Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Человек или общество


Михаил Леонидович, человек или общество? Что всё-таки важнее? И как правильное понимание в этом вопросе можно легко привить ребёнку? На примере семьи и на примере школы.

— Ну, вообще говоря, вопрос бессмысленный: что важнее, курица или яйцо? Человек — биологически — существо общественное, вписанное в общественную иерархию. Человек в одиночестве жить практически не может, это невероятно сложно. Вот почему реальный Робинзон Крузо — британский моряк по фамилии Селкирк — прожил на необитаемом острове всего три года, и в общем-то его обнаружили в достаточно «растительном» состоянии.

И по этой причине говорить, что важнее, — бессмысленно. Должно быть и то, и то. А дальше ключевой момент — это некоторое общественное устройство. Что оно ставит во главу: интересы индивида или интересы общества?

На самом деле все еще сложнее, потому что — как написано в нашей книжке «Лестница в небо» — структура общества устроена сложным образом: есть властные группировки, есть их конкуренция. И в этом смысле очень часто то, что навязывается обществу как его интерес, — оказывается интерес тех или иных властных группировок. А дальше начинается очень сложная проблема.

Если говорить о ребенке, то ключевым элементом в воспитании школьника являются две вещи. Первое — ему нужно объяснять, что он в своих желаниях и в своих действиях должен учитывать интересы общества. Но при этом желательно, чтобы он трезво смотрел на эти интересы и отдавал себе отчет в том, что ему за интересы общества могут выдавать интересы конкретных людей, — тогда он их может не учитывать. Это первое обстоятельство.

Обстоятельство второе — нужно уметь учить ребенка отстраиваться от общественного диктата. В качестве примера можно привести ту экономическую теорию, которую мы написали в начале 2000-х.

Дело в том, что она могла быть написана (хотя реально эта работа началась еще в 90-е годы) только в ситуации, в которой мы, ее авторы, исходили из того, что экономическая общественность в целом неправа. То есть мы отстраивались от общепринятого мнения. И это позволило совершить научный прорыв!

То есть две основные задачи. Первая — нужно учитывать интересы общества. А второе — нужно уметь отстраивать свои интересы от интересов общества и, соответственно, пытаться смотреть на мир более-менее объективно.

Это вещи, которым нужно именно учить. Если это получается, то появляются нетривиальные дети в достаточно хорошей перспективе.

 






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.07.22 15.44.34ENDTIME
Сгенерирована 07.22 15:44:34 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2683869/article_t?IS_BOT=1