Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Михаил Хазин: Мусорная проблема


Михаил Леонидович, проблема полигонов твердых бытовых отходов и мусоропереработки является одним из острейших вопросов, волнующих общество. Во многих странах на мусоре зарабатывают, производят из него массу полезной продукции, вырабатывают энергию. Мы же от года к году лишь расширяем и увеличиваем количество свалок, которые отравляют воду и почву, горят, отравляя воздух. Почему передовые российские разработки по утилизации, успешно применяемые в других странах, не находят своего применения на родине? Что мешает развитию этого направления у нас? Неужели переработка без государственных дотаций не может стать прибыльным бизнесом?

— Дело в том, что любая хозяйственная деятельность на территориях осуществляется кланами. То есть, иными словами, существуют некоторые группы лиц, тесно сплоченные, которые между собой делят выделяемые на это деньги. А любая попытка вменить им что-то рассматривается исключительно как попытка отобрать у них эти деньги — или же искусственным образом перераспределить доходы.

Решается эта проблема по-разному. В некоторых странах это делается путем избираемости мэров. Но как показывает практика, обычно это ни к чему не приводит, потому что у каждого мэра есть своя компания, соответственно, которая отвечает за мусор, за воду, еще за что-то. Она может принадлежать родственникам, она может быть просто аффилированная другим способом. И единственное отличие состоит в том, что эти компании, в зависимости от смены мэров, меняются. А кроме того, если у нас система двухпартийная, то мэр-то может быть только из одной партии или из другой.

То есть на самом деле справиться с такого рода мафией невероятно сложно. Существуют разного рода финансовые механизмы. Иными словами, когда принимаются законы на федеральном уровне, которые требуют, чтобы на местном уровне принимались некоторые решения. Ну, грубо говоря, когда принимается решение хоть что-то делать.

Но мы в предыдущем обсуждении говорили о том, что сегодняшнее российское чиновничество не заинтересовано ни в каких изменениях, потому что любые изменения всегда требуют людей, которые принимают на себя ответственность. А базовый принцип чиновников — эту ответственность на себя не брать. И по этой причине вменить им какое бы то ни было содержательное действие практически невозможно.

Если же это дело вменяется, все ставится с ног на голову. Тут классический пример: майские указы президента. Президент имел в виду, что надо повысить престиж и реальные зарплаты учителей. Чиновники это поняли по-своему: нужно сделать так, чтобы количество учителей, которые получают зарплату, стало меньше — при том же фонде. Тогда у каждого будет больше.

То, что у них при этом увеличивается нагрузка, — это их вообще не волнует. Кроме того, они еще сделали замечательную штуку, при которой эта зарплата учителя зависит не от его качества работы, а исключительно от того, какие у него отношения с начальством. То есть начальство получает довольно большие деньги, а дальше, как все понимают, оно частично отдает обратно тем, кто ему эти деньги выделил и кто его назначил; частично он кладет это в карман; и если что-то осталось, оно отходит учителю. То есть, иными словами, мало что меняется.

Теперь о внедрении технологий. Ведь у нас есть передовые технологии не только обработки мусора. У нас есть, например, передовые технологии очистки воды — в мире. Но несколько лет назад руководитель компании, которая владеет этими технологиями, запретил выходить на тендеры, связанные с Водоканалом, которые проводит государственный орган — в силу полной безнадежности этого действия.

Он говорит: «Сейчас у меня ситуация очень простая. Если кто-то из тех, кто выиграл тендер, обращается ко мне — я готов сделать все, что нужно, «под ключ». Но обычно картина такая: сначала они ничего не делают, а потом хотят, чтобы я сделал чудо за очень маленькие деньги. Поэтому мы от этого отказываемся вообще».

То есть это абсолютно типовая ситуация. Отметим, что она была и в Российской Империи в конце XIX – начале XX века. Тогда она, правда, сопровождалась еще одним обстоятельством — сословным обществом. Но если мы посмотрим на ту идеологическую линию, которую двигает российское чиновничество, то мы понимаем, что они очень хотят возродить монархию и сословное общество, чтобы как-то легитимизировать положение дел. Особенно если учесть, что масштаб воровства сегодня превышает тот, который был в Российской Империи.

Другое дело — что мы помним, чем это все закончилось.

 






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.07.27 03.43.55ENDTIME
Сгенерирована 07.27 03:43:55 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2670418/article_t?IS_BOT=1