Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

История возникновения экономики. Часть 2


ЧАСТЬ 2 История возникновения экономики

03.02.2017 Перед вами ВТОРАЯ ЧАСТЬ нарратива, написанного для подтверждения положений основного, которым является словарная статья - ЭКОНОМИКА.

Часть 1

Часть 2

12.1. В первой части я исходил из предположения: - что история экономики начинается вместе с появлением у некоего вида гоминин многочисленных единиц вида, которые называют словом ПЛЕМЯ, что стало основным условием для появления системы технологического разделения труда.

Система разделения труда в племени

12.2. Первым признаком экономики можно считать совместное потребление пищи из «общего котла», которым руководит вождьплемени. Именно благодаря вождю, который считает всех членами своей семьи, распределение более-менее справедливое, так что удовлетворяет основные потребности членов группы в пище. Я назвал освоение огня - чудом, но оно меркнет по сравнению с чудом, которое заключается в отказе от фактора силы в пользу фактора знаний (успешности) при выборе вождя. Если освоение огня предками людей мы еще можем как-то логически представить, то ломка природного закона о приоритете силы, скорей всего, была оплачена множеством жизней гоминин.

12.3. Приватизация должности вождя в одном роду - была следствием выделения функций вождя в отдельную управленческую специализацию, предполагавшую наличие в голове вождя - знаний об управлении племенем. Единица вида гоминид перестала быть стаей, превратившись в единицу человечества, организация которой была на порядок выше. Признаком социализации стал феномен общественного мнения, позволявший вождю, который мог быть физически слабее других членов племени, приобрести над ними власть.

12.4. Мне представляется, что авторитет вождя была следствием появления «общего котла». Вожак отбирал у всех излишки, которые раздавал по своему желанию, а потом и вовсе стал заставлять приносить то, что ему казалось нужным. Так могли появиться специализации по видам собираемых ресурсов, так что отдельный индивид уже перестал добывать весь набор жизненно важных продуктов, полностью полагаясь на остальных членов, что они произведут все остальные продукты, нужные для обеспечения жизнедеятельности его организма. С одной стороны - это повышает размер потребления, но с другой - создает крайнюю зависимость каждого члена от труда остальных. Поэтомупрямоходящие гоминины, бывшие предками людей - уже не имели шанса выжить вне единицы вида, да и сама группа была обречена на вымирание, если ее численность была ниже некоего порога, достаточного для создания экономики, под которой мы понимаем развитую систему разделения труда.

Кочевой образ жизни неандертальцев

Статья ПОНЯТИЕ ПЛЕМЯ

ПЕРЕЙТИ в рубрику НЕОАНТРОПОЛОГИЯ

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РУБРИКА

12.5. Поэтому нам придется вернуться к периоду, предшествующему антропогенезу, где мы выделим два этапа в эволюции предков людей - первый период, когда предки людей были человекообразными обезьянами и второй период - когда предки были наземными гомининами, стоящими на пороге освоения ими просторов саванн и степей. Нас будут интересовать способы обеспечения предметами потребления. Первым делом обратимся к понятию - территориальный природный комплекс, так как именно окружающая среда обеспечивала обезьян и гоминин ресурсами для их жизнедеятельности.

Территориальный природный комплекс

13.1. Территориальный природный комплекс Википедияописывает следующими словами:

13.2. Природный территориальный комплекс (ПТК) — это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами. Одновременно ПТК — это закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих системы разных уровней — от географической оболочки до фации (ландшафтоведение).

13.3. Собственно, такое определение природного комплекса мало что нам дает, поэтому рассмотрим мою модель природного комплекса, который теоретически представляет собой круг суши с центром в стоянке, а границы находятся на расстоянии (радиус), равном пути обезьян или гоминин в течении светового дня ТУДА и ОБРАТНО с возвратом к ночи в стоянку, так как ночью группа собирателей вне защищенной стоянки была обречена стать жертвой хищников. Да и сама стоянка - без части членов группы - подвергалась гораздо большей опасности.

Модель территориального природного комплекса

13.4. Первое следствие: Так как скорость перемещения обезьян и гоминин, да и людей, почти одинакова, то размеры модельного территориального природного комплекса в виде круга суши - были одинаковы как для семьи обезьян, так и для стаи гоминин, да и племени людей.

13.5. Второе следствие: Раз размеры природного комплекса ограничены лишь фактором доступностью границ в течении светового дня, то размеры комплекса не зависят от численности единиц вида.

13.6. Третье следствие - следует из второго: Раз размеры природных комплексов одинаковы, то при существовании обезьян, гоминин и людей в одном регионе - их воздействие на природную среду было разным, так как численность единиц вида имела тенденцию расти - от семьи-рода обезьян к более многочисленным стаям гоминин и племенам людей.

Собирательство у обезьян

14.1. На стадии древесных приматов - наши древние предки собирали лишь продукты, которые в готовом виде давала им Природа. Ведь обезьяны не умели изготавливать какие-либо продукты и полностью зависели от природной среды, что ограничивало ареал их обитания тропиками, даже когда 36 миллионов лет назад наступило похолодание климата на планете (конец эоцена во второй половине палеогена). Тогда тропические леса начали отступать к экватору, а на их место пришли субтропические леса, лесостепи и теплые степи, которые называют словом саванны. Обезьянам пришлось осваивать новую среду обитания, и первой нишей для обезьян стала экологическая система в нижнем и наземном ярусах, которая, к счастью, была хорошо развита в субтропических лесах, для чего обезьянам пришлось освоить наземный образ жизни.

14.2. Так появились наземные обезьяны, среди которых нас интересуют человекообразные, которые после перехода к наземному образу жизни стали достаточно тяжелыми, чтобы лазить по тонким веткам к вершинах деревьев, где были плоды и сочные листья, но в субтропическом лесу - плоды, созревшие в верхних ярусах леса, сами падали на землю к корням, увеличивая объем ресурсов природного комплекса наземных обезьян. При этом, хотя обезьяны научились изготавливать нехитрые приспособления для извлечения недоступных ресурсов, типа - палочек для извлечения спрятавшихся личинок из отверстий или - могли подобрать соответствующий камень для разбивания скорлупы орехов, но вот сами продукты потреблялись без какой-либо обработки. В ортодоксальных теориях этот принцип производства благ получил название - собирательство.

Шимпанзе используют палочки для ловли термитов

14.3. Однако присваивающее хозяйство у обезьян имело ряд отличий от других животных, так как обезьяны умели изготавливать незамысловатые орудия труда, которые они после использования просто бросали, а так же разного рода гнезда или шалаши, чаще исключительно для личного ночлега.

14.4. Вообще-то именно личный характер потребления отличал обезьян от предков людей, так как даже в совместной охоте на мелких животных у обезьян - добыча обычно доставалась той, которая первой поймала, конечно, если её не отбирал вожак стаи обезьян.

Потребление у обезьян

15.1. Для наглядного представления потребления продуктов мы будем использовать графики функции Торнквиста, которые показывают зависимость объема продукта потребления от затрат труда. Нулевой точкой отчета будет момент просыпания субъекта ото сна, когда у отдельной особи возникает потребность в еде. Пусть первым продуктом будут орехи, в достаточном количестве раскиданные под деревом, поэтому объем потребленных орехов напрямую зависит от времени их собирания.

График потребления ОДНОГО продукта в течении дня

15.2. Вначале рост объема потребления будет почти линейный, пока не наступает минимальное насыщение - Qmin, после которого обезьяна решает, что она питается не только орехами едиными, и ей бы надо в рацион добавить сочных корешков, которые можно накопать тут же. Обезьяна переход к добыванию (производству) кореньев, при этом - иногда раскалывает и орехи, попавшиеся на глаза.

График потребления ДВУХ продуктов

15.3. С началом потребления второго продукта - кривая потребления первого продукта становится более пологой. Ведь после насыщения - интерес к орехам заметно снизился, поэтому, когда обезьяна начнет производство третьего продукта - кривая потребления орехов еще больше приблизится к горизонтальной линии. Если обезьяна в течении дня собирала и потребляла - 5 продуктов, то на момент засыпания - схема потребления будет иметь следующий вид:

Схема потребления ПЯТИ продуктов

15.4. На вертикальной оси в точках пересечения кривых с вертикальной линией, исходящей из момента засыпания вечером - мы видим параметры уровня жизни обезьяны - как некие ежедневные объемы - Qmax - тех жизненно важных продуктов, добывать которые умеет этот вид обезьян. При этом новый продукт потребления может появиться, но лишь, появившись как готовый продукт в природе, например, некие плоды, созревшие в следующем сезоне, но сама обезьяна не способна производить продукты потребления.

15.5. Замечания: Собственно, надо понимать, что перед нами лишь схема, полученная наложением нескольких разных графиков функции Торнквиста, каждая - по одному продукту. Поэтому судить мы можем лишь о качественной стороне, так как потребление разных продуктов у нас в совершенно разных единицах.

15.6. Сами функции Торнквиста являются модельными, поэтому сделано допущение, что обезьяна переходит к следующему продукту лишь после минимального насыщения предыдущим, что вполне естественно. Например, потребность в воде, как более жизненно важном продукте, будет удовлетворяться в первую очередь, а после минимального насыщения возможно потребление пищи.

15.7. Данная схема применима и для модели первоначальной экономики, которую называют - экономика Робинзона, когда один изолированный хозяйствующий субъект начинает производить ряд продуктов для личного потребления.

Разница в потреблении обезьян и гоминид

16.1. При переходе к следующему этапу, когда обезьяны эволюционировали в наземных гоминин - у нас меняется экономический субъект, так как гоминины живут исключительно в составе многочисленных социальных групп, а потребление происходит через «общий котел» по принципу распределения. Это важное отличие, так как теперь сбором продуктов занимается не отдельная обезьяна, а группа сборщиков, члены которой не могут определить объемы - как минимального насыщения Qmin, так и максимального Qmax, требуемые для удовлетворения  потребностей всех членов стоянки. Как мы понимаем, именно эту заботу на себя взял вождь племени, который сборщикам задает требуемый объем, с учетом вчерашних запасов.

16.2. Так как вождь следит за соблюдением баланса поступления продуктов в стоянку, то с учетом прежних запасов - графики потребления всей группы гоминин будут точно такими же, как для отдельной обезьяны (разве что помноженные на число членов).Qmin - некий объем для минимального насыщения собирается каждый день, а то, что потребляется свыше - берется из вчерашних остатков на складе (общем котле) или по-возможности добирается, так чтобы в конце дня - объем потребление каждого члена группы гоминид вышел на уровень Qmax. В реальной жизни, если продукт исчез в природном комплексе, то он заменятся другим или увеличивается потребление схожего.

16.3. Второе отличие заключается в широком использовании орудий труда, которые не являются непосредственными продуктами потребления, но они сокращают трудозатраты. В результате - все графики сжимаются (сдвигаются) в левую сторону, так как применение орудий труда сокращает время - от 0 до tmin - т.е. до момента достижения объема минимально насыщения Qmin.

Время сбора объема насыщения у гоминид короче, чему у обезьян

16.4. Кроме того, сокращение времени ДО момента сбора объема минимального насыщения происходило по причине специализации, так как в реальности, скорей всего, обезьяна потребляла продукты не строго по схеме, а так как она их находила в природной среде - т.е. в вперемешку. А вот сборщики, даже при встрече с достаточным количеством другого продукта должны были его игнорировать, так как этот продукт мог быть заданием вождя для другой группы сборщиков. Поэтому группа сборщиков действовала как раз в соответствии с графиками - собирала то, что было задано, а уже потом, если после возвращения с нужным количеством заданного ресурса проинформированный вождь давал такое распоряжение, сборщики могли вернуться за случайно обнаруженным продуктом.

16.5. Тут многие могут предположить, что у гоминин с появлением свободного времени произошло резкое расширение ассортимента продуктов. Только вопрос - откуда бы ему взяться? Ведь, скорей всего, все более-менее значимые ресурсы уже собирались, тогда, по логике, освободившееся время - гоминины могли использовать только для углубления переработки традиционных ресурсов, так как ранее многие продукты потреблялись вовсе без обработки. Можно предположить, что этап антропогенеза, связанный с ростом численности единиц вида у гоминин был использован для освоения навыка обращения с огнем параллельно со способами повышения качества потребляемых продуктов за счет иной переработки.

16.6. Вопрос о новизне продукта, подвергнутого минимальной обработке остается дискуссионным, например, целые зерна или грубая мука из перетертых зерен, а так же - сырые продукты или те же самые, но подвергнутые термической обработке. В контексте данной статьи - для гоминин принципиально новым продуктом будет, например, рыба, которой ранее не было в рационе, но ее появление произошло в результате высвобождения времени, что позволило им заняться рыбалкой.

16.7. Поэтому с большой уверенностью можно говорить, чтолинейка продуктов у гоминид состояла из тех же самых продуктов, что и у обезьян, так как основная часть продуктов по-прежнему потреблялась в том естественном виде, в каком их находили готовыми в природном комплексе. Движение в сторону углубления переработки и даже появления новых продуктов потребления начинается по мере превышения численности населения в одной стоянке некоего порога в сотню и более особей, что решило вопрос обеспечения гоминин основными жизненно важными продуктами, так как стала возможна групповая охота с оружием, обеспечившая поступление мяса почти в неограниченном объеме.

16.8. Первым следствием роста численности единиц вида гоминид на фоне достатка мяса - было повышение стабильности поступления и увеличение объема традиционных растительных продуктов. Просто специализация некоторой части членов на охоте - высвободила у других время, которое было потрачено на дополнительный сбор продуктов растительного происхождения.

16.9. Причем, гоминины не собирали большие объемы продуктов впрок, так как просто не умели их сохранять, поэтому собирали лишь столько, сколько могли потребить в течении нескольких дней. Определенно, некоторый запас уже стал обязательным атрибутом хозяйства племени, хотя бы ради детей на случай стихийных бедствий или дней непогоды.

16.10. Кроме того, при переходе к охоте в степях - образ жизни гоминин стал кочевым, так как они, подобно хищниками, должны были следовать за «своим» стадом животных. Ритм жизни задавали миграции животных, служившие объектом охоты для гоминин, поэтому постоянные стоянки и возможность иметь запасы - представлялась лишь в течение нескольких месяцев в летний и зимний сезоны, когда копытные откармливались на одном месте. (См. Племя это стая за стадом) Поэтому я считаю, что переход к потреблению через распределение из общего котла - был революционным этапом, но вот набор продуктов потребления у наземных обезьян и гоминин - был один и тот же, ведь это были продукты, которые в природном комплексе имелись в готовом виде.

У гоминин появляется ЭТАП обработки сырья в продукты потребления

16.11. На просторах саванн (а потом и степей Евразии) гоминины столкнулись с дефицитом продуктов растительного происхождения, которых дикая травянистая растительность давала в скудном количестве. До появления земледелия гоминины могли решить эту проблему - лишь через углубление переработки, что превращает природные продукты, готовые для потребления обезьянами - в сырьё для гоминин. Здесь я намекаю на применение обработки огнем и к продуктам растительного происхождения, которой вначале, определённо, подвергалось лишь мясо. Ведь в процессе термической обработки дефицитного растительного сырья повышалась его усвояемость, что как бы «увеличивало» объем продукта растительного происхождения. Итак, с учетом появления переработки - знакомая нам схема потребления обезьян может рассматриваться и как Схема ДОБЫЧИ неких видов сырья, которые после дополнительной обработки в стоянке - становились продуктами потребления гоминин.

Эволюция гоминид и человека

17.1. Трудно себе представить, чтобы собирательством как способом, присущим обезьянам, можно было получать такой объем ресурса, чтобы обеспечить проживание в одной стоянке группы гоминин, численностью порядка сотни особей. Особенно, если учесть, что новой средой обитания для них стали саванны и степи, где единственным богатым ресурсом для гоминин могло стать лишь мясо копытных, которые приспособились к поеданию травянистой растительности. Переход предков людей к хищническому образу жизни обеспечил им не просто выживание в саваннах, а запустил процесс эволюции в людей, так как для охоты понадобилось прямо-беганье, вызвавшее перестройку всего организма с лишением волосяного покрова.

17.2. При этом сами гоминины даже не подозревали, что им предстоит приобрести разумность, как необходимое условие для управления кистью руки как универсальным манипулятором разными орудиями труда. Причиной антропогенеза был кризис, в который гоминины попали с сокращением ареала их существования, вызванный изменением климата планеты. Миллионы лет приматы эволюционировали преимущественно как растительноядные животные, но саванны и степи имели травянистую растительность, которая не годилась в пищу гомининам. К счастью, по линии происхождения от грызунов гоминины были еще и всеядными, поэтому наступление степей открыло для них «окно возможностей», которым они не пропустили воспользоваться. В некий доисторический период в саваннах возникло изобилие травоядных животных, наподобие тех сохранившихся участков саванн в странах Африки, где даже сегодня процветают жвачные животные, образующие огромные стада во время миграций. Переход к охоте на крупных животных, который я порой называю переходом к хищничеству, и был началом антропогенеза.

Стада копытных в саванне

17.3. Переход к хищническому образу жизни заставил перейти к кочевому образу жизни, так как стаи гоминин должны были следовать за стадами копытных, служивших им пищей. Миграции животных из Африки позволили гомининам совершить экспансию Европы и Азии, чему способствовало пересыхание Средиземного моря. Отступающий ледник оставлял за собой степи и тундры с сочной растительностью, куда летом из Африки мигрировали стада копытных.

Дно пересыхающего Средиземного моря было дорогой в Европу

17.4. Свидетельствами распространения некоторых видов гоминин за пределы африканского континента являются останки гоминид, найденные на других материках, однако нам надо понимать, что все эти гоминины вымерли, но они могли играть важную роль в формировании человека. Просто с очередным наступлением ледника - эти гоминины были вынуждены отступать в Северную Африку, в те времена еще бывшую не пустыней, а районом с субтропическим климатом (или на острова в теплом Тихом океане), где они не только обменивались полезными мутациями, но и передавали навыки обращения с новыми видами орудий труда.

17.5. Мы не знаем, сколько было таких циклов экспансии, но судя по неандертальцам, они происходили вплоть до формирования кроманьонцев. Судя по всему, неандертальцы и денисовский человек - это остатки популяции рода людей от неких ранних экспансий, которые просто оставались и выживали в суровых холодных условиях рядом с ледником, периодически наступающим на Европу и Азию.

17.6. Эту гипотезу подтверждают исследование генома людей планеты, который указывает на бушменов Африки как людей, наиболее близких по геному к кроманьонцам. При этом число кроманьонцев совершавших - еще несколько раз - попытки освоения Европы и Азии было очень малочисленно, что объясняет присутствие в геноме людей, живущих вне Африки, - генов как неандертальцев, так и денисовского человека. Видимо, малочисленность и тех и других - способствовала взаимным бракам между этими подвидами людей, уже довольно сильно отличавшимися внешне. Предполагается, что гены неандертальцев и денисовцев были удачным приобретением, способствовавшим повышению приспособляемости их метисов с кроманьонцами к холодным условиям.

17.7. Если расхождение линий предков людей и предков современных шимпанзе произошло около 9 миллионов лет назад, то останки австралопитеков свидетельствуют о формировании прямо-ходящих равнинных гоминин в период около 4 миллионов лет назад,. Поздние австралопитеки, останки которых датируются временем около 2 миллионов лет назад, уже могут быть причислены к роду Homo. Останки неандертальцев свидетельствуют, что эволюция Homo erectus в людей завершается около 1 миллиона лет назад, так как сами неандертальцы были боковой веткой. Считается, что кроманьонцы, внешне не отличимые от современных людей, сформировались к периоду порядка 300 тысяч лет назад. При всем при этом - можно утверждать, что ассортимент продуктов у древних людей (кроманьонцев) мало отличался от рациона прямо-ходящих гоминин (австралопитеков или Homo erectus), ведь они продолжали вести тот же кочевой образ жизни охотников - подобно хищникам - стая за стадом.

17.7. ПРИМЕЧАНИЕ. Когда я выкладывал на обсуждение статьи МОДЕЛЬ ПЛЕМЕНИ и ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНЫ СПУСТИЛИСЬ НА ЗЕМЛЮ, то выяснилось, что многие не могут понять разницу между образом жизни кочевых охотников и современными кочевниками. Образ жизни кочевых охотников - это заря человечества, когда полугоминиды-полулюди еще не одомашнили никаких животных. Они умели лишь охотится, но так как животные могли покидать пределы природно территориального комплекса их племен, то выходом стало постоянное следование за каким-то стадом, подобно многим хищникам, сопровождающим выбранное ими стадо даже во время миграций на большие расстояния.

17.8. Группы предков людей еще не умели управлять стадами, поэтому становились паразитами своих избранных стад, так как периодически для пропитания убивали несколько животных из состава стада. Поэтому группа гоминид никак не могла отстать или вовсе потерять из виду свое стадо, так как это - грозило смертью от голода. Собственно, и сегодня потеря своего стада оленей может привести к смерти эвенка или нанайца. Отличие кочевников от кочевых охотников в том, что от стада они получают большей частью вторичные продукты (молоко, шерсть), хотя периодически так же убивают своих животных на мясо. Кочевые охотники следуют за стадами диких животных, которыми они никак не умеют управлять, а кочевники появились после одомашнивания и стада у них - небольшие ради лучшей управляемости.

Разница в потреблении гоминин и первобытных людей

18.1. Я считаю, что образ жизни кочевых охотников как способ существования - был присущ предкам людей от момента перехода гоминин к охоте до становления первобытных людей настоящими кочевниками. Конечно, племя первобытных людей могло проживать некоторое время в постоянной стоянке, но лишь при условии, что в пределах природного комплекса племени постоянно находятся некоторые животные, на которых можно устроить охоту. Таких регионов со столь благоприятными условиями было мало - это мог быть как раз очаг людей в африканских саваннах. Однако предки людей постоянно выходили за пределы этого региона и тогда неминуемо переходили к образу жизни кочевых охотников, так как для копытных в остальных регионах мира свойственны большие миграции.

18.2. В связи с этим можно говорить, что рацион пополнялся новыми растительными продуктами, которые находились на новых территориях, но это служило лишь поводом для дальнейшего совершенствования переработки. Ведь важен не сам пищевой продукт, а те вещества в его составе, которые являлись жизненно необходимыми. А вот линейка материальных предметов потребления расширялась за счет новой утвари, необходимой для приготовления пищи на огне, емкостей для переноса и сохранения продуктов, а так же за счет необходимой теплой одежды и обуви. Так как кочевые охотники лишь следовали за стадом и не умели управлять стадами, то представляется, что при отсутствии домашних животных для переноса грузов, для них большую проблему представляло быстрое сооружение временных стоянок в степях, где климат был отнюдь не тропический. Можно предположить, что в узловых пунктах миграции животных за многие циклы кочеваний - предки людей обустраивали цепочку жилых сооружений, которые палеонтологи сегодня раскапывают как стоянки.

18.3. Я считаю, что нет иных причин объяснить распространение гоминин и первобытных людей на столько больших пространствах Европы и Азии, как следование за стадами мигрирующих животных. Ведь, если рассматривать почкование основным способом экспансии, то при наличии свободных земель и малой численности популяции - предки людей никогда бы не вышли за пределы некоторых регионов Африканского континента. А вот как паразиты, следующие за стадами мигрирующих животных, служившей им пищей, их могло как «паразитов стад» - заносить далеко от очага зарождения. То есть, при благоприятных климатических изменениях - основной ареал людей в Африке быстро расширялся за счет степных территорий в Европе и Азии, результатом чего становились - или полная ассимиляция живущих здесь местных подвидов рода людей - или их уничтожение.

Причины разнообразия материальной культуры

19.1. По данным современной генетической географии самую высшую чистоту крови - в смысле наличия наименьшего количества генетических мутаций - демонстрируют бушмены Юго-Восточной Африки, и вообще, - исконные обитатели африканского континента ближе всех остальных людей по прямой линии родства с семьями митохондриальной Евы и Y-хромосомного Адама. Однако нет никаких данных об эпидемиях или катастрофах, в результате которых погибли представители иных генетических линий, так что есть даже предположении, что они еще могут быть обнаружены.

19.2. Какие рассуждения мы можем сделать из гипотезы о существование в процессе антропогенеза нескольких катастрофических сокращений популяции людей до членов одной семьи? которые получили образное название как «прохождение через горлышко бутылки».

19.3. Любые наши рассуждения о древних предках - являются теоретическими, так как материальные свидетельства их настоящего образа жизни вряд ли когда-нибудь будут обнаружены в достаточном количестве. Сегодня даже представления о видах людей, живших в Африке строятся на останках, обнаруженных в Европе и Азии, потому что здесь кости сохранились благодаря более прохладному климату.

19.4. Как показывают исследования - в геноме европейских и азиатских народов (т.е. всех людей, живущих вне Африки) присутствует гены других подвидов людей - неандертальцев и денисовского человека. Кроме того, на этих материках неоднократно проходили грандиозные переселения народов, в которых участвовали большие массы людей, поэтому карта распространения гаплогрупп довольно пестрая. Поэтому для материальной культуры людей - Земля оказалось богата разнообразными регионами, чтобы там локально появились столь же разнообразные культуры. Причем, в некоторых регионах люди практически сохранили образ жизни кочевых охотников, который был присущ всем первобытным людям.

19.5. Обращаю внимание читателей, что все мои рассуждения основаны на гипотезе, что первобытные люди - изначально ВСЕ - были кочевыми охотниками, поэтому они только и непременно в составе многочисленных племен (около 100 членов) могли доходить до далеких географических регионов, где их дальнейшую судьбу определяло богатство природного комплекса.

19.6. Основным направлением развития человечества было постепенное превращение кочевых охотников в настоящих кочевников. Просто охотники, убив взрослое животное, могли оставить молодняк себе живым для доращивания, так что со временем у людей появились небольшие собственные стада полудиких животных, с которых они научались получать вторичные ресурсы. Именно ради удобства управления производился отбор особей, наиболее дружелюбных к людям. При росте числа прирученных - дикие стада превращались в конкурентов за траву с одомашненным животным и потому постепенно были уничтожены методом охоты.

19.7. По моей гипотезе - миллионы лет предки людей вели образ жизни степных гоминин - т.е были кочевыми охотниками, потом сотни тысяч лет все первобытные люди были кочевниками, а переход к земледелию произошел много тысячелетий спустя и лишь благодаря существованию на Земле нескольких очень благоприятных регионов, как например, долина Нила или Междуречье.

Месопотамия в Междуречье и Египет в долине Нила

19.8. В некоторых оазисах кочевникам не было нужды мигрировать на дальние расстояния, а так как они уже имели стада из одомашненных животных, то они осели на богатых землях и перешли к пастушеству на ограниченной территории. Стоянки стали постоянными, и потому уже семена злаков, которые случайно просыпались вокруг жилищ, весной всходили, превращая окраины стоянок в поля. Видимо, люди поначалу старались помочь полезным растениям, уничтожая сорняки, так что со временем у пастухов развилось земледелие.

19.9. Косвенным доказательство такой гипотезы возникновения земледелия - является очень развитое у земледельцев пастушество, которое указывает на предыдущий кочевнический образ жизни. Просто в процессе отбора земледельцы остановили свой выбор на крупном рогатом скоте, овцах и козах, как животных, дающих самое большое количество полезных вторичных ресурсов. А вот лошади у земледельцев как раз были менее популярны и, лишь изобретение плуга заставило земледельцев обзавестись тягловым скотом. Но для вспашки вполне годились быки, поэтому лошадь могла появиться сначала как необходимый элемент войска для обороны от кочевников, которые как раз специализировались на мобильных животных (лошадях, верблюдах).

Реципрокный обмен

20.1. Наверно, читатель уже обратил внимание, что я нигде не говорю об обмене, хотя казалось бы статья касается экономики. Дело в том, что товарный обмен возникает лишь с появлениемВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ - формацией, предшествующей формации государство. Мои же рассуждения касаются той древней истории человечества, когда люди жили в составе единиц человечества, которые называются словом ПЛЕМЯ. Дело в том, что истинные исторические племена (а не те группы, которые так ошибочно называют ортодоксальные антропологи) никогда не вели торговлю, да они даже не имели никакой возможности вести какой-либо обмен потребительскими продуктами. Все отношения между племенами ограничивались реципрокным (взаимным) обменом ради поддержания дружеских отношений, нужный в первую очередь ради обмена женскими особями.

20.2. Реципрокный обмен знаком всем, так как каждый когда-то дарил в день рождения или на праздник кому-то какую-то «фигню», чаще не имеющую никаких потребительских свойств. В ортодоксальной теории даже существуют исследования, получившие название «экономика дарения», в которой пытаются обосновать небескорыстность этого вида обмена, хотя он имеет исключительно социальное значение для поддержания дружеских отношений.

20.3. Экономика племени представляет собой идеальный воспроизводственный контур, так как здесь производится все то, что и потребляется, но не больше, так как нет времени и незачем, так как желательно - не меньше, чем надо для удовлетворения жизненно важных потребностей. Всё производится внутри замкнутой системы технологического разделения труда, которая состоит лишь из членов племени, а продуктов в ней производится ровно столько, сколько потребляется - без всяких излишков, так как в реальной жизни у предков людей редко случалось изобилие продуктов, только если оно случалось в окружающей среде. Производить что-то в избытке или впрок - означало, что в результате напрасно потраченного труда возникнет недостаток другого продукта. Поэтому невозможно представить себе, чтобы какой-то продукт производился в неком избытке, как если бы готовился для обмена, да это предполагает частые встречи с племенем, у которого для обмена так же должны были образовываться товарные запасы. Однако при передвижном образе жизни кочевых охотников даже трудно представить себе - где и как их можно было сохранять.

20.4. Всё, что могли накапливать древние племена - это некие природные редкости - самородки, кристаллы минералов, красивые перья и шкуры редких животных. Первым и порой единственным потребителем этих диковинок был вождь, который украшал ими свою одежду, поэтому реципрокный обмен осуществлялся больше как обмен редкостями между вождями. Никаких целей заполучить потребительские продукты не стояло, так как все жили в одних природных условиях и могли производить все то, что умели производить и соседи. Поэтому предметом реципрокного обмена могли быть и тесаные валуны, которые периодически перекатывались из стоянки в стоянку.

20.5. Здесь не следует обращать внимание на пример с обменом соль, который относится ко времена ВОЕННЫХ СОЮЗОВ, когда те уже владели землей с запасами соли, а исторические племена существовали, когда еще не была владения землей. Если предки людей знали о существовании источника соли, то они просто отправляли туда группу добытчиков. Впрочем, пример с солью - это история из другой эпохи, так как люди не могли при миграция перетаскивать большие запасы соли, например, на год.

20.6. Между членами племени товарный обмен так же не мог существовать, так как была распределительная система потребления благ из «общего котла», чем руководил лично вождь. Именно появление принципа распределения я считаю и главным условием и главным достижением в социализации предков людей, в результате чего для них важными стали знания и опыт, которые в те времена могли сохраняться лишь в головах стариков, поэтому стариков почитали и оберегали наравне с детьми, так как эти две части сообщества - обеспечивали воспроизводство племени в будущее - не просто телесное, но и культурное, от чего зависело выживание племени в форс-мажорных ситуациях.

20.7. Появление товарного обмена связано с появлением понимания, что земля и всё, что на ней есть - может принадлежать какому-то племени. Всё это появляется, когда заработал фактор ограниченности земли, в результате чего оказались, что вся земля в некотором регионе уже поделена между племенами и почковаться племенам уже некуда. Тогда начинаются ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ, а для обороны от набегов формируются союзы племен, причем никак не по родственному принципу, а лишь по принципу территориального соседства. Появляются границы, разделяющие регион на территориальные участки СОЮЗОВ, переход которых воспринимается как объявление войны. О том, что национальные чувства возникают никак не от чувства родства, как думают националисты, а лишь от территориальной близости - читайте в статье - Войны между племенами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21.1. Статья получилась достаточно большой - во многом, благодаря моему желанию охватить как можно больше смежных вопросов. Так как я считаю, что основные вопросы были охвачены, то надо заканчивать. Однако перечислю основные гипотезы, которые я сформулировал и постарался подкрепить в данном нарративе:

  1. Возникновение экономики происходит в тот исторический период, когда некий вид гоминин сумел переходом к охоте обеспечить проживание в одной стоянке большого числа особей. Охота была невозможна без прямо-бегания, а следствием перестройки организма ради локомиции на 2-х ногах стало лишение волосяного покрова.
  2. Большая численность в стоянке стала условием для появления технологического разделения труда, которое вождь племени своими актами технологического разделения труда превратил в целостную систему разделения труда (воспроизводственный контур), включающую всех членов племени.
  3. Специализация запустила процесс совершенствования орудий труда, в результате чего повысилась производительность - иными словами - у членов племени высвободилось время для углубления переработки природных продуктов, так как ранее они потреблялись без всякой переработки.
  4. Наконец свершилось чудо освоения огня, без которого невозможно было освоение тропических саванн и степей вне тропиков.
  5. Однако в степях люди столкнулись с кризисом, связанным с дефицитом растительных продуктов, который можно было разрешить лишь углублением переработки дефицитного растительного сырья, что привело к термической обработке подобно мясу почти всех остальных пищевых продуктов.
  6. Предки людей на миллионы лет стали кочевыми охотниками, постепенно овладевая управлением стадами одомашненных животных. Сотни тысяч лет люди были кочевниками (многие так ими и остались) пока в неких оазисах не перешли к пастушеству, позволившему заметить ростки полезных трав вокруг стоянок, что стало причиной освоения земледелия.
  7. Экономика есть производство продуктов второй важности, то есть гоминины добились стабильно поступления всех жизненно важных продуктов, а люди появились как потребителями роскоши по отношению к набору продуктов у гоминин.
  8. Никакой торговли не было до неолита, до времени появления ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ, разделивших землю границами своих территорий. Лишь тогда - в силу естественного нахождения природных ресурсов на разных территориях - возникает надобность в обмене продуктами, просто у одних в земле было одно, у других - другое. Поэтому причиной товарного обмена скорее были границы, чем природные естественные преимущества, о которых узнали лишь после появления границ. При этом климатические преимущества предполагают еще большие размеры территорий, разделенных границами, что сдвигает время возникновения товарообмена в эпоху возникновения государств.

21.2. История возникновения экономики - не есть отдельный процесс. Это всё тот же процесс антропогенеза, когда гоминины, сумев поддерживать большую численность в племенах превращались в людей, благодаря углублению разделения труда.

ПЕРЕХОД к ПЕРВОЙ ЧАСТИ статьи

ЧАСТЬ 1 История возникновения экономики

22.1. В свете данной статье - если для предков людей рост степени разделения труда был экономическим прогрессом, то причины современного кризиса в исчерпании возможности естественного роста глубины разделения труда.

Название книги О ПРИЧИНАХ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА

ВВЕРХ в начало статьи

РУБРИКА Теория экономической истории

Данная статья История возникновения экономики написана для подкрепления положений основной статьи ЭКОНОМИКА, которую содержит мой Словарь понятий неокономики, который создан для рубрик - НЕОКОНОМИКА и НЕОАНТРОПОЛОГИЯ.






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.11.18 09.24.29ENDTIME
Сгенерирована 11.18 09:24:29 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2632267/article_t?IS_BOT=1