Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

"Патриотические" мифы о Центральном банке РФ - общий принцип.


МИФ N 1. Центральный банк РФ согласно Конституции РФ и закону о ЦБ не подчиняется государству, а является филиалом МВФ и выполняет приказы из-за рубежа!

Недавно я писал про НОД и депутата Федорова, нагло эксплуатирующего ущербные и примитивные лозунги и конструкции и сливающего патриотическую энергию сограждан. Одним из элементов этих ущербных и постыдных для патриотического движения конструкций является целая серия мифов о Центральном банке. Их мы и разберем.

Сразу поясню. Центральный банк и денежно-кредитная политика - это крайне важные для отечественной экономики темы. Проблемы в денежно-кредитной политике в существенной части задали тот колоссальный урон, который потерпела экономика России в ходе так называемого периода "постсоветской экономической трансформации", а если говоря проще - в процессе перехода от социализма к капитализму. И разбираться с этими темами надо по-настоящему серьезно и профессионально, потому что вопрос, как говорится, давно "назрел" и даже "перезрел". Нынешний кризис экономики РФ в существенной части обусловлен валютной и денежно-кредитной политикой ЦБ.

Короче говоря в этой сфере есть серьезные и довольно большие проблемы, урон от которых Россия терпит постоянно. Но вместо профессионального, взрослого и серьезного рассмотрения проблемы по-существу, патриотической аудитории со стороны некоторых публицистов и политиков предлагается набор примитивных мифов и штампов, образующих ущербную и незамысловатую картину происходящего.

Такой подход к проблеме дискредитирует и людей, его принявших и поверивших демагогам типа Федорова, и патриотизм в целом. Поэтому я хочу разобрать основные мифы о ЦБ, разобрать идиотский НОДовский закон "о национализации ЦБ" и хоть чуть-чуть очертить реальный масштаб проблем.

В исполнении Федорова этот бред можно услышать вот здесь (первые 4 минуты): 

Что тут можно сказать? Сказать можно только одно - Федоров лжет. Эта ложь базируется на мошеннической интерпретации двух статей ФЗ N 86 от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации" (здесь и далее даются ссылки только на этот закон):

http://base.garant.ru/12127405...

Статьи 1, где сказано, что "функции и полномочия, предусмотренные Конституцией ( 

http://base.garant.ru/10103000...

Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", а так же что "Банк России является юридическим лицом". Подобное есть и в Конституции (п.2 ст.75 "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти").

На основании ложной интерпретации этих формулировок утверждается, что ЦБ РФ - это отдельная частная конторка, которая "не подчиняется России" и соответственным образом осуществляет все свои функции. Кстати говоря, подобное утверждает не только Федоров, но и Стариков. 

Федоров в вышеприведенном видео даже умудрился сморозить, что ЦБ "не имеет никакого отношения к Российской экономике" и что "никто от него даже не требует этого", то есть развития и поддержания отечественной экономики;

Более того, утверждается, что у России реально нет золотовалютных резервов, потому что они принадлежат этой "частной конторке". И что Россия именно поэтому ими не может воспользоваться.

2. Пункта 18.2 статьи 4 того же закона, где сказано, что Центральный банк РФ "является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом". На основании этого пункта утверждается, что Центробанк - это филиал МВФ и выполняет приказы "из-за рубежа".

Что же происходит в реальности?

Центральный банк - это действительно юридическое лицо. Но это лицо, весь уставный капитал и имущество которого являются федеральной собственностью (ст.2).

Все функции ЦБ целиком и полностью сосредоточены вокруг экономики России (ст.3), а именно вокруг её денежной, финансовой и платежной систем. Хорошо или плохо сформулированы цели ЦБ - это уже другой вопрос. Факт в том, что Федоров лжет, когда говорит что ЦБ никак не связан с экономикой РФ и никто даже не требует от него действий по её развитию.

Свою денежно-кредитную политику (которая является прерогативой именно Центрального банка, а не Правительства, прерогативой которого в свою очередь является налогово-бюджетная политика) ЦБ РФ разрабатывает и проводит совместно с Правительством РФ (п.1 ст.4)совместно с ним же проводит политику стабильности и развития финансового рынка РФ (п.1.1 ст.4). В круг вопросов денежно-кредитной политики входит и эмиссия рубля, и управление процентными ставками, и операции на отрытом рынке и прочее, на тему чего так смачно высказывается Федоров.

В том числе по поручению Правительства Банк России осуществляет "все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения" его функций (п.11 ст.4).

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ (ст.5). Годовой отчет направляется в ГД РФ, а оттуда Президенту и Правительству РФ (ст.25).

Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России, состоит из 12 человек, из которых 2 представителя направляются Советом Федерации из числа сенаторов, 3 - Государственной Думой из числа депутатов, 3 - Президентом РФ, 3 - Правительством РФ (ст.12). В компетенцию этого совета входит в числе прочего рассмотрение проекта и ежеквартальное рассмотрение реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики (п.5, п.8 ст. 13).

Кандидатура Председателя Банка России (ныне Э.Набиуллина) вносится Президентом РФ и утверждается Государственной Думой РФ. Освобожден от должности Председатель может в числе прочего за нарушения федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России, то есть за ненадлежащую и неадекватную денежно-кредитную политику (ст.14). Освобождается он от должности по решению ГД РФ по представлению Президента РФ.

Члены Совета директоров Банка России назначаются Гос.Думой по списку, представленному Председателем Банка России. Но этот список Председатель должен согласовать с Президентом РФ (ст.15). Совет директоров заседает раз в месяц (ст.17), разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (ст.18).

Проект направлений денежно-кредитной политики представляется и Президенту РФ (ст.45).

Половину своей прибыли (после вычета всех налогов) Банк России перечисляет в федеральный бюджет (ст.26). При этом в ст.3 сказано, что получение прибыли не является целью Банка России.

Ну и как, не слабо для заявлений, что ЦБ - это "частная конторка", никому не подчиняющаяся? Теперь понятно насколько нагло и отвязно водят за нос патриотическую публику?

Но это еще не все, в качестве "вишенки на торт" приведу здесь полностью статью 21 из того же закона:

"Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики".

Теперь по поводу того, что Банк России - это филиал МВФ. Уже совершенно очевидно, что это абсолютный, идиотский бред. Однако все же разберем, как понимать п.18.2 ст.4 рассматриваемого нами закона, текст которого мы приводили выше.

Надо помнить, что Международный Валютный Фонд - это прежде всего именно фонд. Фонд - это организация, распоряжающаяся капиталом, ею контролируемым. Капитал Международного Валютного Фонда образован государствами-членами этого Фонда. И чем большая доля страны в общем котле - тем большее количество голосов у неё есть при принятии решений.

В уставе МВФ сказано, что "каждое государство - член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение приемлемое для Фонда".

Депозитарий - это по-простому говоря хранитель ценных бумаг, ведущий их учет и осуществляющий операции с ними. То есть грубо говоря ЦБ РФ хранит все вклады МВФ в рублях и осуществляет операции с ними. И все. Никаким "филиалом МВФ" ЦБ РФ не является, это наглая и циничная ложь.

Задачей МВФ является предоставление финансовой помощи (кредитов) странам, находящимся в трудной ситуации. Опыт показывает, что помощь предоставляется под обязательства, выполнив которые страна попадает в еще более трудную ситуацию, в еще более тяжелый кризис.

Например широко известна ситуация конца 2014 года на Украине. Тогда Украина нуждалась в финансовой помощи, но Правительство Азарова и Президент Янукович отказались от транша МВФ, потому что он предоставлялся под очень жесткие и самоубийственные требования. Например, рост тарифов на газ для населения на 40%. За это Правительство и Президент Украины были свергнуты, власть узурпирована военными преступниками, не только уничтожившими экономику страны, но и развязавшими гражданскую войну.

Но факт остается фактом. Рекомендации МВФ - это именно рекомендации. И обязательными они становятся тогда, когда страна берет у МВФ деньги. Если же Россия деньги у МВФ не берет, то и никаких прямых рычагов для управления Россией у МВФ нет.

Сказки про Центробанк-филиал МВФ - это, еще раз повторюсь, наглая и бессовестная ложь. Циничная в своей уверенности в том, что люди, её слушающие не способны разобраться ни в чем. Это позор!!!

Ну и в конце сделаю важную оговорку. Все вышесказанное не означает, что наша страна проводит полностью самостоятельную и адекватную задачам развития страны экономическую политику. Это не означает, что внешние силы не могут каким-то образом воздействовать и управлять нашей экономической политикой. Но дело в том, что рычаги и инструменты тут - намного тоньше и сложнее, чем то, как это представляют патриотической публике различные "срыватели покровов". Но о них мы поговорим позже.

Миф N 2. Банк России не рефинансирует экономику, единственный канал эмиссии - выкуп долларов, поступающих в страну от продажи энергоносителей. Фактически это валютообменник ФРС США. 

Современная экономика не развивается без кредита. Для того, чтобы выдать кредит, банку нужно привлечь средства. В современной экономике у коммерческого банка есть несколько основных каналов привлечения средств:

1. Депозиты и вклады клиентов банка. Тут все просто - средства притекают в банк, он размещает их в виде кредитов.

2. Рынок межбанковского кредитования и кредитный рынок. Банк обращается к другому банку и берет у него взаймы.

3. Рефинансирование Центрального банка. Банк обращается к ЦБ и берет у него кредит.

Миф гласит, что ЦБ РФ не рефинансирует отечественную экономику. Что средства банки должны брать из первых двух источников. Однако если не брать во внимание внешний мир, первые два источника ограничены объемом денежной массы внутри страны. А она, в свою очередь (опять же, согласно мифу), жестко привязана к валютным поступлениям из-за рубежа от продажи энергоносителей.

На этом основании утверждается, что Банк России - это "обменный пункт" ФРС США.

Здесь об этом говорит, к примеру, Федоров (в самом конце утверждает, что если отменить рубль, то ЗВР хватит чтоб его заменить долларами и евро). Вообще об этом говорят многие, собирать подборку высказываний не хочется, приведу лишь наиболее яркое. Валентин Катасонов, выступление от 9 июля 2013 года

Цитирую: "денег в экономике ровно столько, сколько валюты в резервах".Что можно сказать по этому поводу? Такая ситуация действительно была. Но она закончилась в 2010 года.

Летом 2013 года уже ничего подобного не было, нет и до сих пор. Привожу график, благодаря которому во всем можно убедиться самостоятельно. На нем изображена динамика денежной массы М2

http://www.cbr.ru/statistics/?...

(перевод в доллары по офиц.среднемесячному курсу ЦБ) и золотовалютных резервов России.

http://www.cbr.ru/hd_base/Defa...

наглядно видно, что динамика денежной массы с 2010 года не коррелирует с динамикой ЗВР.

Привожу еще один график, взятый в блоге spydell:

http://spydell.livejournal.com...

Здесь уже совершенно ясно видно, что ЦБ РФ рефинансирует банковскую систему. Что это не "валютообменный пункт ФРС США" и прочая и прочая. 

Другой вопрос, каковы условия этого рефинансирования, каков уровень процентных ставок и т.д. Но с этими вопросами будем разбираться после рассмотрения всех мифов.

Так же отдельный вопрос почему при Кудрине и Игнатьеве (и не только при них) осуществлялась крайне странная политика эмиссии рубля и какой сегмент отечественной элиты они представляют.

Однако совершенно очевидно главное. Центробанк - это государственный институт, по-разному работающий при разных руководителях. Он встроен в систему гос.власти, плотно работает с Правительством, совместно с которым проводит тот или иной вариант денежно-кредитной политики. Рассказы про "валютообменный пункт ФРС США" и "официальный запрет на эмиссию рубля" - это ложь. Тем более сегодня.

Миф N3. Центральный банк РФ может занимать деньги чужим государствам, но не может давать в долг России, своему государству. 

Этот миф активно эксплуатирует Федоров, но так же его повоторяют и другие. Под рукой оказался ролик с выступлением Старикова, его и приведу как пример: 

Вот такие ставки. Рост ставки с промо-кодом. Получить промо-код сейчас!

Реклама

Узнать подробнее

Цитата из ролика: "Я сейчас не помню номер этой статьи, но там написано, что Центральный банк не имеет права покупать долговые обязательства Правительства России. Ну то есть государственные долги России Центральный банк покупать не может. Но при этом он может покупать государственный долг США, государственный долг Великобритании, Швеции и так далее и так далее". На этом делаются далеко идущие выводы об "оккупационном" характере действий ЦБ, о пятой колоне, о вредных законах и так далее. И предлагаются соответствующие действия - менять законы.

Я помню номер статьи и привожу её здесь целиком. Статья 22 ФЗ N 86 от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации" (жирным выделено мною):

http://base.garant.ru/12127405/1/#block_100

"Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".

О каких государственных ценных бумагах идет речь? Речь идет главным образом о государственных облигациях. Кто не знает что это такое может посмотреть определение из Википедии, приведенное ниже:

Облига́ция (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — расписка) — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица её выпустившего (эмитента облигации) в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.

Так вот, действующий закон о ЦБ предполагает следующее:

1. ЦБ может предоставлять кредиты Правительству России и покупать государственные облигации России сразу после размещения, если это предусмотрено законом о федеральном бюджете (который принимается ежегодно, например здесь опубликован закон о бюджете на 2015 год);

2. ЦБ может покупать государственные облигации России на вторичном рынке (то есть после того, как их сперва кто-то купил, а потом опять продает).

Стариков об этом почему-то умалчивает. А ведь это по-существу меняет дело.

Вот например, бюджет РФ в 2015 году имеет дефицит. По плану. О дефиците знали заранее. Государство эмитирует гос.облигации нескольких типов и размещает их на внешнем и внутреннем рынке. Почему в закон о бюджете не заложили возможность покупки этих облигаций Центральным банком?

Стариков дает ответ - потому что это невозможно и надо поменять закон о ЦБ. Враг - это закон о ЦБ.

Что же в реальности? В реальности - это не было сделано по причине проводимой финансовой политики, осуществляемой Министерством финансов РФ совместно с другими министерствами и ведомствами и утверждаемой (если речь идет о законе о бюджете) как минимум Федеральным собранием и Президентом. Почему Министерство финансов и все остальные так делают - это другой вопрос и это вопрос довольно-таки сложный.

Это вопрос и господствующих в нашей элите экономических подходов и парадигм (о чем, например, говорит много Глазьев), и вопрос подготовки соответствующих кадров, которые рассаживаются в министерства и ведомства, а так же всякие консультационные структуры (в каких ВУЗах, к примеру их готовят и что там вкладывают студентам в головы), и решений, принимаемых в элите сообразно её представлению о том, куда и как должна двигаться страна, с кем дружить и договариваться, а так же на каких условиях договариваться.

Как я уже говорил, это проблема не плохого закона и отдельных вредителей (пятой колоны), это проблема большой социальной прослойки, которая называтеся "элита". Которая определяет и политику, и кадровый состав министерств и ведомств, и прочее. Сюда входит и капитал (буржуазия), и бюррократия, и часть научного сообщества, и другие.

Но ведь гораздо легче поверить в сказку о плохом "оккупационном законе", правда ведь?

Возможно следовало бы и изменить закон о ЦБ в части возможности выкупа гос.облигаций РФ, разрешить выкупать гос.облигации субъектов РФ, местных бюджетов и гос.внебюджетных фондов.

Но факт остается фактом - полного запрета для ЦБ кредитовать Россию, выкупать гос.облигации России и гос.долг России в законе о ЦБ нет. И проблема не в плохом оккупационном законе. Проблема гораздо многомернее, сложнее и глубже. И с ней надо разбираться, отбросив ложные трактовки и мифы. Только так можно нащупать настоящий масштаб проблем и осмысленно их преодолеть.

Миф N4. Центробанк занимается "сбором дани" с РФ и вывозит её в США. 

Полное изложение мифа мы видим в ролике Федорова вот здесь: 

Ролик сделан в августе 2012 года.

Этот миф прочно связан с мифом N2 о том, что ЦБ не может эмитировать национальную валюту (рубль) кроме как при выкупе на валютной бирже долларов США (в 2012 году это уже по факту было не так, см. соотношение М2 и ЗВР на графике здесь)

По словам Федорова получается следующий механизм:

1. Россия вывозит реальный товар за границу;

2. За этот товар российские компании получают валютную выручку;

3. Центробанк на валютной бирже в обмен на напечатанные рубли выкупает поступающую валюту;

4. Выкупленная валюта поступает в золотовалютные резервы, которые влкадываются в долговые бумаги (облигации) правительства США;

5. Вложенные в облигации деньги нельзя вернуть, потому что США уже раздал полученные за облигации деньги пенсионерам;

6. Делается вывод о томи, что рубль выпускается "только для цели дани Соединенным Штатам Америки"

Постулат о том, что деньги, вложенные в экономику США "нельзя вернуть" мы обсудим в отдельном посте, а сейчас рассмотрим собственно говоря механизм формирования "дани".

Что же происходит в реальности?

У России есть так называемые золотовалютные резервы. Эти золотовалютные резервы состоят из двух частей:

1. Фонд национального благосостояния и резервный фонд Правительства РФ (до 2008 года был один фонд - Стабилизационный);

2. Валюта, выкупленная ЦБ России на валютной бирже при поступлении в страну инвалютной выручки за проданный экспорт.

На 01.06.2015 общий объем ЗВР России составлял 356,77 $ млрд., из них в резервном фонде и ФНБ - 152,11 $ млрд.

Как формируются резервы из п.2, резервы Центрального банка? Центробанк, как уже было сказано выше, выкупает эту валюту на валютной бирже, называется это "валютные интервенции".

Выкупает он валюту исходя из принятой валютной политики. Что будет если он перестанет её выкупать, вбрасывая рубли на биржу? Курс рубля к доллару будет расти и может вырасти довольно сильно. Сегодня рубль слишком ослаб, однако раньше, в 2008 году (когда были накоплены самые большие ЗВР), курс рубля к доллару был совсем другой - 24 рубля за доллар.

Укрепление рубля означает, что импорт, цена которого номинирована в ин.валюте, на внутреннем российском рынке после перевода в рубли будет стоить дешевле (то есть конкурентоспособность растет), а наши экспортные товары на мировом рынке дорожают (то есть их конкурентоспособность при прочих равных падает). Выигрывают от укрепления рубля потребители, которые могут купить импорт дешевле. Но производителям, конкурирующим с импортом, чрезмерное укрепление рубля не выгодно. Они будут терять рынок, терпеть убытки, убытки - это меньше налогов, сжатие ВВП и т.д. по цепочке.

Ослабление рубля означает, что импорт на внутреннем рынке дорожает. А наш экспорт на мировых рынках дешевеет. Проигрывают от укрепления рубля потребители, покупающие импортную продукцию. Так же проиграют и производители, покупающие для себя импортное оборудование.

В общем и целом необходимость укрепления и ослабления рубля - это вопрос непростой и в разных обстоятельствах бывает по-разному. Иногда нужно укрепление, а иногда необходимо ослабление. Вопрос это дискуссионный. Однако удержание курса на том или ином уровне все равно предполагает осуществление валютных интервенций со стороны ЦБ и скупку (или продажу) иностранной валюты. Цб в любом случае должен это делать.

Валютные интервенции ЦБ не означают, что "деньги изымаются из экономики России". При скупке иностранной валюты в экономику вбрасывается равная по значимости рублевая масса, которая работает в отечественной экономике. Когда возникает потребность обменять рубли на доллары обратно, ЦБ точно так же через механизм валютных интервенций вбрасывает на рынок доллары, если это необходимо в целях поддержания курса. Никакого "изъятия дани" из экономики со стороны ЦБ нет

Что делает ЦБ с выкупленной валютой? Он не держит её "под подушкой", а вкладывает в разные ценные бумаги. Список ценных бумаг и принципы управления ЗВР определяет Совет директоров Центрального банка. Кто выбирает этот Совет директоров яписал выше. В списке ценных бумаг есть и гос.облигации США. О судьбе денег, вложенных в эти облигации поговорим ниже. 

Реальное "изъятие дани" из экономики России осуществляет не Центральный банк, а Правительство Российской Федерации. Раньше это осуществлялось через Стабилизационный фонд, а с 2008 года его заменили Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Как же происходит это изъятие? Происходит оно через Федеральный бюджет РФ. Государство через механизм налогов и таможенных пошлин (а так же и другими способами) изымает из экономики часть произведенного продукта. А потом тратит его в виде гос.расходов. Государство - это не частная контора. Ему не нужна "прибыль". Федеральный бюджет перераспределяет произведенный в экономике доход.

Так вот формирование вот этих вот резервных фондов означает, что часть произведенного дохода, собранная государством, не вернулось в экономику через механизм государственных расходов. То есть была фактически изъята из внутреннего экономического оборота.

Куда же вкладываются деньги ФНБ и резервного фонда? Управляет этими деньгами Министерство финансов РФ при технической помощи Центрального банка РФ, однако список бумаг и активов, в которые могут быть вложены гос.средства определяет Правительство РФ. Оно же определяет рамочные условия на которых могут быть вложены средства фондов. Все эти условия можно посмотреть

здесь

http://minfin.ru/ru/perfomance...

и здесь.

http://minfin.ru/ru/perfomance...

Там предлагаются разные возможные объекты для вложений, не предполагается ровно одно - что деньги останутся в экономике РФ. Все объекты для вложений - иностранные.

Таким образом сбором "дани" с экономики России занимается не Центробанк, а Правительство Российской Федерации. Центробанк участвует в процессе как техническое звено. Основные решения были приняты именно в Правительстве вообще и Министерстве финансов в частности. За эту ущербную политику сильно критиковали бывшего Министра финансов - Алексея Кудрина. И критиковали абсолютно заслуженно.

После поражения СССР в Холодной войне из России было вывезено колоссальное количество богатств, накопленных за Советское время. Они были вывезены и в виде технологий, и в виде людей, и в виде дохода и сверхприбылей с внутреннего рынка, который удалось быстро захватить, и в виде преступной приватизации советских активов, и в виде захвата иностранных рынков, с которых СССР ушел, и другим способом. Эти потери колоссальны. Но мы все время вместо обсуждения реальности видим какие-то дешевые и убогие мифологические спекуляции по этому поводу.

В итоге становится ясно, что Федоров крайне сильно упрощает реальную картину. И снимает реальный масштаб обсуждающейся проблемы, персонифицируя вину на Центральном банке РФ и раздувая вокруг него страсти в стиле "Паника, пожар! Надо срочно национализировать ЦБ!". Когда в реальности, как я уже показал, надо национализировать не ЦБ (институт), а элиту, управляющую государством и страной в целом.

Миф N5. Вложенные в облигации США деньги невозможно вернуть, это дань, которую Россия платит США за поражение в Холодной войне и оккупацию.

Этот миф существует вместе с мифом N4 о том, что именно Центробанк занимается сбором "дани" с экономики РФ. Озвучивается он в видео, которое я приводил выше.

Перед тем как обсуждать сам миф сделаю важную оговорку. Я не считаю правильным вложения наших ЗВР в экономику США, в государственные облигации США. Не считаю что это полезно, более того, считаю что это совершенно неправильно. Что по крайней мере часть средств (из ФНБ и резервного фонда) должны быть использованы другим образом и работать не на западные экономики, а на отечественную экономику, средства необходимо вкладывать именно в развитие.

Теперь по поводу самого мифа. Собственно говоря, обсуждать тут нечего, приведу лишь график, отображающий динамику средств России, вложенных в государственные облигации (то есть в долги) Соединенных Штатов Америки. Данные взяты с сайта Федерального казначейства США.

Как видно на графике, количество средств России в облигациях США уменшается. И по сравнению с максимальным значением 2010 года снизилось уже больше чем в два раза.

Наверняка сброс гос.облигаций США Россией имеет определенные политические издержки и последствия. Наверняка нам будут пытаться выкручивать руки для того чтобы сдержать процесс и наоборот, заставить и дальше вкладывать в финансирование дефицита бюджета США. Однако факт остается фактом - деньги из облигаций вытаскивают и уже вытащили более половины средств.

США могут оказывать воздействия косвенного характера. Но прямо и официально запретить и прекратить выкуп своих гос.облигаций они не могут. Потому что в следующий момент не останется покупателей для новых облигаций. Будет страшная дестабилизация долгового рынка и колоссальное падение финансового авторитета, произойдет слом системы. США этого допустить не могут, поэтому единственное что им остается - действовать разными косвенными путями.

Интересный вопрос состоит в том, кто же занимался продажей гос.облигаций США.

Как я писал в прошлом посте, золотовалютные резервы РФ состоят из двух частей:

1. Фонд национального благосостояния и резервный фонд Правительства РФ (до 2008 года был один фонд - Стабилизационный);

2. Валюта, выкупленная ЦБ России на валютной бирже при поступлении в страну инвалютной выручки за проданный экспорт.

Насколько я могу судить, облигации США покупались и за счет валютных резервов ЦБ по решению ЦБ, и за счет средств Стабилизационного фонда (а после его преобразования за счет ФНБ и резервного фонда). Но дело в том, что Стаб.фонде и в ФНБ и Резервном фонде есть ограничение - они могут состоять из долларовых активов лишь на 45%. А облигации США - это долларовый актив. И зная общую сумму средств в фонде можно посчитать верхний "потолок", т.е. максимальное количество облигаций США, которые могут быть куплены за счет его средств. Что я и сделал.

Как видно из вышеприведенного графика (а конечная его отметка - это 01.03.2015), на начало марта 2015 года количество облигаций США на балансе РФ сравнялось с верхним потолком доллларовых активов в стаб.фонде РФ. При этом активной распродажа активов происходила именно в резервах ЦБ, вместей с ней и уменьшалось количество гос.облигаций США на балансе у РФ.

Поэтому можно предположить, что именно Центробанк распродал облигации США. И на балансе у России остались только те облигации США, которые были куплены за счет средств Стаб.фонда (ФНБ+резервный фонд), через который условно говоря и "вывозилась дань" из экономики РФ, согласно действиям и правилам, принятым Правительством РФ и Министерством финансов в частности.

Но при этом все истерично кричат про страшный Центробанк и то, как он "вывозит дань в США". Не кажется ли тебе, читатель, такое расхождение очень странным? Не кажется ли тебе, что объективное недовольство экономической политикой РФ канализируется с помощью мифов в тупики, не давая разобраться что же по-настоящему происходит и как с этим с правиться? Мне кажется, что происходит именно так.

Источник:

http://slava-exe.livejournal.c...






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.07.25 05.40.03ENDTIME
Сгенерирована 07.25 05:40:03 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2753323/article_t?IS_BOT=1