Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

ИДЕИ И ЗНАНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Нам необходимо понять, что для Человечества жизненно необходимо встать на путь познания Истины, т.к. мы, в отличие от животных, приспосабливаемся к окружающей среде не за счёт изменения своей физиологии, а за счёт изменения понимания мира – мировоззрения. Поэтому наши пращуры и завещали нам следовать Путём Прави. Мы сами создаём законы духовного (информационного) мира, а затем являемся заложниками этих законов. Для примера возьмём КНДР и Южную Корею. Один и тот же народ, но следуют в своём развитии разным идеологическим и мировоззренческим установкам. В итоге они готовы уничтожить друг друга. Да и в истории нашей страны было много гражданских и религиозных войн, когда сын убивал отца из-за разных мировоззренческих установок. Мне кажется, пора уже остановиться и перестать быть заложниками той лжи, которая была создана Человечеством из-за корыстных, эгоистических интересов и встать на Путь Прави, который нам завещали наши пращуры.
Поэтому у Человечества нет другого выхода, как выработать и перейти к Единым общечеловеческим идеалам и ценностям, которые были уже созданы Человечеством в течение многих тысячелетий, но были сокрыты в угоду идеалам и ценностям современной цивилизации. Эти знания необходимо дополнить новыми данными, которые были открыты современной наукой, особенно, что касается изучения физических законов Мироздания.
Что нам мешает изменить Мир к лучшему и спасти его от уничтожения? Только наша интеллектуальная спячка и косность мышления, привычка слушать не собственную душу, а «высокопоставленных», «святых», «знаменитых», «популярных» и т.д. людей, которые являются рупором и идеологами современной цивилизации. Естественно, любая цивилизация создаёт своих кумиров и героев, которые проповедуют и насаждают идеалы и ценности этой цивилизации. Но всему есть предел, мы и так зашли очень далеко и вплотную приблизились к пропасти – самоуничтожения. Пора напрячь свои мозги, и создать новый Мир, в котором нам всем будет жить интересно и комфортно, где мы сольёмся с Вечностью и Бесконечностью, где будем знать о смысле и цели нашего Бытия, единого с Мировым Разумом, неотъемлемой частью которого мы являемся. У нас для этого всё есть, а наши пращуры нам помогут. Осилит дорогу идущий. Да и собственно, чем мы рискуем, что теряем? Разве что привычные догмы и страхи. Мы уничтожаем самое лучшее, что есть на Земле – природу и своё физическое тело, ради ложных догм и суеверий, которые сами создали в целях порабощения друг друга. С чем мы останемся после уничтожения Земли? С ложными догмами и страхами. Нам долго придётся расплачиваться за содеянное преступление и исправлять собственные ошибки. Давайте, лучше исправлять их не дожидаясь уничтожения Земли. И в этом нам помогут знания, накопленные нашими учёными.

«РУССКИЙ КОСМИЗМ. ФИЛОСОФИЯ И ЛЮДИ
Вся история науки показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов. Жизненность и важность идей познаётся только долгим опытом. Значение творческой работы учёного определяется временем». Эти слова принадлежат классику современного естествознания, философу и историку науки Владимиру Ивановичу Вернадскому (1863 – 1945) и как нельзя лучше характеризует тех русских учёных, философской основой деятельности которых было признание человека космическим существом.
Осознание связи человека с окружающей Вселенной пришло из глубочайшей древности. Во всех сохранившихся текстах упоминается великий древнегреческий философ Демокрит (460 – 370 до н.э.), который определил Вселенную, как макрокосм, а человека – как микрокосм. Конечно, корни замечательной идеи о связи и аналогии между этими двумя составляющими «Беспредельного», высказанной Демокритом, уходят в ещё более древние времена: ведь именно данная идея лежит в основе мистических и тайных знаний индийских Вед и «халдейских мудрецов и магов».
России признание общности двух «космосов» - человека и Вселенной – послужило фундаментом оригинального философского учения о цели и предназначения как космического существа: русской философии космизма. Особое место, которое она занимает в истории развития русской философской мысли, не случайно. О глубочайших связях между человеком и Вселенной свидетельствует единство обозначения в языках славянских народов Вселенной (Мiр) и социальной ячейки общества – общины (мир). Именно эти связи берутся за основу главной идеи русского космизма: основным злом для человека является признание смерти слепой силой природы, порабощающей его дух. Борьба с этим злом возможна только, если человек разумно регулирует природу средствами науки и техники. «Смерти нет» - вот та фундаментальная идея, которая объединяет мировоззрения представителей русского космизма.
Каждый представитель этого течения по-своему, достаточно оригинально представлял себе цели и пути эволюции объединённого человечества. Это были настолько выдающиеся умы, что нельзя не восхищаться не только их философскими прогнозами, но и реальной научной и общественной деятельностью, которая в сознании современников и потомков оставила неизгладимый след…
Космисты признавали реальность факта воскресения из мёртвых, т.к. были твёрдо убеждены, что душа является не только «эфирной» составляющей человека как личности, но и вечной субстанцией, всегда готовой соединиться с утраченным телом.


НИКОЛАЙ ФЁДОРОВ
Замечательного философа и человека Николая Фёдоровича Фёдорова (1828 – 1903) можно по праву считать первым представителем русского космизма…
Эволюция человека, как полагал Фёдоров, заключается в переходе к «эфирному» существованию (естественно, при полном сохранении всех свойств человека как личности). Пока же эта далёкая перспектива не осуществилась, человек как вид может выжить на родной планете только в том случае, если он своими действиями не лишит природу способности к самовосстановлению.
Людям нужно больше заниматься собой, думать о прошлом, о своих предках, развиваться духовно, максимально сокращая материальные потребности. Следует бережно брать у природы только самое необходимое, не разрушая и не уничтожая её.
С Фёдоровым были знакомы многие учёные и писатели, о нём вспоминали такие титаны русской мысли, как Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский; замечательный русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв считал его своим учителем. Труды Фёдорова при жизни не издавались и были опубликованы только после его смерти, в преддверии первой мировой войны и Октябрьской революции. Затем наступил длительный период воинственного атеизма и материалистического диктата, и идеи Фёдорова, как и других русских космистов, остались невостребованными, каковыми являются и до сих пор…

КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ
Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935), создатель современной космонавтики, космист по роду своей деятельности. Несмотря на то что вся жизнь его прошла в небольшом провинциальном русском городе Калуге, научные и философские труды Циолковского медленно, но прочно овладевали умами учёных всего мира. Сейчас можно с уверенностью сказать, что его космические прогнозы, все фантазии переосмыслены на современном уровне науки и техники. Однако философские идеи учёного-космиста пока остаются не востребованными.
Для Циолковского идея о том, что вершина эволюции человеческого рода – существование людей в виде «эфирных тел», была не умозрительной гипотезой, а призывом к её научному объяснению. Так учёный пришёл к мысли о единой материальной природе всего сущего. Нет различия между материей и духом, говорил Циолковский: «Я признаю только такой дух, который составлен из материи, более разряженной и элементарной, чем известная нам».
Константин Эдуардович разработал собственное учение, суть которого такова. Существует бессмертный элемент, одушевлённый «атом», который путешествует по Вселенной и только малую часть времени проводит в живых существах. Это как раз те периоды, которые определяют бытие человека и всего живого… Циолковский не любил слово «смерть», старался его не употреблять. Поэтому, говоря о современном состоянии Космоса, он писал, что силы жизни и разума должны восторжествовать над косными силами материи, над её тягой к установлению абсолютного равновесия, которое есть «конец всего»…
Александр Чижевский
…Судьба Александра Леонидовича Чижевского (1897 – 1964) показательна для истории российской науки. Его работы положили начало исследованиям солнечно-земных связей и открыли научное направление – гелиобиологию. Чижевский и его последователи установили прямую зависимость между солнечной активностью и многими явлениями в биосфере. Сейчас учёного справедливо считают создателем космофизики и космобиологии; он стал одним из пионеров того направления знания, которому уготовано превратиться в одну из ведущих дисциплин будущего комплекса наук о Вселенной, - космической экологии…

СФЕРА РАЗУМА, НООСФЕРА: Владимир Вернадский
Великий российский естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский развил идею замечательного французского философа, натуралиста и богослова Тейяра де Шардена, согласно которой с возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера – сфера разума ( от греч. «ноо» - «разум»). Первоначально Вернадский в это понятие вкладывал следующую мысль: «Мы живём в замечательное время, когда человек становиться геологической силой, меняющей облик нашей планеты». Вдумавшись в проблему глубже, учёный пришёл к выводу, что ноосфера не ограничивается земными понятиями – она развивается и, проникая в космос, заполняет его, становясь полем разума Вселенной.
Эта идея сформировалась у Вернадского на основе той убеждённости, которая владела умами всех представителей русского космизма: человеческая душа вечна и неуничтожима. По мнению великого натуралиста, человек, завершив жизнь, не исчезает бесследно, а переходит в энергетическое состояние при полном сохранении индивидуальности. Для эволюции рода человеческого учёный видел только один путь – переход к энергетическому существованию, пополнение и расширение ноосферы…


ПОЗНАНИЕ ВСЕЛЕННОЙ: МЕТОДЫ И ПУТИ
Какова же всё-таки Вселенная – конечна она или нет (и какая при этом имеется в виду бесконечность: пространственная, временная или пространственно – временная)? Её расширение (а оно доказано наблюдениями) постоянно или сменяется сжатием? Она возникла в результате одного Большого взрыва или это повторяющееся событие?
Вселенная одна – наблюдаемая человеком – или существует сверхогромный Мир, а в нём множество вселенных? Всегда ли и в любой ли вселенной зарождается жизнь? Каковы условия, приводящие к возникновению разума во вселенной?
Ответы на эти вопросы получить очень сложно, поэтому астрономы предпочитают говорить о «наблюдаемой части Вселенной» и строить модели её развития «вблизи» этой «наблюдаемой части».
Можно лишь позавидовать астрономам и философам древности, которые наблюдали некоторые небесные явления, давали им порой совершенно фантастические объяснения, но создавали философские – а по сути космологические – «системы мира». При этом они были твёрдо уверены только в двух вещах: всё, что окружает человека и наблюдается им, есть некий мировой «порядок» (по греч. – «космос»), а люди составляют часть этого космоса, причём наделённую особым свойством. Человек может воспринимать окружающий мир и объяснять (правильно или неправильно) причины тех или иных явлений. Позже Вселенную назвали макрокосмом, человека – микрокосмом.
Размышляя о соотношении этих двух понятий, древние сразу заметили их общее свойство – материальность. Но в то же время люди осознали (во всяком случае, поверили), что человеку свойственно «нечто», выделяющее его из окружающего мира: наличие разума и души. Поверить в исчезновении этой нематериальной субстанции после смерти человек, естественно, не мог – мышление древних было религиозным, мистическим… Следовательно, она после смерти человека не исчезает, а вливается во что-то столь же нематериальное, но присущее Вселенной.
Такие размышления привели людей к неизбежному выводу: не только отдельный человек разумен и духовен, но и вся Вселенная как целое обладает душой и разумом. Сама Природа – это единство материального воплощения и Мировой Души, Мирового Разума. Это – проявление Бога, Абсолюта, создавшего и Вселенную, и человека...
Примерно так в познании Вселенной обозначились три пути, три метода – то распутье, перед которым и сегодня застывает человек, как былинный витязь, всматриваясь в слова, высеченные на придорожном камне: «Прямо пойдёшь – обретёшь научные знания и познаешь истину. Направо пойдёшь – обретёшь веру в Бога и познаешь истину. Налево пойдёшь – овладеешь тайным знанием обо всём и познаешь истину». Так в далёком прошлом в единый клубок сплелись наука, религия и тайное («эзотерическое») знание.
В древние времена занятие наукой, теологией (познание Бога), эзотерикой были привилегией узкого круга лиц. Отсюда, по мере развития цивилизации, выходили и учёные, и философы, и теологи (богословы). Те же, кто выбирал третий путь, - становились эзотериками. Они хранили древнейшие знания, и любому «посвящённому», казалось, был открыт доступ к общению с Мировым Разумом и Мировой Душой. Эзотерики занимались астрологией, предсказаниями, гаданием, знахарством…

«ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ»
Тайное эзотерическое знание менялось от эпохи к эпохе. Порой оно претендовало на ведущую роль в познании и исследовании окружающего мира и человека… И если древние религии признавали истинность эзотерических знаний и даже пытались пользоваться магией, то христианство, ислам и даже буддизм отвергли эзотеризм как метод познания и боролись с ним…


О КРИТИКЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Споры учёных с деятелями религии или с представителями оккультных знаний ведутся очень давно, хотя до последнего времени они были практически бессмысленны: все три стороны никогда не выходили за рамки своих основных идей.
Однако постепенно против науки стали выдвигаться такие аргументы, которые ставили под сомнение её рационализм. Наука, утверждали оппоненты, такой же результат веры (в отдельных случаях, конечно), как и отвергаемые ею религия и оккультизм…
И всё – таки…
Споры о том, какой же путь следует выбрать, чтобы прийти к «истинному знанию», продолжаются и сейчас…
Критикуют науку за то, что она не в состоянии решить нравственные проблемы современности. Отсюда следует вывод – наука должна пойти навстречу религии и мистике. Получается, что узел, в который завязаны три метода познания, вовсе не надо развязывать…
Не подлежит сомнению, что мир стоит на пороге создания новой научной системы взглядов и способов познания. В истории и философии науки подобная ситуация называется «сменой научной парадигмы» и означает, по сути, научную революцию. Эта смена, судя по всему, будет иметь невиданные масштабы и может в корне изменить наши воззрения на мир, природу, человека. Вполне возможно, что при этом будет устранена пропасть между древней мудростью и современной наукой, между восточной мистикой и западным прагматизмом и позитивизмом, между интеллектом и интуицией, разумом и прозрением…».


М. Д. Энциклопедия «Вселенная». Главный редактор К. Люцис. «Русское энциклопедическое товарищество», Москва 2001 г.






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.09.25 12.55.12ENDTIME
Сгенерирована 09.25 12:55:12 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2683143/article_t?IS_BOT=1