Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

24 Дек, Воскресенье 19:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Законы по вызову...


Принятие закона №7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который продлевает особый статус ОРДЛО еще на год (с уточнением, что привилегии особого статуса предоставляются Донбассу при условии вывода незаконных воинских формирований) вылился в настоящее двухдневное сражение, причем, не только в переносном смысле.Параллельно в первом чтении был с несколько меньшим накалом принят еще более противоречивый законопроект № 7163 «Об  особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

Значительные «сверхусилия» Президента, его администрации и главы СНБО Александра Турчинова сопоставимы с усилиями власти по принятию в первом чтении конституционной реформы 31 августа 2015 года, в Переходных положениях упоминавшей об особом статусе Донбасса. Аналогия будет еще более полной, если вспомнить поддержку усилий Президента летом 2015 года со стороны Госдепартамента США и лично Виктории Нуланд. Сейчас прямую заинтересованность Вашингтона четко продемонстрировало американское посольство, например, разместив 4 октября запись в официальном Твиттере: «Мы поддерживаем усилия Верховной Рады продлить действие особого статуса, что позволит мирно урегулировать конфликт на востоке Украины».

К слову, стоит обратить внимание, что американская сторона акцентировала внимание именно на продлении закона об особом статусе, хотя сам особый статус не действует ввиду отсутствия условий для его предоставления.

После «первого блина комом» 5 октября, Президент Петр Порошенко был вынужден вечером разъяснять ситуацию на встрече с послами США – Мари Йованович, Германии – Эрнстом Райхелем и Франции – Изабель Дюмон.

В результате, напряженная «индивидуальная работа» АП с депутатами ВР дала на следующий день позитивный результат, ради которого из законопроекта №7163 изъяли упоминание о Минских cоглашениях. При этом сами законопроекты – по официальной версии – принимались именно ради того, чтобы Минский процесс не был сорван… 

СПРАВКА «Основные положения законопроекта № 7163»

Терминология законопроекта

  • Юридически определенный термин «Антитеррористическая операция» (АТО) заменен на новацию «Мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии».

Необходимо отметить, что затянувшаяся на три с половиною года антитеррористическая операция критиковалось многими правоведами именно в силу драматического несоответствия масштаба мероприятия на Донбассе тем рамкам, которые задает АТО.  

  • Главная задекларированная цель – освобождение территории Донбасса от российской оккупации.
  • Прямо утверждается, что именно Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию на территории Украины и оккупировала часть территории Украины.

Сам термин «агрессия» в различных словоформах используется более четырех десятков раз, в то же время понятие «государство/страна-агрессор» в тексте законопроекта не упоминается.

Органы управления самопровозглашенных республик именуются «оккупационной администрацией Российской Федерации». 

Суть закона

  • Руководство всеми силовыми структурами в зоне конфликта переходит к армии, для чего создается Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины, которому на данной территории будут подчиняться все остальные структуры, включая Национальную гвардию и полицию. Таким образом, все руководство «силовиками» в зоне конфликта переходит к Президенту Украины, как главнокомандующему.
  • Границы оккупированных территорий определяет Генеральный штаб Минобороны Украины.
  • В случае введения военного положения, на территории его действия автоматически прекращаются полномочия всех выборных органов власти – областных, городских, районных и сельских советов.

Гарантии собственности

Украина гарантирует все права собственности своим гражданам, проживающим на временно оккупированной территории – закон подтверждает права на то, чем люди в Донбассе владели до войны. Одновременно не признавая любых нормативных актов, принятых сепаратистами.

Сообщение с Донбассом

Здесь практически сохраняется status-quo: движение людей и товаров – разрешается исключительно только через Контрольно-пропускные пункты, которые теперь находятся в ведении глава Объединенного оперативного штаба – по согласованию с СБУ и министерством по делам оккупированных территорий.

Минские соглашения

Упоминание Минских соглашений исчезло из окончательного текста документа (изначально декларировалась «приоритетность выполнения положений безопасности Минских соглашений».)

Необходимо напомнить, что разделение на два законопроекта изначально единого президентского документа под рабочим названием «Законопроект о реинтеграции Донбасса» возникло из тактических соображений – после того, как значительная часть номинальных союзников Блока Петра Порошенко (БПП) из Народного Фронта (НФ) заявили о неприемлемости для них продления особого статуса ОРДЛО. В то же время, в БПП закон тоже не имел 100%-й поддержки.

Такой подход, несмотря на возникшие по ходу проблемы, вполне оправдал себя: оба законопроекта 6 октября преодолели барьер в 226 голосов депутатов, но в разных «выигрышных комбинациях».

Законопроект №7164 о продлении спецстатуса ОРДЛО набрал 229 голосов. Формальная коалиция дала 181 голос (БПП – 122 и НФ – 59). «Сателлитные» проекты добавили: «Відродження» - 19, «Воля народа» - 8. «Золотую акцию» внес «Оппозиционный блок» в виде 9 депутатов.

Нарушителями партийной дисциплины выступили  Наталья Веселова («Самопомощь», уже исключена из фракции) и Артем Витко (Радикальная партия, традиционно голосует солидарно с БПП).

Законопроект №7163 «О создании необходимых условий…»получил 233 голоса «За». Здесь коалиция дала 185 голосов (БПП – 114 депутатов, НФ – 71),  «саттелитная» группа «Воля народа» добавила 12, еще 19 голосов дали внефракционные депутаты. Ну, а обладателем «золотой акции» на этот раз оказался Олег Ляшко – документ поддержало 17 «радикалов»…

Усилия власти были отмечены публичным «пряником» от преемника Виктории Нуланд –   спецпредставителя Госдепа США по вопросам Украины Курта Волкера, который 6 октября в микроблоге Twitter записал: «Продолжение специального статуса показывает, что Украина делает жесткие шаги для мира. Надеюсь, теперь Россия будет действовать, чтобы воцарился мир - время закончить конфликт».

Позитивно оценил принятие законов и Берлин в заявлении МИД: «Федеральное правительство высоко оценивает сегодняшнее продление украинским парламентом закона об особом статусе для Донбасса. Это был трудный, но важный шаг, который показывает, что Украина придерживается своих международных обязательств и реализации минских договоренностей».

Однако, ключевой была, все-таки, реакция г-на Волкера, которому было важно прибыть на встречу с помощником президента РФ Вячеславом Сурковым 7 октября в Белград не с пустыми руками. Да, разумеется, Курт Волкер заносит голосование 6 октября в ВР в актив американской дипломатии, и против этого трудно возразить. 

Дело в том, что Кремль изначально давал весьма сдержанный прогноз на белградскую встречу по «украинскому вопросу». Еще утром 5 октября ТАСС передало заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: «В данном случае переговоры не нацелены на какой-то результат, это процесс синхронизации позиций, сверки часов, обмена информацией». При этом г-н Песков многозначительно напомнил, что США не являются страной нормандского формата и стороной-гарантом Минских договоренностей, «тем не менее, Вашингтону важно получать информацию, что называется, из первых рук от стран, которые принимают участие в нормандском формате».

Итак, украинская власть сумела обеспечить американцев необходимыми политическими козырями для переговоров с россиянами в виде продления (недействующего!) особого статуса ОРДЛО и готовности Киева обеспечить президентское единоначалие в зоне конфликта. Строго говоря, с точки зрения выполнения Минских соглашений и подготовки почвы для введения миротворцев – это лучше, чем ничего. Но, с точки зрения реальной реинтеграции Донбасса – это топтание на месте.

И основная проблема Киева не в том, какой именно проект введения миротворцев примет ООН (почти наверняка – компромиссный). А в том, что миротворческая миссия наверняка будет связана не только с размежеванием сторон конфликта и контролем над украинско-российской границей, а с выполнением всех пунктов «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» 2015 года, за что голосовала и Украина, как непостоянный член Совбеза ООН.

И, при любом из вариантов прочтения Минских соглашений, абсолютное большинство пунктов должен выполнить именно Киев. План выполнения более двух лет существует в виде проекта, разработанного спецпредставителем Украины по вопросам гуманитарного характерав Минской Трехсторонней Контактной Группе  Виктором Медведчуком. Его начальный этап – это четыре пункта:

1)     принятие закона об амнистии для участников событий в ОРДЛО;

2)     изменения в Конституцию в части децентрализации власти;

3)     принятие закона и проведение выборов в ОРДЛО;

4)     принятие закона об особом порядке управления в ОРДЛО…

Тот факт, что эти пункты практически идентичны и «формуле Штайнмайера», и «плану Эйро» (министры иностранных дел Германии и Франции до 2016 года) – лучшее свидетельство соответствия их не только букве, но и духу «Минска-2». Кто читал Минские соглашения – тот подтвердит. А вот кто не читал и/или хочет отказаться от его выполнения – выдвигает условия, типа невозможности, например, амнистии (как минимум – полной) для сепаратистов или упоминания особого статуса ОРДЛО.

Никто не утверждает, что выполнение «Минска-2» - это простой и приятный для Киева процесс. Но данный процесс дает Украине в конце пути приз в  виде реинтеграции Донбасса в состав нашей страны. В то время как отказ от Минских соглашений – это однозначное поражение Украины. И решение ПАСЕ о запуске процесса отмены политических санкций против России в рамках Совета Европы – первый звоночек о том, что Запад ждет определенных шагов от Киева по дальнейшей деэскалации конфликта на Донбассе.    

Вопрос выбора – в наличии политической воли у исполнительной и законодательной ветвей украинской власти. И, здесь, к сожалению, воля украинской «партии войны» практически не уступает воле «партии мира». Впрочем, тот факт, что автор мирного плана Виктор Медведчук является спецпредставителем Украины по вопросам гуманитарного характера в составе Трехсторонней Контактной (Минской) группы дает надежду на то, что украинская «партия мира», несмотря на многочисленные преграды, медленно движется к цели…   






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.12.13 10.31.03ENDTIME
Сгенерирована 12.13 10:31:03 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2832366/article_t?IS_BOT=1