Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

сегодня , Воскресенье 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Поставка клапанов дымоудаления в Москве и по всей России от НПО «Машпром»

АР-сервис — поставки оборудования для систем отопления и водоснабжения в Москве.


->

«Красная кнопка", или фантазия на тему прямого народовластия

Введение

 Вчера прочитал новость о том. что на Никольской задержали игравшего на улице вилончелиста, обвинив его в «организации публичного мероприятия массового одновременного пребывания граждан в общественных местах”.   Мог ли кто-нибудь подумать, что закон, принятый для купирования  митинговой активности  (и мерзкий сам по себе) будет использован, чтобы прессовать уличных музыкантов?

Мой разум возмущенный вскипел очередной раз. И, судя по реакции в СМИ и соцсетях, не у меня одного.

И я очередной  раз задумался – а может ли существовать какой то регулярный механизм, который будет это кипение разума возмущенных граждан непосредственно и оперативно превращать в какой то  полезный для общества результат – наказание виновных, отмену правовых актов и др.?   А  не сводить все к бурлению говн в Интернете, и продуцированию у граждан выученной беспомощности перед лицом явных безобразий.

И тут мне вспомнилась замечательная повесть Роберта Шекли  «Билет на планету Транай”. Кто не читал – настоятельно рекомендую. Там описан мир абсолютной личной свободы  (мечта анархиста). Он, правда, получился не очень симпатичный, и герой из него сбежал в конце концов, ну да ладно.

Там описан следующий механизм. Президент Планеты там обладает очень широкими полномочиями – в частности, правом убить любого гражданина без суда и следствия, принимать любые хозяйственные и политические решения и др.  

Но на шее у него висит специальный медальон, который невозможно снять. И  во дворце президента имеется специальная комната, куда может войти любой гражданин. А в комнате – красная кнопка.  И после определенного количества нажатий этой кнопки медальон взрывается, снося президенту голову.

Идеальный механизм обратной связи с обществом, не так ли?

По ассоциации мне вспомнились предложения страдальца Юрия Мухина (кстати – никто не в курсе – он сидит еще, был ли суд?) о народной оценке деятельности Думы. Типа, по итогам работы очередного состава проводится референдум, и если народ оценивает деятельность положительно, то экс-депутаты  получают плюшки и право без выборов войти в следующий состав, а если отрицательно – то все депутаты садятся на нары на  срок, равный сроку пребывания в Думе.

И я понял – что да, в этом направлении стоит подумать. 

Проблема прямой демократии

Ведь в чем основная проблема прямой демократии?  В том, что народ не в состоянии выработать какие то конструктивные предложения, и даже оценить их.

Скажем, у нас уже несколько лет действует т.н. “Открытое правительство” ,  при котором существует портал общественных инициатив.  Там, по идее, любой гражданин может внести инициативу, и если она набирает 100тыс голосов (голосовать можно через авторизации на портале Госуслуг), то она идет на рассмотрение этого самого открытого правительства – и теоретически может превратиться в законодательный акт. На практике это, конечно, не работает. Это самое открытое правительство не обладает никакими внятными механизмами – даже правом законодательной инициативы. 

Но вопрос  в другом. Подавляющее большинство инициатив представляют собой чистые “хотелки”, причем в основном глупые,  не содержат никакой детальной проработки, увязки с существующими нормативными актами, и др.  Я думаю, что за всю историю там не появилась ни одной инициативы, которая по степени проработанности тянула бы хотя бы на проект закона.

И это в общем, понятно. Для  выработки и оценки степени и стоимости реализации тех или иных инициатив требуются экспертные институты.  А подобные «водосборники” народных инициатив могут иметь только индикативную ценность – как мониторинг общественного мнения.

Точно так же народ не в состоянии оценить степень профессиональной пригодности того или иного чиновника при назначении его на должность – хотя от конкретных чиновников , судей и ментов часто зависит больше, чем от законодательной базы.

Но вот оценить последствия – народ вполне в состоянии.

Т.е.  разумным представляется  ограничить сферу прямой демократии возможностями  безусловной ОТМЕНЫ тех или иных документов власти,  и СНЯТИЯ с должности тех или иных представителей власти.

Описание предлагаемой  системы (почти ТЗ)

Опишем в общих чертах подобную систему

1. Создается высший  орган государственной власти Народный контроль, действующий от имени и по поручению народа РФ  и обладающий следующими полномочиями:

  •  отправлять в  отставку (возможно. с правом запрета на работу в государственных учреждения и/или на руководящих постах) любого государственного служащего  любых ветвей власти – включая судей, депутатов и Президента.
  •  отменять нормативные акты, решения и распоряжения любых ветвей власти любого уровня – но со сроком давности (скажем, не старше 5 лет).
  •  возбуждать административные и уголовные дела  против должностных лиц любого уровня
  •  взыскивать в порядке исполнительного производства ущерб с должностных лиц – как индивидуально, так и солидарно.
  •  давать органам власти обязательные  к исполнению предписания по приведению их нормативной базы и деятельности к изменившейся ситуации.
  •  расформировывать любые органы исполнительной власти, кроме явно прописанных в Конституции РФ.

Основаниями для действий данного органа могут быть только результаты народных голосований (референдумов) в Автоматизированной Системе народного Контроля.  

Автоматизированная система народного контроля представляет собой открытый список Народных Инициатив (предложений по устранению безобразий)  и системы голосования.

Систему есть смысл реализовывать на технологии  типа блокчейн – чтобы у нее отсутствовали центральные сервера, и результаты  невозможно было подделать.

Авторизацию граждан для участия в работе системы проводить через портал госуслуг или аналогичными способами, позволяющими достаточно достоверно идентифицировать личность.

Клиенты для работы с Системой должны функционировать в разных средах – в Интернете, в качестве мобильных приложений, и др.

 

2. Инициативы

     

 Инициативы могут быть следующих двух типов:

  •  Отмена регламентирующего или предписывающего документа (закона, постановления, судебного решения и др.)  любого уровня и любой ветви власти.
  •  Освобождение от должности любого должностного лица любого уровня – с возможными вариантами утяжеления –

                - с запретом на право занятия должностей

                - с безусловным взысканием нанесенного ущерба

                 - с возбуждением уголовного или административного дела 

 Или сочетанием того или другого.

Скажем, применительно к казусу с виолончелистом, с которого все началось, я бы предложил освобождение от должности без права работы в органах милиции  ментов, проводивших задержание, и отмену постановления о возбуждении административного дела – со снятием подписавшего это постановление.

Инициативу может АНОНИМНО выдвинуть любой гражданин или группа граждан.   Выдвинув инициативу, они получают ключи, позволяющие управлять информацией. Инициатива существует как страница в Системе,  где  представлена вся информация об инициативе и ее обсуждение.  

 К оформлению инициативы предъявляется ряд очевидных требований  - она должна содержать  мотивировку, точное указание на документ  (или совокупность взаимоувязанных актов), указание на орган, издавший этот документ,  ФИО и должности должностных лиц (для инициатив по персональному снятию).  Если в инициативе предлагается взыскание ущерба, то должна быть оценка этого ущерба, и указаны бенефициары. Должен быть определен срок голосования (но не более года?).

 Инициатива вначале экспонируется (в этом состоянии она может корректироваться в своих существенных частях, обсуждаться и др.), затем публикуется. При публикации проверяется ее соответствие формальным требованиям (наличие обязательной информации). После  публикации инициативы внесение в нее изменений становится невозможным, и начинается голосование по ней.

У  инициаторов остается возможность публикации дополнительных материалов по инициативе. Так же имеется  возможность обсуждения ее, и отправки сообщений голосовавшим по инициативе.  Участовать в обсуждении могут любые граждане, которые могут голосовать по инициативе.

Возможно, стоит предусмотреть возможность для инициатора возможность отзыва или изменение инициативы (скажем при появлении новой существенной информации) – при котором все голоса возвращаются голосовавшим, и им отправляется сообщение (в случае изменения – предложение проголосовать заново).  Но этот механизм открывает возможность давления на инициаторов. Так что наверное лучше сделать механизм отзыва/изменения тоже народным – т.е. если инициатор желает внести изменения или отозвать инициативу, он публикует дополнительную информацию, и отправляет предложение проголосовавшим. Если не менее 50% из них поддержит – то изменения вносятся.

3. Голосования

Каждому гражданину РФ выдается определенное (для начала - равное, хотя я считаю, что это несправедливо) количество «шаров” - голосов, которые он может использовать в течение года. 

За инициативу   гражданин может голосовать  за или против любым количеством имеющихся у него голосов. Гражданин так же имеет возможность отозвать свой голос и/или проголосовать повторно.

По каждой инициативе круг потенциально голосующих ограничен (целевая группа).  Если речь идет о документах регионального (областного, республиканского, городского, муниципального) уровня или региональных чиновниках – голосовать могут только жители соответствующего региона. Если о федеральных – то все граждане РФ.  По судебным решениям и действиям органов правопорядка голосовать могут все граждане РФ.

Голосование является квази-тайным  - т.е. информация, кто как голосовал, недоступна публично, но хранится.

Инициатива считается утвержденной, если «За” подано  больше голосов, чем “Против” на некоторый порог.  Порог  зависит от уровня инициативы (региональная, федеральная), типа отменяемого акта и численности потенциально голосующих (зарегистрированных на Госуслугах пользователей, попадающих в целевую группу).

  • Скажем, для федеральных инициатив можно определить порог  в 100тыс голосов.
  • Для отмены судебных  решений – скажем, тысяча голосов.
  • Для региональных – например,  10% от целевой группы, но не более 20тыс голосов.

 

4. Исполнение инициатив

Если инициатива успешно прошла голосование, то исполнительный орган Народного Контроля

- проводит выборочный случайный контроль  достоверности голосования (операторы перезванивают голосовавшим и просят подтвердить – что они действительно голосовали).

- в случае прохождения контроля Народный контроль в 3-дневный срок издает предписания,  содержащее перечень мероприятий и сроки их исполнения, и направляет его в соответствующие органы.  Предписания и отчеты от органов власти публикуются на странице инициативы.

- В случае отмены нормативных актов они объявляются утратившими силу немедленно – датой выхода предписания.

- В случае неисполнения предписаний в  срок руководители соответствующих ведомств  автоматически отстраняются от должности, и против них возбуждаются административные дела.  Информация об этом тоже публикуется на странице Инициативы.

5. Исполнение предписаний  Народного Контроля

Понятно, что само понятие отмены некого решения – штука нетривиальная. Она должна получать конкретную интерпретацию в конкретных случаях, и может зачастую требовать совершения неких дополнительных действий для устранения последствий.  Я тут какие то очевидные вещи набросаю, но понятно. что есть и не очевидные.

Отмена судебного  решения по уголовному или административному делу – это оправдательный приговор, или (в случае, если изначальное решение было оправдательным)   - новое возбуждение дела –  аналогично  тому, как если бы решение об отмене было принято вышестоящим судом по аппеляционной жалобе.

Отмена судебного решения по гражданскому делу, где есть истец – это отказ в удовлетворении требований истца (если оно ранее было удовлетворено), или его удовлетворение (если оно не было удовлетворено). В последнем случае в инициативе может быть предложен вариант частичного удовлетворения требований, который и принимается к исполнению.

Отмена законодательного акта может потребовать внесения изменений или отмены еще ряда актов для устранения правовых коллизий. В идеале, система права в области отменяемого акта должна откатиться к состоянию, максимально близкому к исходному.    Кто и как должен выполнять эту работу, и как будет устроено функционирование системы право применения в период, пока эта работа идет – это вопрос.  По идее, вышестоящее ведомство должно получить  поручение привести ситуацию в соответствие, и отчитаться  перед народом – в рамках той же инициативы.

 Если в соответствии с отменяемыми актами были сформированы какие-то органы власти – они должны быть расформированы. Если функции данного органа власти существовали до его формирования – они возвращаются тем органам власти. У которых они были отторгнуты.

 Если в соответствии с отменяемым актом была начата некая хозяйственная деятельность за счет бюджета – то она должна быть завершена минимально затратным способом до состояния, не угрожающего целостности общественной среды обитания.  Грубо говоря – если асфальт содрали, то его надо положить, а если начали строить какой-то мегадворец правосудия – то стройку остановить, недострой продать с торгов.

Ну и так далее… Вопросов много, но я думаю, что они все решаемы.

6. Ответственность должностных лиц

При отмене правовых актов автоматически возникает ответственность  должностных лиц, принимавших эти акты – индивидуальная или солидарная (если акт принимался коллегиальным органом).

Как минимум, ответственность имущественная, если в результате принятия данного  акта был нанесен ущерб бюджету или гражданам.

При неоднократной отмене актов, изданных некоторым лицом или органом,  автоматически должно инициироваться отстранение их от должности.

Если должностное лицо утверждает, что его действия были инициированы вышестоящим руководством, и он не виноват - он может подать к нему регрессивный иск о компенсации ущерба. Что не освобождает его от ответственности.

7. Правовые основания деятельности Народного контроля.

 За рамками обсуждения остался вопрос о статусе самого органа Народного контроля, и о механизмах контроля  за ним.  Учитывая. что это орган чрезвычайный по своим полномочиям, это важно.

Очевидно, он должен быть прописан в Конституции, как независимая ветвь власти, и должны существовать альтернативные автоматизированной системе механизмы волеизъявления разных уровней – как федеральных, так и локальных (скажем, обычные референдумы, как в Щвейцарии) – ибо не может в конституции быть прописана автоматизированная система (вдруг свет выключат?).

Руководитель этого органа должен быть избираем всенародным голосованием – он не может назначаться, так как по своему статусу он выше, чем Президент. Должность должна быть пожизненной, и досрочное освобождение  возможно только путем всенародного референдума (в том числе в Системе), либо самоотводом с последующими новыми выборами.

В общем, это вопрос для правоведов, которым я не являюсь.

Заключение

 Понятно, что активная работа описанной системы способна внести полный хаос в работу госуправления, и вызвать его паралич. Но ввиду достаточно высоких порогов очевидно, что прецеденты такие будут не массовыми.

Но само их наличие заставит чиновников, депутатов,   судей  и ментов  думать о последствиях и об общественном мнении – сейчас они об этом не думают совсем.

И,  в конечном счете, это может помочь становлению в обществе здоровой атмосферы, стимулирующей творческую и гражданскую активность масс, которой нам так не хватает. А так же поспособствовать экономии государственного бюджета – который не резиновый (хотя чиновники и многие граждане думают иначе). А экономия бюджета позволит снизить налоги и оставлять больше денег и людям, и бизнесам.

Конечно, подобная система сильно повышает роль «властителей дум” – СМИ, блоггеров и др. и не факт, что они будут использовать открывшиеся возможности бескорыстно.  Наверняка будут проплаченные кампании – вплоть до прямой покупки голосов. Но это, на мой взгляд,  вполне допустимые издержки для решения той задачи, о которой я думаю.

P.S. Понятно, что это фантазия. Но все изменения в мире начинаются с фантазий…  Может, и найдется какая нибудь политическая сила,  которая примет эту идею как программу. Идея то привлекательная...

 





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.10.21 18.10.40ENDTIME
Сгенерирована 10.21 18:10:40 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2375839/article_t?IS_BOT=1