Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Иностранный агент S&P подтвердил суверенные кредитные рейтинги Украины


Рейтинговое действие

10 ноября 2017 г. S&P подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В-/В». Прогноз по долгосрочным рейтингам по обязательствам в иностранной и национальной валюте – «Стабильный».

Одновременно мы подтвердили рейтинг Украины по национальной шкале на уровне «uаВВВ-».

Прогноз


Прогноз «Стабильный» отражает наше мнение о том, что в ближайшие 12 месяцев украинское правительство по-прежнему будет пользоваться поддержкой официальных кредиторов, проводя бюджетные, финансовые и экономические реформы. В частности, мы ожидаем, что Верховная Рада сможет провести ключевые реформы в соответствии с требованиями официальных кредиторов, благодаря чему сможет получить следующие транши в рамках программ поддержки со стороны МВФ и ЕС.

Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие, если украинское правительство не сможет добиться успешной реализации реформ, необходимых для получения новых траншей со стороны МВФ, значительный объем условных обязательств перейдет на баланс расширенного правительства, независимость Национального банка Украины (НБУ) окажется под вопросом или мы решим, что возможна дальнейшая реструктуризация долга.

Позитивное рейтинговое действие возможно, если Украина продемонстрирует более значительный, чем ожидается, экономический рост на фоне улучшения бюджетных и внешнеэкономических показателей, при условии, что ситуация на востоке страны не будет ухудшаться.

Обоснование

Кредитные рейтинги Украины отражают слабость ее экономики (с точки зрения уровня доходов на душу населения), а также неблагоприятную институциональную среду и сложную политическую ситуацию – во многом в связи с затянувшимся конфликтом на востоке страны. Кроме того, уровень суверенных рейтингов сдерживается значительными рисками рефинансирования внешнего долга, которые обусловливают необходимость соблюдения требований в рамках программы поддержки украинского правительства со стороны МВФ.

Негативное влияние на государственный бюджет оказывают расходы, связанные с поддержкой банковского сектора, и лишь небольшие успехи в сокращении значительного дефицита пенсионного фонда страны. Кроме того, наши рейтинги сдерживаются высоким уровнем инфляции потребительских цен, который значительно превышает целевой показатель НБУ.

Институциональная система и экономика: постепенный прогресс в проведении реформ и более высокий, чем ожидалось, экономический рост

• Влияние торговой блокады Донбасса на экономику страны оказалось менее значительным, чем ожидалось.

• Правительство страны проводит важные реформы, в том числе касающиеся пенсионного фонда, приватизации и антикоррупционного суда.

• достигнутый прогресс оказался недостаточным для того, чтобы МВФ смог завершить четвертый отчет, а Правительство Украины – получить второй транш в рамках программы МВФ в этом году.

Усиление напряженности в отношениях между правительством и квазисепаратисткими регионами на востоке страны привело к торговой блокаде Донбасса в первом квартале 2017 г. Экспорт, в особенности угля и металлов, из этой области был запрещен, что вызвало некоторую обеспокоенность насчет возможного влияния такого решения на экономику страны. Однако, по имеющимся данным, экономика смогла справиться с последствиями блокады, и в этом году ее рост, скорее всего, составит около 2,2%. Укреплению экономики страны также способствует значительное увеличение инвестиций, хотя и с низкой базы. Объемы экспорта восстанавливаются благодаря заключению Соглашения о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в январе 2016 г. Мы также отмечаем рост потребления, что объясняется постепенным улучшением ситуации на рынке труда и повышением уровня реальной заработной платы на фоне увеличения минимального размера оплаты труда в два раза в начале этого года. Мы прогнозируем, что негативное влияние торговой блокады Донбасса будет постепенно сокращаться, а рост реального ВВП ускорится и составит в среднем 3% в 2018-2020 гг. Мы полагаем, что невысокие потребности в инвестициях и спрос на украинский экспорт, в особенности на экспорт металла и сельскохозяйственной продукции, продолжат поддерживать экономический рост.

Необходимым условием для восстановления экономики страны и сохранения доступа к международным рынкам капитала будут дальнейшее проведение реформ и соблюдение требований программы расширенного финансирования МВФ. Правительство Украины достигло прогресса в отношении некоторых реформ, однако темпы их проведения невысоки, в результате чего следующий (четвертый) транш, скорее всего, будет получен не ранее первого квартала 2018 г. По нашему мнению, реформы, необходимые для получения следующего транша, касаются политического строя, в связи с чем их проведение сопряжено со сложностями и является времязатратным. Однако времени для проведения этих реформ остается не так много с учетом того, что следующие президентские выборы в Украине состоятся в первом квартале 2019 г., а выборы в Верховную Раду – в третьем квартале 2019 г.

Для того, чтобы получить следующий транш в рамках расширенного финансирования МВФ в размере 1 млрд долл. США, правительству Украины необходимо принять четыре важных реформы, которые впоследствии окажут позитивное влияние на развитие экономики страны:

Пенсионная реформа: несмотря на то, что в октябре 2017 г. была проведена столь долгожданная реформа глубоко убыточной пенсионной системы, она не включала повышение пенсионного возраста. Более того, несмотря на увеличение минимального срока трудового стажа, необходимого для получения пенсии, с текущего уровня 15 лет до 25 лет, а в будущем — до 35, новая пенсионная система предусматривает выплаты гражданам Украины, вышедшим на пенсию в 60 лет, но не имеющим минимального трудового стажа.

Закон о приватизации: МВФ требует от правительства Украины принять закон о приватизации около 3 тыс. государственных предприятий. Власти страны поделили эти предприятия на три группы: подлежащие реструктуризации и продаже, подлежащие продаже через платформу Prozorro (платформа аукционов в режиме онлайн) и подлежащие ликвидации. Теперь этот процесс должен быть закреплен законодательно.

Антикоррупционный суд: в рамках программы расширенного финансирования МВФ требует от Украины создания независимого антикоррупционного суда, который будет рассматривать дела, возбуждаемые Национальным антикоррупционным бюро Украины. Несмотря на незначительный прогресс в этом вопросе, недавно президент Украины Петр Порошенко выразил готовность ускорить проведение этой реформы, причем немалую роль в этом сыграло давление со стороны общественности.

Запланированное повышение тарифов на электроэнергию: правительству Украины не удалось выполнить запланированное повышение тарифов на электроэнергию в соответствии с требованиями механизма автоматической корректировки тарифов, предусмотренного в рамках обязательных реформ, ранее обозначенных МВФ. Мы полагаем, что перед началом зимнего сезона властям Украины будет сложно принять эту реформу.

В рамках нашего базового сценария мы ожидаем, что Правительство Украины достигнет достаточного прогресса в проведении реформ, необходимых для получения четвертого транша в рамках расширенной программы финансирования МВФ. Однако, на наш взгляд, это произойдет не раньше начала следующего года. На сегодняшний день Правительство Украины получило около половины суммы, доступной в рамках программы расширенного финансирования МВФ, которая составляет 17,5 млрд долл.

Проведение земельной реформы, предусматривающей либерализацию продажи сельскохозяйственных земель, скорее всего, будет обязательным требованием следующего отчета МВФ. Принятие этой реформы вместе с функционированием антикоррупционных судов и проведением приватизации может способствовать дальнейшему притоку прямых иностранных инвестиций. Кроме того, продолжающиеся инвестиции в основные фонды страны, рост потребления домохозяйств на фоне повышения располагаемых доходов населения, а также увеличение экспорта благодаря укреплению спроса со стороны основных торговых партнеров Украины будут позитивно влиять на экономику страны на протяжении горизонта прогнозирования.

Финансовая гибкость и финансовые показатели: дефицит бюджета остается под контролем, риски рефинансирования внешнего долга сократились благодаря размещению еврооблигаций

• Более высокие, чем ожидалось, темпы экономического роста обусловят меньший, чем планировалось, дефицит бюджета.

• Успешное размещение выпуска еврооблигаций в сентябре этого года позволило несколько сократить значительные потребности во внешнем финансировании, особенно в 2019 и 2020 гг.

• Высокий уровень проблемных кредитов по-прежнему оказывает давление на банковский сектор Украины и сдерживает рост кредитования.

Несмотря на продолжающееся сокращение дефицита бюджета, негативное влияние на долг расширенного правительства оказывают неблагоприятные изменения валютного курса. Расходы, связанные с рекапитализацией банковского сектора, также оказывают давление на показатели долга расширенного правительства. В соответствии с нашим прогнозом более высокие, чем ожидалось, показатели экономического роста и значительное увеличение налоговых поступлений приведут к снижению дефицита бюджета расширенного правительства до 2,6% ВВП в 2017 г. (с 3,3%, как указывалось в нашем предыдущем отчете). Мы ожидаем, что в дальнейшем дефицит сократится еще больше – примерно до 2,3% к 2020 г. Особенно важно, что недавно проведенная пенсионная реформа может постепенно снизить значительный дефицит Пенсионного фонда Украины. В последнем отчете МВФ отмечалось, что, согласно оценкам, он составляет около 6% ВВП в 2017 г. В соответствии с недавно принятыми пенсионными реформами законодательно установленный пенсионный возраст остается прежним – 60 лет. Тем не менее минимальный стаж, необходимый для получения пенсии по достижении 60 лет, будет увеличен с нынешних 15 лет: с 1 января 2018 г. – до 25 лет, в дальнейшем – до 35 лет. Это изменение ставит своей целью увеличить фактический возраст граждан, выходящих на пенсию. Мы не ожидаем, что эта реформа сведет на нет дефицит пенсионного фонда, однако считаем, что он будет постепенно снижаться в ближайшие несколько лет. Тем не менее, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране, мы полагаем, что нужны более масштабные реформы.

Крупнейший украинский кредитор ПАО КБ «ПриватБанк» был национализирован в декабре 2016 г. и рекапитализирован в два этапа. Кроме того, за последние три года гривна значительно обесценилась по отношению ко всем основным валютам. Это привело к росту долговых показателей, поскольку значительная часть украинского долга номинирована в иностранной валюте. В результате мы ожидаем, что в этом году долг расширенного правительства вырастет до пикового уровня – 88% ВВП. В дальнейшем мы прогнозируем постепенное снижение показателя «долг/ВВП» с высокого уровня вследствие существенного роста номинального ВВП, более стабильного курса гривны и снижения дефицита бюджета расширенного правительства. Наш прогноз не учитывает возможные расходы на рекапитализацию или доходы от приватизации, которые также могут повлиять на показатели долга украинского правительства.

В течение года объем условных обязательств украинского правительства уменьшился, однако остается значительным. Два судебных дела, которые могут повлиять на объем условных обязательств, еще продолжаются:

• в отношении контрактов по транспортировке газа между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» (Стокгольмский суд уже принял решение в пользу НАК «Нафтогаз Украины» на повторных слушаниях по контракту «бери или плати»);

• в отношении выпущенных Украиной еврооблигаций на сумму 3 млрд долл. США (3% ВВП), держателем которых является Российская Федерация. Суд еще не вынес постановление, тем не менее, насколько мы понимаем, даже неблагоприятное для Украины решение суда в отношении еврооблигаций не ухудшит ее способность обслуживать реструктурированные и вновь выпущенные облигации, поскольку замораживание этих платежей по решению суда юридически невозможно.

Одним из ключевых негативных рейтинговых факторов для Украины остаются ее внешнеэкономические показатели. На протяжении нашего горизонта прогнозирования – 2017-2020 гг. – мы ожидаем, что страна будет поддерживать дефицит счета текущих операций (СТО) в среднем на уровне 3,3% ВВП. Значительные потребности в инвестициях и восстановление уровня потребления домохозяйств будут по-прежнему стимулировать рост импорта. Мы ожидаем, что экспорт останется значительным, – отчасти вследствие возрастающего спроса торговых партнеров Украины и позитивного влияния торгового соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС. В то же время украинский экспорт остается в значительной степени зависимым от мировых цен и спроса на металлы. Кроме того, экспорт зависит от сельскохозяйственного сезона и объемов сельхозпродукции.

В ответ на торговую блокаду Донбасса украинские металлургические комбинаты начали импортировать уголь из других стран, в частности из США и ЮАР. В 2016 г. значительный дефицит торгового баланса вырос до 7,5% ВВП, 3,2% из которых было профинансировано с помощью крупного притока инвестиций (главным образом, в рамках международных программ поддержки). Приток финансирования также включает денежные переводы украинцев, работающих в соседних странах. В частности, 1 млн украинцев (2,3% населения) работают в Польше.

Дефицит СТО Украины финансируется как за счет средств, связанных с долговыми обязательствами, так и за счет недолгового финансирования. За прошедшие два года приток чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в среднем составил 3,4% БВП. Тем не менее эти крупные потоки ПИИ включали и свопы «долг/акции» (замена долговых обязательств акциями). Мы ожидаем, что в дальнейшем приток чистых ПИИ восстановится с низкого базового уровня в этом году (2,4% ВВП) благодаря прогрессу, достигнутому в отношении приватизации и земельной реформы, а также борьбе с коррупцией. Кроме того, Украина по-прежнему во многом зависит от продолжающихся перечислений средств в рамках программы расширенного финансирования МВФ.

В отсутствие этого базового фактора Украина может испытывать значительные проблемы с привлечением внешнего финансирования, потребности в котором остаются значительными – на уровне 142% (оценка) поступлений по СТО плюс доступные резервы в 2017 г. Успешное размещение выпуска еврооблигаций в сентябре 2017 г. несколько сократило крупные потребности в рефинансировании, которые достигнут пиковых значений в 2019-2020 гг. Из 3 млрд долл., полученных в результате размещения пятнадцатилетних облигаций со ставкой 7,375%, 1,3 млрд долл. предназначены для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства и 1,47 млрд долл. – для выкупа 64% и 23% облигаций, подлежащих погашению в 2019 и 2020 гг. соответственно. Чистый узкий внешний долг Украины остается значительным: около 144% поступлений по СТО в 2017 г. Более того, потребности во внешнем финансировании в 2019 и 2020 гг. достигнут примерно 6 млрд долл., включая выплаты МВФ, выплаты по гарантированным США облигациям, по долгу организаций, связанных с государством (ОСГ), процентные платежи и оставшуюся часть выплат по еврооблигациям. Мы ожидаем, что руководство страны продолжит контролировать состояние своих активов и обязательств, включая внутренний долг, для сглаживания графика погашений.

Умеренный объем условных обязательств по-прежнему связан с украинским финансовым сектором. В соответствии с критериями оценки отраслевых и страновых рисков банковского сектора S&P относит банковский сектор Украины к группе «10» (к группе «1» относятся страны с наименьшими рисками, к группе «10» – страны с наибольшими рисками). Мы по-прежнему отмечаем высокий уровень проблемных кредитов (58% совокупных кредитов банковского сектора) . Тем не менее мы считаем, что этот показатель существенно искажен в связи с высоким уровнем проблемных кредитов в государственных банках. Проблемные кредиты составляют 60% всех кредитов в государственных банках (за исключением ПриватБанка, уровень проблемной задолженности которого составляет 90%). В частных банках проблемные кредиты составляют около 26% всех кредитов. Национализация ПриватБанка позволила избежать финансового кризиса сектора. Ситуация в банковском секторе постепенно стабилизируется, показатели капитализации и ликвидности улучшаются. Вместе с тем высокий уровень проблемных кредитов сдерживает рост кредитования в стране и ослабляет механизм денежной трансмиссии монетарной политики.

После отставки главы Национального банка Украины г-жи Гонтаревой в апреле этого года ее функции временно исполняет г-н Смолий. НБУ постепенно либерализует контроль над капиталом, но все еще сохраняет его. В то же время инфляция продолжает превышать установленный НБУ целевой показатель 2017 г. – 8% плюс-минус два процентных пункта, – отчасти вследствие высоких цен на продовольственные товары, особенно на мясо. В связи с этим НБУ решил поднять ключевую процентную ставку до 13,5% в конце октября. В дальнейшем мы ожидаем, что показатели инфляции будут постепенно снижаться, достигая установленных НБУ целевых показателей.

С нашей точки зрения, НБУ эффективно сдерживал высокий уровень инфляции в 2015 г. Одновременно центральный банк способствует повышению доверия к банковской системе, постепенно приближаясь к установлению режима таргетирования инфляции. Высокие номинальные процентные ставки и высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе препятствуют росту кредитования и обусловливают слабость механизма денежной трансмиссии монетарной политики.
 






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2017.11.23 01.14.30ENDTIME
Сгенерирована 11.23 01:14:30 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2861770/article_t?IS_BOT=1