Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

19 Фев, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

О монархических играх


Монархический зуд

Прелестную статью Игоря  Друзя под заголовком «Царский Крестный ход возрождает Русь» опубликовала «Русская линия». Приведу наиболее яркие и вдохновенные фрагменты: «В ночь с 16 на 17 июля 2016 года в Екатеринбурге прошел традиционный Царский крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря святых Царственных Великомучеников. В этот день свершилась Голгофа не только Царской Семьи, но и началась Голгофа для всей России. Каким надо быть мерзавцем, чтобы оправдывать цареубийство… Но и ныне находится немало обывателей, не говоря уж о коммунистических и либеральных политиканах, которые его восхваляют… Тем не менее, Русский народ приходит в чувство, включает историческую память, что было ясно видно в эти Царские Дни… Я был свидетелем и участником этого замечательного события, и должен с радостью сказать, что еще никогда оно не имело такого масштаба и такого уровня, как в этот день. Так, литургию возглавил лично митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в сослужении аж восьми архиереев с разных концов Русского мира, чего еще никогда не бывало. Впервые в Храме – на – Крови на богослужении прозвучала столь вдохновенная и откровенная проповедь. Священник твердо объяснил, что необходимо всенародное покаяние в грехе революции и цареубийства. Впервые в богослужении и крестном ходу участвовало столь огромное количество людей – до ста тысяч человек. Огромный поток православных монархистов растянулся по дороге на много километров.

Если столь много фактов происходит на некоем мероприятии происходят в первый раз, значит, это мероприятие переходит на качественно новый уровень. Данный  монархический крестный ход, самый массовый в России, стал самым ярким и важным православным мероприятием года. На новый уровень переходит и монархическое движение в России, постепенно становясь намного более массовым и престижным».

Ну, ладно «Русская линия», - странно, если бы она писала что-то другое. В монархические песнопения включилось и такое серьезное информагенство, как ТАСС, которое опубликовало интервью  с Поклонской. Вот небольшой фрагмент из него: «Прокурор Крыма Наталья Поклонская, известная своим почитанием Николая II, оказывает постоянную помощь в сохранении памяти Романовых в Крыму, где находилась летняя резиденция русских царей - Ливадийский дворец. 9 мая этого года она прошла в "Бессмертном полку" с иконой государя Николая, потому что постоянно вспоминает слова святителя Иоанна Шанхайского: "Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, он знал, любил и почитал русский народ, он был образцом целомудрия".

В интервью ТАСС Наталья Поклонская, как юрист и человек, хорошо знающий историю царской семьи, рассказала о юридических, этических и человеческих аспектах екатеринбургских событий.

- Вы делаете очень много для сохранения истории царской семьи. Чем объясняется такое внимание к данной теме?

- Это очень личная для меня тема. Это всегда живет в моей душе – почитание святого государя Николая II и всего, что связано с царской семьей. В "Бессмертном полку", когда я прошла с чудотворной иконой государя Николая Александровича, люди приветствовали - не меня, а святой образ. Многие женщины со слезами говорили "государь-батюшка", крестились. Я увидела, как радуются тому, что в "Бессмертном полку" появился объединяющий образ, который везде и всегда с нами. В душе у каждого православного человека, у каждого русского будет радость и понимание того, за что принял смерть государь. Он положил душу за други своя, за всех нас, за свою любимую Россию».

«Объединяющий образ, который везде и всегда с нами»! Не буду пытаться разобраться – сама ли уважаемая Наталья Поклонская так красиво вдохновилась царской темой или ей кто-то помогает, главное – что постоянно звучит некая музыкальная вариация на тему «Боже, Царя храни!». И в газете «Завтра» уже прорывается что-то совсем поразительное: «Вброс о том, что российский президент якобы принял монашеский постриг во время пребывания в Валаамском монастыре, почти полностью соответствует действительности, утверждают инсайдерские источники, только на самом деле он принял не монашеское пострижение, а царское помазание, и не на Валааме, а на Афоне…».

Как говорят тинейджеры: «Ну ничёсе!»

Может быть, это дурная шутка? Читаю на сайте «Nation-news.ru»: «Президент России Владимир Путин на Афоне был «помазан на царство», пишет в статье, опубликованной на «Zavtra.ru» политолог Владимир Винников. По мнению автора, тот факт, что российский лидер стоял в «стасидии византийских императоров» в присутствии православных монахов и священников, говорит о возможном случившемся или готовящемся «помазании его на царство». По мнению политолога, свидетельством последнего являются политические шаги, предпринятые Россией накануне визита президента на Афон. «Похоже, статус Путина как руководителя государства, как руководителя РФ, после визита на Афон теперь становится совсем другим», - говорится в публикации.  «Если ему действительно был вручен или в ближайшем будущем будет вручен imperium от всего православного мира (не надо забывать, что вскоре должен состояться Вселенский православный собор), то самые невероятные изменения не только в политике, но и в актуальном статусе российского государства оказываются не просто возможными, но даже неизбежными», - говорится в статье».

Что я могу сказать? В нашей туманной атмосфере уже трудно понять, где серьезные намерения, а где игра или информационный вброс. Но создается ощущение, что, по крайней мере, часть российской элиты на фоне разворачивающегося кризиса, которому не видно конца (ни дна), видимо, начинает испытывать ностальгию по тем стародавним временам, когда власть в силу своего божественного статуса не была обременена необходимостью что-либо объяснять своим подданным. И, может быть, есть намерение это оформить в виде ответа на «многочисленные просьбы трудящихся», а, вернее, верующих, которые со слезами на глазах крестятся на «объединяющий образ, который везде и всегда с нами».

Насколько серьезный проект скрывается за наблюдаемым монархическим зудом – судить трудно, пожуем – увидим. Но коли пошла такая пьянка – хочется немного поговорить и о монархии, и о монархистах…

Об истоках

Для начала хочется задаться вопросом, которым, как мне кажется, задаются недостаточно серьезно – а откуда вообще пошла эта история с Царем, как неким уполномоченным представителем Бога на земле? Обосновать подобную власть на проповеди Христа невозможно, Спаситель сказал: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Т.е. Христос очень четко разделил эти сферы: кесарево не есть Богово. А как же их тогда можно было соединить? Я несколько поверхностно в этом разбирался, но, как понял, для обоснования божественности царской власти прибегают к отдельным высказываниям апостола Павла, но самое главное обоснование – это Ветхий Завет. Но даже там избрание царя подается как вполне богоборческий акт. Яхве сказал Самуилу: «Послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». При этом сам народ еврейские указывает, что не изобретается ничего нового, а всего лишь перенимается то, что существовало у других народов: «Пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и вести войны наши».

Таким образом, монархия - это древняя, вполне языческая традиция, которая была всего лишь адоптирована и декорирована христианством. Например, по кельтским мифологическим представлениям, Землю представляла богиня, а Солнце - бог. Однако, у Солнца на Земле был свой заместитель – король, который был в браке со страной. И, кстати, зубцы на главном царском символе – короне – означают лучи Солнца. Понятно, что с древних времен такая власть «наместника бога-Солнца» на Земле воспринималась не только как сугубо политическая. Представитель бога на земле был чем-то вроде мага, шамана, творившего различные чудеса – например, исцелял от болезней, призывал дождь и т.д. Дж. Дж. Фрэзер описывает в своих трудах типичное для первобытного общества «представления о сверхъестественном характере королевской власти». Но и в христианской Европе, например, французы верили в способность королей, начиная с династии Капетингов, исцелять больных прикосновением руки. Такие верования были характерны и для Англии. В «Истории Франков» Григория Турского в рассказе о короле Гунтрамне, сыне Хлотаря I, говорится: «Верные ему подданные повсюду рассказывали, что какая-то женщина, у которой сына трепала четырехдневная лихорадка, так что находился он в тяжелом состоянии, приблизилась в толпе народа сзади к королю, незаметно оторвала бахрому от королевской одежды, положила ее в воду и дала выпить сыну. И тот час лихорадка оставила его, и он выздоровел». Далее Григорий Турский сообщает, что часто слышал об обращениях кающихся в своих преступлениях к королю и к имени короля за помощью в исцелении. Гунтрамн слыл целителем. Его одежда, различные сопутствующие вещи «пропитывались», «перенимали» чудесную способность и могли излечивать сами по себе.

Михаил Потяев пишет: «Чудотворная мощь, которую люди приписывали лидерам изначально считалась, как правило, направленной на достижение всеобщего благополучия, благоденствия всего племени, а не отдельных его представителей; задача правителей заключалась в том, чтобы вызвать дождь или обеспечить хороший урожай». Т.е. царь, как уполномоченный представитель бога на земле был обязан отвечать и за болезни, и за погоду. А если вдруг, несмотря на присутствие такого царя, страну поражали различные несчастья? То из этого в древности делали вполне конкретные выводы…

В ирландских болотах находят тела древних людей, которые умерли очень нехорошей смертью – их пытали и обезглавили. Так, человек, найденный в местечке Олд Кроган, был заколот кинжалом, обезглавлен и разрублен на части. Его предплечья были просверлены острым орудием, а сквозь отверстия продеты тонкие гибкие ветки орешника, которыми руки стягивались вместе. У Клоникаванского человека следов пыток не было замечено, ему топором раскроили череп. Это же оружие также сломало его нос. В животе зияла огромная рана, через которую вытащили его кишки. Что в данном случае интересно? Что эти замученные люди были королями, принесенными в жертву. Приведу небольшую цитату: «За 500 до нашей эры древняя Ирландия была населена кельтами. На территории острова существовало более ста государств. Жизнь их королей была легка и приятна - праздный образ жизни, пиры, тщательный уход за своей внешностью, преклонение подданных. И все бы прекрасно, если бы не одно «но» - с определенной и довольно высокой периодичностью, правители сменялись на троне, потому что приносились в жертву богине земли довольно жестокими способами, а части их тел служили пограничными метками. Земля была женским началом, а король олицетворял мужское, то есть, по традиции, считался мужем своей страны. Когда же случались плохие урожаи, погодные катаклизмы и другие природные неприятности, люди считали, что их богиня-земля одряхлела, и для омоложения ей нужен новый муж. При этом, старого болезненным образом умерщвляли, а тело отправлялось в болото».

По мнению исследовательницы М. Мэррей, когда (вплоть до XVIII в.) говорили о божественной власти короля, о том, что монарх - живое олицетворение Бога на земле, эти слова понимались в самом прямом, буквальном их смысле, ведь на протяжении столетий верили, что король как воплощение божества должен быть принесен в жертву богу плодородия для блага своих подданных.

Таким образом, представление о наместнике бога-Солнца на Земле шло, так сказать, в одном пакете с верой в необходимость периодического приношения его в жертву. Это, если можно выразиться, такой цельный архетип. Понимаете? Когда какого-то человека называют царем, он надевает на себе головной убор с солнечными лучами и все время с ссылается на некие особые полномочия, якобы, полученные им от самого бога, то он обязан не просто быть «эффективным менеджером». Он обязан реально проявлять некие божественные качества. Если он их не проявляет, то у подданных на неком глубинном уровне либо возникает подозрение, что «царь-то не настоящий», либо создается впечатление, что ситуацию можно поправить, если проломить царю-батюшке голову топориком, а потом бросить его тело в болотце… Я не говорю, что это именно так прямо и работало (хотя М. Мэррей и утверждает, что под внешностью христианства в Европе сохранялись языческие традиции, в том числе и традиция жертвоприношения короля). Но я лишь хочу указать, что легитимность царя носит принципиально иной характер, чем, например, легитимность президента. К царю совсем иные «предъявы»…

«Бог отвернулся»

А теперь я скажу несколько слов о последнем российском императоре. В годы его правления было много чего, что могло - как бы это сказать? – разочаровать его подданных: Ходынка, Цусима, Кровавое воскресение, реформы Столыпина и многое другое. Для людей, которые к тому времени уже перестали верить в божественность царской власти, – этого было вполне достаточно, чтобы задуматься о смене существующего строя. Но для тех, кто подобную веру сохранил, был, вероятно, еще один веский аргумент. Если царь был наместником самого Бога на Земле, то это подразумевало некое божественное шефство, благоволение. Главная государственная миссия царицы  - рождение наследника. И вот рождается в царской семье первый ребенок. Дочка. Упссс! Ну ладно – первый блин комом. Рождается второй ребенок – опять дочка. Однако Николай II не теряет надежды и продолжает трудится на ниве продолжения династии. Рождается третий ребенок – снова дочь. За ситуацией следят с напряжением. Рождается четвертый ребенок и снова дочь! Впору впасть в отчаянье. Наконец, пятым рождается сын! Ура-ура! Наконец-то! И тут обнаруживается, что царевич был неизлечимо болен – гемофилией… Фактически он был не жилец.

Я не хочу сказать, что это было последней каплей. Но это не могло не произвести самого тяжелого впечатления: это словно было знаком, что Бог отвернулся от династии и не хочет ее продолжения. И, как мне кажется, это сыграло определенную роковую роль в последующих событиях. Как сказали бы кельты: богиня-земля одряхлела, и для омоложения ей нужен новый муж…

Рассказывают страшные истории про казнь последнего самодержца, про то, что ему, например, отрезали голову. Все это странным образом напоминает кельтские жертвоприношения…

Секта

Теперь я хочу немного поговорить о монархистах. Для подробного, обстоятельного разговора – со всеми полагающимися цитатами - у меня сейчас нет времени, да и статья уже и так большая. Поэтому ограничусь своими впечатлениями.

Мне приходилось спорить с представителями разных политических движений. Но монархисты – это особый случай. У меня сложилось мнение (может быть, несправедливое), что это некая секта. Причем секта не вполне христианская. Я уже давно понял, что самоназвание и даже соблюдение определенных ритуалов – еще ни о чем не говорит. Внутри одной конфессии могут создаваться течения с противоположным характером. Поэтому не достаточно скользить по поверхности, удовлетворяться внешними признаками, а надо глядеть вглубь и расшифровывать скрытые коды.

Я без враждебности отношусь к монархическому периоду Русской истории, можно долго говорить на тему – почему именно такой строй возник в нашем Отечестве, чем было это вызвано. Но современные монархисты – это особая песня. Дух этой секты абсолютно чужд евангельской любви, она дышит ветхозаветной яростью. Антисемитизм, который свойственен монархистам, объясняется, как мне кажется амбивалентностью чувств влюбленности-ненависти, при которой одно легко переходит в другое. И ненависть, и влюбленность – есть форма привязанности. В.В. Розанов так объясняет явление мимикрии: червячок так влюблено смотрел на веточку, что в итоге сам на нее стал похож. Мне приходится быть лаконичным, но в мифологии монархизма легко угадываются знакомые черты: русские – это богоизбранный народ, Российская империя – земля обетованная, революция и казнь царя – это разрушение Иерусалимского храма, период после крушения монархии – это рассеяние, галут, совки, отрицающие Божественный характер царской власти, – это гои, акумы. У монархистов есть даже своя Стена Плача – место расстрела царской семьи. Дух современных монархистов настолько близок иудаизму, что их можно было бы признать «субботствующими», «русскими Моисеева закона», «жидовствующими». И, возможно, антисемитизм монархистов продиктован ревнивой борьбой за первородство…Но самое главное в этом скрытом монархическом коде – это ожидание «последнего царя», в котором угадываются черты Машиаха.

Некоторые здравомыслящие батюшки, понимающие, что монархисты представляют собой нехристианскую секту, пишут довольно злые статьи о «ереси царебожия». И тут опасность для церкви кроется в том, что не в последнюю очередь именно благодаря активности монархических сектантов, в народе поднимает градус неприязни к православию. Но, видимо, на эту секту пытается сделать ставку та часть российской элиты, которая желает поиграть в монархические игры, именно на ее возбуждение направлены монархические «трали-вали» Поклонской.  

Желание наших господ вполне понятно; они устали от необходимости что-то объяснять и мечтают вернуть те прекрасные времена, когда крепостные при появлении барина падали ниц.

Возбудить монархическую секту – не проблема. Мессианская религиозность вполне уязвима для эпидемий массового возбуждения, достаточно вспомнить историю с Шабтаем Цви, который в свое время очень сильно возбудил евреев. Проблемы в подобных массовых аффектах лишь в том, что рано или поздно наступает момент, когда надо раскрыть карты и предъявить что-то соответствующее высокому статусу Машиаха. А предъявлять нечего. И наступает жесточайшая ломка…

Наши господа, возможно, хотят сыграть в игру под названием «Бог услышал ваши молитвы и послал вам царя». Проблема в том, что монархические сектанты ждут не просто дядьку в короне, а Машиаха. И он должен прийти в богоизбранную Россию с большим пакетом различных сладостей, в который «все включено и ничего не выключено». И когда эта мечтательность столкнется с серой реальностью очередного кидалова – начнется нешуточная ломка…





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.02.16 05.13.08ENDTIME
Сгенерирована 02.16 05:13:08 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2407348/article_t?IS_BOT=1