Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Возвращение с блэкджеком и шлюхами


...или зачем делать многоразовую ракету, которая весит больше, поднимает меньше и требует ремонта.

Если посмотреть российское публичное пространство, то подавляющее большинство людей считают Маска мошенником и гением пиара. При этом, чтобы получилось еще обиднее, в комментариях это слово обычно пишется как «пЕар».

Тем не менее, в 2017 SpaceX запустила 16 тяжелых носителей, в то время как наш Роскосмос – всего 4. Поэтому любопытно понять, как удалось этому «выскочке с наглыми глазами» (с) обойти целую космическую державу.

Сразу скажу, что я тоже не считаю Маска ни гениальным изобретателем, ни гениальным инженером. Он просто берет лучшее из смежных отраслей и приспосабливает под свои нужды.

Пример N1. Поточный метод сборки давно и успешно применяется в самолетостроении. Но в ракетостроении он был внедрен именно на заводе SpaceX Hawtorne, CA. Это позволяет радикально увеличить производительность и снизить себестоимость сборки. Точных цифр нет, ибо SpaceX на бирже не торгуется и финансовую отчетность раскрывать не обязана. Однако самая низкая цена за вывод полезной нагрузки (из троицы Ariane-5 и Протон-М) говорит сама за себя. Кстати, теперь вот и Ангару в Омске обещают собирать таким же способом. Ну ладно.

Пример N2. Двигателю Merlin-1D очень далеко до технического совершенства нашего легендарного РД-180, где давление в камере сгорания почти в три раза выше. Но SpaceX может делать эти двигатели на своих производственных мощностях, получать их в нужных количествах и по себестоимости. То есть семейство Merlin оказалось самым эффективным на вложенный доллар – а только это и имеет значение в коммерческих пусках.

В итоге Маск добился самого главного – потока клиентов и возможности вести НИОКР по возврату 1-й ступени на деньги заказчиков. Заказчик получает вывод своей полезной нагрузки за разумные деньги, а в распоряжении Маска оказывается 1-я ступень на высоте 100 километров, оплаченная заказчиком и готовая для дальнейших издевательств. Ну это как сварить кашу из топора, и говорит о несомненной одаренности кашевара. Сами американцы такой подход называют стратегией win-win, когда в выигрыше все участники. Кто бросит за это камень?

На сегодняшний день мы видим несомненный успех команды Ларса Блэкмора, который отвечает за возврат ступени. Любопытные могут посмотреть научные работы Ларса и тогда станет понятно, что является сверхзадачей. Но уже сейчас можно говорить, что промежуточный этап выполнен успешно и возвращенная ступень потенциально пригодна для повторного использования.

И тогда возникает желание посчитать деньги в чужом кармане, хотя знаю, что это ни-ни. Основная проблема в том, что компания частная (как я указывал ранее) и потому мы знаем только те цифры, которые озвучивались официальными лицами. На ум приходит оценка Маском стоимости 1-й ступени, как 70% от носителя целиком, стоимость обтекателя 5-6 миллионов и стоимость межпусковой проверки/ремонта ступени, как половину от стоимости постройки новой. Ну, О.К., за неимением гербовой… Хотя имеющегося набора явно недостаточно, поэтому придется найти еще два показателя.

Валовая маржа (gross margin). Сторонники теории заговора утверждают, что «Маск демпингует и запускает ниже себестоимости» (предположим, что это -10%). С другой стороны, их оппоненты говорят, что в космической индустрии нельзя выжить, если этот показатель менее 40%. Тогда простым вычислением среднего получаем 15%. Косвенно в пользу этой оценки говорят следующие данные: Aerojet Rocketdyne Holdings, Inc. уверенно себя чувствует с 14%, а Lockheed Martin Corp так и вообще с 11%. Итак, принимаем GM=15%.

Overhead (стоимость тестовых, стартовых и пусковых операций). Оценки экспертов разнятся, но цифра в 5 миллионов более всего похожа на правду (не отноcится к «военным» пускам для USAF и NRO, там это СУЩЕСТВЕННО дороже).

И тогда мы получаем стоимость носителя простым вычислением 61.2М – 15% - 5М = 47М. Отсюда стоимость 1-й ступени (если Маск говорит правду) 47Мх 70% = 33М.

Стоимость проверки и ремонта ступени для повторного запуска составила половину от стоимости изготовления новой, т.е. 33М/2 = 16.5М. Вот, собственно говоря, и ответ зачем все это затевалось – даже при параноидальной проверке всего и вся, экономия составляет 16.5М на серию из двух запусков, чуть более 8М на пуск. И это все, чего удастся достичь с текущей версией Block4, которая рассчитана только на 2–кратное применение. Сюда, правда, можно добавить и экономию на возврате обтекателя, что в сумме дает экономию 13М или 20% от стоимости пуска.

Так что никакого кардинального снижения себестоимости пока не произошло, тем более, что не все вернувшиеся ступени пригодны к повторному использованию. Но на подходе новая версия Block5 с расчетным ресурсом более 10 пусков. И, что еще более впечатляюще, с межстартовым обслуживанием по регламенту (как в авиации), без дорогостоящей подетальной дефектации. В пределе экономия может составить более 50% -- для успешной серии из 10-ти пусков. Понятно, что тревога обуяла всех, кто проектирует носители, которые еще на стадии аванпроекта уступают Block4 (не говоря про Block5 и пока еще невидимые публике Block-n). Оттого все чаще мы слышим, как зелен виноград...

В заключение позволю себе три маленьких вывода:

1. Основной выгодой Маска не этапе Block4 является не столько снижение себестоимости, сколько возможность существенно увеличить темп запусков за счет повторного использования ступеней – что даст лучший финансовый результат в абсолютном выражении.

2. В ближайшие два года заказчикам вряд ли стоит ожидать существенного снижения цен на вывод ПН. Конкуренция начнется не раньше, чем на рынке услуг появится еще один игрок, предположительно Джефф Безос и его New Glenn.

3. Существующий размер рынка явно недостаточен для мирного сосуществования двух таких монстров. Поэтому цены будут понижаться кардинально и до того уровня, где возникнет стабильный приток тех заказчиков, которые ранее даже и не думали о выходе в космос. И это будет совершенно новый рынок.

UPD. касательно моих выводов получил комментарий уважаемого smoliarm.livejournal.com  Приведу целиком:

по первому пункту 
- согласен вполне, я бы только "основную выгоду" заменил на "основную цель".
Сейчас их производство в Хафорне обеспечивает постройку 15-16 _новых_ ракет в год. И интенсифицировать его больше чем до 18 ракет в год - вряд ли получится (в смысле - БЫСТРО - это не получится). А экстенсификация вполне возможна, но для этого надо:
*** построить новый цех (фактически удвоив производственные площади) - технически возможно, место есть.
*** закупить новый тяжелый инструментарий - фактически организовав ВТОРУЮ производственныю нитку первых ступеней.
*** ну, и обеспечить этот новый цех с новым инструментарием - рабочими. Т.е., нанять и обучить 1200-1400 сотрудников.
Это позволит удвоить производство ракет (30-35 в год) - примерно к концу года, начиная с момента принятия решения (выделения денег).
ВМЕСТО ЭТОГО - они СЕЙЧАС (не через год) имеют возможность использовать возвращённые ступени - не нагружая производительную линию в Хафорне, а только добавив работы испытателям в МакГрегоре и сборщикам на космодромах. Уже в этом году у них из 16 пусков - 3 с повторными ступенями. И даже если планы на остаток года реализуются лишь на 3 пуска, то годовой результат будет 19 пусков - и 14 изготовленных новых ракет.
В следующем году, вполне возможно, процент повторных пусков увеличится до 40-50%.

по второму пункту
- я бы добавил, что для снижения цены у SpaceX сейчас нет *incentive*
Не знаю точного русского эквивалента - нет ситмула (пряника), который бы их манил, и точно так же нет *кнута*, который бы их заставлял.
Потому что - всё, что могли, они уже отобрали. И даже - они откусили немного больше, чем смогли сразу прожевать.
Так что в ближайшиее два-три года - я не думаю, что мы услышим от них о новом ЗНАЧИТЕЛЬНОМ снижении цен. Может быть - они объявят о небольших дискаунтах (типа 5-8%) для определённых типов запусков/спутников.

Что касается третьего пункта
- я бы сейчас просто воздержался бы от прогнозов, слишком много неизвестных. Впрочем, в главном я, опять-таки, вполне с вами согласен: реальный скачок цен вниз возможен только при появлении реального конкурента. И неважно, кто им окажется - New Glenn, Vulcan or Ariane 62. Главное - если кто-то из них сможет предложить заказчикам свой пуск за 60 М - тогда SpaceX придётся снизить свою цену, чтобы удержать лидерство (и объём продаж). Но пока конкурента нет - цены на сайте SpaceX останутся неизменными.

И последняя деталь - про "Block-n"
- я думаю, что его не будет. Надеюсь :)
И причина тут - НЕтехническая. Совершенствовать можно бесконечно, это так. Реальное препятствие тут будет юридическое:
После сертификации *Falcon 9 FT block 5* для пилотируемых запусков NASA будет ПРОТИВ каких бы то ни было модификаций - категорически и юридически (в виде соответствующих clauses in the contract). Так что тогда для блока-6 остаётся только путь ПАРАЛЛЕЛЬНОГО выпуска дух РАЗНЫХ ракет. И я сильно подозреваю, что этого уже не захочет Маск, и тоже - категорически :)





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.02.20 11.40.12ENDTIME
Сгенерирована 02.20 11:40:12 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2866523/article_t?IS_BOT=1