Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

План + рынок. Как поделить хозяйство между ними?


Почему сочетание плановой и рыночной экономики даёт наилучший результат для страны? Как определить, какие части хозяйства лучше организовать по плановой схеме,  а какие по рыночной? В статье подробно рассматриваются эти и некоторые попутные вопросы.

I

Википедия определяет плановое хозяйство как "экономический порядок, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием". Существуют и другие определения.

Рассмотрим немного подробнее, в чём разница между рыночным и плановым хозяйством. Начнём несколько издалека. У всякого производственного предприятия, неважно при капитализме или социализме, есть план снабжения, выпуска и реализации продукции. Этот план нужен для достижения целей, поставленных владельцем предприятия. 

Какие цели может поставить владелец перед предприятием? Владельцем может быть либо частное лицо (группа лиц), либо государство. Если владелец - частное лицо, то единственная цель, которую он может поставить, это получение прибыли. Причина в том, что единственным источником обеспечения жизнедеятельности предприятия является эта самая прибыль, так что если частный владелец начинает заботииться не о прибыли а о чём-то другом, а прибыль пропадает, то неизбежно предприятие через какое-то время прекращает своё существование.

Если владельцем предприятия является государство, то перед предприятием могут ставиться и другие цели, не только получение прибыли. Государство может ставить долгосрочные цели, не ожидая немедленной отдачи. Чем масштабнее цель у государства, тем менее "рыночными" могут быть поставленные государством задачи.

Сделаем тут небольшое но полезное отступление.

В зависимости от пути, которым продукция попадает к потребителю, хозяйство может быть либо товарным (продукция производится для продажи/обмена на рынке) либо натуральным (продукция производится для себя). Натуральное хозяйствование возможно только если и производство и потребление продукции происходит внутри одного хозяйствующего субъекта.

Всё общество, состоящее из граждан страны - это и есть потребители производимой предприятиями продукции. Когда государство владеет предприятиями и распределяет производимую этими предприятиями продукцию через собственные структуры (через государственную систему распределения), то под контролем государства оказывается и производство и потребление продукции. Это означает, что внутри государства хозяйство оказывается натуральным. То есть производимая гос. предприятиями продукция попадает к гражданами напрямую от государства, а не через рынок.

Тут же заметим, что в отличие от товарного, в случае натурального хозяйства владелец предприятия может поставить любые цели, в том числе такие, которых в принципе не может себе позволить владелец товарного производства. Например: выпускать ботинки, носимые 100 лет, или лампочки без ограничения срока службы.

Вернёмся к нашему рассуждению. Итак, государство может ставить перед своими предприятиями как рыночные цели (получение прибыли), так и любые другие, в том числе направленные на прямое удовлетворение потребностей граждан. Как мы видели выше, такая особенность государственного хозяйства, как постановка нерыночных целей, возможна только в случае когда под контролем государства находится и производство и распределение продукции, но это и есть случай классического определения планового хозяйства.

Получается что способность ставить нерыночные задачи перед государственным хозяйством тождественна именно плановой организации хозяйства. Поэтому можно дать другое определение, представляющее разделение на плановое и рыночное хозяйство с точки зрения тех целей, которые ставятся перед предприятиями их владельцами. Итак: Рыночные предприятия имеют своей целью получение прибыли, а плановые предприятия имеют другие цели, кроме получения прибыли.

Учитывая приведённое выше отступление о товарном и натуральном хозяйстве, можно видеть что в отличие от рыночного (товарного), плановое хозяйство - это натуральное хозяйство государственного уровня.

Отметим еще одно обстоятельство касающееся планирования хозяйственной деятельности. Как мы заметили в самом начале, у каждого предприятия всегда есть план. В условиях государственной плановой экономики и план этот глобальный, для всего общества, поэтому деятельность всех включённых в систему предприятий может координироваться для увеличения общего хозяйственного результата. При рыночной экономике общего для всего общества плана нет. Каждый участник рынка составляет свой собственный план, но поскольку хозяйствующие субъекты действуют на рынке как соперники, их планы противоречат друг-другу, и поэтому хозяйство в целом несёт дополнительный расходы для покрытия издержек рыночной конкуренции.

Обратим внимание на один момент, который часто вводит в заблуждение. Наверняка вам приходилось сталкиваться с мнением, что "планирование есть и при рыночном хозяйстве тоже, поэтому разницы нет". Это мнение возникает из непонимания отличия рыночной экономики от плановой. Под "планированием" ошибочно понимается пранирование производства. Хотя разница не в различном планировании производства, а в способе планирования распределения. Только при плановом хозяйстве существует (и возможно в принципе) плановое распределение. Еще раз "плановое" - это слово относится не к планированию производства а к планированию распределения, в точности так же, как в случае "рыночного хозяйства" слово "рыночный" не описывает происходящее в сфере производства, а говорит нам о распределении через рынок. 

II

Какой способ хозяйствования лучше?

Единого ответа на этот вопрос на сегодня не существует. Есть теории, доказывающие преимущества как одного, так и другого подхода. Есть примеры практических успехов и неудач как в одном, так и в другом случае.

Поэтому мы предлагаем подходить к проблеме выбора не с идеологической, а с практической позиции, без предубеждений. Если у нас имеется возможность организовать хозяйство двумя разными способами, и мы видим, что эти способы могут быть успешными в каких-то случаях, значит нам нужно научиться использовать ОБА способа там, где они приносят наилучший результат для страны. Будем рассматривать эти способы ведения хозяйства как доступные обществу экономические инструменты, и каждый инструмент хорош по-своему, нужно только научиться правильно применять его в нужном месте, и тогда он принесёт наибольшую пользу обществу.

III

Если мы хотим использовать и план и рынок, каким было бы наилучшее для общества разделение сфер применения этих экономических технологий? Какие хозяйственные отрасли должны подчиняться плану, а какие рынку? Может быть производство какого-то вида продукции должно быть не полностью, но частично плановым, и тогда в какой пропорции? Желательно определить общие принципы, общие подходы, которые помогут нам разделить хозяйство на области ответственности плана и рынка.

Что же значит в нашем рассуждении "наилучшее" разделение сфер применения? С точки зрения общества в целом разделение хозяйства на плановый и рыночный части должно быть таким, чтобы:

1.В производстве: при наименьших затратах материалов и труда дать наибольший результат в виде произведённой продукции.
2. В потреблении: чтобы произведённая продукция по количеству и качеству покрывала потребности общества, при этом распределение должно быть достаточно равномерным, чтобы в обществе не возникало слишком сильного расслоения.

Чтобы понять, как получить наибольшую отдачу в промышленности и уравновешенного распределения, нужно подробно рассмотреть сильные и слабые стороны каждого способа организации хозяйства, выделить важнейшие особенности и предложить метод выбора наилучшего сочетания. Рассмотрим по-порядку:
 - Производство ( плановое хозяйство, рыночное хозяйство)
 - Потребление ( плановое хозяйство, рыночное хозяйство)

1. Производство

1.1. Производство, плановое хозяйство.

Плюсы: Плановые предприятия лучше подходят для эффективного производства большого количества продукции фиксированного качества:
а) количество: за счет укрупнения и автоматизации производства - чем больше производство, тем меньше затраты материалов и труда на единицу продукции. Чем больше автоматизации, тем меньше труда приходится на единицу продукции, а у государства достаточно возможностей , чтобы объединить науку и производство и сконцентрировать силы на автоматизации, даже если это потребует на первом этапе много сил и времени.
б) эффективность: за счет централизованного планирования и снижения накладных расходов при сопряжении смежных производств.
в) качество: за счет того, что в плановой части можно ставить не только цели получения прибыли, производство может выпускать продукцию исключительного качества, которое не позволительно в рыночной части.

Уточнение: поскольку мы говорим о хозяйстве в целом, то и слово "качество" здесь употребляется в смысле хозяйственном. С этой точки зрения качественный продукт должен не просто хорошо выполнять свою функцию, но и служить как можно дольше. А вот такие параметры продукции как приятная раскраска или яркая упаковка в этом смысле совсем не важны для качества. То есть "хозяйственное качество" в некоторых моментах отличается от "рыночного качества".

Минусы: поскольку плановые предприятия включены в глобальный хозяйственный план всей страны, внесение изменений в производственный план именно этого предприятия требует изменения планов всех других предприятий, от которого зависит данное предприятие. В результате плановое производство оказывается негибким.

Уточнение: неповоротливость планового производства теоретически можно существенно уменьшить за счёт а) более современных технологий производства, чтобы можно было быстро переключаться с выпуска одной продукции на выпуск другой и б) за счёт оперативного внесения изменений в плановые расчёты. Эта гибкость позволит оперативно реагировать на .. на что? На изменения спроса? И тут мы упираемся в принципиальную проблему планового хозяйства - отсутствие объективных индикаторов спроса, о чём мы поговорим немного ниже. Так что в плановой части затрачивать усилия на увеличение гибкости может быть просто бесполезно.

1.2 Производство, рыночное хозяйство

Плюсы: Рыночные предприятия лучше подходят для производства переменного количества продукции с широким диапазоном разнообразного качества.

а) количество: рыночные предприятия могут производить и много и мало в зависимости от спроса. Если предприятия не могут конкурировать на рынке, они просто закрываются или перестраивают производство для выпуска другой продукции. Также легко открываются новые предприятия если на рынке появилась новая ниша спроса.

б) качество: рыночные предприятия стремятся занять все возможные ниши спроса, поэтому качество может быть как очень низким (но при этом - малая цена), так и очень высоким. Как мы уже упоминали рыночное качество не совпадает с обшехозяйственным, так что тут может быть произведена именно та продукция, которую потребитель будет с удовольствием покупать на рынке - более красивая, привлекательной раскраски, в заметной упаковке и т.д.

Минусы: Невысокая эффективность в масштабе хозяйства в целом. Рыночное производство участвует в конкуренции с другими производителями, и эта конкуренция требует массы дополнительных затрат. Затраты на маркетинг, рекламу, внешний вид товара и т.п - все эти затраты несёт каждое предприятие индивидуально. Кроме того, конкуренция неизбежно оставляет проигравший в борьбе товар просто на свалке.

2. Потребление

Для всякого предприятия важно объективно планировать количество производимой продукции. Важно, чтобы вся продукция нашла своего потребителя. Поэтому приходится подстраиваться под спрос при необходимости. Но механизм для объективного отслеживания спроса существует только в случае рынка.

2.1. Потребление, рыночное хозяйство.

Плюсы: Только в условиях рынка цена может быть (но не всегда есть) объективным показателем соотношения спроса и предложения. Если рыночная цена есть результат борьбы разных субъектов, есть точка равновесия разнонаправленных сил, то в этом случае рыночная цена объективна.

Рыночный механизм борьбы за объективную цену срабатывает как рычаг обратной связи от потребителя к производителю. Через рынок потребитель даёт сигнал производителю, чтобы либо нарастить, либо притормозить производство.

Минусы: Прежде чем потребитель купит товар на рынке, он должен раздобыть достаточно денег. Причём даже при усердном труде, нет никакой гарантии что каждый потребитель заработает достаточно денег на нужный ему товар. Распределение неравномерное.

2.2. Потребление, плановое хозяйство.

Плюсы: Поскольку потребление происходит в рамках одного хозяйствующего субъекта, потребители получают продукт через внутреннюю систему распределения. С точки зрения рынка - бесплатно. И пусть нас не вводит в заблуждение наличие денег в СССР, когда государственные товары "покупались" за деньги. В случае социалистического хозяйства деньги не являются средством соперничества покупателей или продавцов, они скорее выполняют роль таллонов на получение своей части общей продукции. Действительно, чтобы это понять, достаточно сказать, что и зарплаты и цены устанавливались в одном планирующем органе, одними и теми же чиновниками.

Как бы ни было реализовано внутреннее распределение в границах планового хозяйства, оно должно соответствовать общему плану. Распределение происходит достаточно равномерно.

Минусы: В случае планового хозяйства нет рычагов обратной связи, которые поставляли бы производителю объективную информацию о потребительском спросе. Конечно, технически мы можем построить такой контур обратной связи, однако он будет всё равно давать необъективную информацию. Ведь когда потребитель захочет получить некий продукт, он не будет ограничен никакими обстоятельствами, как в случае рынка он ограничен суммой полученных в результате предыдущих рыночных операций денег. И в конце концов всё равно возникнут перекосы, как бывало в СССР, когда сельские жители покупали за копейки в огромных количествах буханки хлеба в магазине, чтобы кормить этим хлебом свиней, а потом мясо продавать на базаре.

Отчего так получается, отчего обратная связь не срабатывает? Поскольку и производитель и потребитель являются участниками одного и того же хозяйственного субъекта (государства), то любой созданный нами канал информации о потребностях дает возможность потребителю использовать этот канал чтобы сообщить о своих субъективных(!!!) потребностях. Проблема в том, что субъективные потребности бесконечны.

Например, в рамках рассматриваемой модели, где в хозяйстве страны совмещены рыночная и плановая части, если в плановой части хозяйства потребитель через систему планового распределения получит некоторой продукции больше, чем ему нужно, то излишки он просто вынесет на рынок и там продаст. Как только в плановой системе потребитель сможет каким-то образом влиять на количество получаемой им продукции, а это и есть рычаг обратной связи между потребителем и производством, так сразу у потребителя появится возможность за этот рычаг дёргать, и получать вещи не для себя а для продажи на рынке.

Выводы по принципам разделения

Теперь мы сможем сформулировать общие принципы для разделения хозяйства на плановую и рыночную части.

Мы видим, что в силу своих естественных особенностей, у плановой части нет инструментов для реалистичной оценки необходимого обществу количества выпускаемой продукции, но при этом само производство более эффективно. Поэтому в плановой части должны производиться такие товары, в которых потребитель объективно нуждается, в количестве, не превышающем объективные потребности.

Все остальные продукты должны производиться в рыночной части хозяйства.

IV

Прежде чем мы сможем применить установленный принцип для практического разделения сфер влияния рынка и плана, нам нужно определить и исследовать некоторые числовые параметры.

Давайте вернёмся к самому началу статьи: у всякого производства всегда есть план. Конечная точка этого плана это, во-первых, заданные параметры выпускаемой продукции, и во-вторых, количество продукции, которая должна быть сделана в какой-то период времени (пускай будет - в год).

Параметры продукции определяются исходя из поставленных перед предприятием целей. Для рыночного случая параметры должны способствовать лучшей продаваемости и увеличению прибыли. В плановой части параметры должны быть полезными для общества в целом, например - максимальная долгосрочность использования, максимальная польза для потребителя.

А вот вопрос о количестве продукции, производимой в год оказывается очень непростым. При любом типе экономики как перепроизводство, так и недопроизводство - это большая проблема. Если мы хотим, чтобы в плановой части количество запланированной к выпуску продукции точно соответствовало спросу, то есть нуждам потребителя, нам нужно установить, какие же виды продукции и в каком количестве будут гарантировано востребованы. Займёмся этим вопросом.

V

От количества продукции, которая будет получена потребителем зависит уровень жизни в обществе.
Выделяют следующие уровни жизни:
- нищета (минимальное потребление благ и услуг на уровне биологического выживания человека)
- бедность (потребление благ и услуг на уровне возможности сохранения работоспособности человека);
- нормальный уровень (потребление благ и услуг по научно обоснованным нормам, которые достаточны для полноценного восстановления физических и интеллектуальных сил человека);
- достаток (пользование благами и услугами, которые обеспечивают всестороннее развитие человека);

Будем измерять уровень жизни числом. Обозначим это число через У. Это число может находиться в четырёх выше названных зонах - нищета, бедность, норма, достаток. Найдём граничные точки между этими зонами. Обозначим через В (точка выживания) граничную точку между нищетой и бедностью, через Н (точка нормы) граничную точку между бедностью и нормой, через Д (точка достатка) граничную точку между нормой и достатком, и через Б (точка благополучия) - точку максимального уровня жизни, когда увеличение количества продукции уже не может быть потреблено обществом.

Для любого уровня жизни установим количество определённой продукции П, соответствующей этому уровню жизни У, получим функцию К(У,П), которая зависит от уровня жизни У и вида продукции П.

Тогда количество продукта К(В,П) есть верхняя граница для зоны нищеты, то есть если количество продукции П, доступное обществу, ниже этого числа, то уровень жизни - нищета. К(В,П) это уровень выживания.

Далее, К(Н,П) соответствует уровеню нормы. Это необходимое для общества количество данного продукта в год. Ниже этого количества уровень жизни - бедность. К(Н,П) это уровень воспроизведения.

К(Д,П) есть достаточное количество продукта. К(Д,П) это такое количество продукта П, которое позволяет расширенно воспроизводить население и хозяйство. Ниже этого количества уровень жизни - нормальный. К(Д,П) это уровень прироста.

К(Б,П) это максимальное количество продукта П, которое может потребить общество. Производство более этого количества обществу просто не нужно, и девать его некуда, только в другие страны поставлять. Ниже этого количества уровень жизни - достаток. К(Б,П) это уровень расходования.

Назовём четвёрку показателей К(В,П)[выживание], К(Н,П)[воспроизведение], К(Д,П)[прирост], К(Б,П)[расходование] "Ступенями уровня жизни". Обозначим, соответственно через к(У,П) количество продукции вида П приходящееся на одного члена общества при уровне жизни У, то есть если население страны Л, то к(У,П)=К(У,П)/Л. Назовем показатели к(В,П), к(Н,П), к(Д,П), к(Б,П) "Удельными ступенями уровня жизни".

Назовём "Шагами уровня жизни" показатели ш(В,П):=К(В,П)-0, ш(Н,П):=К(Н,П)-К(В,П), ш(Д,П):=К(Д,П)-К(Н,П), ш(Б,П):=К(Б,П)-К(Д,П), то есть эти показатели означают прирост количества продукции на каждом шаге уровня жизни по сравнению с предыдущим уровнем.

Как правило, 0 ≤ К(В,П) ≤ К(Н,П) ≤ К(Д,П) ≤ К(Б,П). Заметим, что параметры К(У,П) зависят только от потребительских свойств продукции и количества потребителей, а к(У,П) зависит только от потребительских свойств продукции. Все эти показатели могут меняться со временем, но эти изменения случаются только в случае серьёзных преобразований в структура потребления, что происходит нечасто, поэтому зависимостью от времени мы пренебрежём.

Обозначим П(П) - количество продукта в обществе, попадающее к потребителю.
Тогда 0 ≤ П(П) ≤ К(Б,П)

Если продукт попадает к потребителю через рынок, то необходимое количество продукта регулируется спросом, по известному Закону спроса и предложения. Сам спрос может зависеть как от объективных обстоятельств, так и от прихоти потребителя, и может очень сильно колебаться по совершенно разным причинам, а возможно и без причин, случайно.

Заметим, что в случае рынка, если продукта на рынке меньше К(В,П)[ниже уровня выживания], то покупатель вынужден покупать по любой цене. При таком количестве товара Закон спроса и предложения перестаёт работать. Такая ситуация может случиться, например, в случае стихийных бедствий, войн, то есть при крайних обстоятельствах. Но даже и без всяких катастроф, гарантированный спрос для такого количества продукта есть всегда, поскольку это количество физиологически необходимо потребителю.

Если количество продукта меньше К(Н,П)[уровень воспроизведения], то продукта еле еле хватает на всех. При этом рыночный спрос если и может колебаться, то очень мало.

Если количество продукта на рынке приближается к К(Д,П)[уровень прироста], это зона удобства, когда у потребителя есть средства покупать достаточно продукта. При этом рыночный спрос может изменяться, довольно сильно.

Если количество движется к К(Б,П)[уровень расходования], то это ситуация когда есть достаточно доступной продукции и получение этих продуктов может определяться уже не только необходимостью, а прихотью. Колебания рыночного спроса могут быть очень большими.

VI

Выше ( в разделе III ) мы установили, что в случае планового хозяйства не имеется объективного контура обратной связи между производителем и потребителем, и поэтому нет возможности гибко подстраивать масштабное производство под меняющиеся потребности. Это означает, что имеет смысл производить только ту продукцию, которая гарантировано будет нужна потребителю.

Если использовать введённые выше параметры, то необходимым условием планового производства продукции П будет 0<К(В,П)[уровень выживания]. Это означает, что данный вид продукции необходим людям для физического выживания, эта продукция требуется даже в нищете.

Значит по каждой продукции П целевое количество в планах для предприятий должно быть между К(В,П)[уровень выживания] и К(Н,П)[уровень воспроизведения]. Превышение уровня производства больше К(Н,П)[уровень бедности] имеет смысл только если является частью общего плана развития страны в каком-то направлении.

Плановое производство будет эффективным при производстве продукции в количестве П(П) ≤ К(В,П)[уровень выживания] и условно эффективным при П(П) ≤ К(Н,П)[уровень воспроизведения] (условно - поскольку в этом случае есть риск хоть и небольшого, но колебания потребности в этом продукте).

Всё остальное выше уровня К(Н,П)[уровень воспроизведения] правильнее производить в рыночной части хозяйства.

VII

Какие же типы продукции должны производиться в плановой части экономики, а какие в рыночном? Попробуем выработать метод для принятия решения.

Для каждого типа продукции П мы можем определить параметры К(В,П)[уровень выживания], К(Н,П)[уровень воспроизведения], К(Д,П)[уровень прироста], К(Б,П)[уровень расходования]. Как было установлено выше, плановое хозяйство эффективно в смысле общественной пользы для выпуска такой продукции П, для которой 0 < К(В,П)[уровень воспроизведения]. Значит в плановой части нет смысла производить продукцию, для которой К(В,П) ≈ 0.

Приведём пример : вот продаётся миниатюрный USB вентилятор. Для него К(В,П)=К(Н,П)=К(Д,П)=0. К(Б,П)>0. Этот предмет возможно понадобится на уровне хорошего достатка, но необходимость в нём может и никогда не возникнуть.

С другой стороны, очень подходящим кандидатом для плановой части будет продукция с параметрами 0 < К(В,П) ≤ К(Н,П) ≈ К(Д,П) ≈ К(Б,П), то есть это продукция, необходимая человеку, но количество которой не нужно увеличивать для достижения высокого уровня жизни. Например - соль, или хлеб (смотри график потребления в разделе VIII).

Если же для некоторого продукта параметры образуют такое неравенство:
0 = К(В,П) < К(Н,П) < К(Д,П) < К(Б,П),
То решение о производстве этой продукции в плановой части должно приниматься из соображений - возможно ли масштабное производство продукта при данном К(Н,П)[уровень воспроизведения]. Если К(Н,П)[уровень воспроизведения] невелико, значит и организовывать плановое производство не имеет смысла.

Для наглядного представления характеристики продукции П, удобно использовать шаговые параметры ш(В,П)[шаг выживания], ш(Н,П)[шаг воспроизведения], ш(Д,П)[шаг прироста], ш(Б,П)[шаг расходования]. Эти параметры показывают, на какую величину нужно увеличить производство предыдущего уровня чтобы достичь указанного уровня. Если поместить значения этих параметров на диаграмму, то получится характеристический набор точек для данного вида продукции (на первой диаграмме ниже эти точки обозначены красными кружочками). Для наглядности соединим эти точки линиями (на второй диаграмме ниже - красная линия). Линии между точками не показывают значения функции ш(У,П) в промежуточных точках, поскольку эта функция у нас определена только в выделенных точках. Но образуемая линиями кривая удобна для анализа. Назовём эту кривую характеристической кривой. Пунктиром на диаграмме изображена кривая возможных колебаний спроса.

Рассмотрим следующую диаграмму, где показаны характеристические кривые для 6 видов продукции. Красным обозначены характеристические кривые тех видов продукции, которые производятся в рыночной части. Зелёным обозначена плановая часть.

 

Здесь мы видим, что продукция для плановой части имеет убывающие характеристические кривые, которые становятся равными 0  в промежутке от В до Д. Характеристики для рыночной продукции наоборот, равняются нулю до уровня между Н и Д.

Теперь рассмотрим случай частичного производства продукции в плановом и частично в рыночной части. На следующей диаграмме показаны характеристики 4 продуктов такого типа:

Здесь вопрос о расположении границы между плановой и рыночной частями должен решаться в зависимости от общих задач, стоящих перед обществом.

VIII

Как определить численные значения для ступеней спроса К(В,П), К(Н,П), К(Д,П), К(Б,П)? Во-первых, из научных данных о физиологических потребностях человека. И во вторых, из анализа статистики рыночного спроса за долгосрочный период, в течение которого происходили значительные колебания уровня жизни граждан. Если уровень жизни снижается, то потребитель приобретает на рынке только необходимые продукты и именно в необходимом количестве.

Возьмем для примера график потребления на душу населения разных продуктов питания в России (данные отсюда):

Мы видим, что в годы обнищания населения потребление рыбных продуктов и масла снизилось почти вдвое. Потребление сахара упало примерно на 40%. А вот потребление хлеба оставалось всё время практически на одном уровне, то есть к(Н,П) ≈к(Д,П) ≈ 120кг/год.

IX

Предложенный метод позволяет выделить те виды продукции, которые эффективнее производить в плановой части экономики. До сих пор мы говорили только о продукции, конечными потребителями которой являются члены общества. Но как только мы решили, что какая-то продукция П должна производиться в плановой части, сразу возникает вопрос о зависимостях производства продукции П от других предприятий. Если мы хотим гарантированно производить П в достаточном количестве, то нам придётся также включить в плановую часть и предприятия, от которых напрямую зависит производство продукта П. Таким образом, включение частей экономики в плановая часть должно происходить целыми производственными цепочками предприятий - от добычи сырья, до конечной продукции.

X Заключение

В этой статье предложены принципы разделения хозяйства на рыночную и плановую части. Такое разделение может привести к значительному увеличению эффективности общего хозяйства страны за счёт направленного использования преимущества каждого из рассмотренных методов. Мы не говорили в этой статье о механизмах распределения продукции в плановой экономике, неявно предполагая, что такой механизм разумного распределения существует в плановой части хозяйства. Дело в том, что сам по себе механизм распределения никак не влияет на сделанные в статье выводы. Вопрос о конкретных реализациях механизма "разумного распределения" нужно рассматривать отдельно.






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.11.23 03.00.47ENDTIME
Сгенерирована 11.23 03:00:47 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2861445/article_t?IS_BOT=1