Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Приглашаем на Семинар ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: новая реальность и переформатирование мира (МОСКВА, 09 сентября - 10 сентября 2017) Cкидка 500руб.

->

Нефтегазовая игла государственных бюджетов


В прошлой статье продемонстрировал базовые показатели государственных бюджетов стран нефтегазовых экспортеров. Теперь собственно, нефтезависимость гос.бюджетов за последние 25 лет. Какая доля нефтегазовой ренты в бюджете?

Бюджет – представляет собой консолидированный счет бюджета центрального/федерального правительства и всех субъектов/муниципальных/региональных образований. Нефтегазовая рента – все доходы (прямые и косвенные), которые государство изымает непосредственно с экспортеров нефти и газа.
нефтегаз1
Критически высокая зависимость от нефти/газа в Ираке, Кувейте, Ливии, Омане, Гвинее и Брунее. Там под 90-95% формирования бюджета за счет сырья.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Нигерия, Ангола, Азербайджан и Конго формируют государственный бюджет в среднем на 70-75% за счет нефтегаза.

Алжир, Катар, Чад и Габон на 55-60%. Казахстан и Йемен на 50% В Иране до санкций и нефтяного эмбарго было в среднем 70%, сейчас 40-45%. Данные по Венесуэле оценочные. Сейчас у них вообще не поймешь, что с бюджетом и куда идут нефтедоллары.
нефтегаз2
В России нефтезависимость составляет в среднем около 30%, стабильно на протяжении 9 лет с 2005. Данные не охватывают 2015 год. В начале нулевых было 12-15%, а в конце 90-х около 5-10%. Как видно, структура бюджета практически не меняется, а доля нефтегаза в бюджете зависит от 2 составляющих – физический объем поставок, который вырос более, чем в 2 раза с конца 90-х и собственно цена.
нефтегаз3
По меркам Африки и Ближнего Востока зависимость в России не столь и высока, но это если сравнивать с недоразвитыми странами. Однако, учитывая амбиции и геополитические запросы – это непозволительно много. Ни одна развитая страна не имеет зависимость от одной отрасли более, чем на 8%. Норвегия с 35-40% зависимости, как исключение в виду размера и количества населения.
нефтегаз4
В целом все без исключения крупные страны нефтегазовые экспортеры показывают нулевую склонность к структурным трансформациям в отсутствии внешних или внутренних шоков, как например, войны, революции, санкции. Т.е. если цены стабильны, рынки сбыта стабильны, отсутствуют внутренние или внешние военно-политические катаклизмы, то доля нефтегаза на протяжении десятилетий не меняется, что как бы намекает на положении стран в мировом разделении труда и капитала.

Изменение доли нефтегаза в таблице, как правило, связано не с изменение структуры экономики и гос.бюджета, а с изменением объема экспорта сырья, либо из-за цены, либо по физ.объему.
нефтегаз5

Данные от источников МВФ и на основе моих расчетов.

Представленные страны – это под 93% чистого экспорта нефтегаза по миру (остальное Канада, Мексика, Малайзия, где доля ниже 50% от экспорта и Туркменистан, данных по которому нет). Все без исключения страны в таблице имеют доля нефтегаза свыше 50% от совокупного экспорта товаров. Зависимость от сырья критически высока, но что еще не менее важно – ни одна из представленных стран не имеет не то, что хайтек производства, но даже развитой промышленности высоких переделов. Т.е. это страны с чрезвычайно отсталой или отсталой экономикой, с полностью отсутствующими или слабо развитыми технологиями и под высокой зависимостью от конъюнктуры на товары, цены на которые под контролем США. Дефакто, страны, живущие с благословения США)).






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.08.22 16.11.59ENDTIME
Сгенерирована 08.22 16:11:59 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2219589/article_t?IS_BOT=1