Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Антитезисы

Кривохатько Н. И. Фрагмент статьи.


 

Антитезисы.


 

"Основной вопрос философии". Например, насколько верна формула "бытие определяет сознание"? Насколько чётко определены такие понятия, как "бытие", "сознание", существуют ли такие их толкования, которые были бы приняты всеми, являлись своеобразными аксиомами? Увы – нет! В наличии есть самые разные толкования, содержащие те или иные противоречия, а это означает, что единственного, истинного определения пока нет. Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим, какую трактовку имеют эти понятия в марксистско-ленинской философии. То, что эти определения сформированы в рамках материалистического подхода, особого значения не имеет. Может быть, какое-то значение имеет то, что автор данной статьи – тоже материалист, правда, несколько иного, не марксистского "разлива", поэтому автор считает, что материалистическая критика материалистических положений будет более объективной.

Приведём цитату из философского энциклопедического словаря под редакцией Л. Ф.   Ильичева:


 

"Осн. гносеологич. принцип марксистской философии о первичности материи и вторичности сознания конкре­тизируется в И. м. как признание первичности обществ. бытия и вторичности обществ. сознания. Обществ. бы­тие выступает как совокупность материальных обществ. процессов, существующих независимо от воли и соз­нания индивида или общества в целом, а обществ. сознание является отражением обществ. бытия. Из сложной совокупности обществ. явлений И. м. выде­ляет материальные отношения, к-рые определяют идеологич. обществ. отношения. В основе такого выделения лежит тот простой и естеств. факт, что люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, рели­гией и т. п., должны есть, пить, одеваться, иметь жи­лище и т. д., что в процессе произ-ва материальных благ они вступают в определённые, от их воли не зависящие производственные отношения, к-рые составляют мате­риальную основу, реальный базис общества, на к-ром возвышается идеологич. и политич. надстройка обще­ства".


 

Как же трактует бытие и сознание, а также взаимоотношения бытия и сознания СВФ – системно-вакуумная физика? Но сначала традиционные определения.


 

Мышление. "Высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью (см. Сознание). Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами технического моделирования некоторых мыслительных операций".


 

Сознание. "Одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения  действительности в мышлении. В марксистской философии сознание рассматривается как осознанное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному(!?) и в единстве с ним; в более узком смысле сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Сформировалось на основе и в процессе общественной практики. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, политика, религия, право".


 

Бытие. "Философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесс материальной жизни людей. Филос. понимание Б. и его соотноше­ния с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектич. материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии и вместе с тем, в противовес метафизическому материализму, не сво­дит бытие к предметно-вещественному миру, вычленяя различ­ные уровни бытия - материально-предметную реальность, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезна­чимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности".


 

Что можно сказать о содержании этих определений? Сказать можно не просто много, а очень много, но для этого потребуется проделать отдельную большую аналитическую работу. Поскольку же задачи у этой статьи другие, мы ограничимся небольшими замечаниями.

Например, мышление – это процесс познания, специфический инструмент Вселенной, а не ступень познания, к тому же исключительно человеческого. Тем более, если мы определяем явление, как целое, то какой смысл имеют градации: высшее, низшее, среднее. Да, если посмотреть, насколько это свойство проявляется в массе индивидов, то соответствующую шкалу выстроить можно, но применять её значения для общего определения явления – некорректно. Мышление - организация материи, способная к информационному моделировании Определять исключительно как свойство homo sapiens некорректно. Мышление, как универсальное свойство Вселенной не может иметь исключительно общественно-историческую природу.

Сознание (со-знание, совместное знание), если пользоваться терминологией, принятой в информатике – довольно сложная процедура, некая подпрограмма основной программы, обеспечивающей жизнедеятельность индивида в целом, позволяющая ему осуществлять согласованную деятельность с другими индивидами. "Индивидуальное или общественное сознание": такое разделение – миф, заблуждение, оно обозначает просто степень включённости индивида в общественный процесс, не более того. Потому что в общественный процесс так или иначе, но включён каждый индивид.

Ничто не существует вечно, и то, что марксисты определяют как бытие (материальный мир, Вселенная), тоже когда-то имело начало.

Какие системоформирующие факторы и их действие при этом следует учесть? СВФ в качестве основного системоформирующего фактора рассматривает физический вакуум – первичную материю, а его структуру – как базисную матрицу всех законов мироздания. В момент, который принято называть точкой сингулярности, и в некоторой физической точке, происходит НЕЧТО – событие, которое порождает наш мир, Вселенную. Мы не будем сейчас уточнять физическое содержание этого события, возник наш мир в результате т. н. Большого взрыва или как-то иначе для нас важно другое.

Наша Вселенная не возникла как готовый объект, она прошла долгий путь развития от какого-то исходного состояния. Но давайте подумаем. В какой-то точке (локальной области) физического вакуума, происходит НЕЧТО, какой-то фазовый переход, а через громадное (для нас, разумеется), количество циклов преобразования мы уже можем наблюдать громадной сложности объект – Вселенную. Или же, если взглянуть по-другому, не менее сложный набор свойств этого материального объекта, точнее, объектов, его составляющих. И возникает закономерный вопрос: откуда же взялось это обилие, это многообразие свойств? К тому же в достаточной степени согласованное многообразие, позволяющее, несмотря на наличие деструктивных факторов, развиваться Вселенной, как целостности?

С точки зрения автора, таким источником может быть лишь структура первичной материи – физического вакуума, выполняющая роль универсальной матрицы законов, управляющих функционированием и развитием Вселенной. Кстати, этот вывод будет верен даже в том случае, даже если наш мир возник в результате некоего высшего акта творения, если он – продукт воли Творца. В физической картине мира при этом ничего не изменится.

Важно, что возникновение таких феноменов как мышление, как сознание, неотделимо от процесса возникновения и развития такого целостного материального объекта, как Вселенная, по сути, это один и тот же процесс. Т. е. эти явления, которые в марксизме принято трактовать как "идеальные", формируются как исключительно материальные явления, в противном случае для их возникновения придётся привлекать ещё одну группу системоформирующих факторов. Но ведь давно рекомендовано не умножать сущности без крайней на то необходимости. Поэтому если рассматривать сознание и его отношение к бытию в таком контексте, то сознание есть такое же проявление свойств первичной материи, как и вся Вселенная. А это означает, что такой системоформирующий фактор как первичная материя, физический вакуум, формирует материальный феномен сознания. И в такой транскрипции – да, бытие формирует сознание.

Вывод: различные явления (факторы, структуры) Вселенной, как единого процесса, взаимодействуя между собой, порождают новые явления, новые структуры, новые состояния, определённые факторы порождают сознание, как вполне материальный феномен, и этот материальный феномен в свою очередь оказывает своё специфическое воздействие на материальный мир, порождая новое его состояние.

Но в марксизме под термином "бытие" применительно к обществу, подразумевается именно организованное функционирование и развитие общества. И что же в таком случае следует рассматривать в качестве системоформирующего, т. е. организующего жизнь общества фактора? Если следовать логике марксистского тезиса "бытие определяет сознание", то получается, что сначала человеческое сообщество каким-то чудесным образом организуется и осуществляет бытие, а потом уже, отталкиваясь от особенностей этого бытия, организует сознание – т. е. основной в данном случае организующий фактор. И получаем мы в этом случае абсолютную бессмыслицу, даже не телегу впереди лошади, а появление жеребёнка раньше мамы-лошади.

Если же общественное бытие действительно определяло бы общественное сознание, то из этого замкнутого круга, по сути, из круга бытия животного, общество никогда бы не вырвалось, да и самого общества никогда не возникло бы.


 






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.07.21 01.51.35ENDTIME
Сгенерирована 07.21 01:51:35 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2694445/article_t?IS_BOT=1