Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

->

Лекция 8. ФОНДОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Нет ни одного нравственного качества, чья слава и влияние рождали бы больше зависти, нежели справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа

.

Плутарх

     Рассмотрим ещё один механизм организации, в котором используется гармоничное сочетание разделения и кооперации труда, рыночного и административного регулирования. Он необходим ещё и потому, что развитая система разделения и кооперации труда нуждается в объединяющей их конструкции. Представляет собой специфическую форму вертикально-интегрированной кооперации, в которой рыночные отношения с их конкуренцией используются ограниченно и лишь в той мере, в которой они способствуют достижению коллективного эффекта. Такой инструмент получил наименование Фондовые механизмы хозяйствования (ФМХ). Это — продуктивный результат синтеза науки, технологии, производства и распределения, позволяющий достигать наилучшей координации работ между ними и поразительных успехов при их реализации в современных условиях.   Указанные механизмы находят широкое применение в развитых странах мира. 

    Фондовые механизмы хозяйствования представляют собой науку, искусство и практику управления всеми формами собственности на основе частно-общественных производственных отношений и конкурентоспособных стимулов для эффективного обеспечения приоритетных направлений развития государства и общества. Они включают в себя комплекс организационных мер, позволяющих сформировать кооперацию разработчиков новейших научных достижении с образовательными, воспитательными, культурными, финансовыми, производственными, ресурсными, административными структурами государства и хозяйственных субъектов. Базируется на том очевидном основании, что все они не могут одинаково участвовать в конкуренции, обусловленной рыночными отношениями.

     ФМХ опираются на известные обстоятельства, согласно которым потребительские качества товаров реализуются только после конечной стадии их изготовления. А все предшествующие стадии являются промежуточными в процессе изготовления готового продукта. Поэтому данные механизмы предлагают извлекать прибыль только после продажи товаров их конечным потребителям, а не там, где создаются условия для их разработки и изготовления. И финансировать их затраты предстоит из конечного дохода всей кооперации производителей. Что является логичным с точки зрения общественного производства.

     Преимущество использования ФМХ заключается в дополнительной прибыли, извлекаемой обществом от внедрения новейших организационных и научно-технических достижений не только на предприятиях, где они были получены, но и во всей цепочке организаций, связанных с ними производственными отношениями. То есть если где-то путём каких-либо разработок качество продукции повысилось или затраты на её изготовления уменьшились, тогда, согласно принципам ФМХ, она начнёт понижаться и у других предприятий, пользующихся ею. При этом консолидированный доход общества, извлекаемый всеми предприятиями в целом, повышается в разы по сравнению с тем, который получается предприятием-разработчиком данной инновации при её реализации путём ординарных товарно-рыночных отношений, охватывающих всю производственную цепочку. Указанный механизм окажется ещё более плодотворным при использовании фиксированных денег, которые консолидируют общество и описаны в Лекциях 2 - 4.

     Понятно, что при современной доходной концепции общественного производства такого не происходит, а весь научный и технический эффект, создаваемый на отдельных предприятиях, обращается в их сверхприбыль. Все другие предприятия, связанные с ними производственными связями, от этого выигрывают мало.

    Источником дополнительной прибыли, извлекаемой обществом, являются фундаментальные и прикладные научно-технологические разработки, получаемые какими-либо учёными или исследовательскими центрами, которые обогащают всё общественное производство. И данное обстоятельство открывает громадные возможности для внедрения крупномасштабных научно-технических достижений, организации взаимовыгодной кооперации всех областей знаний с их потребителями. И в то же время свидетельствует о том, что времена классической частной собственности, базирующейся на принципах экономической независимости и изолированности отдельных товаропроизводителей, становятся анахронизмом и отмирают.

     Принципы организации Фондовых механизмов хозяйствования зародились в России начала ХХ века по инициативе вологодского купца 1-й гильдии Х. С. Леденцова. Свой громадный личный капитал в 1905 году он завещал организованному им «Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений», деятельность которого была направлена на синтез науки, образования и производства. В последующем указанный фонд формировался за счёт инвестиционных вкладов предпринимателей, заинтересованных в коммерциализации получаемых новейших разработок и развитии страны. И таким образом были заложены основы не частнокапиталистического, а общественно-продуктивного, интегрированного вида собственности, направленные на создание условий для успешного развития перспективных исследований и их внедрения в организациях — участниках фондов.

     В рамках данного проекта Х. С. Леденцов учредил целый ряд контор, которые оказывали безвозмездную целевую финансовую помощь российским учёным, созданию специальных учреждений для внедрения их разработок. Этот Фонд был организован через девять лет после создания Фонда Альфреда Нобеля, изобретателя динамита и учредителя Нобелевской премии. Однако если последний премирует за уже свершённые научные открытия, то первый создавал условия для их разработки и реализации.

     И влияние, которое оказал Фонд Леденцова за 12 лет своего существования на российскую науку и на всё техническое состояние России, трудно переоценить. В самом деле, какое бы имя крупного российского учёного начала века мы бы ни взяли, его становление неизменно стимулировалось Фондом Леденцова. Так, им обеспечивалось финансирование научных работ К. А. Тимирязева и И. И. Мечникова, Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, И. П. Павлова, П. Н. Лебедева и многих других научных гигантов. Это — не просто имена с мировой известностью, выдающиеся личности, но целые научные школы, на которых до сих пор держится наука, многие современные достижения страны и мира.

     Принципы, заложенные Х. С. Леденцовым в работу его Фонда, оказались столь действенными, что быстро перешагнули рамки финансирования только науки и производства и разошлись по всем передовым странам в качестве универсального аппарата общественного развития. В западной экономической литературе можно встретить термин «русская волна», который появился в связи с распространением фондовых механизмов хозяйствования в этих странах. После 1918 года (с момента закрытия Фонда Леденцова в России декретом СНХ, подписанным В. Лениным под предлогом «использования в них частного капитала»), ФМХ стали сакраментальной и наиболее оберегаемой тайной политико-финансовой элиты развитых стран. В результате публикации о них до настоящего времени крайне ограничены.

     США и Япония в течение всего ХХ века оказались общепризнанными лидерами применения и форсированного использования ФМХ. Все развитые страны в той или иной мере копируют их опыт и применяют его в качестве образца для сравнения и подражания. В этой связи в первой половине ХХ века в Соединённых Штатах наблюдался бурный рост численности всякого рода филантропических Фондов и накопления ими денежных ресурсов для внебюджетного финансирования прорывных успехов науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, искусства, коллективного использования получаемых при этом достижений. В этот период появилось около 20 тыс. разнообразных Фондов, в том числе несколько сотен крупных, которые располагали совокупным капиталом свыше $50 — 60 млрд.

     К концу 2-й мировой войны ФМХ стали активно применяться также государственными ведомствами и ведущими агентствами Федерального Правительства США. Этот период характеризовался созданием множества государственных (ведомственных) фондов, которые восприняли от частных фондов высокоэффективные способы внебюджетного финансирования научных исследований, разработок и промышленных, организационных нововведений во всех отраслях общественного хозяйства. Более того, Федеральное Правительство сделало приоритетной целью государственной научно-технической политики качественное совершенствование ФМХ и повышение их социально-экономической направленности.

     Именно деятели, прошедшие школу и получившие опыт работы в различных Фондах, занимали и занимают ныне ведущие посты в высших эшелонах власти США: государственных секретарей, министров и заместителей министров обороны, финансов и т. д. Среди них попечители крупнейших фондов Э. Стеттиниус, Г. Стимсон, Ф. Келлог, Д. Ачесон и др. Президентом фонда Рокфеллера в 1950 — 1952 гг. был Дж. Ф. Даллес. Президентом фонда Карнеги — министр здравоохранения, просвещения и социального обеспечения Дж. Гарднер. Назначенный Президентом Никсоном на пост министра обороны Д. Паккард вложил $300 млн. в «благотворительный» фонд Хьюлетта-Паккарда. И, наконец, специальный помощник Президента Никсона Г. Киссинджер, который до сих пор играет заметную роль в государственной политике США, ранее входил в «мозговой трест» Фонда братьев Рокфеллеров.

     Тесно связанный с Фондом Форда бывший министр обороны США Р. Макнамара ввёл в практику всех военных ведомств и выполняющих их заказы промышленных компаний отработанные фондами программно-целевые и промышленно-целевые механизмы хозяйствования. После блестящего исполнения этой функции он был поставлен на пост председателя Международного банка Реконструкции и развития (МБРР) с задачей противоположного плана: исключить внедрение и не допустить распространения известных ему ФМХ в других государствах, главным образом в СССР и в странах социалистического содружества. И также блестяще справился с этой задачей.

     При этом в самих США эти фонды находят всё большее применение, создано множество специальных государственных фондов. Так, уже к 1990 году суммарный объём находящихся в их распоряжении средств составлял $136.9 млрд., к 1991 — $158.6 млрд., к 1992 году — уже $171 млрд.

     В настоящее время финансирование всех крупномасштабных государственных научно-технических проектов выполняется исключительно на базе целевых фондов. В их число, кроме военных программ, входят: стратегическая программа развития компьютерных технологий (1984 — 1989 гг.), разработка высокоскоростных интегральных схем (1980 — 1989 гг.), создание исследовательской лаборатории в космосе стоимостью $30 млрд. По принципам ФМХ организованы строительство сверхмощного ускорителя частиц на принципе сверхпроводимости ($6.3 млрд.), проект изучения человеческого генома ($3 млрд.), программа исследования СПИДа ($20 млрд.) и др.

     По разным оценкам, только в США сейчас работают от 28 до 35 тысяч юридических лиц, использующих фондовые механизмы. Именно так функционируют Международный валютный фонд, Фонд Сороса, Фонд Карнеги, Фонд Форда и многие другие. Через них разрабатывается и финансируется до 70% всех научно-технических и социальных новшеств развитых стран. Фактически можно считать, что все государства, в которых широко развиты ФМХ, относятся к развитым, а где они не применяются — влачат жалкое существование. Более того, страны, не использующие фондовые механизмы хозяйствования, напоминают острова, населённые дикарями.

     С использованием фондовых механизмов быстро восстановилась послевоенная экономика Японии, Германии и других ныне процветающих стран. Именно они позволили в течение 2 — 5 лет на многих предприятиях данных государств обеспечить полное обновление основных средств и многое другое. И при этом не только удаётся наиболее быстрым и экономичным способом решать самые разнообразные ограниченные и глобальные проблемы, но и извлекать немалую выгоду от использования всякого рода побочных эффектов. В частности, именно так организованы и функционируют современные Транснациональные корпорации (ТНК). На тех же принципах осуществляется работа крупных компаний.

      В чём заключается суть фондовых механизмов хозяйствования?

      Прежде всего в том, что сами фонды являются некоммерческими организациями. Они создаются для поддержки перспективных научных и технологических разработок, от которых не требуется сиюминутной экономической выгоды. Окупаемость их осуществляется только на последней стадии производства, когда они уже дорастают до товарного вида. И налоги с них берутся только при реализации готовой продукции. То есть здесь разделены процессы создания и реализации, как оно и происходит при производстве наукоёмкой продукции. Как пример, при изготовлении автомобилей принимают участие учёные, конструкторы, металлурги, химики, электрики и многие другие работники. Однако их труд окупает себя только на конечной стадии производства, т.е. при реализации готовых автомобилей.

     В результате конечные товары оказываются гораздо дешевле аналогичных, производимых на всех стадиях по принципу «купи-продай». И качество этих товаров оказывается существенно выше, поскольку открывается возможность без спешки и тщательно отладить все технологические операции их изготовления. В противном случае новый продукт, ещё не доходя до потребителя, настолько «общипывается» налогами, рыночной конъюнктурой и денежным дефицитом, что в конечном итоге нередко получается сырым и неконкурентоспособным.

     Таким образом, применением ФМХ данный вид деятельности выводится за рамки традиционных базарно-рыночных отношений. При этом прибыль уже не разрывает функцию развития, а доход перестаёт быть самоцелью производства. При работе фондовых механизмов функцией капитала становится развитие науки и образования, производства и общества. А дополнительный доход от этого выступает как конечный результат такого развития. Кроме всего прочего, это приводит к активной социализации самого капитала.

     При использовании ФМХ не задачи подбираются под исполнителей, а работающие коллективы формируются для решения тех или иных задач. И для таких коллективов убираются все препоны (финансовые, ресурсные, кадровые, организационные и др.), которые препятствуют их успешной деятельности. К работе привлекаются только те, кто нужен, вне зависимости от их места жительства и службы. Им не предоставляют избыточные средства, люди или ресурсы, но и недостатка в них нет. Это позволяет в наибольшей мере использовать профессиональные возможности людей, их талант и организаторские способности. Они уже не отвлекаются на выполнение непрофильных работ, на разрешение повседневных производственных и бытовых проблем, что резко увеличивает результативность их труда.

Каковы организационные формы фондовых механизмов хозяйствования?

     I. Первоначально они возникли в качестве Системы индивидуальных целевых проектов (1905 г.). Их основу составляет совокупность разнообразных фондов, выдающих субсидии на выполнение конкретных исследовательских проектов. По сути, таким способом формируется второй эшелон научно-технического прогресса, дополняющий и усиливающий научно-технические лаборатории частной, государственной или ведомственной принадлежности. В научной литературе эта надстройка получила название «сфера деловых услуг», «независимый сектор НИОКР», «внешний сектор», «некоммерческий сектор» и т. п. Именно его отсутствие препятствовало практической реализации многих передовых научных и технических разработок, выполненных советскими учёными и не внедрённых производством в СССР, а также не востребованных в современной России.

     В данной системе зарождаются мелкие научные и внедренческие фирмы, создаваемые учёными для реализации собственных исследований и разработок. Вроде многочисленных российских научных, внедренческих кооперативов и малых предприятий, появившихся в 1989 — 1990 гг. и задушенных правительством, отсутствием финансов, государственной поддержки и недальновидной налоговой политикой.

    В 60 — 70-х годах ХХ столетия такие фирмы привели к возникновению в США целых научно-промышленных кластеров. Причём государственная поддержка инициативных разработок учёных и предпринимателей со стороны Федерального правительства Штатов, а также администраций регионов и других органов власти не ограничивается только предоставлением им необходимых денежных субсидий или льгот. Они получают также не менее ценную для них организационно-экономическую, информационную, общественно-политическую, морально-психологическую и иную помощь со стороны правительственных инстанций, которые сами нередко выступают со своими собственными инициативами.

      Такие фирмы втягивают в себя омертвляемые компаниями и ведомствами ресурсы научно-технического прогресса, оживляют их и превращают в активно действующий научно-технический потенциал. Этот сектор становится обильным и ничем не ограниченным источником новых знаний, изобретений, инкубатором высококвалифицированных кадров. Причём своеобразные отношения, возникающие между работниками в таких фирмах, ведут к тому, что получаемые в них результаты оказываются зачастую более качественными и существенно менее затратным, чем в традиционных научно-конструкторских учреждениях.

      II. По мере укрепления индивидуальных целевых проектов стали формироваться новые формы ФМХ. А именно, возникла Система институциональных исследовательских программ (1952 г.). Она формируется на базе предыдущей и возвышается над нею. При этом оба «этажа» данной надстройки могут функционировать как автономно, так и в разных комбинациях друг с другом.

     Суть системы институциональных исследовательских программ, своеобразие такого инструмента научно-технического прогресса заключается в том, что в их рамках индивидуальные проекты и программы приобретают кооперативный, т.е. взаимозависимый вид. Это позволяет быстро наращивать общую массу научно-технических ресурсов в направлениях, в которых намечается успех, которые становятся доступными каждому. При этом сами научные фонды принимают на себя функции организационно-управленческих учреждений особого типа.

      В США они часто выступают в виде независимых неприбыльных институтов отраслевого и межотраслевого значения. Известным примером подобного учреждения является Исследовательский институт электроэнергетики США (ИИЭ), научный фонд которого в 1984 г. составлял $325 млн. С помощью ИИЭ одновременно выполнялись 1500 междисциплинарных комплексных программ, каждая из которых, в свою очередь, состояла из множества тесно сопряжённых друг с другом многоцелевых проектов. По своим возможностям такая система во многих отношениях превосходит систему индивидуальных целевых проектов. Одним из важнейших её преимуществ является способность начинать формирование комплексных программ со скрупулёзного консультативно-экспертного анализа совокупности имеющихся научно-технических и социально-экономических проблем, стоящих перед соответствующими отраслями хозяйства или социальными группами населения. В результатах, получаемых в рамках системы индивидуальных целевых проектов.

     III. Следующей стадией развития фондовых механизмов хозяйствования явилось становление Системы кооперативных внедренческих программ (1960 г.). Она начала складываться в США конца 70-х годов и представляет собой результат разрешения противоречий между изложенными выше формами ФМХ и корпорациями, ведомствами с их традиционно бюрократическим механизмом реализации научно-производственных проектов.

     Это противоречие является объективным. В самом деле, система индивидуальных исследовательских проектов способствует быстрому накоплению новых знаний и открытий. Система институциональных исследовательских программ конденсирует этот задел и превращает его в готовые к практическому использованию новшества. Вместе с тем для широкого его внедрения их возможностей недостаточно, связка между ними и производством оказывается непрочной. И эту задачу призвана решить соответствующая система кооперативных внедренческих программ, объединяющая традиционные и новые формы хозяйствования.

     Её основу также составляют соответствующие научно-технические фонды, однако они качественно отличаются от двух предыдущих. Это — фонды, предназначенные для внедрения в производство полученных инноваций в крупных масштабах. Они представляют собой внедренческие кооперативы, ассоциации и прочие объединения компаний и ведомств, относящихся к различным отраслям хозяйства.

     Эти объединения называют «временными» или «ограниченными», поскольку создаются для достижения конкретных локальных целей, реализуемых в сжатые сроки. Это могут быть конкурентная на мировом рынке научно-техническая разработка, новая технология, оригинальная идея. Причём каждый участник вкладывает в совместную реализацию проекта свою собственную, соответствующую его профилю долю. Это могут быть деньги, производственные мощности, сырьё и материалы, маркетинговые услуги, а также разработки, идеи и технологии. Выручка от реализации проекта делится пропорционально оцениваемой величине вклада. Указанная организация позволяет заполнить вакуум, образовавшийся между наукой и производством. Способствует скорейшему внедрению передовых разработок и извлечению из них наибольшего консолидированного экономического эффекта.

      IV. Дальнейшее развитие ФМХ привело к возникновению Системы информационно-технологических проектов новых производств и отраслей хозяйства (1970 г.). Эта система возникла под влиянием кооперативных внедренческих программ на базе достижений информационно-вычислительной техники и нанотехнологий. Она охватывает «пространство» промышленного выпуска и коммерческой реализации новой наукоёмкой продукции. Способствует слиянию всех описанных выше форм ФМХ в единый взаимоувязанный комплекс.

     При этом происходит качественный сдвиг во взаимоотношениях государственно-монополистической экономики с выросшей из неё надстройкой, выступающей в виде всякого рода фондов. Последние уже становятся иерархией не должностей, а интеллектов. В частности, субсидии предоставляются специалистам, известным своими научными разработками и нравственностью, не только на независимой и неприбыльной, но и на безвозвратной основе. Их не нужно ни возвращать, ни уплачивать за них налоги, проценты. Значение имеет только получаемый научный и технологический результат.

     То есть здесь отвергаются главные принципы капиталистической экономики: банковский процент и приносящий доход капитал. Происходит активная социализация ресурсов. Доход извлекается не там, где производятся указанные расходы, а где реализуются их результаты. И делится между участниками Фонда в соответствие с их вкладом. Это ведёт к качественной трансформации всего современного хозяйства.

     V. Всё изложенное завершает комплекс фондовых механизмов, способствующих наиболее эффективной разработке и внедрению всякого рода инноваций. Однако он оказывается не полным, если не будет создан механизм, предназначенный для выполнения перспективных стратегических разработок, целевого их внедрения. Такую задачу призвана решать Система инициатив (идей) глобального значения (1973 г.).

     Некоторое общее представление о них даёт японская система, называемая «Системой развития оригинальных научных исследований» или «Программно-целевых инициатив». Она предназначена для создания «ключевой техники и технологии для промышленности будущего». Осуществляет первоначальную материальную и организационную поддержку соответствующих разработок, стремящихся заглянуть возможно глубже в будущее, чтобы скорее приблизить его. Указанная система обеспечивается специально созданной Ассоциацией промышленности, правительства и науки Японии.

     В формировании каждой такой программы ключевая роль отводится всего одной, но незаурядной личности, обладающей нужными знаниями и авторитетом в научных, промышленных и правительственных кругах. Данная личность назначается генеральным ответственным за сверхсрочное создание ключевой техники и технологии для промышленности будущего и получает финансирование, организационную помощь, неограниченные полномочия эмиссара правительства, промышленности и науки.

     Реализация этих полномочий обеспечивается тем, что указанная личность получает в своё распоряжение денежный фонд размером в 2 — 3 млрд. иен. И тем самым ей открывается возможность прибегать к платным услугам любых специалистов, не используя их в качестве наёмной рабочей силы и не отрывая от основного места работы.

    Эти программы характеризуются небольшим числом участвующих в них работников, их разбросанностью по различным учреждениям и даже государствам. Полным отсутствием каких-либо бюрократических форм делопроизводства и отчётности, бухгалтерии и налогов. Они не направлены на получение сиюминутной выгоды. Здесь широко используются всякого рода информация, патенты и изобретения. Главное внимание уделяется не столько научно-техническому содержанию работ, сколько их «социальному контексту». Они должны обладать исключительно высокими качествами в отношении ресурсо — и трудо-сбережений, экономичности, сохранности окружающей среды.

      Система инициативных программ стала формироваться в Японии с 1981 года. Год спустя компании и ведомства создали первый такой центр. В 1983 — 84-х годах их уже насчитывалось 25. В 1985 году было создано 15 лабораторий, оказывающих изобретателям разнообразные услуги, необходимые для промышленного освоения их идей. Работают и другие подобного рода программы. Так, в 1984 году их было 64, а к 1985 — уже 140.

     Из Японии оригинальные исследовательские программы быстро распространились по другим странам и получили название «программно-целевых инициатив». К ним, в частности, относится «Стратегическая оборонная инициатива (СОИ)» США, «Стратегическая энергетическая инициатива» и др. Эта система всё в большей степени встраивается в структуру ускоренного научно-технического прогресса и опирается на все описанные выше формы ФМХ. Это способствует повышению качества таких разработок и их скорейшему внедрению.

    VI. В существовавшей в России в конце 90-х годов «Академии нового мышления» под руководством её Президента Ю. Н. Забродоцкого были разработаны следующие ступени ФМХ, которых ещё нет ни на Западе, ни на Востоке. Они характеризуются рядом малозаметных, но принципиальных отличий, преобразующих все предыдущие ступени фондовых механизмов и наделяющие их новыми возможностями. К ним, прежде всего, относится Система идей и программ непатологического развития (1985 г.). Она заключается в использовании логики ФМХ, избавленной от эгоистических изъянов и направленной на достижение общественных результатов, на превращение в ресурс последствий предшествующей патологии производства, ликвидации отходов деятельности человека. А также в наличии программ и информационно-технологических знаний по экологической фондо-рыночной экономике. Содержание этого механизма заключается в повышении масштаба разработок от отдельных производств до глобального уровня «общество — Природа», основополагающего для всех других равновесий: «общество — человек — мышление — биосфера — космос».

     VII. К подобным системам относятся также следующие уровни фондовых организационно-экономических систем НТП, разработанные под руководством Ю. Н. Забродоцкого в «Академии нового мышления». А именно Система программ опережающего приращения главных производительных сил на основе их динамического равновесия (1995 г.). Причём под «главными производительными силами» здесь понимаются человек, Природа, Земля и Вселенная, а также всё, их составляющее.

    В рамках неё была разработана Система программ опережающего развития духовного, нравственного, физического и интеллектуального потенциала человека. Их реализация не только позволяет возродить среду обитания людей, но и преобразовать их как личности. Эта система давала возможность как лечить природный или социальный организмы, так и способствовать всеобщему оздоровлению общества. Путём включения обратных, упорядочивающих хаос связей они способствуют снижению зашлакованности общества политическими и иными негативными личностями, догмами, зомбирующими людей.

     Подводя итог всему изложенному, можно констатировать, что в основе фондовых механизмов хозяйствования лежит способ организации гармонично увязанного использования интеллектуального потенциала общества с его организационными, материальными и финансовыми ресурсами. Он базируется, прежде всего, на научных и образовательных достижениях и создаёт условия для наиболее полной их реализации. При этом формируется единый цикл производства, в котором научные открытия и образование становятся полноправными составляющими технологического процесса производства и располагаются в самом его начале. Формирует единую самосогласованную систему научных, образовательных, производственных и политических учреждений государств и всего человечества, противоположную конгломерату из обособленных, конкурирующих между собой, независимых структур. При этом в непосредственный процесс развития вовлекаются факторы, до этого стоявшие как бы в стороне от него: культура, здравоохранение, искусство, армия и правоохранительные органы, т.е. всё то, что схематично представлено на рис. 1.

     При этом различаются две основные составляющие производства, а именно подготовка всего необходимого для выпуска высококачественной, наукоёмкой продукции и процесс производства самой этой продукции. Причём первая из этих стадий считается подготовительной, а поэтому в ней не предполагается получение какого-либо дохода. И только на последней указанный доход извлекается в полном объёме.

     По первому впечатлению, это увеличивает длительность единого цикла производства, т.е. время от его начала до завершения. Однако это увеличение является кажущимся. В действительности ни одну из стадий производства современной продукции всё равно избежать не удаётся. Вместе с тем с помощью ФМХ можно существенно сократить это время, оптимизировать использование интеллектуальных и финансовых ресурсов общества. И в то же время извлекать дополнительные преимущества, вытекающие из производства продукции с длительным циклом.

     Технологический прорыв ХХ века привёл к тому, что цикл производства практически всякой продукции стал включать в себя операции, ранее в нём отсутствующие. В частности, уже мало стало производить говядину — потребовались специальные операции, чтобы довести её до состояния, пригодного для потребления. В такой экономике как хранение продукции, так и её упаковка, потребление оказываются безотходными, а само приготовление пищи становится простым и не требующим больших усилий.

     В самом деле, недостаточно вырастить урожай — требуются специальные меры, чтобы его сохранить, обработать, переработать отходы, упаковать продукт и доставить его потребителю. И так по подавляющему большинству других предметов потребления. То есть производство любой продукции всё в большей степени становится технологически расширенным, общественным, кооперированным, с широким использованием в нём разделения и кооперации труда. Поэтому без применения самых передовых научных достижений, предоставляемых ФМХ, государство рационально функционировать не может.

     Очевидно, что как всякий длительный процесс, фондовый механизм не способен существовать без всемерной поддержки государства, финансовых и ресурсных в него вливаний. Кроме того, для его организации требуется привлечение частного капитала, введение специальных стимулирующих мер: налоговых послаблений, протекционной политики, гарантий. Возможно, потребуется организация специализированных государственных банков. И это вполне разумно, поскольку не следует ожидать урожая, предварительно не засеяв поле.

     Таким образом, фондовые механизмы хозяйствования устанавливают идеологию, принципы и организацию решения всякого рода проблем и наиболее рационального использования всех имеющихся в обществе ресурсов. Эти механизмы позволяют сосредоточить основные усилия общества на решение тех задач, где быстрее и весомее получаются результаты, выше продуктивность затрачиваемых усилий. Они дают возможность оперативно переносить направление главных усилий туда, где обозначился успех, опираются преимущественно на интеллектуальный и нравственный потенциал общества, на способы его наиболее эффективного использования. И позволяют реализовывать для общественного благополучия не только достижения отдельных личностей, коллективов, отраслей хозяйства и научных дисциплин, но и такие, которые получаются на их стыке.

     Указанные методы являются универсальными и использовались как режимом Пиночета в Чили, так и президентской республикой США, конституционной монархией Англии. Они могут применяться не только для разрешения технических проблем, но и для всех других задач, стоящих перед человечеством. Направлены не на вычитание и сложение средств, производимых различными социальными категориями населения, а на умножение общественных богатств и их деление в соответствии с затраченными усилиями.

     Государство, давая льготы на функционирование капитала, т.е. не юридическому лицу, а целевому использованию ресурсов, выигрывает дважды. Вначале тем, что способствует наиболее полезному использованию имеющихся материальных и интеллектуальных достояний общества. А затем — путём повышения налоговых поступлений от результатов такой экономической политики.

     ФМХ обеспечивают управление не формами собственности, а функцией развития за счёт однородных стимулов развития всех её форм. Применение фондовых механизмов в передовых странах преобразовало банковскую систему, привело к появлению фондобанков, финансовых корпораций, ускорило оборот капитала и понизило эмиссию. Практически завершило переход от купюрных денег к счётным.

      Эти механизмы позволяют ориентировать всякий капитал на социально значимые результаты. Способствуют социализации капитала, не ущемляющей прав собственников. Формируют социально активное предпринимательство, направленное на развитие культуры, образования, здравоохранения. На повышение жизненного уровня населения, а не только на личное обогащение частных лиц. Фондовые механизмы содержат в себе возможности как обобществления, так и разгосударствления средств производства.

     В России, где в начале ХХ века родились фондовые механизмы, есть все необходимые и достаточные условия, чтобы использовать эти механизмы на пользу государства и общества, создав быстро и и с малыми затратами эффективную систему экономического управления народным хозяйством вне зависимости от политической конъюнктуры. Их внедрение не потребует больших вложений, но позволит вовлечь в хозяйственный оборот шлаки предыдущей хозяйственной деятельности. Будет способствовать формированию единого эколого-экономического пространства. Органически сочетать интересы личные и общественные, отраслевые и территориальные, государственные и межгосударственные, объединить политику и предпринимательство.

     Мировой опыт свидетельствует, что подлинного цивилизованного рынка без фондовых механизмов хозяйствования не существует.

     Противопоставить фондовым механизмам можно только фондовые механизмы, но ещё в большей степени отвечающие существующим возможностями и вызовам, более совершенные и эффективные. Лишь фондо-рыночные отношения способны обеспечить санацию всех сфер управления на основе соревновательности и естественной конкуренции. Лишь они, наряду со всем прочим, способны очистить страну от индивидуальных, групповых, национальных и иных эгоизмов, возродить всю планету Земля.

     При отсутствии фондовых механизмов как системы хозяйствования в масштабе страны, регионов и отраслей, нет по-настоящему действенного инструмента обеспечения экономической демократии, гармонизации личных и общественных интересов на основе общенациональной идеи развития. Поэтому развиваются многочисленные негативные явления и процессы, в том числе и углубляющийся разрыв между сферами обращения и производства.

    Использование ФМХ позволяет решить значительную часть проблем, стоящих ныне перед обществом и государством, не путём их последовательного их выполнения, а фактически одновременно. Реализации указанных механизмов будут способствовать мероприятия, описанные выше и направленные на становление Гармоничной экономики. Как последние — внедрению и рациональному применению фондовых механизмов хозяйствования. Это поднимет указанные механизмы на более высокий уровень, создаст дополнительные возможности для их работы, увеличит эффективность общественного производства, повысит жизненный уровень населения.






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.02.22 12.00.41ENDTIME
Сгенерирована 02.22 12:00:41 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2960776/article_t?IS_BOT=1