Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

-> Публикации пользователей   Идеология  


О значении Победы

soiz
1387 дней
 4532.69
soiz [1231402]  
15 Май 18:04  
Темы: буржуазия , день победы , запад , капитализм , конец истории , нацизм , неолиберализм , реформы , россия , социализм , ссср , фашизм

Зверь не уничтожен, Зверь дышит нам в затылок...



9 мая я сидел в гостях и в ожидании обеда сонно поглядывал на телевизор. Шли репортажи о параде, а потом - праздничный концерт. Слушал старые знакомые песни и ловил себя на том, что я откровенно скучаю. Случалось ли вам испытывать подобную скуку на праздничных мероприятиях?
Конечно, мы живем в такие времена, когда нашу Победу предают забвению, а кое-где ее приходится отмечать под угрозой нападения неонацистов. И то, что день Победы у нас отмечают, пусть даже в особом кастрированном-десоветизированном виде, в новой олигархической версии - все равно является несомненным благом. Но при этом испытываешь мучительное чувство, что за всеми этим официальными фразами и ритуалами исчезает самое главное - понимание подлинного значения этого события... И это началось не сейчас.
Что такое формализм? Это игра формами, в которых не осталось внутреннего содержания. Более того, эта такая игра этими формами, которая на самом деле умерщвляет это внутреннее содержание. Это, как мне кажется, одно из опаснейших разновидностей разрушения идей. Участвуешь в каком то мероприятии, вроде бы и слова правильные говорят и лозунги правильные, а тебя накрывают почему-то приступы безнадежной тоски, легкая тошнота, а ты даже не понимаешь - почему. И наступает отторжение. Именно так в годы позднего социализма, так называемого "застоя" готовился грядущий триумф криминального капитализма: идея превращалась в ритуальный, пустой жест.
Весь вопрос - бессознательно это делалось и намеренно? Но этот дух бюрократического, мертвящего формализма не только не ушел вместе с СССР, он сохранился и еще более окреп. Людей сгонят на провластные мероприятия, на выборы, дух этого бездушного официоза отравляет любые символы, к которому он касается. 
Прошли праздники, прошумел Парад на Красной площади, и что осталось в сознание? Смутный образ того, что наши деды победили немцев? 
Путин на торжественном приеме читал заранее заготовленный текст и, вдруг, оторвавшись от бумажки, стал говорить о значении Победы, о том, что для нас оккупация приняла бы другие формы, чем в Европе, и что нас, в случае поражения, наш народ просто бы уничтожили. Этот искренний порыв со стороны президента смотрелся вполне убедительно, это выглядело намного лучше, чем сухие, формальные фразы текстов, подготовленных бесстрастными помошниками. Но разве это вся правда о войне?
Нацистская агрессия по своей сути была попыткой интеграции России в «мировое сообщество», в Западный мир. Безжалостной, беспощадной, но далеко не первой. Но ведь она была и не последней. Капитуляция советской элиты в «холодной войне», разрушение СССР и либеральные реформы, которые продолжаются несколько десятилетий, и которым не видно конца - это, пожалуй, одна радикальных попыток нашей интеграции в Западную систему. Причем попытка не менее разрушительная, чем в годы Великой Отечественной войны: по некоторым подсчетам демографические и материальные потери оказались даже большими, чем от нашествия нацистов. И так, как этот процесс еще не завершен, реформы продолжаются, то итоговая оценка этой разрушительной политики еще впереди. Вероятно, желанием скрыть это и вызвано постоянно взвинчивание количества потерь в Великой Отечественной войне. Это похоже на своеобразный аукцион: «30 миллионов! Кто больше? 40 миллионов! 42 миллиона!» И вероятно это количество будет взвинчиваться, пока не достигнет миллиарда... Они же не знают меры, их не волнуют рамки минимального правдоподобия. 

Но опять же, дело ведь не только в том, что на нас напал коллективный Запад. Мы же не отмечаем так же разгром наполеоновских войск или Карла ХII. И где то в глубине души понимаем, что на полях сражений в ХХ веке все было иначе, ставки были совсем иные и на кону была судьба не только России... Великая Отечественная война была исторической развилкой, критической точной, в которой решалось - куда дальше пойдет дорога всего человечества. Но чтобы понять это, надо взглянуть шире и увидеть - как судьбы человечества подошли к этой критической точке. 
А для того, чтобы это понять, надо оценить феномен Запада во всей его противоречивости. Западный человек со своей страстностью, волей к экспансии, и создал такое явление как глобальный мир. Он разрушил старые уклады, замкнутые цивилизации, он заразил мир своими идеями. А эти идеи очень разные. Пока восходящая к своему величию буржуазия проповедовала идеи прогресса, свободы, гуманизма, равенства, она, при всех своих безобразия, все же транслировала их на весь мир, заражала ими умы и народы.
Давайте заглянем в книгу британского историка Эрика Хобсбаума «Век революций». Вот что он пишет: «Главной темой после двойственной революции стало: природа общества и путь, которым оно шло или должно было идти. По этой ключевой проблеме существовало два разных мнения: одни верили в прогресс, другие нет. В известном смысле существовало только одно мнение, имевшее значение, и ряд других мнений, которые, несмотря на их заслуги, по сути являлись негативной критикой главного, победоносного, рационалистического, мнение гуманистов просветителей XVIII в. Его передовые представители твердо (и справедливо) считали, что человеческая история – это подъем, а не спуск и не медленное сползание по наклонной плоскости. Они могли наблюдать, как научные знания человека, его способность управлять техникой и природой возрастают с каждым днем. Они верили, что человеческое общество и каждый человек может становиться лучше благодаря разуму, и им суждено стать лучше в процессе истории. По данным пунктам мнения буржуазных либералов и революционных пролетарских социалистов сходились. До 1789 г. наиболее сильные и передовые формулировки этой идеологии прогресса принадлежали классическому буржуазному либерализму. Ее основная система была настолько основательно разработана в XVII и XVIII вв., что обсуждать ее здесь не стоит. Она была узкой, ясной и четко ограниченной философией, которая находила свои простейшие объяснения, как и следовало ожидать, в Британии и Франции».
То есть, на начальном этапе эти идеи несла в себе буржуазия, она этим искренне болела, этим оправдывала многочисленные жертвы, несправедливости и жесткости. Но ведь потом произошел надлом. Хобсбаум пишет: «Капитализм начал спотыкаться не потому, что Рикардо обнаружил противоречия внутри системы, которые предвидел Смит, но потому, что действительные экономические и социальные результаты капитализма оказались не такими успешными, как их предсказывали. Политическая экономия в первой половине XIX столетия стала более мрачной, чем процветающая наука. Естественно, можно было все еще считать, что несчастье бедных, которые были обречены влачить жалкое существование на грани голода или которые (как утверждал Рикардо) страдали от введения машин, которое все еще должно было составить величайшее счастье большинства людей, которых просто оказалось гораздо меньше, чем можно было рассчитывать. Но такие факты, а также заметные трудности капиталистической экспансии в период с 1810 по 1840 е гг. охладили оптимизм и подхлестнули критические исследования, особенно в сфере распределения являющейся противовесом производству, рассмотрением которого главным образом поколение Смита и занималось».


То есть, еще в ХIХ веке внутри капитализма стал назревать кризис, в рамках которого вызрела новая идеология. Хобсбаум пишет: «В то время, как либеральная идеология утратила свой прежний наступательный порыв – либералы стали сомневаться в неизбежности и желательности прогресса, – и появилась новая идеология, переиначившая старые истины XVIII в. – социализм. Разум, наука и прогресс лежали в ее твердом основании. Более того, сами аргументы классического либерализма могли и были с готовностью использованы против капиталистического общества, которое они помогали строить. Счастье было в самом деле, как сказал Сен Жюст, «новой мечтой Европы» и ясно было, что достигнуть его для бедных рабочих невозможно. Если бы капитализм фактически достиг того, чего от него ожидали в дни подъема политической экономии, подобный критицизм не получил бы резонанса». 
Именно социалисты и подхватили из рук буржуазии это знамя разума, прогресса и гуманизма. И Маркс провозгласил, что в ходе поступательного, прогрессивного движения истории буржуазия должна была сойти с политической арена, как до нее сошли феодалы. Но буржуазия конечно же не хотела так просто уходить в небытие. А какой был выход? В том, чтобы историческое движение, которое могло бы ее уничтожить – всячески тормозить, останавливать. И вместо идеи прогресса буржуазия начинает склоняться к антипрогрессизму. А эта ниша вроде бы была занята консерваторами. Но дело в том, что история есть движение, нельзя просто дернуть ручку стоп-крана, чтобы поезд остановился. Разогнавшееся по рельсам истории человечество невозможно было остановить в один момент, нельзя его вернуть в феодальное состояние – все другое, люди другие, общества другие, чем в средние века. А что тогда можно сделать? Пустить разогнавшийся поезд истории по другому маршруту. Эту проблему и решал фашизм. Это не было классическим консервативным решением, фашизм по природе нечто принципиально иное, он живет и работает в условиях массового сознания, «века толп», новых технологий, иных политических механизмов. И как бы не описывали ужасы средневекового феодализма, то что явил нам фашизм предполагало рабство совсем иного рода, тотальность которого не могла присниться никакому римскому рабовладельцу. Из кризиса, из надлома буржуазного сознания родился апокалипсический зверь, который и собирался направить историю человечества по совсем иному маршруту – по вектору антипрогресса, антигуманизма, полного отрицания свободы и равенства. Поэтому столкновение Третьего Рейха и СССР было неизбежным. В кровавой, беспощадной, бескомпромиссной схватке сошлись два вектора истории. 
В политологию внедрили вирус – понятие «тоталитарные системы», которая суть этой борьбы всячески скрывает. Ну, столкнулись, дескать, две тоталитарные системы, чума на оба их дома! Подумаешь! А в Великую Отечественную войну решалась судьба не только России, а всего человечества. Проиграй эту битву советские солдаты и над Землей бы взошло иное, черное солнце. 

Но ведь надо понимать, что тогда, в ту войну мы лишь отбили один прыжок этого Зверя. Но ничего не разрешилось окончательно, ничего не закончилось. Уже после войны в советском обществе начинается угасание духа, эрозия системы, которая привела впоследствии к капитуляции и нашему разгрому. Но капиталистическая система не вышла же из своего тупика, из своего кризиса, она рождает все тех монстров. О чем сразу радостно закричали на Западе после уничтожения СССР и социалистической системы? Не о восхождении, не о рывке человечества, а о «конце истории». Они хотят историю оставить, они бредят этим финалом. 
Вот американец Роберт Макчесни пишет в предисловии к работе Хомского "Прибыль на людях": "В первой половине XX столетия некоторые критики называли фашизм «капитализмом без перчаток», подразумевая, что фашизм был чистым капитализмом без демократических прав и организаций. Неолиберализм это действительно «капитализм без перчаток». Он служит выражением эпохи, когда силы бизнеса стали могущественнее и агрессивнее, чем когда-либо прежде, и притом они встречаются с гораздо менее организованным сопротивлением. В таком политическом климате они пытаются упрочить свою политическую власть везде, где это только возможно, в результате чего соперничество с бизнесом становится весьма трудным, а существование нерыночных, некоммерческих и демократических сил просто-напросто невозможным делом."
То есть, чудовище, Зверь из бездны, атака которого была отбита в Великой Отечественной войне, никуда не делся, он здесь, он нависает над нами, над всем человечеством. Но у нас уже нет той системы, которая олицетворяла собой историческую альтернативу, нет советского общества, организованного как единая армия, нет прочной, идейной власти. Мы сейчас существуем в рамках политической системы, которая этому монстру поклонилась с восклицанием: «Кто подобен Зверю сему?» И хотя эта система как то огрызается, но внутренне она проникнута вожделением, сладострастным преклонением перед этим порождением тьмы. Вот наша ситуация, в которой мы празднуем Победу. Когда говорят: «Спасибо деду за Победу», подразумевают, что была далекая битва и все давным-давно закончилось с разгромным результатом в нашу пользу… А все совсем не так! Ничего не закончилось и разгромлен не Зверь, а мы! И как нам придется из всего этого выворачиваться – не понятно. И об этом не принято говорить… Беда уже здесь, а мы слепы, не видим ее и ничего не понимаем.

Просмотров за 24 часа 23 всего 993
В обсуждении 18 комментариев
Оценок:  30   cредняя: + 1.77


Обсуждение: 18 комментариев, последний - 17.05.2017 15:08,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети





Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=2694451ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.07.27 07.14.04ENDTIME
Сгенерирована 07.27 07:14:04 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2694451/article_t?