Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


Текст РАЗНОЦВЕТНЫЕ МИРЫ И СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА обсуждение.

Бонин Николай
301 дней
 644.74
Бонин Николай [2354407]  
16 Мар 19:22
Темы: будущее , будущее общество , разноцветные миры , спиральная динамика , человек

Спиральная динамика - это новая научная теория, которая описывает мировоззрение людей, живущих в разных МИРАХ,которые обозначаются разными цветами и имеющих различное мировоззрение.


Почему так непросто приживается новое мировоззрение, включающее в себя реальность нашего бессмертия, становиться понятно из следующей работы.         РАЗНОЦВЕТНЫЕ МИРЫ         Популярное введение в «спиральную динамику» Валерий Пекар:         "Сколько раз с вами бывало такое: вы пытаетесь что-то объяснить человеку, но у вас не получается — он не понимает ничего из того, что вы говорите, как будто он живет в каком-то другом мире. «Да он что, с Луны свалился», — спрашиваете вы себя. Вы чувствуете, что в его мире другие законы и правила, и те же самые события трактуются совсем по-другому. Непонимание приводит к обострению отношений, создает массу негативных побочных эффектов.         Может ли быть такое, чтобы люди в одно и то же время, в одном и том же месте жили в разных мирах? Может, если картина мира у них кардинально отличается. Отличия в картине мира двух человек могут быть небольшими, а могут быть принципиальными, и тогда... читать дальше...

Почему так непросто приживается новое мировоззрение, включающее в себя реальность нашего бессмертия, становиться понятно из следующей работы.


        РАЗНОЦВЕТНЫЕ МИРЫ


        Популярное введение в «спиральную динамику» Валерий Пекар:
        "Сколько раз с вами бывало такое: вы пытаетесь что-то объяснить человеку, но у вас не получается — он не понимает ничего из того, что вы говорите, как будто он живет в каком-то другом мире. «Да он что, с Луны свалился», — спрашиваете вы себя. Вы чувствуете, что в его мире другие законы и правила, и те же самые события трактуются совсем по-другому. Непонимание приводит к обострению отношений, создает массу негативных побочных эффектов.
        Может ли быть такое, чтобы люди в одно и то же время, в одном и том же месте жили в разных мирах? Может, если картина мира у них кардинально отличается. Отличия в картине мира двух человек могут быть небольшими, а могут быть принципиальными, и тогда взаимопонимание просто не на чем построить, и даже если оно в какой-то момент достигнуто — оно хрупко и временно, как дом без фундамента.
        Картина мира представляет собой мощный фильтр, через который пропускается всё, что человек видит, слышит и ощущает. Вся эта информация определенным образом интерпретируется. То, чему нет места в картине мира человека, может быть отфильтровано и не дойти до его сознания. Фильтрация происходит бессознательно: подсознание натренировано в первичной обработке информации определенным образом. Если же в какой-то момент окажется, что картина мира полностью неадекватна (а такие открытия случаются далеко не с каждым человеком в течение его жизни), сознание может впасть в ступор, ему потребуется значительное время на переосмысление…

       Картины мира разных людей представляют собой широчайший спектр, и если каждую картину мира можно было бы представить каким-то цветом радуги, то мы увидели бы, как цвета плавно перетекают из одного в другой. Но как в радуге мы выделяем из непрерывного спектра семь чистых цветов, так и в спектре картин мира можно выделить «чистые цвета». Реально таких «чистых цветов» как таковых не существует, но нам удобно ими пользоваться, чтобы описать мир — точно так же, как в природе нет чистого синего и чистого зеленого цвета, но мы твердо знаем, что море синее, а листва зеленая.
       На спектре картин мира можно выделить несколько «чистых цветов», каждый из которых творит свой мир. Мы будем называть такие одноцветные (монохромные) картины мира парадигмами мышления, поскольку каждая из них задает строгую и непротиворечивую систему фильтрации и интерпретации всего, что человек видит, слышит и ощущает, — «проторенные дорожки» его мышления, способ восприятия и постижения мира. (Для научной статьи такие определения были бы недопустимы, но это же не научная, а практическая статья.) Парадигмы мышления — это система координат в пространстве картин мира. Люди, мыслящие в рамках разных парадигм мышления, выглядят (особенно в глазах друг друга) как действительно живущие в разных мирах. Поэтому мы будем без смущения пользоваться метафорой «миры» (если кому-то хочется, чтобы термины были наукообразными, можно заменить «миры» на «биопсихосоциальные системы»)...

         Ключ к пониманию парадигм мышления дает теория «спиральной динамики» (www.spiraldynamics.org), которую создал американский психолог Клэр Грейвз и развили его ученики Кристофер Кован и Дон Бек. Эта теория появилась несколько десятилетий назад, но только сейчас начинает входить в сферу активного использования. «Спиральная динамика» выделяет и описывает парадигмы мышления, а также объясняет, как мышление развивается от одних парадигм к другим. Каждая задает свой уникальный способ восприятия и постижения мира, и каждая является основой для следующей. Парадигмы мышления не бывают добрыми или злыми, хорошими или плохими — они отражают способ, как мы думаем, а не во что мы верим или что ценим. На основе наших ценностей мы совершаем хорошие или плохие поступки, а парадигмы являются способами преобразования наших ценностей в наши поступки. Исходя из всего этого, можно сказать, что люди, объединенные одной парадигмой мышления, живут в одном «мире» — они с одинаковых позиций воспринимают и интерпретируют информацию, они понимают поступки друг друга. Если же парадигмы мышления разные, то, как мы уже говорили, это напоминает людей, живущих в разных мирах: разное восприятие одних и тех же событий, поступков, информации. Наконец, парадигмы мышления характерны как для отдельного человека, так и для коллектива и даже для больших социальных систем, что и позволяет нам говорить о целых «мирах».
        Чем определяется, в каком «мире» живет человек, какова его парадигма мышления? С одной стороны, есть объективные условия жизни, и они накладывают свои ограничения. С другой стороны, есть личное стремление человека к развитию. Мы еще остановимся на этом детальнее после того, как познакомимся с «мирами»…

         Мы начнем описание миров с самого нижнего. (Принятая в «спиральной динамике» цветовая маркировка употребляется без кавычек, поэтому любые «цветные» эпитеты в этой статье следует воспринимать не буквально, а как термины «спиральной динамики».)


      Бежевый мир — мир инстинктов
      Бежевый мир недалеко ушел от природы, от мира животных. В этом мире царят инстинкты, и неудивительно: это бедный мир, и в нем очень непросто удовлетворить самые насущные потребности. На всё остальное просто не хватает сил. Здесь царят голод и жажда, холод и страх, здесь мир представляет собой одну сплошную угрозу. «Хватай и беги» — вот что написано на вратах бежевого мира. В этом мире живут бомжи, наркоманы и умственно неполноценные, этот мир широко раскинулся на просторах беднейших стран Африки и Азии. Исторически бежевый мир возник самым первым, задолго до появления племенного строя — когда отдельные семьи вынуждены были выживать как охотники-одиночки (этот мир — еще не социум, здесь нет социальных отношений). С тех пор на Земле не осталось мест, где бежевый мир царил бы постоянно — но время от времени люди сами загоняют туда друг друга в результате войн и неумелого (а порой преступного) правления. Сегодня так живет не более 0,1% взрослого населения. Не дай Бог нам попасть в этот мир! Однако каждый из нас в своей жизни проходил через него, хоть мы этого и не помним: в младенчестве, родившись, мы пришли в бежевый мир, откуда вскоре благополучно вышли благодаря заботе родителей…


       Фиолетовый мир — мир магии
       Фиолетовый мир — это мир безопасности, сменяющий жуткий бежевый мир страха и голода, обитатели которого поэтому так стремятся сюда. Фиолетовый мир понятен: им управляют явные и скрытые силы, нам нужно всего лишь завоевать и поддерживать их расположение, и всё будет в порядке. Это мир магии и суеверий, мир добрых и злых духов, «безымянных древних богов». Дж. Фрэзер показал, как магические представления архаичных народов (древних и современных), живущих на разных концах Земли и никогда не контактировавших друг с другом, удивительным образом совпадают. Фиолетовый мир структурно прост, в нем действие эквивалентно результату: человек («маг») совершил действие, и природа обязана дать желаемое. Если же не получилось — значит, ритуал был нарушен, или неподалеку притаился и повредил более сильный маг (иноплеменник?), или помешали вредные духи (предков, животных, растений), которых недостаточно задобрили или дезактивировали. Однако пока у семьи или племени есть сильный маг (отец, вождь, король), безопасность и благополучие гарантированы. (Если же сила его убывает, он подлежит срочной замене, иначе мир рухнет.)...

       Однако безопасность не дается даром — за нее приходится платить полным подчинением, с одной стороны, коллективным интересам (вплоть до круговой поруки), с другой стороны, — системе ритуалов и правил. Человек фиолетового мира связан множеством табу, правил и ограничений, он лишен собственного «Я». Зато, пока он всё делает правильно, можно быть уверенным в результате. «Положись на своих и будь спокоен» — написано на вратах фиолетового мира. Это первый социальный мир, где люди уже не одиночки, но взаимодействуют друг с другом. Семейные, родственные, клановые связи имеют в фиолетовом мире мистическую окраску — вера в то, что свои выручат, защитят, накормят абсолютна.
       Фиолетовый мир возникает с появлением коллективных форм бытия. Племенные охотники, рыболовы и собиратели достигают в фиолетовом мире своего «золотого века»: пищи вдоволь (результат коллективного труда, недостижимый в одиночку), чужих можно не бояться (грабить нечего, а время рабства еще не пришло — на охоте раб бесполезен, сельское хозяйство еще не возникло). В фиолетовом мире живут до сего дня народы, застрявшие в архаичной (природной, охотничье-собирательской) фазе. Такие народы есть в малодоступных районах Африки, Австралии, Азии. Однако это не значит, что фиолетовый мир ограничивается «отсталыми племенами»: достаточно отъехать подальше от города «в глубинку», и вы встретите фиолетовый мир суеверий, мало изменившийся за тысячи лет. Конечно, никто открыто не признает, что эти древние суеверия в его душе сильнее религиозных установок, которым они в корне противоречат; однако посмотрите, на базе каких представлений люди принимают решения, что руководит их ежеминутными поступками, и вы увидите, что для многих «религиозных» иконы на стене — лишь дань моде или традиции. Даже в городах есть фиолетовые сообщества — приверженцы архаичных культов и «новых» сект, некоторые молодежные или этнические банды. Суммарно до 10% человечества живет сегодня в фиолетовом мире. Когда вы стучите по столу или заступаете за порог, чтобы передать что-то другому человеку — сами того не замечая, вы заступаете в фиолетовый мир.
       Каждый из нас проходил через фиолетовый мир в детстве, когда мир открыт и интересен, а родители сильны и заботливы. Это счастливое время, и поэтому туда так тянет тех, кто потерял опору в иных мирах (в результате распада Советского Союза таких стало много). Однако люди, вернувшиеся назад в фиолетовый мир, закрывают для себя дорогу в следующие миры…

        Красный мир — мир-джунгли
        Рамки фиолетового мира тесны для личности — осознав себя, личность вырывается оттуда на простор красного мира, а если она сильна — то и сокрушает фиолетовый мир, ломая его хрупкую оболочку. Красный мир — это мир Эго. Столкновение Эго, не ограниченное никакими правилами, превращает мир в джунгли — это самая точная метафора красного мира. «Сильный и хитрый всегда прав» — написано на вратах красного мира. Но это не значит, что красный мир полон победителей: численно в нем преобладают жертвы, обреченные прислуживать и высматривающие свою маленькую победу — найти еще более слабого или же обмануть, украсть что-нибудь у сильного и тем нивелировать его победу и свое поражение.
        Красный мир — это мир олимпийских богов и героев, где высшей (вообще говоря, и единственной) ценностью является власть. Исторически красный мир возникает тогда, когда власть можно превратить во блага (удовлетворение потребностей). В предыдущем фиолетовом мире власть — это ярмо долга и ответственности за благополучие других, которое приносит уважение, но не богатство. В красном же мире власть — это единственный источник богатства: она дает право взять всё, чего можно пожелать («всё возьму, сказал булат»). Власть приходит с силой и умением ею пользоваться. Но, для того, чтобы силу можно было превратить во власть и конвертировать во блага, этих благ должно быть вдоволь. Поэтому красный мир возникает примерно тогда же, когда возникает сельское хозяйство, позволяющее поднять продуктивность и накопить излишки. Не сразу и не везде, но в большинстве случаев красный мир приводит к возникновению рабства: раба легко контролировать силой, а в сельскохозяйственном производстве он дает реальный результат (и тем больше, чем больше рабов). Там, где рабство не возникает, его суррогатом является «внешнее рабство», изящно названное «набеговые формы хозяйствования» (вспомните фильм «Семь самураев» и его зеркало «Семеро смелых»). Азиатские диктатуры и варвары-кочевники, бандитские королевства и пиратские «республики», конкистадоры и «солдаты удачи» — исторические примеры красных миров разнообразны. Но и сегодня так живет 20% (!) земного шара — и не только в отсталых странах (коих предостаточно), но и в самых что ни на есть развитых. Рабства уже почти нет, но возможность конвертировать силу в блага остается — в преступном мире и в некоторых молодежных тусовках, в тюремных сообществах и традиционной армии, да мало ли еще где…

       Для знакомства с красным миром не нужно отправляться в джунгли Африки — в родных каменных джунглях современных городов мы встретим острова и целые континенты красного мира. Хулиганствующие подростки и вполне респектабельные начальники «лидерского типа» (а по сути — маленькие или большие диктаторы), серьезные бандиты и серьезные спортсмены (во многих видах спорта), активные продавцы и многие начинающие предприниматели (часто по необходимости), многие милиционеры и политики — все они мыслят категориями борьбы и победы, славы и власти. «Новые русские» — классическое название красных в постсоветском мире. Лозунг «живи на полную и наплюй на остальных» остается актуален не только в условиях нехватки жизненно важных благ, но и в обществе относительного благополучия.
       Оборотная сторона власти — слава. Это слово родилось в красном мире и обозначает мерило власти. Обладатель славы — герой — выделяется из массы людей, ему приписывается божественное происхождение. Борьба, победа — также типичные слова красного лексикона.
       Каждый из нас в раннем детстве проходил через красный мир, осознав собственное «я» и пробуя границы власти — вначале над родителями и близкими. Кто-то так и застрял в красном мире, остальных же родители и школа попытались побыстрее перевести в мир следующий — синий. Тем не менее, время от времени практически каждому из нас приходится вступать в красный мир — например, в ответ на красные действия других в отношении нас (а на красную агрессию лучше всего давать красный ответ) или при попадании в красную ситуацию, из которой есть только красный выход…

       Синий мир — мир Порядка
       Красный мир-джунгли, где идет вечная война всех против всех, неприемлем для множества людей, которые ищут и находят в жизни Смысл. Эти люди живут в синем мире. Это замечательный мир Порядка и Верного Пути. Здесь царят не герои — здесь царят Правила, определенные свыше (Небесами, высшей властью, обществом). Таким образом определяется Цель, а движение к ней порождает Путь и дает Смысл жизни. Соблюдение кодекса поведения означает заслуженную награду, а нарушение — чувство вины и наказание. Даже не столько ради награды, сколько ради Цели и Смысла можно не только потерпеть — можно многим пожертвовать, вплоть до собственной жизни.
       Синий мир возникает в «осевое время», когда в разных местах земного шара одна за другой возникают религии совершенно нового типа — этические. Важно не то, как ты совершил ритуалы и завоевал личную благосклонность небожителей, а то, как ты поступаешь. Умеешь ли ты различать добро и зло и поступать к добру, а не ко злу, подчиняя всю свою жизнь кодексу поведения. Исторически синий мир возникает в эпоху развитого сельского хозяйства, когда рабство уже не дает достаточной производительности труда.
      Синий мир пытается обуздать красную стихию, заодно «цивилизовав» фиолетовую окраину. Но только через тысячи лет рабство постепенно отступает, заменяясь крепостничеством, абсолютная монархия — конституционной, языческие верования — этическими учениями. Синий мир — это мир христианского, исламского и любого другого религиозного фундаментализма, конфуцианский Китай и викторианская Англия, средневековый рыцарский кодекс чести (как европейский, так и бусидо) и «моральный кодекс строителя коммунизма» в СССР. От конца I тысячелетия до н.э. и до сегодняшнего дня синий мир — основа стабильности человечества. В этом устойчивом и привлекательном для многих мире живет сегодня 40% населения Земли…

       Любимая структура синего мира — это иерархия. Так устроены церковь и корпорация, государство (полученное в наследство от конституционных монархий современными республиками, которые часто такими монархиями и являются, даже при условии периодической выборности «монарха») и армия (где красной массе пытаются навязать синие уставы, чтобы привести ее если не в боеспособное, то хотя бы в безопасное состояние). Типичная фигура синего мира — бюрократ, формально соблюдающий все правила и мастерски выживающий в иерархической системе. Синий мир, даже в условиях «нормального средневекового зверства», завораживает строгостью своих форм, словно «кристалл, вышедший из рук небесного ювелира» (говорит о феодальном государстве доктор Будах в «Трудно быть богом» А.Б. и Н.Б.Стругацких).
        Любимые слова синего мира уже звучали выше, где они все были написаны с большой буквы (Путь, Смысл, Порядок и т.д.), чтобы подчеркнуть уникальность этих понятий. Путь всегда один и правильный, равно как и Цель, к которой он ведет, и поэтому сторонники одной цели могут вечно воевать в священной войне со сторонниками другой цели и другого пути. Но при отсутствии внешних угроз синий мир — это мир стабильности и порядка.
       Очень важное слово синего мира — честь. Честь означает следование Кодексу поведения даже в ущерб своим собственным интересам, а порой и жизни. Но даже там, где честь не является главным понятием жизни, всё равно царит самоограничение вплоть до монашеского. Рыцарь и монах — вот два типа героев синего мира.


        Оранжевый мир — мир-механизм
        Незыблемость догм синего мира способствует сохранению порядка и относительной справедливости, но тормозит развитие. Идеал синего мира — общество, застывшее в неподвижности. Однако в конце концов обитателям синего мира хочется развития, и нередко их коробят ошибки непогрешимых синих Авторитетов и явное несоответствие догм картине мира, постепенно накапливающей новые и новые детали.
       И тогда в синем мире начинают появляться обитатели мира оранжевого — их вначале не принимают и гонят, но их становится всё больше, и вот они взрывают традиционный синий мир, который уступает место новому…

       Оранжевый мир — это мир-механизм, рациональный и познаваемый, а значит, и управляемый. Если мы познaем законы этого мира, думает оранжевый человек, мы поставим его себе на службу. Для оранжевого человека жизнь — как партия в шахматы: нужно знать правила, выбрать удачную стратегию, обойти конкурента, и выигрыш обеспечен! Успех — вот ключевое слово оранжевого мира, и потому символы успеха здесь ценятся больше красной власти и синих правил. Целью оранжевых является выигрыш, и поэтому их кумир — технология, а образ жизни и верховный принцип — конкуренция. Однако оранжевый мир вовсе не похож на красный, где ошибок не прощают и слезам не верят. В оранжевом мире можно выиграть, проиграть и снова выиграть, упасть и опять подняться. Оранжевые не останавливаются на достигнутом, они постоянно доказывают себе и другим тезис «я способен».
       Оранжевый человек — это предприниматель по жизни, хотя он может и не заниматься бизнесом, а посвятить себя науке или культуре, технологии, спорту или общественной жизни. Но и в этих сферах он стремится к успеху, выигрышу, рассматривая природу или социум как соперника в игре («мы не можем ждать милостей от природы, взять их — наша задача»). Типичные герои оранжевого мира — предприниматели, инженеры, ученые, артисты и другие деятели культуры.
         Исторически оранжевый мир появляется в эпоху Просвещения и промышленной революции, постепенно разворачиваясь под флагом либерального капитализма и захватывая всё новые пространства. В целом, это тот мир, где живет сегодня человечество — хотя численно это 30% населения (меньше синего), но почти вся власть и богатство сосредоточены сегодня именно здесь. Здесь живет средний класс развитых стран, это также мир науки и массовой культуры. Этот мир нам хорошо знаком.
       Типичная структура оранжевого мира — корпорация, имеющая сложную структуру и управляемая людьми, выдвинувшимися благодаря заслугам. Даже государство оранжевого мира представляет собой корпорацию — такие себе USA Inc. или Deutschland AG. Оранжевый мир превращает в свое подобие всё, к чему прикасается…

       Зеленый мир — мир гармонии
       Оранжевая гонка за наживой и успехом не имеет конца. Утомленные этой гонкой, порожденными ею конкуренцией, бездуховностью и неравенством (или с самого начала не желающие включаться в эту игру) опускаются в синий мир, где есть смысл и ответы на все вопросы. Но такой исход не всем подходит. Есть возможность сделать шаг не вниз, а вверх — в новый зеленый мир.
        Зеленый мир — это мир гармонии и совместного развития, построенный на идеалах любви и взаимопонимания. Это мир гуманизма, заботы и духовности. Дарованные сверху правила тут не нужны — если люди хотят гармонии, они договорятся. Здесь не место наживе и эгоизму. Основные ценности здесь — не власть, не деньги, а гармония и взаимоотношения. Это мир консенсуса и экологии.
        Входной барьер в зеленый мир для человека — высокий уровень личного развития («правила внутри, а не снаружи»), для социума же необходим определенный уровень благосостояния — ведь продуктивность зеленого мира существенно ниже. Зеленый мир приходит только в богатые места, где первые потребности удовлетворить несложно, а от иных потребностей можно и отказаться.
        Первые ростки зеленого мира пробиваются сотни лет назад, но синий мир давит их своей системой. Исторически начало зеленого мира — это эпоха хиппи, «Битлз», Парижская студенческая революция 1968 года. Постепенно зеленый мир захватывает университетские кампусы, где вчерашние студенты стали профессорами, да так и остались зелеными по духу. Антиглобалисты и «Гринпис», феминистические движения и борцы за права животных — все они родились в зеленом мире, хотя и не все сохранили ему приверженность (кого-то купил оранжевый мир, а кого-то поработил красный).
        Зеленый мир — это мир справедливости, понимаемой не как воздаяние за заслуги, а как неоспоримое равенство возможностей. Экуменические церкви и «скандинавский социализм» предлагают разные модели такого равенства. Некоторые эксперты считают, что в зеленом мире живет уже 10% населения Земли, но эта цифра явно преувеличена…

        Желтый мир — мир-калейдоскоп
        Не зря зеленый цвет похож на цвет болота: здесь всё происходит медленно и далеко не самым эффективным способом, чтобы не нарушить гармонию и не задеть интересы. Те, которых это не устраивает, вырываются из тисков коллектива в желтый мир и, подобно серфингисту, скользят по поверхности — обитатель желтого мира не дает поймать себя ни деньгами, ни властью, ни статусом.
        Желтый мир — это мир сегодняшнего сетевого сообщества, вырвавшегося за тесные рамки мира зеленых идеалистов. Он возник совсем недавно, с широким распространением Интернета, представляющего собой открытую среду для самореализации и самовыражения, где правила оранжевого капитализма игнорируются хотя бы в силу опережающего темпа развития. Желтый мир — это калейдоскоп систем и форм, в нём знания и компетентность важнее ранга и статуса. Изменения являются нормой жизни, для человека естественно быстро и безболезненно адаптироваться к ним. Человек в желтом мире живет множеством жизней одновременно и может свободно скользить по мирам: он предстает то синим правоверным, то оранжевым честолюбцем, то зеленым источником всеобщей любви, но всё это для него — лишь роли, не затрагивающие внутренней сущности. Часто называют желтый мир первым миром второго порядка — потому что его представители способны понимать и принимать людей других миров, в то время как во всех предыдущих мирах их обитатели нормально воспринимают только своих людей и свои идеи, фильтруя всё остальное. Независимость, свобода, достоинство, компетентность — вот единственные ценности желтого мира. Деньги даются здесь без особого труда и не слишком ценятся — они важны только как инструмент достижения свободы, а к внешним признакам свободные люди желтого мира равнодушны. Это всего 1% населения, но уже 5% власти. В желтом мире можно добиваться своих целей, никому не вредя, в то время как в красном победителю принадлежит только то, что он отнял у других, а в оранжевом — то, что он выиграл. Обитатель желтого мира — мастер стратегии win-win («выигрыш-выигрыш»). Для красных этот подход непонятен, синие допускают договоренность на основе правил, оранжевые — временный компромисс, зеленые — компромисс ради гармонии. И только для желтых win-win — это не компромисс как взаимная уступка, а реальное нахождение взаимного выигрыша…

        Бирюзовый мир — мир - организм
        Можно бесконечно скользить по поверхности желтого мира, наблюдая смену картинок в калейдоскопе и рассматривая мир как шоу для тебя одного (для тебя одной). Однако это может рано или поздно надоесть, и тогда неизбежен поиск смысла на новом уровне — там, где ответы синего и зеленого миров уже лишены смысла. Этот новый бирюзовый мир только забрезжил на горизонте в виде отдельных идей, мыслителей и книг, и поэтому мы мало что можем о нем сказать. Обитатели бирюзового мира видят мир единым организмом, в котором души всех людей происходят из одного корня. Если желтый мир — это «хай-тек», то бирюзовый — «хай-хьюм» (high-hume), то есть мир высоких психологических и социальных технологий, духовных учений и практик.
       Является ли бирюзовый мир последним в цепочке миров? Следующий мир имеет коралловый цвет, но заглянуть в него мы пока что не можем. Вопрос о количестве миров остается открытым. Будем помнить, что в свое время обитатели каждого мира очень долго считали его последним и совершенным — пока не появлялся следующий.


       * * *
       Еще создатель теории «спиральной динамики» Клэр Грейвз обнаружил, что парадигмы «движутся зигзагом» между темами самовыражения и самопожертвования. Обратите внимание: теплые цвета маркируют парадигмы самовыражения (индивидуалистические, материалистические), а холодные — парадигмы самопожертвования (коллективистические, идеалистические). Собственно, именно поэтому он назвал свою теорию «спиральной» — каждый раз идет возврат к предыдущему, но на более высоком уровне. Еще более важно в названии теории слово «динамика» — ведь для человечества характерно развитие. Движение вверх всегда идет в сторону усложнения жизни. Расширяется психологическое пространство, широта взгляда на мир, растет число «степеней свободы» и граней личности, разнообразие альтернативных способов сделать что-то, усложняются потребности человека. Парадигмы возникают вначале у отдельных наиболее «продвинутых» людей, а по мере изменения условий жизни распространяются подобно волнам…

        Миры плавно перетекают один в другой, «чистых» цветов в природе не существует — это абстракция, модель, удобная для практического применения. Работая с ними, нужно помнить, что жизнь всегда богаче любых моделей. Конечно же, среди окружающих нас людей редко можно встретить «чистые» цвета спектра: парадигмы могут сосуществовать в рамках сознания одного человека, не пересекаясь, поскольку относятся к разным сферам его жизни. Человек может быть оранжевым предпринимателем на работе и строгим синим отцом семейства, а приходя на стадион, совершенно по-красному болеть за свою команду.
         Однако же что движет людьми при переходе из мира в мир? Выше, описывая миры, мы уже на этом вчерне останавливались. Есть две составляющие — внешняя и внутренняя. С одной стороны, во многом определяющую роль играют условия жизни. С другой стороны, есть возможности сознания человека и, что немаловажно, его собственные стремления к развитию (или отсутствие таких стремлений). Без этого внутреннего побуждения человек легко застревает в первом же мире, обеспечивающем ему минимальный внешний комфорт, и может остаться там навсегда (вот почему «цветные» миры — это в каком-то смысле пространство для работы нашей души). Точно так же одни и те же условия жизни порождают разные картины мира, разные системы поведенческих стереотипов — в зависимости от личного уровня развития человека. Вот почему разные миры часто пересекаются во времени и пространстве, приводя к непониманию и конфликтам.
       Миры (в лице разных людей) сосуществуют в рамках одной компании, одного государства, соседей по лестничной площадке и соседних народов, создавая множество проблем взаимопонимания (взаимонепонимания?). Когда люди имеют разные картины мира — они ничего не могут друг другу объяснить. Красный «новый русский» никогда не поймет, что ему талдычит синий бюрократ — какие правила могут быть, если право только одно: «я так хочу»? Синий бюрократ с неприязнью относится к красному и оранжевому нарушителям правил (хотя ему невдомек, что нарушают они их из разных соображений). Оранжевый с презрением относится к красному, полагая его примитивным: зачем силой брать то, что само придет в руки? Для оранжевого естественно вернуть проигравшему выигрыш, чтобы иметь возможность сыграть еще раз. Зеленый может тихо ненавидеть синего — ведь тот за инструкциями не видит живых людей! А синий считает зеленого рохлей, у которого ни правил, ни порядка!...

       Парадигмы мышления нельзя оценивать с этической точки зрения («добро - зло», «лучше - хуже»), потому что они отражают способ мышления, а не ценности или нормы поведения (не «что такое хорошо и что такое плохо», а «как узнать, что хорошо и что плохо»). Одна и та же парадигма мышления может диктовать ее носителям широкий спектр поступков. И наоборот, одни и те же поступки могут быть вызваны разными мотивами, поэтому важно не что человек сделал, а как он пришел к решению это сделать. В одном и том же мире живут люди, из которых кого-то мы оценили бы как праведника, а кого-то — как законченного злодея. Но, не понимая их мира, мы вряд ли нашли бы общий язык с любым из них.
        Поэтому осознание множественности миров — первый шаг к осознанию своего мира и присущих ему ограничений, а значит — стимул к дальнейшему развитию, открытию для себя новых, более высоких миров и открытию себя для них. Данная статья была написана, чтобы помочь людям сделать этот необходимый шаг. Если вы хотите больше узнать о том, как парадигмы мышления проявляются в жизни фирм и организаций, прочитайте статью «Разноцветные организации». Практические применения «спиральной динамики» разнообразны, даже если мы возьмем только мир бизнеса, то есть уровень компании: корпоративная культура и управление изменениями, подбор, обучение и мотивация персонала, успешные переговоры и так далее. На других уровнях социальной организации — от отдельного человека и семьи до нации и цивилизации — мы видим те же насущные проблемы, для решения которых нам порой так не хватает инструментария. «Спиральная динамика» предлагает такой инструментарий в ассортименте, поэтому данную статью можно считать лишь кратким введением в основную идею. Успехов вам в дальнейшем освоении и практическом применении!".

          РАЗМЫШЛЕНИЯ О СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ
          Размышление 1. Спираль времени
          Валерий Пекар: "Во многих публикациях о спиральной динамике приведены примерные сроки появления тех или иных цМемов (мне удобнее и приятнее называть их парадигмами мышления). Например, в недавно вышедшей книге Д.Бека и К.Кована названы такие сроки:
Бежевый — 100 000 лет назад
Фиолетовый — 50 000 лет назад
Красный — 10 000 лет назад
Синий — 5 000 лет назад
Оранжевый — 1 000 лет назад
Зеленый — 150 лет назад
Желтый — 50 лет назад
Бирюзовый — 30 лет назад.
         Видны три аспекта проблемы времени. Во-первых, можно спорить о конкретных сроках. Например, появление синей парадигмы очевидным образом связано с возникновением первого этического вероучения, а это примерно 3500 лет назад, уж никак не 5000. Точно так же появление оранжевой парадигмы можно привязать к промышленной революции и эпохе Просвещения, можно связать с именами Леонардо да Винчи и Мартина Лютера или же Баруха Спинозы и Исаака Ньютона. В целом получается 350-500 лет, и даже если мы стартуем с Роджера Бэкона (хотя для этого нет никаких оснований), то всё равно не 1000. Еще больше вопросов вызывают сроки появления зеленой, желтой и бирюзовой парадигм. А в связи с бежевой парадигмой говорить о «времени появления» вообще не приходится — мы получили ее из мира животных.
          Во-вторых, нужно уточнить, что мы понимаем под сроками появления. От первой проповеди новой парадигмы мышления (проповедника обычно распинают, сжигают на костре или в самом лучшем случае подвергают остракизму) до возникновения заметной группы людей, активно мыслящих в рамках этой парадигмы, могут пройти десятки или сотни лет. Что считать временем возникновения — первую или вторую дату? Вышеприведенный пример с оранжевой парадигмой хорошо иллюстрирует эту «вилку». По моему мнению, сроком возникновения парадигмы мышления следует считать время, когда возникают значимые социальные группы, требующие изменений, — и значит, оранжевой парадигме не более 400 лет.
          И с этой точки зрения бирюзовую парадигму следует считать еще не проявленной — ведь идеи Тейяра де Шардена, Бома, Уилбера еще не привели к возникновению значимых бирюзовых групп. (Ганди я считаю ярким представителем зеленой, а не бирюзовой парадигмы). Но это тема отдельной, следующей публикации.
          Интереснее всего третий аспект проблемы времени. Уверен, вы обратили внимание на то, что спираль сворачивается по времени, — промежутки до возникновения новой парадигмы всё короче и короче. Развитие ускоряется и ускоряется, неужели же вскоре новые парадигмы будут возникать каждые несколько лет, а затем — каждые несколько месяцев? Последовательность, очевидно, имеет предельную точку. Что же с нами будет?

         Можно предложить три взаимоисключающие гипотезы.


         Первая гипотеза. Это только на данном историческом этапе скорости растут, а вскоре развитие человечества резко замедлится, и от одной до другой парадигмы снова будут тысячи лет. М-да, невеселый вариант, если подумать о возможных причинах такого замедления.


         Вторая гипотеза. Парадигмы мышления действительно будут возникать всё чаще и чаще. Каждые несколько лет, месяцев, дней... Не дадим себя поймать в ловушку парадокса об Ахиллесе и черепахе. Точно так же, как ахиллесово пространство квантуется длиной его шага, так и человеческое время квантуется продолжительностью изменения его мышления. Например, чтобы прочитать книжку, осознать ее и освоить новую парадигму мышления, нужен месяц (условно). Примем этот месяц за квант времени. Сокращение сроков появления новых парадигм до размера этого кванта означает, что мы вступаем в новую область — область хаоса (с классической точки зрения) или в квантовую область. Законы спиральной динамики здесь не действуют, понятие парадигмы мышления (или цМема, кому больше нравится) более не существует. Система, именуемая человечеством, переходит в новое состояние. Желающие могут вычислить предел последовательности (вот тут пригодится размышление о точных сроках, с которого мы начали) и оценить, доживут ли они до этого замечательного момента — очевидно, единственного в истории человечества.


         Третья гипотеза. Количество парадигм мышления конечно. Например, их 12 или 10, а вовсе не бесконечное разнообразие, как думали создатели спиральной динамики (как показано выше, бесконечность числа парадигм и постоянное ускорение их появления противоречат одно другому). Но что тогда случится с человечеством, когда оно доберется до последней парадигмы и сделает ее значимым фактором принятия решений? В какое новое состояние человечество при этом перейдет? Начнется ли бесконечный золотой век, или наступит конец света, или произойдет катастрофический откат и всё начнется сначала? Так или иначе, при достижении последней парадигмы динамика падает и развитие заканчивается. Выходит, Фукуяма лишь немного ошибся со сроками, и конец истории близок?
Август 2010".

           Алексей Каптерев по этому поводу пишет:

           «Эволюция ценностей: Теория Грэйвса и Спиральная динамика
           Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.
Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).
         Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий…

         Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека – общество, а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.
Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.
          В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс, а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.
        Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие…

          Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.
         1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.
Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.
          Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.
Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.
Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.
           2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.
Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.
           Этика: этично все, что идет на пользу племени.
Современные примеры: племена Африки.
Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования…

          3) Красный – эгоцентричное, силовое.
Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.
         Этика: сильный прав.
Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.
Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.
        4) Синий – абсолютистское, священное.
Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».
         Этика: религиозная или квази-религиозная.
Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.
Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив,
поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.
         5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.
Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».
        Этика: светский закон превыше всего.
Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.
Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством…

         6) Зеленый – социоцентрическое.
Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».
        Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.
Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.
Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.
        7) Желтый – системное, интегрирующее.
Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».
         Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.
Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.
Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.
        8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.
Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.
Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди…

         Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный – на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне. Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.
         Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.
По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.
          Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».
          Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому».
          Источник: Институт НеоКода

          Нам необходимо понять, что парадигмы мышления возникают не случайно. Их изменение есть результат активного поиска Человечества своего места и роли во Вселенной, смысла и цели своего существования, а так же необходимости построения общества, которое бы полностью соответствовало этим целям. Последние десятилетия Человечество предчувствует угрозу своего существования из-за противоречий, которые накопились в мировоззренческом (духовном) плане. Современное мировоззрение противопоставляет человека и природу, призывая к неумеренному потреблению, что приводит к уничтожению природы и, соответственно, среды обитания самого человека. Так же оно противопоставляет и вынуждает враждовать и вести конкурентные войны между различными группами людей по религиозному, национальному, экономическому, идеологическому и, даже, половому признаку.

          Поэтому, чем быстрее мы сумеем создать Мир в котором нам будет хорошо и комфортно для реализации своего потенциала, своего предназначения и ощущения единства не только между собой, но и со всем Мирозданием, тем больше шансов будет у Человечества для дальнейшего существования на планете Земля.
Нам – гражданам Республики Беларусь проще, чем народам других стран создать, а вернее возродить такой Мир, так как он уже существует в нашем архетипе, подсознании. Это Мир который создали наши пращуры и оберегали его на протяжении многих тысячелетий от Ария, до построения Великого княжества Литовского. Так называемый «бирюзовый мир» основан как раз на общечеловеческих идеалах и ценностях, а так же знания о собственном бессмертии, что только и может дать понимание единства со всем Мирозданием.
Поэтому на славянах лежит особая миссия перед Человечеством в современных условиях. Вот что по этому поводу пишет Барбара Кригер – польский философ и культуролог, член – корреспондент Международной Славянской Академии в своём сборнике избранных статей и выступлений «Свет славянский» (Варшава 2011 г.):

          «Славянский союз как ответ на вызов нового века
          Положение, в котором находятся в настоящее время славянские народы, вызывает чувство опасения за наши высшие духовные ценности. Ведь славяне чувствуют себя звеном в цепи традиции, носителями общего культурного наследия, ответственными перед всеми поколениями предков, а также будущими поколениями и желают хранить и развивать славянские культурные ценности. Однако защитить эти ценности в состоянии разобщения не удаётся. Во всех славянских странах должно созреть сознание того, что создание культурно – политического, экономического и оборонного союза является для нас жизненной необходимостью и что этой задаче нет альтернативы, поскольку славянское единство может стать единственной силой, позволяющей сохраниться славянским народам в их культурном своеобразии, а также сберечь имеющиеся территории и национальные богатства. Оно может с успехом защитить народы от эксплуатации в либерально – капиталистическом мире, а также от эмиграционного рассеивания. Новый век бросает нам исторический вызов и единственным нашим ответом может быть великое объединение славянских народов и развитие славянской цивилизации как альтернативы упадочной, разрушающей человека и Землю квази – цивилизации Запада. Мы должны прежде всего оценить наше положение и потенциал, которым мы располагаем, и немедленно приступить к защите нашего экономического суверенитета, поскольку государства, которые становятся сателлитами экономических колоссов, из года в год попадают в колониальную экономическую и политическую зависимость, их хозяйство систематически разрушается, а население стремительно нищает. Для славянских государств и народов чтобы они не выполняли роли колоний по отношению к уже существующим рынкам – североамериканскому, западно – европейскому и восточно – азиатскому – наилучшим выходом является создание собственного крупного рынка и общей зоны экономического сотрудничества…

      Именно сейчас, на пороге нового тысячелетия, когда западная цивилизация переживает великий кризис гуманистических ценностей, основываясь на безраздельном господстве денег, Славянство получает шанс и обязанность создать новую, дающую стимул к нашему развитию и объединяющую нас славянскую цивилизацию – современную альтернативу для всех народов.
        Во всех славянских странах существуют десятки общественных, культурных и политических организаций, которые ставят своей целью защиту и развитие Славянского Мира.


         Откроем заново смысл человеческой миссии
         Рассуждения о мировоззрении
         Необходимость коренных изменений в сознании современного человека уже была исчерпывающе обоснована профессором Генриком Сколимовским. Во всех своих книгах он пишет об этом и делает вывод: третье тысячелетие либо будет совершенно иным, либо его не будет вообще. Однако чем же заканчивается второе тысячелетие?
          Сейчас много говориться о кризисе ценностей, о распаде традиционных структур, о разрушении окружающей среды и вытекающем из этого всеобщем хаосе…
Основная проблема трактовки человеческой миссии во Вселенной состоит в неповоротливости нашего мышления, в его неспособности создать соответствующую переменам картину мира, а также соответствующее ей мировоззрение и теоретические модели, которые могли бы стать действенным орудием нашего успешного творческого включения в эволюцию Вселенной в рамках нашей цивилизационной активности на планете Земля.


         Необходимо создавать позитивную перемену
         Прежде всего, мы должны заново найти ответ на вопрос: кто мы такие и каковы наши место и роль во Вселенной?
         Судя по результатам нашей «цивилизационной» активности, наши собственные представления о наших компетенциях как вида до сей поры были, по крайней мере, неточными. В какой-то момент нашей истории мы перестали понимать собственную природу и как следствие, нашу миссию во Вселенной…

         Вспомним, что, во многих священных книгах Запада никчёмности тела противопоставлена мощь духа. Скорее всего, мы неправильно понимаем старые заветы, или же неправильно был описан этот квази дуализм, натуральный по своей сущности, вытекающий из пространственного характера структур жизни. В этих книгах и во многих литературных текстах, написанных под их духовным влиянием, заметен фатализм, основанный на убеждении, что якобы это человеческое раздвоение было ошибкой Всемогущего. Но неужели Всемогущий, если он действительно всемогущ, не смог бы найти лучшего решения, если бы оно действительно было?
        Мировоззрение третьего тысячелетия основано на понимании единства бытия, которое позволяет трактовать разнообразие и мнимую противоречивость форм как разнообразные проявления бытия.
         Вследствие коротко описанного нами дуализма человек эпохи Просвещения вообразил, что система его восприятия является чем-то автономным.
        Таким образом, проблема состоит в том, что, не зная природы собственного процесса познания, мы решили, что созданные нами модели являются не всего лишь моделями, а реальными естественными структурами, нас окружающими. Наибольшие последствия в этих идеальных моделях имело расщепление духа и материи, в то время как такого расщепления в природе не существует. Это внешние проявления, которые наша система восприятия, скованная выбранной нами ролью «наблюдателя», регистрирует то как материю, то как дух. Ошибочное убеждение в нашем обладании знанием так нас ошеломило и принесло ощущение собственного величия, что мы безрассудно ударились в крайний редукционизм, за которым следует полное отрицание. Мы не поняли обусловленного космическим порядком нашего места во Вселенной.
         Конечно, в каждую эпоху живут умные люди, которые прекрасно понимают мир и себя, но мы говорим не об исключениях, а о господствующем, распространённом в обществе убеждении, которое влияет на выбор ценностей и стиля жизни этого общества…

        В настоящее время мы особенно болезненно чувствуем дефицит ощущения смысла жизни. Вокруг нас происходят страшные вещи: люди уничтожают сами себя, уничтожают других и свою окружающую среду; распространяется наркомания, алкоголизм, преступность в небывалом доселе масштабе, идут войны за богатства, например за месторождения нефти и иное сырьё, несущие с собой нужду и гибель природы на огромных пространствах, цивилизационный регресс государств и народов на целые десятилетия. Деньги возведены в ранг божества. Какой вывод из этого следует?
         Человеческий род безумно мечется и с каждым днём ухудшает своё положение, вместо того чтобы как можно скорее освободиться от гигантских ошибок, вытекающих из непонимания собственной природы и его последствий. А значит, нужно вернуться к фундаментальному вопросу: кто мы? Известный, уже покойный, учёный Хоймар фон Дитфурт отвечал: Мы дети Вселенной. И это утверждение не было голословным, поскольку во многих своих книгах он опирался на солидные знания из различных областей – химии, физики, биологии, антропологии и многих других наук.
        «Выдуманный» дуализм духа и материи, несущий в себе опасные последствия для цивилизации, укоренился в практике благодаря различным социальным доктринам, которые материалом для общественных структур признали человека, не только раздвоенного изнутри, но и оторванного от своей естественной природной и культурной среды. Не ставя под сомнение требование уважения к человеческой личности, следует признать, что процессы персонализации зашли слишком далеко, преувеличенно трактуя индивидуальный характер человеческой личности, признавая её автономность, которой он, по сути дела, не обладает, то есть автономность в значительной мере иллюзорную…

         В современную эпоху наш горизонт является прежде всего культурным горизонтом. Мы в принципе редко сосредотачиваемся на познании собственной природы. Как правило, мы анализируем собственные отношения к господствующему культурному стандарту. А значит, нас более интересует функционирование человека в культуре, чем его биопсихическая природа, которая хотя и является решающей, но остаётся как бы заслонённой. Поскольку основные усилия сосредоточены на приспособлении человека к функционированию в культуре, предметом интереса становится результат этого процесса, а не человек сам по себе. При таком подходе он трактуется как «исходный материал». Стоит обратить внимание на открытие К. Вильбера, что наша современная культура носит субституциональный характер, то есть старается заменить собой психологическую потребность контакта со сверхсознанием и вообще со Вселенной, и по причине трудности достижения этого создаёт чрезмерное количество артефактов, призванных стать заменой этой нереализованной потребности. Для нас этот показатель, что форма нашей культуры требует модификации, основанной на мировоззрении, возвращающем чувство тесной связи с Космосом.
         Индивидууму, или лучше сказать – человеческой личности, в перспективе важно понять связь нашей индивидуальной судьбы с культурным процессом, понять наше участие в культурном процессе как императив, вытекающий из участия человека как вида в процессе эволюции. Иными словами, либо мы найдём способы воплощения нашей биологогическо – духовной (интеллектуальной) энергии в культурные творения, либо мы останемся вне главного направления эволюции в качестве нереализованной возможности, в качестве, грубо говоря, неиспользованного избыточного материала – формы, которая не работала ради своего очеловечивания…

          Хотя решение об участии в культурном строительстве принимается индивидуально, основной принцип культурной работы заключается в сотрудничестве. Основным условием культурной работы является знание всего культурного процесса, в который естественным образом мы были включены местом и временем нашего рождения.
          Вспомним, что самым существенным элементом в системе культуры является мировоззрение, которое на каждом этапе развития определяет направления культурной деятельности, поскольку является основой жизненной ориентации как индивидуумов, так и целых сообществ. Из мировоззренческих принципов вытекают принципы моральные, складывающиеся в данную эпоху и на данном культурном пространстве в более или менее прочные системы обязательных этических норм.
         Из этих вынужденно кратких рассуждений на тему характера культуры в аспекте мировоззрения вытекает для нас логический вывод. Оптимальным для нас является обращение к холистическим и космологическим основам славянской философии, которые помещают человека внутрь природы как неотъемлемую её часть. Это позволяет не только включить нашу культурную, а также родные славянские невербальные смыслы, заключающие в себе символически представленную философию жизни, но также и выявить её универсалистическое значение, превосходно сочетающееся с самыми современными знаниями в области космофизики.


          Выводы
          Итак, появляется мировоззрение, возвращающее нам чувство прочной связи с космосом. Мировоззрение, которое утверждает неразрывное единство природы и жизни, единство Вселенной, видимое в множественности и многообразии проявлений, единство духа и материи как состояний (фаз) одного и того же бытия, святость природы и жизни во всех её проявлениях…


          Варшава, 30 ноября 2000 г.".

         Действительно, уже на протяжении многих лет славяне пытаются объединиться, но как показывают события в Югославии и Украине результат получается противоположный, в соответствии с поговоркой: «хотели как лучше, а получается как всегда». А это подтверждает другую поговорку: «что славяне с головой не дружат». В чём же причина такого положения дел?
         Главная причина состоит в том, что мы боимся познать и признать правду о себе, своей истории, своих пращурах и тех идеалах и ценностях на которых была взращена душа славян и создано целостное мировоззрение на знаниях добытых Человечеством на протяжении многих тысячелетий.
         Мы должны понять и признать, что Славяне это духовное единство людей и племён на основе древнего Ведического учения Ариев, которое возникло на основе знаний накопленных Родом человеческим. Доказательство этого было изложено выше. Наша трагедия в том, что душа (архетип) славян сформирован общечеловеческими идеалами и ценностями, содержащимися в древнейшем учении Рода человеческого, а сознание славян забито ложными догмами различных религий, идеологий и материалистическими ценностями. Поэтому мы и не дружим с головой, хотим сделать как лучше, а получается как всегда. Мы пытаемся вдохновляться идеалами, которые чужды и враждебны нашей душе, они разрушают нас, вызывают агрессию друг к другу, приводят к непониманию самих себя, теряется смысл и цель нашего существования. Поэтому все попытки объединения славян на чужих, причём разных идеалах и ценностях, не приводят к успеху. Напротив, чем сильнее мы пытаемся стать более духовными и богобоязненными, тем сильнее и ожесточённее мы начинаем враждовать между собой, отстаивая чужие религиозные или идеологические догмы, уничтожая друг друга.

         В нашем мировоззрении всё перевёрнуто с ног, на голову. Мы отождествляем себя с физическим телом, а сознание является слугой тела, помогающее добиваться удовлетворения желаний и капризов тела. Нам необходимо понять, что мы - есть вечное и бессмертное сознание, разум, дух, а физическое тело является всего лишь временным инструментом, данным нам на это воплощение.


закрыть...

Оценок:  3   cредняя: + 1.00

Обсуждение темы и производных: 8 комментариев последний - 18 Мар 10:37       Участников 4

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети





Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-2016


IN_PAGE_ITEMS=2631130ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.03.29 00.42.26ENDTIME
Сгенерирована 03.29 00:42:26 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2631130/discussion_t?IS_BOT=1&SORTD=PUBLISHED