Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Неоднозначность процесса планируемого сокращения срока службы товаров

1

Ф. Лившиц

29.01.2018

``60-ти дневная гарантия означает, что

товар развалится на 61-й день.''

Законы Мэрфи: Наука потреблять и

искусство продавать.

Первый закон потребления Синтето

В декабре 2017 года в числе новостей, на которые мировые средства массовой информации посчитали необходимым обратить внимание было сообщение о том, что компания Apple признала планируемое снижение скорости работы старых моделей iPhone для предотвращения случайных отключений в связи износом литий-ионных батарей. Это признание было трансформировано отдельными пользователями в США, как ущемление прав потребителей достойное компенсации. Этим же признанием первыми посчитали возможным воспользоваться для коллективных исков от имени пользователей такие страны как Канада и Франция. Реакция общественности вынудила компанию Apple принести извинения потребителям, уточнив: " Данная проблема вызвала много недопонимания, поэтому мы хотим объясниться. Прежде всего, мы не совершаем и не совершим ничего, чтобы намеренно сократить срок эксплуатации любого товара Apple... ".

Именно это утверждение компании вызвало у нас удивление, так как оно противоречит истории компании и экономической теории формирования общества массового потребления. Но не стоит представлять Apple каким-то особо злостным нарушителем прав потребителей. Планируемое устаревание или встроенное устаревание - общепринятая практика современных производителей продукции по умолчанию принимаемая потребителями, абсолютное большинство которых не знакома с историй развития этого процесса.

В XXI веке происходят некие новые события в развитии процесса планируемого или встроенного устаревания товаров, влияющих на мировую экономику, на которые нам хотелось бы обратить внимание. Компания Apple представляется одним из лучших объектов для этой цели.

История развития процесса в основном освещается в публикациях на отдельных примерах, но для общего представления достаточно ознакомится со статьёй в Википедии - ``Планируемое устаревание''. Для наших целей необходимым и достаточным будет более полно осветить только отдельные этапы этой истории, уделив внимание тем из них, которые могут способствовать лучшему пониманию происходящих сегодня экономических событий.

Для начала стоит определиться, с формулировками: ``планируемое или встроенное устаревание товара'' и ``общество потребления''.

Планируемое или встроенное устаревание товара - это решение производителя специально спроектировать, изготовить и распространить потребительский товар, чтобы он стать устаревшим, нефункциональным, близко после истечения гарантируемого срока эксплуатации; это готовность с запланированной частотой производить новые модели с целью заставить потребителя вновь купить подобный товар или его модификацию.

Общество потребления - это современное общество, в котором процесс приобретения не ограничен наличием товара и определяется не столько материальными возможностями его приобретения, сколько желанием его приобретения, формируемым всеми средствами маркетинга.

Один из видных критиков потребительства американский журналист В. Паккард придал слову ``потребитель'' негативную коннотацию. Он указывал, что характерной чертой потребления по-американски был упор не на качество, а на количество.

Процесс планируемого или встроенного устаревания товара исторически связан с началом массового производства, как правило, бытовых товаров.

Принято считать, что началом такого процесса послужило образование картеля Phoebus (``Феб'') в 1924 году. Международный электроламповый картель ``Феб'' объединил более 40 производителей из разных стран, доля продукции которых на мировом рынке достигала 80 %. Он имел влияние на ценовую и патентную политику в области производимой продукции. Передовые технологии того времени позволяли создавать лампочки со сроком службы порядка 2,5 тыс. часов. В итоговом документе, согласованном участниками картеля (естественно скрытом от потребителей) было указано: ``Запрещается гарантировать, рекламировать и предлагать лампы, срок службы которых превышает тысячу часов''. Это, пожалуй, один из редчайших документов, опубликованных правда через десятилетия, в котором производитель признаётся в преднамеренном устаревании товара. С началом продаж ``новых моделей ламп'' производители объясняли: уменьшение времени работы связано с тем, что необходимо установить стандарты качества по уровню освещённости и энергоэффективности. Но техническая инновация была только одна - более короткий срок службы нити накаливания. Лампочки просто раньше перегорали. Спустя почти столетие в этой области производства старое решение проблемы планируемого или встроенного устаревания товара может повториться в скором времени. У обычной светодиодной лампы LED (Light Emitting Diode) срок службы, согласно стандарту, составляет 25 000 часов. После этого они теряют более 30% своей яркости. На рынке есть и LED-лампы со сроком службы 50 000 часов. На какой устойчивый бизнес можно рассчитывать, продавая такую продукцию? Производители уже задумываются о том, как будут выживать, когда рынок будет насыщен и продажи начнут падать. Сейчас светодиодные лампы, светильники LED занимают примерно 7% мирового рынка. По прогнозам аналитиков, к 2022 году их доля увеличится до 50%. Производители в поисках способа сокращения срока службы светодиодных ламп, которые при нормальном режиме использования могут прослужить больше 40 лет. Есть возможность начать выпуск более дешевых ламп с меньшим сроком службы или сделать их частью другого продукта, для которого возможно запланированное устаревание. Например, светодиодные лампы станут частью ``умных'' систем домашнего освещения.

В современных промышленно-развитых странах с наступлением 20-го века начала складываться философия предпринимательства, основанная на концепции так называемого "общества потребления", т.е. общества, целью существования которого является удовлетворение потребностей сограждан. У истоков общества потребления стоял Генри Форд, создавший массовое производство автомобилей, рассчитанное на массового потребителя. Понятие потребление гораздо шире простой покупки товара и его использования. Оно управляет поведением, взаимодействуя с условиями жизни потребителя. Общество потребления непосредственно связано с появлением среднего класса, который достаточно обеспечен для того, чтобы позволить себе такой уровень потребления, который в свою очередь приводит к росту производства товаров. Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Естественно, для того, чтобы реализовать потенциал потребительского запроса, необходима была и соответствующая индустрия производства товаров потребительского назначения.

Каким был потребительский товар XIX и начала XX века - это вещь, рассчитанная на длительное использование, нередко на протяжении нескольких поколений. В качестве примера можно вспомнить знакомую многим, дошедшую еще от бабушки швейную машинку ``Зингер''. XIX век был пронизан идеей накопительства, в XX же веке социальная парадигма радикальным образом изменилась. Этот век стал веком безудержных потребителей: не откладывай на завтра потребление того, что можешь потребить сегодня, бери в долг, способствуй развитию производства, покупай, иначе будешь выглядеть изгоем общества.

Почему потребитель по умолчанию соглашается с запланированным устареванием товара понимая, что это связано с дополнительной тратой его дохода? Потому что произошло кардинальное изменение в общественном сознании - доминирующим в понимании потребления уже является не экономический, а социальный и культурный подход. Почему государство соглашается с ущемлением прав потребителей? Потому что во главу оценки деятельности правительства поставлены темпы роста Валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product). Это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Он был предложен американским экономистом Саймоном Кузнецом в 1934 году, а в 1971 году автор был удостоен Нобелевской премии ``за эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию экономической и социальной структуры и процесса развития в целом''.

Выбор между защитой прав потребителей и созданием условий непрерывного роста экономики государства был отдан на волю капиталистического способа производства.

Характерным примером происходящих изменений в сознании потребителей может служить одна из историй компании DuPont. В 1939 году в продаже появились нейлоновые чулки, как альтернатива шёлковым. Производитель искусственного материала - компания DuPont уверяла, что он имеет ``прочность стали и тонкость паутины''. В военное время из нейлона в Америке шили палатки и бронежилеты, изготавливали тросы и полотнища для парашютов. Современницы описывали нейлоновые чулки с восторгом и трепетом, а производители давали двухлетнюю гарантию на ношение. В 1940 году в Америке было продано 64 миллиона пар таких чулок и это при том, что нейлоновые чулки стоили в два раза дороже шелковых. Спрос удалось удовлетворить только в 1947 году, но тут же возникла новая проблема - если у каждой дамы в комоде будет по две-три пары прочных чулок, прибыль компании может резко упасть. Появилась необходимость создания других типов нейлона для женских чулок. Цены на них стали снижаться, но они потеряли устойчивость к возникновению случайных зацепок и ``бегущих стрелок''. Неизбежная ``лестница'' чулок заставила потребительниц часто покупать новые на протяжении многих лет.

К концу 1950-х запланированное устаревание стало обычно используемым термином для товаров, разработанных так, чтобы легко сломаться, их обслуживание намеренно затруднено, прекращено производство запчастей, стоимость ремонта сопоставима с покупкой новой модели.

Рост промышленного производства, стандартизация и унификация продукции открыли возможность массового выпуска различных товаров при одновременном понижении их себестоимости. Технология запланированного устаревания непрерывно совершенствовалась.

Этапным событием явилось предложение американского промышленного дизайнера и инженера Брукса Стивенса в 1954 году. Суть его предложения заключалась в том, что вещь технически может оставаться более или менее исправной, но можно постоянно изменять дизайн одного и того же продукта, чтобы вчерашняя модель уже казалась ``немодной'' и не такой хорошей, как вещь в рекламном ролике. Это будет прививать покупателю желание иметь кое-что немного более новое, немного лучше, немного скорее, чем необходимо. С этого момента начался отсчёт классического маркетинга, построенного на формировании желания покупателя приобрести то, в чём он в принципе не нуждается. Непрерывно совершенствовалась система искусственного спроса, создаваемая тремя способами: маркетингом, запланированным устареванием и кредитом.

В начале 60-х годов в США возникла концепция государственной защиты прав потребителя. Согласно этой концепции, государство было обязано активно вмешиваться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защиту его прав. Был принят закон о защите прав потребителей. Не обсуждая желание и усилия органов по защите прав потребителей, стоит обратить внимание на тот факт, что существуют объективные сложности юридического доказательства, планируемого или встроенного устаревания продукции производителем. Сами производители очень редко сознаются в своих грехах. А экономическая политика государства, заинтересованного в непрерывном процессе потребления в этих обстоятельствах может быть сформулирована так: ``волки должны быть сыты и овцы целы''.

Система планируемого или встроенного устаревания товара активно обсуждается по настоящее время и имеет сторонников и противников. Сторонники рассматривают её как необходимую составляющую процесса замены устаревших технологий новыми. Культ новизны, обретший новую опору в виде технологий и смены мод, диктуемой массмедиа сегодня сильнее, чем когда-либо.

Противники убеждены в том, что подобная стратегия приводит к распылению ресурсов на множественные косметические усовершенствования вместо их концентрации на создание фундаментальных новшеств. Французский профессор Серж Латуш утверждает: "Всякий, кто считает, что бесконечный рост возможен на имеющей предел планете, - либо безумец, либо экономист". По определению американского социолога и философа Д. Белла мы сегодня живём в эпохе ``постиндустриального общества'', когда производственным ресурсом становятся информация и знания.

И поэтому в качестве примера современных проблем планируемого устаревания товара нами выбран смартфон, а его создателем и производителем ведущая компания Apple.

Термин ``смартфон'' был введён компанией Ericsson в 2000 году для обозначения своего нового телефона (smartphone -- умный телефон). Сегодня не стоит объяснять, чем он отличается простого мобильного телефона. Смартфоны один из самых массово используемых и активно обновляемых товаров. В мире уже используются 4 миллиарда смартфонов, а согласно прогноза одной из ведущих американских компаний по разработке и исследованию беспроводных средств связи Qualcomm, с 2017 по 2021 годы будут проданы 8,6 млрд. смартфонов и к 2020-му году 58% людей в мире будут иметь смартфоны. Смартфон сегодня заменил большинство других персональных электронных приборов и стал центром так называемой цифровой жизни - то есть точкой входа к разнообразным digital-сервисам (электронным сервисам).

Американская корпорация Apple была основана в 1976 году. Штаб-квартира компании находится в городе Купертино, штат Калифорния. Apple занимается в основном производством смартфонов iPhone, персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров iPod, интернет-планшетов iPad, "умных часов", программного обеспечения, аксессуаров для своей продукции. Apple - это больше, чем новые ИТ-технологии и современное производство. Это эстетичный дизайн, уникальная репутация, узнаваемый стиль, успешный имидж и целая культура в индустрии потребительской электроники.

География деятельности компании очень широкая: из 215,6 млрд. долларов оборота в 2016 финансовом году 86,6 млрд. пришлось на Северную и Южную Америки, 50 млрд. на Европу, 48,5 млрд. на Китай, 16,9 млрд. на Японию, 13,7 млрд. на Азиатско-Тихоокеанский регион. По видам продукции выручка распределилась следующим образом: iPhone -136,7 млрд. долларов (212 млн. штук), компьютеры iMac - 22,8 млрд. (18,5 млн штук), интернет-планшеты iPad - 20,6 млрд. (45,6 млн штук), услуги - 24,3 млрд, другая продукция -11,1 млрд.

долларов.

Понятно, что сегодня iPhone главная продукция компании Apple. Компания начала его производство, когда на мировом рынке уже было немало ведущих разработчиков и производителей, занятых совершенствованием этого товара.

С развитием мобильных технологий упал спрос на фотоаппараты и цифровые камеры. Разработчики мобильных устройств стали совмещать в себе телефон, фотоаппарат и аудиоплееры. Директор компании Стив Джобс давно вынашивал идею создания устройства, которое объединило бы в себе все носимые людьми гаджеты, и им стал многофункциональный смартфон iPhone. Прототипом первого iPhone был мобильный телефон Motorola ROKR. Новый смартфон был представлен публике в январе 2007 года. За 10 лет компания выпустила линейку iPhone из 18 моделей в количестве 1 млрд. экземпляров. Конечно, Apple не ``программирует'' свою продукцию на более медленную работу и тем более не использует при сборке некачественные компоненты, которые выходят из строя по истечению гарантийного срока службы смартфона iPhone (один год). Бывают технические или программные сбои, какой-то некачественный элемент, пропущенный контролем качества. Компании уже приходилось выплачивать компенсации потребителям за некачественные детали, приводившие её продукцию к сокращению срока использования. Но при этом не была доказана преднамеренность действий компании.

По техническим и эксплуатационным параметрам iPhone может использоваться 5 и более лет, но реально среднестатистический пользователь меняет iPhone через 2-3 года, а пользователи, озабоченные соображениями престижа или фанаты приобретают каждую новую модель. Сегодня это самые имиджевые смартфоны. Apple достигает планируемого сокращения срока службы iPhone за счёт ускоренного, систематического обновления моделей iPhone (не обсуждая их достоинства) и блестящей организации маркетинга.

Если первые модели iPhone, в основном, были предназначены и доступны богатым и материально обеспеченным, так как цена устройства всегда была максимальной (среди других производителей), то последующие модели стали доступными многим. Компания Apple достигла капитализации на биржах мира до 1 триллиона долларов. И это при том, что сегодня число компаний, производящих смартфоны в мире приближается к сотне. Как отметила Л. Суи, директор Strategy Analytics компании, предоставляющей стратегические маркетинговые исследования в Соединенных Штатах и на международном уровне: "Способность компании Apple максимизировать цены и минимизировать затраты на производство просто потрясающая, iPhone продолжает генерировать прибыль"

И наконец, описав ``крупными мазками картину маслом под названием смартфон iPhone'' можем перейти к заявленной в статье цели - событиям в развитии процесса планируемого или встроенного устаревания товаров, влияющим на мировую экономику.

В калифорнийском штате, в городе Купертино сосредоточен мозговой центр компании - там трудятся дизайнеры, программисты, экономисты, менеджеры по рекламе и специалисты по рынку сбыта готовой продукции, а также производят контроль качества уже собранных iPhone. В 2017 году в США в компании Apple работало более 60 тыс. человек. До конца прошлого века большая часть продукции компании собиралась в США, но с началом XXI века ситуация в организации производства в корне изменилась. Все комплектующие детали к устройствам компании Apple стали производиться на сторонних предприятиях, расположенных за границей. На заводах Foxconn в Китае из готовых комплектующих деталей собирают iPhone. В создании смартфона участвуют 200 компаний. Дешевая рабочая сила КНР, дефицит персонала с высшим специальным и средним техническим образованием в Америке, нерентабельность георасположения США относительно компаний, поставляющих детали, а также невозможность высокого темпа выпуска iPhone в США вынуждают Apple и другие американские технологические гиганты переносить производство в Азию. Кстати в китайском городе Шэньчжэне завод Foxconn один из сотни подобных, где, по некоторым оценкам производится 90% всей бытовой электроники в мире.

Не стоит думать, что проблема переноса производства продукции из США за рубеж обострилась только в период президентских выборов Д. Трампа. И в рамках нашего примера, можно упомянуть об обсуждении этого вопроса между Б. Обамой и С. Джобсом. В 2007 году Б. Обама имел возможность посмотреть на ещё не вышедшую в продажу первую версию iPhone. Не скрывая своего восторга Б. Обама заявил, что он бы вложился в корпорацию Apple, если бы этому не мешала занимаемая им государственная должность сенатора от штата Иллинойс. Уже в период первой каденции своего президентства, будучи озабоченным исходом рабочих мест из страны он высказал свои претензии С. Джобсу. На что С. Джобс заявил: "На фабрике в Китае на нас работают 700 тыс. рабочих. Для их контроля необходимо 30 тыс. инженеров. В Америке столько просто не найти!". В случае с Apple, как и с другими американскими компаниями, одной из важных причин для аутсорсинга стало то, что, в частности, в Китае поиск квалифицированных сотрудников, готовых к тому же работать за сравнительно небольшую плату, был проще и быстрее, чем в США.

Глобализация во всех своих проявлениях внесла существенное изменение в структуру экономики развитых стран и оказала значительное влияние на социальную стратификацию общества. В частности, в США уже в 2004 году в ВВП доля услуг вплотную приблизилась к 80%, а доля потребителей, относящихся к среднему классу снизилась с 60% в семидесятых годах прошлого века до уровня менее 50% к настоящему времени.

Ещё несколько фрагментов об экономике компании Apple. Смартфон iPhone - самая высокоприбыльная продукция компании. Если принять цену моделей iPhone последних лет 1000 долларов, а чистую прибыль на уровне 60%, то легко можно представить вклад компании в ВВП страны и её возможности инвестиций в дальнейшее развитие экономики США. На вопрос о высокой цене iPhone, ответ - вы покупаете бренд. Но значительная часть этой прибыли получена от реализации продукции в других странах мира. Это ведёт нас к общеизвестному понятию - ``налоговые гавани'', то есть страны с крайне низким или нулевым уровнем налогов, в которых можно задекларировать полученные доходы. Многие годы Apple использовала три зарегистрированных в Ирландии дочерних компании, чтобы избегать уплаты налогов в США, где ставка на корпоративный доход до 31 декабря 2017 года составляла 35%. Эти дочерние компании Apple были зарегистрированы как юридические лица в Ирландии, но руководство происходило из Калифорнии. Поэтому они не платили большинство ирландских налогов, а также не должны были платить и американские, поскольку не были зарегистрированы юридическими лицами в США. В 2013 году во время слушаний в Сенате генеральный директор Apple Тим Кук заявил, что компания уплатила в 2012 году 6 млрд. долларов налогов в США и причастна к созданию 600 тысяч рабочих мест для американцев. Но что такое 6 млрд. долларов для компании, которая накопила 252 млрд. долларов свободных средств благодаря деятельности своих зарубежных подконтрольных фирм? Apple, как и все другие крупнейшие американские компании хранят на зарубежных счетах неиспользуемые в стране средства. По экспертным оценкам они в сумме превышают 2 триллиона долларов (это без учёта средств американских транснациональных компаний). А деньги должны работать на благо страны. Стоит очень коротко обсудить ответы на два вопроса: почему они не используют эти деньги в США и как стимулировать этот процесс.

Это только видимость, что офшорные средства не работают. Наличие свободных денег в кассах компании - хорошая реклама их финансовой стабильности, стимулирующая рост капитализации акций на мировых биржах мира. Наличие свободных денег - это серьёзный аргумент в конкурентной борьбе за приоритетность в приобретении дополнительных компаний, вложений в стартапы, необходимые патенты. Но главное - компании сохраняют финансовый резерв по причинам замедления темпов роста прибыльности инвестиций в мировой экономике (лучший пример - ежегодное снижение прибылей многих транснациональных компаний) и постоянного ожидания очередного мирового финансового кризиса на биржах мира.

Все государства заинтересованы в возврате офшорных средств в страну и периодически устраивают компаниям различные формы ``офшорной амнистии''.

Очередную такую ``офшорную амнистию'' устроил в США Д. Трамп. С 1 января 2018 года компаниям полагаются вычеты на капитальные затраты и радикальное сокращение налогов при возврате в страну доходов от деятельности за рубежом: до 15,5% для наличных денег и до 8% - для безналичных. Раньше такие доходы облагались по все той же ставке в 35%. Кроме того, снижена ставка на корпоративный доход с 35% до 21%. В результате этой ``офшорной амнистии''

ожидается возврат 4 триллионов долларов из офшоров. Это средства компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях и транснациональных корпораций, последние десятилетия накапливавших прибыль от операций своих заграничных филиалов. Если компании решат вернуть деньги на родину, они должны будут продать активы в местных валютах и купить долларовые. Это должно стимулировать рост курса доллара, что входит в противоречие с экономической политикой Д. Трампа на его снижение. Его цель - дешёвый доллар должен способствовать торговым успехам американского экспорта и снижению ``вечного''

торгового дефицита США. Эпоха дорогого доллара была связана с политикой привлечения зарубежных инвестиций в США. Сегодня нет такой потребности.

Опыт ``налоговых каникул'' 2004 года позволил американским компания вернуть в США около 39% наличных средств, которые они держали за рубежом. В результате было репатриировано 312 млрд. долларов, однако, вопреки прогнозам, увеличения инвестирования и роста занятости не произошло. Средства, вернувшиеся в США, в основном были использованы компаниями для выкупа собственных акций и выплаты дивидендов. И это не случайное явление.

В 1919 году Ford Motor Company (FMC) хотела использовать свободную прибыль для поощрения рабочих и найма новых сотрудников. Но братья Додж, владельцы одноимённой автомобильной компании и инвесторы FMC оспорили это решение: обязанность корпорации - в первую очередь свободная прибыль должна распределяться акционерам. Этот прецедент лёг в основу корпоративного права США.

Бесспорно, реформы 2017 года несравненно значительнее и по оценкам специалистов прибыль банков и страховых компаний может увеличится на 15%. Главными бенефициарами называют также девелоперов (develop - развивать, разрабатывать, создавать, совершенствовать), фармацевтов, машиностроителей и телекоммуникационные компании. Практически все корпорации смогут избавиться от непрофильных активов, чего они не делали годами из-за высоких налогов. Можно ожидать ощутимый эффект на фондовом рынке. Возросшие прибыли и инвестиции в основные средства спровоцируют рост котировок и капитализации. Резко вырастет доходность инвестфондов и управляющих компаний. Но не стоит ожидать сколько-нибудь значительного возврата в США производств, успешно работающих за рубежом. Это означает, что обещанный Д. Трампом годовой рост ВВП США 4 и более процентов, необходимый для погашения государственного долга, вряд ли будет достигнут.

В числе первых на призыв Д. Трампа откликнулась корпорация Apple, объявившая, что заплатит 38 миллиардов долларов налогов в США и вернёт в страну накопленную за границей прибыль. Apple также сообщила о намерении создать 20.000 новых рабочих мест в существующем кампусе компании и открыть новый кампус, а также инвестировать в США 30 миллиардов долларов. Но вопрос о переводе производства своей продукции в США остался без комментариев. Кстати, обсуждается политика планируемого устаревания iPhone - увеличение срока между выпуском новых моделей (снижается покупательная активность и следующая за ней прибыль).

Заключение:

1. Технология запланированного устаревания товаров непрерывно совершенствуется и оказывает влияние на мировую экономику, органически вписавшись во всё многообразие процессов глобализации.

2. Запланированное устаревание товаров воспринимается ``обществом потребления'' как неотъемлемая часть социально-экономической политики государства.

3. Интересы роста ВВП, как оценки деятельности правительства, всегда будут превалировать над интересами потребителя.

Литература:

1. Технологии запланированного старения товаров

http://602fokus.ru/blog/43471191543/Tehnologii-zaplanirovannogo-stareniya-tovarov

2. Производители лампочек LED решают проблему слишком долгого срока службы

https://geektimes.ru/post/278548/

3. Планируемое устаревание: почему ломается техника?

http://ichip.ru/planiruemoe-ustarevanie-pochemu-lomaetsya-tekhnika.html

4. "Запланированное устаревание": коварный заговор производителей?

http://www.bbc.com/russian/vert-fut-36798142

5. Общество потребления и его сущностные особенности

cyberleninka.ru/.../obschestvo-potrebleniya-i-ego-suschnostnye-osobennosti

6. ИСТОЧНИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТАГНАЦИИ» ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

http://vestnik.spbu.ru/html14/s05/s05v3/04.pdf

7. Прогнозы Стива Джобса по Обаме сбываются

http://www.vestifinance.ru/articles/80135

8. Система управления Компании Apple

http://www.efko.ru/kadry/international_corporate_culture/10514/

9. Американские корпорации: механизмы сохранения лидерства в глобальной экономике

https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2012/12044.pdf

10. Apple скрыла от налогов $252 млрд. Как схитрила компания, чтобы сэкономить миллиарды долларов

https://ru.espreso.tv/article/2017/11/08/apple_skryla_ot_nalogov_252_mlrd_kak_skhytryla_kompanyya_chtoby_sekonomyt_myllyardy_dollarov

11. Конгресс США утвердил масштабную налоговую реформу, которую обещал Дональд Трамп

http://www.profile.ru/economics/item/123101-tax-bill

12. Apple заплатит в США $38 млрд налогов и активизирует свою деятельность в стране

http://www.newsru.co.il/finance/17jan2018/apple301.html

13. Налоговая реформа в США может подстегнуть рост курса доллара в 2018 году

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/12/27/746673-nalogovaya-reforma

14. Тёмная сторона General Electric

https://p-i-f.livejournal.com/12355018.html





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.08.17 11.53.29ENDTIME
Сгенерирована 08.17 11:53:29 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2945946/article_t?IS_BOT=1