Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

НУЖНА ЛИ РОССИИ ПЕРЕДОВАЯ НАУКА?


"Безграмотность доверчива и легкомысленна."
Сенека.

"Наука является основой всякого прогресса,
 облегчающего жизнь человечества
 и уменьшающего его страдания."
Склодовская-Кюри М.

"Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию."
Ф. Жолио-Кюри

Советская наука сыграла ключевую роль в реализации планов развития народного хозяйства СССР. Это создание новых отраслей промышленности — автомобильной, авиационной, тракторной; развитие энергетики и металлургии; освоение промышленного производства синтетического каучука; крекинга нефти; моторного топлива и многих, многих других отраслей народного хозяйства. Были созданы новые наукоемкие отрасли экономики: атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника и т.д. Достижения науки в СССР способствовали решению задач сельского хозяйства; легкой и пищевой промышленности; прогрессу в области медицины, здравоохранения и образования, которые по многим параметрам, по праву считались лучшими в мире. Особо необходимо отметить огромный вклад советской науки в обеспечение, как национальной безопасности СССР, так и безопасности стран входивших в Организацию Варшавского Договора.

Однако нынешняя российская наука организована и функционирует сегодня таким образом, чтобы менее всего служить национальным интересам России.

Дело в том, что современная наука, в ее развитой форме, представляет собой сложный, комплексный, социальный институт, интегрирующий в себе, с одной стороны – многоуровневую, динамично развивающуюся систему научных знаний; специфический вид деятельности, направленной на генерирование новых идей, новых знаний и их применение на практике, а с другой – определенную совокупность общественных отношений, объединяющих исследователей и их научные сообщества со всеми подсистемами единой и целостной системы общества.

В этой связи, способ функционирования и развития нынешней российской науки, проблема социальных функций науки, ее общественного назначения и использования есть одно из проявлений способа функционирования самого общества, как такового, и кризисное состояние и деградация российской науки, это – отражение нынешнего состояния российского общества в целом, это – выбор стратегий и методов действия нынешних властей.

Это, в частности, устойчивое расширение экспорта сырья и еще большее увеличение экспорта нефти и газа, постоянное, нередко опережающее, повышение тарифов на газ и электроэнергию, неуклонный рост цен на топливо, существующая денежно-кредитная политика; неэффективность налоговой системы; несоответствие госрасходов на социальное развитие среднемировому уровню.

Совершенно ясно, что при таком использовании правительством важнейших инструментов государственной политики, ставится под сомнение не только переход экономики на инновационный путь развития, возвращение России в число мировых технологических лидеров, но и сохранение, а тем более развитие науки и научно-технического потенциала страны.

Об этом свидетельствует как структура принятых за последние годы в РФ бюджетов, так и соотношение численности армейских вооруженных сил и силовых структур репрессивного аппарата, в сравнении с развитыми странами. По структуре своих бюджетов Россия далеко откатилась от современных стандартов, став похожей на типичное полицейско-бюрократическое государство образца позапрошлого века.

Очевидно, что наука с ее важнейшими социальными функциями: просвещения, прогнозирования, объяснения, в том числе, и того, как реально устроен и работает социальный мир, представляет значительную угрозу благополучию коррумпированной российской бюрократии и властвующей элите.

Вспомните циничные откровения главы «Сбербанка» Германа Грефа на деловом завтраке: «Вы говорите страшные вещи», — сказал Греф участникам дискуссии. «Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию, не через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины спущенных на головы СМИ, которые как бы независимы, а на самом деле, мы понимаем, что все СМИ заняты сохранением страт?» «Как в таком обществе жить ? Мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря», — признается Греф.

Для правящей бюрократии и властвующей элиты, просвещенные граждане, по-видимому, гораздо опаснее внешних угроз. Ведь просвещенные граждане неизбежно поставят вопрос о том:

Кто незаконно обогатился на развале великой державы, обнищании и вымирании ее народа?

Как в одночасье многочисленные представители правящей бюрократии и властвующей элиты стали обладателями многомиллионных и многомиллиардных состояний, дорогостоящей недвижимости за границей, в ходе отрицаемых народом реформ?

Каковы истинные цели и сущие результаты перманентно проводимых сомнительных, а, нередко, вредоносных стратегий и реформ во всех ключевых сферах жизнедеятельности российского общества?

Вернется ли Россия в число мировых технологических лидеров, или ей уготована участь сырьевой колонии с марионеточным правительством?

Резюмируя выше изложенное приходится констатировать:

1.НАУКА с ее важнейшими социальными функциями: просвещения, прогнозирования, объяснения, в том числе, и того, как реально устроен и работает социальный мир, представляет существенную угрозу благополучию коррумпированной российской бюрократии и властвующей элите.

2. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА как сложный, комплексный, социальный институт, с его важнейшими функциями не востребована, и не совместима ни с социально-экономической организацией, ни с политико-административной системой общества нынешней России.

3. Существующая ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА последовательно и неуклонно ИСКЛЮЧАЕТСЯ из совокупного жизненного процесса воспроизводства российского общества до состояния, в котором она сможет выполнять лишь чисто декоративные и/или обслуживающие функции.

4. Деградация и распад российской науки, это не просто следствие несостоятельности научно-технической политики, экономических или иных неурядиц, это отражение нынешнего состояния российского общества в целом. ЭТО КРИЗИС форм и содержания социальной, экономической, политической организаций и вооруженных сил общества, это кризис искусства и науки, права и морали, воспитания и образования, образа жизни и нравов.

5. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ, сохранение и эффективное использование имеющегося научно-технического потенциала, необходимо рассматривать КАК НЕОТЪЕМЛЕМУЮ ЧАСТЬ совокупного процесса национального возрождения и динамичного развития страны. В этой связи ставиться вопрос:

НУЖНА ЛИ РОССИИ ПЕРЕДОВАЯ НАУКА?

В опросе могут принимать участие только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться...    
вход через соцсети
Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Опрос загружается...





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.09.22 11.12.42ENDTIME
Сгенерирована 09.22 11:12:42 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2953963/article_t?IS_BOT=1