Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Стратегическая неопределенность. В чем новизна «кремлевского списка»


Ожидавшийся в Москве со столь большим трепетом докладМинфина США со «списком Кремля» и мерами по реализации американского закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) наконец опубликован. То, что мы увидели, в краткосрочной перспективе позитивно для российского руководства и не приведет к ухудшению ситуации для России. Долгосрочные последствия на данном этапе плохопрогнозируемы и во многом зависят от дальнейшей позиции Конгресса и содержания секретной части доклада, где более подробно описаны российские «полугосударственные структуры» (parastatal actors) и даны списки менее значимых политических фигур и российских бизнесменов с состоянием менее $1 млрд.

Пока можно констатировать, что администрация Трампа отказалась от эскалации санкционного давления на РФ и российскую элиту, что как бы заведомо вытекало из самого закона. Это, пожалуй, самая главная позитивная новость для Кремля – пока никаких новых санкций не вводится и формально российской стороне не на что отвечать контрсанкциями. «Сегодня мы проинформировали Конгресс, что этот закон и его реализация сдерживают российские продажи в сфере обороны. <…> С момента введения в действие закона, по нашим оценкам, иностранные правительства отказались от запланированных или объявленных закупок продукции российских оборонных предприятий на несколько миллиардов долларов», – заявила официальный представитель Госдепа США Хизер Нойерт.

«С этой точки зрения, если закон работает, санкции в отношении конкретных компаний или отдельных лиц не потребуются, поскольку законодательство фактически служит сдерживающим фактором», – уточнила Нойерт. Она также сказала, что Госдепартамент не будет давать «предварительную информацию о своих действиях санкционного характера»: «Когда будут и если вообще будут санкции, о которых можно объявить, мы сделаем это».

Главным объектом новых санкций, если они будут введены, станут иностранные компании, которые решатся на проведение «существенных сделок» с российскими компаниями, которые уже внесены в санкционный список. Правда, тут речь идет только о санкциях в отношении предприятий российского ВПК и разведсообщества в связи с «вмешательством в американские выборы» (их список был опубликован в конце октября 2017 года), а пакет украинских санкций идет отдельно, и доклад о последствиях прописанного в законе CAATSA ужесточения этих мер еще последует.

Администрация также отметила, что украинский пакет был на прошлой неделе пополнен новыми фигурантами, среди которых крупная российская компания «Силовые машины», попавшая в самый жесткий и неотменяемый «крымский список» с полным отключением от американской финансовой системы (странно, что одновременно под санкции не попал немецкий Siemens, акционер «Силовых машин», но это, видимо, уже высокая политика в отношении союзников США по НАТО).

Тем не менее администрация Трампа пошла на определенный риск, не анонсировав сразу введение ни одной из прописанных в законе двенадцати ограничительных мер (пять из которых администрация обязана выбрать по своему усмотрению). В открытой части нет описания «существенных» сделок, но госсекретарь Тиллерсон в письме руководителям профильных комитетов Конгресса отметил, что американские посольства предупредили вероятных клиентов российского ВПК, что США намерены жестко выполнять требования санкционного закона.

На данный момент нет и доклада о последствиях вероятных ограничений на инвестиции в российский суверенный долг и производные инструменты, но, исходя из логики вчерашнего решения, там тоже не должно быть новых санкций.

Причины такого подхода администрации Трампа как внутриполитические – большого энтузиазма по поводу CAATSA Белый дом не испытывал, считая его вторжением Конгресса во внешнеполитические прерогативы исполнительной власти, – так и внешнеполитические: в последнее время наметился скромный прогресс в диалоге с Москвой по Украине (последние переговоры Волкер – Сурков открывают возможность для продвижения сделки по Донбассу на компромиссной основе), а также по Сирии и в меньшей степени по Северной Корее. Эскалация санкций с очевидным «асимметричным ответом» Москвы вновь выжгла бы зародившиеся надежды на выход из конфронтации.

В этой же неконфронтационной логике выдержан и сам «кремлевский список». Самым важным в нем является отход от нюансированной стратегии избирательного давления исключительно на те группы политической и деловой элиты РФ, которая больше всего ориентирована на поддержку действующей власти. Как правильно отмечаетАндрей Кортунов, если раньше США пытались разделить российскую элиту на «плохих» и «хороших» парней (именно так выстроен пакет персональных санкций по Украине, введенный администрацией Обамы, где выделены «друзья Путина» – Putin’s cronies), то в новом списке этого деления нет вовсе. Он максимально формализован по должности (руководители Администрации президента от начальника управления и выше) и стоимости активов (от $1 млрд). Совершенно отсутствует требуемое CAATSA ранжирование (олигархов и высокопоставленных политических фигур) по их близости к Владимиру Путину и степени влияния на принятие внешнеполитических решений (возможно, такой анализ дан в закрытой части доклада, но это точно неизвестно). Наоборот, в список включены фигуры, не обладающие большим влиянием либо уже утратившие его, а также «олигархи», находящиеся, мягко говоря, не в самых простых отношениях с Кремлем. Есть там как люди, выступающие с жестко антиамериканских позиций, так и те, кто выступает за снятие напряженности и диалог.

Одновременно многие весьма влиятельные фигуры, в том числе имеющие прямой доступ к Владимиру Путину, в список по чисто формальным критериям (отсутствуют в справочнике на сайтах АП и правительства) не вошли. И опять же некоторые из тех, кто имеет формальные признаки для включения, в списке отсутствуют – например, там перечислены далеко не все начальники управлений АП и руководители аппарата правительства и не все руководители госкорпораций. Совершенно отсутствуют два критерия отбора, которые ранее упоминались экспертами, например Дэном Фридом: «золотые дети» (упомянуты только трое «принцев», по формальным критериям), жены и другие близкие родственники, а также нет «старых друзей президента», которые якобы держат в его интересах значительные активы. Возможно, это есть в секретной части.

Совершенно отсутствуют руководители российской судебной системы, видные парламентарии (возможно, это говорит о реальной оценке американцами их влиятельности) и менеджеры государственных СМИ (они попадают под определение parastatal actors). Из региональных лидеров попал один лишь Сергей Собянин (Кадыров в другом списке). С учетом неизбежных после президентских выборов в РФ кадровых перестановок можно говорить, что американцы составили список подозрительных должностей, который будет обновляться по мере ротации фигурантов.

Отказ американцев от избирательного подхода к российской элите – в краткосрочном плане хорошая новость для Кремля. Это снимает угрозу внутриэлитной междоусобной войны между «попаданцами» и «непопаданцами», а также риск быстрого введения новых персональных санкций: данные на 40–50 человек – это проект для нового санкционного списка, а перечисление 211 фамилий – это информация к размышлению, пока не более того. Но одновременно такой подход и увеличивает риски на будущее – это система отрицательных, сдерживающих от тесного сближения и поддержки власти стимулов для российских элит уже нового поколения. Это пока невозможно никак просчитать, эффект отложен во времени, и в этом как раз сильный фактор сдерживания.

Если нет дифференциации, то все российские элиты, а не узкий круг друзей президента становятся пострадавшей стороной в случае каких-то новых внешнеполитических авантюр. Списком, который лишь на первый взгляд выглядит как «итальянская забастовка» администрации Трампа против Конгресса (прописали список в законе – получите, остальное не наше дело), США ввели новшество в санкционную политику. Вроде бы не все члены списка под санкциями (те, которые туда уже попали, помечены звездочкой), и юридически обязывающих последствий для них одновременно не наступает (даже действующие американские визы не аннулируются). Но дальше в любой момент возможно все, что угодно. При этом как бы такой «несанкционный список» не дает повода для ответной эскалации или там обращения в суд. Он неуязвим для ответных мер – никто не запрещал перепечатывать список Forbes.

Очевидно, что Конгресс дальше будет работать с этим списком и в рамках CAATSA у него масса возможностей заставить администрацию ввести уже санкционные ограничения. Главный эффект как раз в создании стратегической неопределенности, в факторе страха, токсичности отношений с фигурантами списка для граждан США и третьих стран. Доказывать свою «нетоксичность» будет очень тяжело. Для российских бизнесменов это не только проблема их личного статуса, это фактор, негативно влияющий на связанные с ними бизнес-активы. В этом плане любопытным тест-кейсом станет история включенного в список олигархов владельца Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского, который задумал провести IPO своей дочерней американской компании на Нью-Йоркской бирже.

Москве, конечно же, не стоит жестко реагировать на американский список (можно опубликовать первые страницы телефонного справочника Белого дома White House Staff Directory). Пока просто нет повода для реагирования. Список лучше проигнорировать. Не следует спешить с далекоидущими конфронтационными выводами – если это и вмешательство в наши выборы, как утверждает Дмитрий Песков, так только в отношении не самого проходного кандидата Бориса Титова. Сейчас важно взять паузу и посмотреть, какие ещё действия последуют с американской стороны. В складывающейся ситуации самый правильный вариант реакции предложил попавший в список председатель ВЭБа Сергей Горьков: к санкциям надо относиться как к дождю.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.08.14 11.53.48ENDTIME
Сгенерирована 08.14 11:53:48 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2946426/article_t?IS_BOT=1