Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Falcon Heavy - пиар или дымовая завеса?


Какое-то время назад на worldcrisis.ru я опубликовал статью, касающуюся деятельности Илона Маска. Не буду её здесь цитировать, так как желающие могут перейти по ссылке http://worldcrisis.ru/crisis/2950302 и ознакомиться. В статье я попытался обосновать предположение о том, что деятельность Илона Маска не имеет ничего общего с инновационным бизнесом в классическом понимании этого термина. Зато имеет все признаки пиара. Проекты этой сверхновой звезды прогресса обходятся американским налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов в год. Это государственные контракты, налоговые льготы и прямые субсидии. В мире капитала работают серьезные и прагматичные люди, которые на ветер не выбросят и цента, чего уж говорить о миллиардах.

В вышеупомянутой статье я высказал мысль о том, что задача Маска – обновить ветшающую витрину либерализма, сделать эту стремительно теряющую популярность идеологию снова привлекательной для широких масс. Статья была опубликована до того, как успешно взлетел «Тяжелый Сокол». Честно говоря, до самого момента выхода этой ракеты на расчетную орбиту в успешность первого запуска верилось с трудом. Сверхтяжелый космический носитель – экстремально сложное устройство. Создать его, фактически, за 3-4 года очень ограниченным кругом исполнителей  и почти без испытаний – что-то, скорее, из области фантастики. И здесь можно было понять тех скептиков, которые утверждали, что данный проект – сплошной блеф и пиар. Остается лишь отдать должное организаторским талантам Маска и его технической интуиции.

Но есть один важный вопрос. Этот вопрос стоял все время с момента объявления о начале проекта «Falcon Heavy», и именно он вызывал основные сомнения в том, что «Тяжелый Сокол» когда-либо успешно взлетит. Этот вопрос: под какую нагрузку проектируется носитель? Ведь не секрет, что все носители, когда-либо созданные на Земле, проектировались под конкретную полезную нагрузку. Илон Маск вроде бы дает на него ответ. По его словам, сверхтяжелый носитель предназначен для того, чтобы начать колонизацию Марса. В принципе, для слабообразованных широких масс должно пройти. Однако у тех, кто хотя бы немного разбирается в космонавтике, такой ответ, по меньшей мере, должен вызвать скептическую ухмылку.

Можно напрячься, сделать десять пусков «Тяжелого Сокола», собрать на орбите корабль и направить в нем 4-6 человек к Марсу. Это встанет в сумму порядка сотни миллиардов зеленых денег, что, если не для американского, то для консолидированного международного бюджета вещь подъемная. Хотя, кроме денежной составляющей, в таком проекте присутствует слишком много неизвестных параметров. Например, до сих пор неясно, как во время столь длительного полета защищать людей от солнечной и межзвездной радиации. Но это только одна экспедиция. Максимум, две. А ведь Маск говорит про колонизацию, про то, что его «Фальконы» должны направлять к Марсу каждый год миллион человек. Такая задача не под силу не то, что «Фальконам», а вообще в принципе невыполнима с использованием ракет на химическом топливе.

Если бы Илон Маск реально ставил бы перед собой задачу колонизации Марса, то он должен был сказать примерно следующее: «Мы сейчас вкладываемся в разработку ядерных, ионных, плазменных и т. п. двигателей. Задача «Соколов» - доставить людей и конструкции на орбиту Земли, а уже от Земли до Марса их будут тащить двигатели нового типа. Тогда число пусков сокращается примерно втрое, соответственно, пропорционально падает стоимость проекта. Конечно, миллион человек в год все равно не реально, но даже несколько десятков – все равно очень большой успех для всей нашей цивилизации.

Или другой вариант. Сначала создается база на Луне. Её задача – добывать воду, разлагать на водород и кислород и отправлять эти компоненты на низкую околоземную орбиту. Эти водород и кислород послужили бы топливом для кораблей, отправляющихся к Марсу. Такой метод тоже сократил бы число требуемых пусков носителей в несколько раз. Но, опять же, по самым оптимистичным расчетам, стоимость отправки одного космонавта на Марс все равно не упала бы ниже нескольких миллиардов американских денег. То есть, используя все ресурсы нашей планеты, такой проект позволил бы отправлять лишь несколько десятков человек в год. Маск же упорно твердит о миллионе, причем непосредственно с Земли на его «Соколах».

То есть, что получается? Носитель уже есть и успешно летает, а вот нагрузки для него нет? Можно, разумеется, предположить, что сверхтяжелая ракета была создана лишь с идеологической целью – продемонстрировать всему миру торжество либерализма в деле движения Человечества к прогрессу. Но верится с трудом: уж больно дорогой пиар выходит. По идее, в данном контексте «Тяжелого Сокола» можно было бы еще помурыжить лет пять, а потом без шума и пыли спустить на тормозах. В принципе, подобные вещи мы уже проходилили на примере российских космических программ. Да и знаменитая американская программа «Constellation» тоже закончилась пшиком. Напротив, ракета была создана в предельно сжатые сроки. Такое впечатление, что возникла срочная необходимость в сверхтяжелом носителе, а фигура Маска была выбрана в качестве исполнителя для сокрытия истинной цели. Тогда марсианскую программу можно расценить как постановку дымовой завесы.

Конечно, можно выдвинуть фантастическую версию. Что, дескать, сильные мира сего таким способом готовятся к Апокалипсису, рассчитывая построить на земной орбите гигантскую станцию. Типа той, что показана в фильме «Эллизиум». И переждать там Конец Света в компании своих родных и близких. Но почему-то это кажется бредом.

Этот вопрос – под какую нагрузку создавался носитель – не давал мне покоя все время с момента запуска «Тяжелого Сокола». Шестьдесят тонн на околоземной орбите. То, что невозможно собрать в космосе из нескольких частей и необходимо выводить одним пуском. Было такое ощущение, что я что-то знал, но забыл. И тут, наконец, появилась вполне правдоподобная идея.

В теперь уже далеком 1967 году молодой физик-ядерщик Алексей Богомолов получил авторское свидетельство на принципиально новый ускоритель заряженных частиц. Это устройство получило название «линейный ускоритель на обратной волне». Не буду здесь вдаваться в технические подробности, отмечу лишь то, что принцип позволял добиваться энергии пучка частиц, аналогичной той, которая получалась на здоровенных сооружениях километровой длины. Но при этом ускоритель, основанный на принципе Богомолова, имел бы длину, исчисляемую всего десятками метров. Также для данного типа устройства отпадала необходимость в сверхпроводящих магнитах, что, соответственно, его очень сильно упрощало и удешевляло.

Думаю, сейчас нет смысла выяснять причины, по которым Советское государство не захотело выделить средства на создание этого перспективного агрегата, но, так или иначе, данная тема стояла без движения до конца девяностых годов прошлого века. Здесь следует отметить, что А. Богомолов разработал свой ускоритель не от хорошей жизни или оттого, что ему было нечего делать, а в силу крайней необходимости. Ему очень хотелось узнать, как поведут себя различные тяжелые элементы, включая долгоживущие радиоактивные изотопы, если их бомбардировать пучками ядер водорода и дейтерия с энергией от 1 до 10 Гэв. В принципе, поведение этих элементов до энергий 1-2 Гэв было довольно хорошо изучено. При попадании протона с энергией около 1 Гэв в ядро тяжелого элемента происходит т. н. «реакция скалывания», т. е. этот протон выбивает из ядра некоторое количество быстрых нейтронов. Богомолов на основании теории предсказывал, что при столкновении протона, обладающего энергией 8-10 Гэв, с ядром урана 238, из последнего вырвется несколько десятков нейтронов, которые затем столкнутся с окружающими ядрами, вызвав их деление. В результате получится каскад реакций, который приведет к выделению колоссального количества энергии. Уран при этом превратится в легкие короткоживущие изотопы, радиоактивность которых должна очень быстро спадать со временем. Согласно расчетам, на один поглощенный протон с энергией 10 Гэв, выход энергии предполагался порядка 1000 Гэв.

Но вот энергий больших, чем 1-2 Гэв можно было добиться только на ускорителях высшего класса. Однако таких по всей стране было раз-два – и обчёлся, а время работы на них было расписано на годы вперед. Так или иначе, в 1998 году группе Богомолова дали возможность провести эксперименты на ускорителях в Дубне и Протвино. Вместо урана 238 в качестве модельного образца использовался свинец, но эксперимент полностью подтвердил теорию. После облучения образец некоторое время разогревался и «фонил», однако через непродолжительный период наведенная радиоактивность спала практически до нуля.

Примерно в то же время были выделены некоторые средства, на которые к 2004 году удалось создать в качестве опытного образца единичную секцию ускорителя. Его испытания подтвердили работоспособность метода и правильность использованных технических решений. В результате в 2007 году на метод и устройство был получен патент Российской Федерации. В тот же период данным изобретением очень сильно заинтересовались американские «партнеры», которые высказали намерение организовать совместное с Росатомом предприятие для создания полномасштабного устройства. Однако, получив всю техническую документацию на прототип, «партнеры» тихо пропали.

Здесь необходимо уточнить то, что назначение данного ускорителя может как сугубо мирным, так и военным. В качестве военного аспекта американским «партнерам» со стороны Росатома предлагалось совместное использование его для инспекций на предмет контрабанды расщепляющихся материалов, таких, как плутоний 239 или уран 235. Дело в том, что протоны высоких энергий, сталкиваясь с ядрами различных элементов, вызывают реакции, характерные только для данного элемента. Соответственно, в ходе этих реакций выделяются гамма-кванты строго определенного спектра. Измеряя спектры излученных гамма-квантов, можно точно определить, из каких именно элементов состоит облучаемый объект. Конструкция ускорителя позволяет «впихнуть» его вместе с накопителями энергии в самолет грузоподъёмностью 100-120 тонн. Соответственно, этот самолет может летать, например, над океаном и облучать корабли, попадающие в его поле зрения.

Но существует ещё один военный аспект. При попадании пучка высокоэнергетических протонов на ядерный заряд, из корпуса заряда выбиваются нейтроны, которые вызывают в рабочем теле (уране 235 или плутонии 239) цепную реакцию деления. Ядерного взрыва при этом не произойдет, однако боеприпас будет разрушен. А вот если такой пучок попадет на реактор атомной электростанции, то разогрев рабочего тела неминуемо вызовет взрыв трубопроводов первого контура теплообмена. И тогда новый Чернобыль обеспечен.

С момента передачи американским «партнерам» технической документации на ускоритель прошло более десяти лет. При желании и деньгах технологию за это время можно было отшлифовать так, что вес устройства реально было бы уменьшить со 100 тонн до 60. Тем более что основной вес конструкции занимали толстостенные кварцевые трубы канала и электромагниты. В условиях безвоздушного пространства трубы уже не нужны, а тяжелые электромагниты вполне можно заменить на более легкие сверхпроводящие.

Если я, не дай Бог, окажусь прав, и американцы, в самом деле, собираются затащить в космос протонную пушку на основе ускорителя Богомолова, что они собираются делать – уничтожать летящие боеголовки или взрывать атомные станции?

Благодарю всех, кто прочел сей труд до конца.

Литература:

1. Авторское свидетельство СССР N 392608, МПК: Н 05 Н 9/00, 1969. Ускоритель ионов на обратной волне. Автор: А.С. Богомолов.

2.Патент Российской Федерации RU 2 312 473 C2, Способ ускорения и ускоритель ионов. Автор: Богомолов Алексей Сергеевич, опубликовано 10.12.2007 бюл. N34

3. Бекман И. Н., Ядерная физика. Курс лекций. М.: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Химический факультет, Кафедра радиохимии, 2010. — 511 с. Лекция 15, гл. 2.3






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.02.21 23.55.51ENDTIME
Сгенерирована 02.21 23:55:51 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2956694/article_t?IS_BOT=1