Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

29 Май, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Открытое голосование



Голосованием граждан в России решаются (или "решаются") вопросы выборов в законодательные собрания разных уровней власти и вопросы, выносимые на референдум; голосованием избранных (или "избранных") в законодательные собрания депутатов принимаются законы (обобщение принято для краткости заметки). Оба процесса являются тайными согласно законодательству РФ - это значит, что неизвестно, как кто проголосовал. При этом т.н. гражданский контроль над голосованием граждан носит частичный характер и осуществляется лишь на низовом уровне, непосредственно при волеизъявлении граждан и первичном подсчёте голосов, и контроль в такой мере в целом можно считать показным, формальным, ведь дальнейшая судьба голоса неизвестна. Формально работа такого демократического механизма как гражданское голосование возможна как при доверии к нему избирателей, так и при отсутствии доверия, а также в случае, когда у избирателей в принципе нет понимания, что доверия может не быть. Учитывая историческую ситуацию в России последней четверти века можно допустить, что в 1990-х произошла приватизация избирательной функции, равно как и прочих государственных институтов, и принцип тайны при голосовании может быть выгоден неким лицам, в т.ч. как способ формальной легитимизации своих действий.

В случаях депутатского голосования тайна не позволяет осуществлять гражданский контроль над деятельностью депутата - его деятельность непрозрачна и непублична. Конечно, при отсутствии каких-л. инструментов влияния на депутата со стороны выбравших его граждан, в т.ч. невозможность отзыва депутата, знание о голосованиях депутата по законопроектам не даёт почти ничего, но всё же позволяет конкретного человека и его связи отметить как неблагонадёжные и в доверии им на следующих выборах отказать. Это верно и для депутатов, состоящих в партиях.

Считаю, что открытое голосование для депутатов всех уровней обязательно, и результаты голосований по всем вопросам должны быть доступны для граждан. Информационные технологии делают эту возможность легко реализуемой технически. Сделать доступными нужно и результаты прошлых голосований.

Сложнее ситуация с гражданским голосованием. Технически возможно сделать базу данных (таблицу) по всем избирателям с отметками о голосовании, дополняемую на каждых следующих выборах и открытую для доступа гражданам России. Такая база данных должна иметь идентификатор в виде Ф.И.О., даты и года рождения и адреса регистрации. Доступ к ней можно организовать по предъявлению общегражданского паспорта в установленных местах. База данных позволит проверять результаты подсчёта. Но представляется, что пока население к этому психологически не готово.

Другой вариант процедуры гражданского голосования сохраняет тайну голосования, прост в реализации и даёт возможность контроля над всем процессом: избирательные бюллетени проверяются в присутствии проверяющих из граждан, результаты сводятся в ведомость по участку и в цифровом виде с приложением скан-копии выкладываются на публичный ресурс, открываемый для всеобщего доступа по факту завершения голосования на последнем участке страны. За представленные результаты отвечают конкретные люди - сами граждане, и результаты всем доступны с точностью до избирательного участка в самом удобном виде - в виде электронной таблицы с архивом скан-копий. Оригиналы бюллетеней и ведомости собираются с участков по региону или федеральному округу. Копии ведомостей с избирательных участков из первых рук могут получить все желающие граждане и сверить наличные результаты с базой данных. Электронная таблица позволит каждому гражданину страны самостоятельно и в любой момент делать подсчёт результатов гражданского голосования.

Предлагаемые меры при уже реализованных мероприятиях контроля процесса волеизъявления решат главную проблему избирательной системы - непрозрачность системы подсчёта голосов.

Предлагаемые меры по изменению принципа депутатского голосования позволят контролировать деятельность депутата, определяя его репутацию ("публичная ответственность").








Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.05.26 14.50.24ENDTIME
Сгенерирована 05.26 14:50:24 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2950457/article_t?IS_BOT=1