Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Новость: Чем опасен выход России из ядерного соглашения с США?

3 октября Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о приостановлении действия соглашения с США об утилизации плутония (PMDA). Новость прозвучала как гром среди ясного дела, хотя само это соглашение не работало, о чем хорошо известно экспертам, занимающимся вопросами безопасности и ядерных отношений. Но то, что оно будет разорвано таким образом стало неприятным сюрпризом. Несмотря на разногласия, Россия и США до последнего старались исходить из фундаментальной общей задачи по изучению и внедрению механизмов контроля и утилизации оружейного плутония. Это было не только частью двусторонней повестки отношений, но и частью обоюдной глобальной ответственности за десятилетия ядерной гонки, за ту угрозу мировой безопасности, которую обе державы создали планете, наштамповав ракет и накопив ядерных ресурсов.

В 90-е годы по большей степени США озаботились проблемой наличия гигантских запасов оружейного плутония с обеих сторон: эти запасы в разы превышали потребности для поддержания ядерного баланса. Например, для имеющихся у США боезарядов, по экспертным оценкам, требуется примерно 20 тонн плутония. Для сравнения: в арсеналах каждой из двух ядерных держав остается по 50 с лишним тонн. И это за вычетом тех 68 тонн, которые Россия и США в равной пропорции обязались утилизировать по соглашению, приостановленному Путиным.

США на старте переговоров волновало не столько, что делать со своими гигантскими остатками плутония, сколько что делать с такими же гигантскими остатками у России: государство находилось в кризисе, и угроза незаконного распространения плутония расценивалась, как высокая. К концу 1990-х США и России удалось договориться по ключевым параметрам утилизации, в 2000-х было подписано само соглашение, уже тогда обреченное на долгий путь изнуряющих бесконечных согласований. В итоге до сих пор оно так и не заработало.

Путин прав, что этого не случилось, главным образом, по вине США. Россия, надо отдать ей должное, все свои обязательства выполняла. Стороны на протяжении 10 лет скрупулезно торговались о методах утилизации, масштабах финансирования и правовых аспектах, подписав в итоге дополнение к соглашению в 2010 году. Но уже через два года США начали убеждать Россию в целесообразности его пересмотра. «Наши американские партнеры […] объявили о том, что они предполагают уничтожать наработанное высокообогащенное ядерное топливо не тем способом, о котором мы с ними договорились, подписав соответствующее соглашение, а другим – разбавляя его и утилизируя где‑то в определенных емкостях», –объяснял Путин в апреле этого года. «Это означает, что они сохраняют за собой так называемый возвратный потенциал, то есть его можно извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний. Так мы не договаривались», – отрезал он.

В пояснительной записке к законопроекту, который Путин вчера внес в Госдуму говорится, что приостановка соглашения с США об утилизации плутония – ответ на действия Вашингтона по изменению военно-стратегического баланса, расшатыванию экономики РФ и нарушению прав российских граждан.

Юмор президента

США действительно не торопились выполнять свои обязательства и пытались убедить Москву пересмотреть соглашение. Но дело вовсе не в желании сохранить «возвратный потенциал» плутония. Предлагаемый ими способ утилизации оружейного плутония банально в разы дешевле того, за который выступает Россия. За последние 20 лет ядерные вооружения были сокращены во много раз, и даже российские эксперты по безопасностипризнавали, что излишки оружейного плутония «никак не могут создавать основу для обратимости этого процесса».

Но Путин убеждает, что США могут обвести весь мир вокруг пальца и вместо утилизации оружейного плутония в один прекрасный день откопать его из под-земли и нашпиговать им свои боезаряды, предназначенные, как нетрудно догадаться, для России. Тот факт, что и без этих излишков у США с ядерным потенциалом все в порядке, остается за скобками.

Россия не только не снижает ядерную угрозу, а напротив, значительно ее увеличивает.

В действительности своим выходом из соглашения Россия не только не снижает ядерную угрозу, а напротив, значительно ее увеличивает: PMDA имело большое значение для повышения уровня мировой безопасности и создания преград на пути попадания оружейного плутония в чужие руки.

Соглашение создавало условия для анализа, изучения, построения механизмов утилизации оружейного плутония, контроля над его объемами, создания системы защиты от несанкционированные изъятия, использования. Это пугающее наследие сформировавшейся системы ядерного сдерживания, где каждая сторона стремилась поразить конкурента не только своим потенциалом, но и его избытками. Соглашение было особенно нужно США, чтобы показать, как наиболее амбициозное государство, претендующее на роль международного смотрителя, готово брать на себя ответственность за одну из самых сложных проблем мировой безопасности. Да, обязательства при этом не выполнялись, но необходимость утилизации оружейного плутония никогда не ставилась под сомнение, также как и важность сохранения соответствующих договоренностей с Россией.

Каждая сторона стремилась поразить конкурента не только своим ядерным потенциалом, но и его избытками.

Надо сказать, что России выход из соглашения не дает ровным счетом ничего: ей столько плутония тоже не надо. У нее есть стратегические программы утилизации плутония, его переработки с последующим использованием в программах мирного атома и коммерческих сделках в атомной сфере, где у России много амбиций. Весь смысл предпринятых шагов – подложить Обаме «свинью» под конец его президентства, а возможно, и дать козырь Дональду Трампу активнее разыгрывать карту банкротства демократов на российском направлении.

В качестве условия восстановления соглашения, Путин потребовал сократить военную инфраструктуру и численность контингента войск США в странах, которые вошли в НАТО после 1 сентября 2000 года (фактически девальвировать негативные, с точки зрения России, последствия расширения НАТО), отменить «закон Магнитского», все санкции и в добавок к этому – компенсировать ущерб как от самой санкционной политики США, так и от «вынужденных» контрсанкций России.

Москва дает понять, что договариваться с Кремлем по стратегически значимым вопросам можно будет только при условии полной лояльности к внутриполитическим процессам в России, признании российского карт-бланша на постсоветском пространстве, пересмотра политики расширения НАТО. Наконец, требование о компенсациях придает всему этому оттенок издевательства, и здесь уже чувствуется своеобразный путинский юмор. Это вполне в его духе – демонстрировать, что ставки подняты так высоко, как будто теперь либо все, либо ничего.

Нынешний демарш России – следствие срыва российско-американских договоренностей по Сирии. Теперь США, сначала шокированные наступлением сирийских сил (при поддержке Москвы) на Алеппо, а затем и российской выходкой с PMDA, прекращают двусторонние переговоры по Сирии. Каждая сторона пошла в разнос. Терпения не хватает, а нервы у всех на пределе. Именно в таком состоянии и совершается больше всего стратегических ошибок, расплачиваться за которые часто приходится целым государствам и народам. Сейчас и Россия, и США подают миру пример того, как не должны вести себя государства, претендующие на формирование архитектуры международной безопасности. 





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.
Михаил Делягин

"Конец Эпохи. Том 2
Специальная теория глобализации"

pdf,fb2,epub - 800 страниц
Купить за 499р.



IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.02.19 19.40.21ENDTIME
Сгенерирована 02.19 19:40:21 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2474352/article_t?IS_BOT=1