Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Российская Империя на взлёте. Школа

Изучаем историю. Здесь привожу основной отрывок из публикации http://oboguev.livejournal.com/1158806.html
Это всего лишь небольшая часть проделанной авторами работы.

Европеизация чрезвычайно дорого обошлась русскому обществу – в том числе и в отношении образования. Лишь 200 лет спустя после начала петровских реформ уровень народной грамотности вернулся на дореформенный уровень.

Однако когда он начал возвращаться, по мере преодоления и окончания ассимиляции европеизационного периода, народная грамотность в России выросла за десятилетия на столько же, сколько в западных странах требовало веков.
Здесь я обращаюсь к книге, которую далее намерен цитровать: Арсен Гулевич, "Царизм и революция. От прошлого России – её будущему." Книга издана на французском языке в 1931 г., переиздана на английском в США в 1962 г. под заглавием Arsene de Goulevitch, "Czarism and Revolution". На русском языке, сколько я знаю, она не издавалась. Книга содержит в себе обширные данные о политике и развитии России с конца XIX века и по революцию 1917 г.
Кратко об авторе:
Арсен Гулевич родился в 1900 г. В 1918 году служил военным летчиком в белой армии (на северо-западе России), за мужество был награжден высшей военной наградой: Георгиевским крестом. В 1939-40 гг. служил во французской армии, позднее участвовал во французском Сопротивлении, за что был арестован Гестапо и заточен в тюрьму. В 1947 году основал "Union for the Defence of Oppressed Peoples" (неясно, есть ли это СБОНР). В 1954 году основал газету "Изгнание и Свобода". При вступлении на пост председателя союза, Гулевич сказал: "Приверженцы мира объединены желанием исчезновения тоталитарного СССР. Они желают, чтобы банда красных интернационалистов воцарённая в Москве заместилась бы русским правительством – демократическим, национальным и христианским, не стремящимся к советизации других наций, но вместо того приверженным нравственному, политическому и экономическому восстановлению России".
Дальнейшее – обратный перевод с английского из книги Гулевича, стр. 44-47.
* * *
Многократно утверждалось, что царское правительство было намеренно враждебно к образованию и целенаправленно препятствовало распространению просвещения среди народа. Нет ничего более далекого от истины: ни одна страна в мире не достигла в этом большего прогресса, чем царская Россия.
В этой книге мы не можем вместить детальный отчет о развитии и систематическом распространении образования царским правительством, однако мы дадим краткий очерк результатов достигнутых во время царствования последнего императора, Николая II-го, в 1894-1917 гг.
Бюджетные средства требовавшиеся для народного образования выделялись центральным правительством, земствами и градоначальствами. Рост выделявшихся на образование средств был таков:

1894 1914 прирост
(рубл.) (рубл.)
государственные кредиты 40 млн. 270 млн. 575%
земства и градоначальства 70 млн. 300 млн. 329%

Увеличение количества студентов было пропорционально количеству открывавшихся школ и университетов и выделявшихся бюджетных средств. Количество учащихся в государственных школах и училищах описывается следующей таблицей:
1894 1914 прирост
начальные школы 3,276,000 7,500,000 159%
средние школы 225,000 819,000 254%
университеты 15,000 80,000 433%

Авторская сноска: Эти данные не включают примерно 600,000 учащихся частных школ на 1914 г. Данные взяты из "Всероссийского справочника на 1915 год" [С.О.: в английском тексте – "Russian Manual, 1915"] изданного Российским центральным статистическим комитетом, "Государственного ежегожника", работ С.П. Ковалевского отвечавшего за выработку данных по народному образованию с 1907 по 1917 г. и других источников.
Начальное образование было бесплатным и открытым для всех. Планы введения обязательного всеобщего начального образования рассматривались еще в 1862 г., но были с колебанием отложены Александром II из-за нехватки средств. Его внук, последний царствовавший император, был более счастлив в этом отношении: государственные доходы возросли, состояние национальных финансов было отличным, и в 1908 году был составлен детальный план постепенного введения всеобщего обязательного образования в империи.

Количество детей школьного возраста, согласно специально проведенной переписи, составляло 13.5 млн. Для обучения этого количества детей требовалось 250,000 школ. Однако в это время действовали только 70,000 школ, поэтому предстояло открыть еще 180,000.
Начиная с 1908 года в России ежегодно открывалось 10,000 новых школ и к 1914 году их общее количество воставило 130,000.
Даже во время военных лет 1914-1917 г. были открыты несколько тысяч новых школ. Всеобщее начальное образование должно было быть окончательно установлено к середине 20-х гг., если бы этому не помешала революция.

Это подтверждается и данными советского обследования проведенного в 1920 г. и показавшего, что 86% детей в возрасте от 12 до 16 лет умели как читать, так и писать, а их возраст показывал, что они научились грамоте в школе до революции.
В России действовали два основых вида средних школ: обыкновенная школа (гимназии), а также училища специализировавшиеся в техническом, коммерческом или сельскохозяйственном образовании. Еще во времена Александра III было решено создавать училища специализирующиеся в том или ином виде технической деятельности, с тем чтобы дать прочную техническую подготовку ученикам не поступающим в университет, прежде всего учащимся из рабочего класса. Эти училища распространились во времена последнего царствования. Из 819,000 школьников учившихся в средней школе в 1914 году, 657,440 посещали гимназии, а 161,500 – училища.
Между 1900 и 1914 гг. произошло значительное изменение в составе учеников средних школ. Если ещё в начале века большинство учащихся гимназий составляли дети обеспеченных родителей, то с ростом количества школ их смогло посещать всё большее количество детей из низших классов, и к 1914 году они составляли значительное большинство.
Следующая таблица описывает рост количества учеников в гимназиях:
1894 1914 прирост
мужские гимназии 89,410 228,500 155%
женские гимназии 54,102 328,800 507%
семинарии 63,250 100,090 58%

Следует обратить особое внимание на рост школьного образования среди девочек. То же явление наблюдалось и в университетах, что сделало Россию ведущей среди европейских стран в отношении образования для женщин.
Высшее образование расширялось с той же скоростью. За описываемый период количество студентов университетов и институтов увеличилось с 14,000 до 80,000, из которых 50% приходилось на студентов политехнических, технических, инженерных, горнорудных и сельскохозяйственных институтов.

В десятилетие предшествующее мировой войне в России не проходило года без открытия нового университета или института, а количество студентов возрасло более чем на 400%. Резкое расширение университетского образования вело к сильному революционному радикализму среди студенчества, но несмотря на это царское правительство продолжало расширение университетского образования.
Плата за обучение в царской России была очень низкой.

Начальное образование было полностью бесплатным. Годовая плата в гимназиях была менее 100 рублей в год (примерно 10 фунтов стерлингов или 50 долларов) и лишь немногим выше того в университетах. Учебные принадлежности для учащихся технических училищ, как то чертежная бумаги и проч. выдавались бесплатно; жалование всего преподавательского состава также оплачивалось государством.

Советское правительство в настоящее время всего лишь развивает систему которая была основана за много лет до революции. Жажда образования и учёбы – врожденная национальная черта русских [С.О.: см. очерк Ульянова...]. В своём движении за индустриализацию советская власть не будет испытывать нехватки пытливых и любознательных учащихся и студентов жаждущих знаний и стремящихся приложить их.

Коммунисты о внедрении всеобщего и бесплатного образования в СССР говорят как о своей большой заслуге. Часто под их рассуждения подводится мысль о том, что если бы не они, то несчастная Россия так и осталась бы в лучшем случае с четырьмя классами церковно-приходского училища.

Между тем стоит отметить, что эра именно всеобщего, и именно бесплатного в советской истории наступила достаточно поздно - в конце 50 - первой половине 60-х годов. А вот в 30-х годах (да и позже), например, основная масса учащихся в СССР образование свое получала отнюдь не даром.

В 30-е годы более трех четвертей населения страны проживало в сельской местности. С 1931 года в СССР был введен т.н. "культжилсбор" - т.н. "налог на образование и культуру". Каждый крестьянский двор был обязан платить ежегодно порядка 20 - 80 рублей. Для нищей сталинской деревни это были очень большие деньги. Помимо этого, за образование своих детей крестьяне платили т.н. "самообложением" - то есть, колхозники скидывались на ремонт и строительство школ и дорог к ним. Из своего кармана крестьяне также оплачивали учебники, тетради и письменные принадлежности, не говоря уже об одежде для детей. Щедрое советское государство все расходы на народное образование переложило непосредственно на плечи самого народа.

Поэтому все заслуги по росту грамотности в той же деревне стоит все-таки возложить на полуголодных сталинских колхозников, умудрявшихся за свой счет содержать сельские школы и подкармливать нищих сельских учителей. В 1931 году в СССР обязательным стало четырехклассное образование, с 1937 года на селе был введен обязательный для всех пятый класс, а с 1939 года обязательным был сделан и седьмой класс.

Благодаря этому грамотность сельского населения в возрасте от 9 до 49 лет возросла с 51% в 1926 году (кстати, достаточно немалый показатель, учитывая две войны и разруху до этого) до 84% в 1939 году. Доля грамотных мужчин соответственно выросла с 67% до 92%, женщин - с 35% до 77%






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.09.22 06.01.59ENDTIME
Сгенерирована 09.22 06:01:59 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2804907/article_t?IS_BOT=1