Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Касты. Новая инкарнация.

Если посмотреть на историю СССР с несколько необычной стороны – а именно, задаться вопросом, что стихийно генерировалось в системе как эквивалент власти денег, можно увидеть, что таким эквивалентом была корпоративная элитарность. Мощные технократические элиты получали максимальные лоббирующие возможности в борьбе за ресурсы, за управление потоками проектов, и именно таким обходным маневром технократическая элита получала высокий статус и особые возможности. Таким образом, сам НТР был всего лишь особым механизмом получения высокого статуса.

Также забывается весьма важный кусочек истории, связанный с важнейшим вопросом – модификацией системы управления. Хрущев в какой-то момент, без видимых подготовительных наработок и теоретических обсуждений провел глобальную перестройку всей системы управления:

В конце января 1957 года широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Н. С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Причиной её появления послужил нарастающий дефицит бюджета СССР, для покрытия валютных расходов [1] приходилось продавать за рубеж всё больше золота. Википедия (Совнархозы).

По-видимому, это был процесс-попытка отхода от экономики мобилизационного типа. Связанные события - в сентябре 1953 г. было резко сокращено изъятие средств из села: вдвое повышены закупочные цены на молоко, в 5 раз на скот и птицу, 1954 год – освоение целины, далее на селе постепенно решались вопросы включения в создаваемую общую социальную подсистему, включая в пенсионную.

В 1962 г. совнархозы были укрупнены (вместо 105 осталось 43) и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 - Высший совет народного хозяйства СССР, которому был подчинен Госплан, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты. Некоторое оживление производства, вызванное децентрализацией и всплеском местной инициативы, имело оборотную сторону - снижение технического уровня производства, а также ухудшение управления централизованными инфраструктурными проектами.

Можно расценивать эту управленческую революцию Хрущева как интуитивную попытку ограничить нарастающую власть корпоративных элит. А устранение Хрущева и возврат к суперкорпорациям – как подтверждение того факта, что просто так исключить стихийно генерируемую потребность в элитарном статусе и элитарном компенсационном механизме невозможно. Потребность объективна и в конце-концов свое берет в любом доступном виде. Даже если она - в конце концов делает общую систему управления государством предельно неэффективной. Точнее – эффективой на этапе индустриала и предельно неэффективной на этапе постиндустриала.

Итак, корпоративная элитарность показала 1) свою силу 2) свою необходимость в данном типе общества (тоталитарный социализм) 3) эффективность для индустриальной экономики 4) неспособность построения постиндустриальной экономики – что и вызвало процесс поиска элитами новых оснований элитарности и власти, а поскольку такой поиск оказался безуспешным, то он обратился в деструктивный откат к системе власти денег при отсутствии демократических систем буржуазного общества. То есть – фактически в архаику капитализма.

Корпоративная элитарность имела то ценное свойство, что базировалась на создании высококачественной технократической среды и сумела за короткое время сгенерировать системную инфраструктуру индустриала – технические и экспертные школы, системы стандартов, высококачественное техническое образование. С культуроведческой точки зрения такая система также утверждала приоритет специалиста, как человека ведающего, ведущего и досконально знающего свое дело. В какой-то степени элита фактически распространяла (деелегировала) элитность на всю подчиненную отрасль.

Эта схема, однако, не работала в области традиционных отраслей и хуже всего в сельском хозяйстве. Отсюда – «сослать на сельхозпром». Не лучше она работала и в области малонаукоемких (не по существу, а по состоянию технологий того времени) отраслей – сельзозмашиностроение и даже станкостроение, технический уровень которых на десятки лет отставал от наукоемких и оборонных отраслей.

Система элитарного НТР также постепенно превратила Госплан в максимально неэффективный орган управления, так как реальное планирование НТР теперь происходило внутри сверхотраслей (естественно, с утверждением планов в системе идеологической власти), а Госплан превратился в фактически в «оформителя» ресурсных запросов, максимум - в некоторого арбитра ресурсных возможностей.

Вопрос, однако, состоит в том – каким могло бы быть реформирование элитарного НТР для обеспечения функций постиндустриала?

1. Во-первых, нужно было решать проблему структурного дисбаланса между высокотехнологичными оборонными отраслями и «малотехнологичными» группы Б. Тем более, что постиндустриал требует «высокотехнологичности» также и последних. Это значит, что корпоративный статус этих отраслей должен быть резко повышен.

2. Во-вторых, плановая технология класса «госплан» неспособна выполнять планирование в постиндустриале. И это не только из-за лавинного роста номенклатуры изделий (это вполне разрешимая проблема), и не только из-за сокращения характерного времени обновления ассортиментов (что тоже разрешимо, хотя и на порядок сложнее). Проблема в том, что постиндустриал производит не только изделия, но и вещи другого порядка – процессы, и не только потому, что каждое изделие постиндустриала необходимо имеет жизненный цикл, но и сам жизненный цикл подлежит созданию и проектированию. Методология работы с такими объектами только сейчас является предметом интенсивных исследований.

3. В-третьих, характерной чертой постиндустриала является массовое производство знаний и информации как промышленных ресурсов нового типа, производство которых, возможно, требует более гибких техник управления и мотивации, поскольку прямое директивное управление и планирование тут невозможно по природе вещей.

4. В-четвертых, необходимо восстановить эффективность стратегического планирования, не только в части промышленности, но в части всех функций государства и социума. Такое планирование на основе классических буржуазных институтов, являющихся ресурсным арбитражем под контролем финансово-промышленных элит невозможно. И никакие модификации демократии здесь никакого реального эффекта не принесут.

Решение может состоять в следующем (концепт):

A Разделить экономическую систему на суперкорпорации, по абсолютно по всем жизненным направлениям, при этом обеспечив примерно равные ресурсные их возможности развития. Этот первый принцип «12 технологических каст» должен полностью изначально устранить любую ситуативную или системную тенденцию к отраслевым дисбалансам. Устойчивость и консерватизм суперкорпораций должен обеспечить также воспроизводство технологических и научных школ и других инфраструктурных отраслевых систем. И в том числе – технологию корпоративной элитарности без ее деструктивного действия на экономику.

B Внутри суперкорпораций оставить (в разумных рамках) возможности для свободного отраслевого структурирования (типы собственности и организационно-правовые формы), а также для гибкого внутрикорпоративного планирования.

C За государством оставить исключительно функции ресурсного арбитража и стратегического планирования.

D Пока не вполне понятна кредитно-денежная система. Хотелось бы, чтобы корпорации были эмитентом отраслевых денег, налоги отчислялись бы государственному расчетному центру в отраслевых деньгах, ГРЦ обеспечивал бы функции межотраслевого финансового баланса и ведение счетов 12-компонентных денег частных лиц. Идея состоит в том, чтобы таким способом снять скаляризацию стоимости, изначально свойственную экономикам выше феодальной. (Некоторый феномен снятия скаляризации можно усмотреть в опыте социализма, но не в механизмах формирования цен, а в разделении денег на капитальные, оборотные и внешнеторговые).

E Любой гражданин свободно имеет право и обязанность в каждый момент причислить себя к любой суперкорпорации с ее собственной юрисдикцией (конкурентность юрисдикций). В объем юрисдикций входит социальные функции, в частности пенсионное обеспечение.

F Выборные механизмы демократии заменяются палатой представителей суперотраслей и палатой местного самоуправления.

G Региональные элиты формируются гражданами на основе систем динамических опросов и рейтингов, принципы которых необходимо определить. Ключевые слова – элита должна осуществлять полезные для граждан акции и мероприятия, элита должна быть известна в рамках дискурса с народом.

H Государство образует общую систему стратегического планирования в которую входит Генеральный планировщик и Правительство

I Генеральный планировщик осуществляет ресурсный арбитраж суперотраслей в соответствии с заявками отраслей и принятыми стратегическими задачами.

J Правительство осуществляет функции координатора и контроллера выполнения стратегических планов

K Государственный бюджет образуется фиксированными отчислениями отраслей и делится строго на 12 частей на каждую отрасль за вычетом функций формирования резервов и расходов государственных органов.

L Любое перекрестное финансирование возможно только по взаимному соглашению отраслей.

M Каждая отрасль эмитирует собственные денежные билеты (расписки) под собственное отраслевое обеспечение (в основном – безналичные, точнее электронные в едином расчетном центре)

N Государство создает единый расчетный центр, обеспечивающий расчеты между физическими и юридическими лицами, но не имеет никаких функций эмитента или налогового органа.

Перечень суперотраслей:

· Армия
· Промышленность
· Продовольственное производство
· Добыча (недра, леса)
· Здравоохранение
· Логистика (связь и транспорт)
· Торговля и услуги населению
· Строители (включая проектантов)
· Науки и образование
· Арт (все виды искусств)
· Мусорщики (утилизаторы и экологи)
· Службы порядка и контроля





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.01.23 11.19.11ENDTIME
Сгенерирована 01.23 11:19:11 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2789014/article_t?IS_BOT=1