активная пропаганда нормальных, общечеловеческих ценностей и прав - хорошая профилактика от религиозного радикализма вообще и ислама в частности.

Следующий шаг - жёсткое и неуклонное удержание норм и правил цивилизованного общества, установленных светским законодательством, в любых ситуациях. Никаких шариатов и превращения европейских городов в бойню на Курбан-байрам - есть УК, нормы СЭС для забоя скота и правила проведения массовых мероприятий - и их нужно просто соблюдать. На первом месте светские законы, личные религиозные придури каждого - в конце списка.

Оскорбление чувств верующих имеет смысл забыть, как страшный сон. Если кого-то оскорбляет карикатура на пророка - в дурдом этого оскорблённого, на ударные дозы галоперидола. Если пророку что-то не нравится, пусть он сам отнесёт заявление в районный суд, ну или огненный дождь с неба организует для жалких смертных, а взрослым людям с обидчивыми и агрессивными воображаемыми друзьями лечиться нужно.

Религиозные мусульманские организации в своей стране нужно выявлять, как очаги сифилиса, регулярно мониторить их деятельность на предмет соответствия УК и проводить среди их участников профилактическую работу. Почему опасные заболевания у нас контролируют, а опасные религиозные течения - нет?

Со странами, которые сделали ислам государственной религией и живут по законам шариата, лучше ограничить экономические и политические отношения до необходимого минимума. Не нужно строить иллюзий на их счёт - они никогда не будут нашими друзьями или союзниками. И не принимать никаких беженцев оттуда ни под каким соусом, даже если они поклянутся на сковородке со шкварками, что отрекаются от ислама!

Ну и, наконец, теми, кто открыто объявляет нам джихад, нужно заняться всерьёз - души в срочном порядке отправить к Аллаху, тела - в ямы с просроченной свиной тушёнкой, мечети похуже - сравнять с землёй, получше - сделать музеями. В конце концов, назвался моджахедом - получи и распишись. Это тот самый случай, когда с людьми стоит поступить так, как они хотят обойтись с нами. По крайней мере, это справедливо.

http://zhartun.me/2015/10/quaran.html

P.S ( от публикатора) Имеющий уши слышать- услышит,имеющий глаза видеть- увидит,имеющий Ум да сочтет.... 

 

 






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.09.24 22.16.50ENDTIME
Сгенерирована 09.24 22:16:50 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2094522/article_t?IS_BOT=1