Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Ближайшие мероприятие дискуссионного клуба WorldCrisis: Михаил Хазин "В ожидании чуда": сегодня  20:00 .      Вы еще можете попасть на вебинар!

-> Публикации пользователей   Политика  


К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕ. Концептуальный подход

MicVas
MicVas [micvs]  
17 Фев 13:35
Темы: власть , государство , общество

Несмотря на то, что выработано множество подходов, суждений, определений, теорий и т.п. о том, что же такое есть государство, как оно возникает и развивается, в чем его смысл, назначение и функции, каковы объективные критерии и какой должна быть процедура признания того или иного социального образования новом государством – полной ясности в этих вопросах до сих пор ещё нет.



Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Существует множество определений понятия государства, как сложного и многогранного явления, сущность которого вот уже на протяжении многих столетий выявляется и раскрывается в многочисленных спорах и дискуссиях о том, что же такое государство, как возникает и развивается государство, в чем его смысл и назначение.

Платон представлял идеальное государство как справедливое правление «лучших и благородных». Главную особенность такого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраздельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государство он рассматривал в виде «множества государств», в котором «заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств».

Аристотель считал, что государство – это «самодовлеющее общение граждан, ни в катком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Августин говорил о государстве: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?»

Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно» – писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Ж. Воден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Т. Гоббс сторонник абсолютистской власти государства – гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Дж. Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

С точки зрения Гумбольдта, государство стремится «превратить человека в инструмент обслуживания собственных, произвольно выбранных целей, никак не учитывающих его собственные намерения», а поскольку люди по своей сути — свободные, ищущие, самосовершенствующиеся существа, следовательно, государство — глубоко антигуманный институт. Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, Гумбольдт видел в универсальном развитии индивидуальности.

По-разному понималось государство и в более поздний период. В начале XX в. государство рассматривалось некоторыми авторами как формально-юридическое и фактическое явление, как сугубо социальное и политико-юридическое явление. Нередко в западной юриспруденции государство рассматривается не только под законодательным углом зрения – как «правотворец»; «источник» права, но и в административном аспекте – как «административное государство». Причем некоторые авторы считают, что существование и усиление административного государства являются чуть ли не самой «примечательной тенденцией развития государства и права в последнее столетие».

В до и послереволюционный периоды (1917 гг.), государство в России, а затем и в СССР представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса». В академических изданиях, научной и учебной литературе государство трактовалась в строго классовом смысле, как «политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть».

С середины 80-х годов, когда на первый план в официальной политике СССР, а затем и в пореформенной России, вместо сугубо классовых интересов стали выступать «общечеловеческие ценности», классовая направленность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной направленностью. Государство теперь пытаются определять, как организацию или институт «всех и для всех».

Узкоклассовый подход к определению понятия государства сменяется другой крайностью – «общечеловеческим» подходом к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность, крайность.

Помимо традиционно сложившихся подходов к определению понятия государства существует и множество других подходов. Фридрих Ницше говорил: «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ». Напротив, Т. Гоббс сравнивает государство с Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляют угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас». Французский король Людовик XIV, известный как «король-солнце», изрек: «Государство — это я». И это – действительно, соответствовало истине, поскольку за 72 года царствования (1643—1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию — в самую могущественную европейскую державу.

Наконец, государство представлялось даже как составная часть Космоса. Г. Еллинек, немецкий государствовед писал – государство представляется нам «частью Космоса и, следовательно, частью реального в смысле объективного, вне нас находящегося» мира. Оно есть «совокупность событий, происходящих в пространстве и во времени». Кроме того, Г. Еллинек рассматривал государство как «естественный» и «духовно-нравственный» организм, а также исследовал его как «состояние властвования».

Однако наиболее характерным является определение понятия государства, когда оно рассматривается как – «единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».

***

«Что такое государство? – восклицал один из российских государствоведов в начале XX в., А. Паршин, – вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов».

Несмотря на то, что выработано множество подходов, суждений, определений, теорий и т.п. о том, что же такое есть государство, как оно возникает и развивается, в чем его смысл, назначение и функции, каковы объективные критерии и какой должна быть процедура признания того или иного социального образования новом государством – полной ясности в этих вопросах до сих пор ещё нет. На 2015 год не существовало единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имела соответствующих полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить 

дипломатические отношения».

Неоднозначность восприятия и трактовки этих вопросов обусловлена целым рядом причин, в частности: самим временем, в рамках которого возникает и развивается то или иное общество; уровнем развития как самого общества, так и сознания его индивидов; сложностью и многогранностью самого общества как социального явления, а также интересами (нередко противоречивыми) различных субъектов международного права.

Австрийский юрист Г. Кельзен отмечал, что неоднозначность восприятия, а, следовательно, и многозначность подходов к определению понятия государства обусловливаются и усугубляются еще и тем, что данным термином «обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления» и/или «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».

Л. Гумплович указывал на то, что в определении государства нередко «изображают не то, что представляло и представляет из себя в действительности государство, но то, чем оно должно быть по субъективному взгляду, по субъективной точке зрения, желаниям и идеалам каждого отдельного государствоведа, политика и философа». «Чисто исторический акт происхождения государств, — продолжал автор, — строили на идее, выводили из известных потребностей или, иначе говоря, из определенных рационалистических и нравственных мотивов. Полагали, что для поддержания морали и человеческого достоинства обязательно нужно скрыть действительный, естественный способ возникновения государств и выставить вместо него какую-нибудь «легальную» и гуманную формулу».

М. Вебера полагал, что государство, а также «политические союзы, исторически ему предшествующие», представляют собой отношения «господства людей над людьми». Причем если задать «вопрос, что в эмпирической действительности соответствует идее государства» и этих союзов, то обнаружится «бесконечное множество диффузных и дискретных действий ..., либо единичных по своему характеру, либо регулярно повторяющихся». Вебер отвергал особый онтологический статус общества, сводя его к осмысленным действиям индивидов, ориентированных на других индивидов.

Напротив, Дюркгейм утверждал, что социальные общности, общество образуют реальность особого рода, которая, будучи результатом взаимодействий между индивидами, носит над- и внеиндивидуальный характер.

По мнению П. Бурдье: «Особая трудность вопроса о государстве состоит в том, что большая часть текстов, посвященных этому предмету, хотя и имеют внешние признаки (независимого) анализа проблемы, на самом деле участвуют более или менее непосредственно и продуктивно в его строительстве, а, следовательно, и в самом его опыте». И далее, «Если государство в состоянии осуществлять символическое насилие, то оно воплощается одновременно объективно в виде специфических структур и механизмов и «субъективно» или, если хотите, в головах людей, в виде мыслительных структур, категорий восприятия и мышления. Реализуясь в социальных структурах и в адаптированных к ним ментальных структурах, учрежденный институт заставляет забыть, что он является результатом долгого ряда действий по институционализации и представляется со всеми его внешними признаками естественности».

По нашему мнению, точка зрения, согласно которой общество, государство образуют реальность особого рода и в свою очередь являются объектами этой реальности, позволяет получить приращение нового знания о сущности общества и государства сквозь призму дихотомий «идеальное-реальное», «естественное-искусственное», «субъективное-объективное», «структура-деятельность», в единстве всех видов реальности: объективной, физической, социальной, субъективной, виртуальной и т.д. 

Продолжение, где-то рядом.

Просмотров за 24 часа 5 всего 185
В обсуждении 46 комментариев
Оценок:  11   cредняя: + 0.82


Обсуждение: 46 комментариев, последний - 21.02.2017 17:52,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети





Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-2016


IN_PAGE_ITEMS=2602584ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.02.27 07.53.13ENDTIME
Сгенерирована 02.27 07:53:13 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2602584/article_t?IS_BOT=1