Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Поставка клапанов дымоудаления в Москве и по всей России от НПО «Машпром»

АР-сервис — поставки оборудования для систем отопления и водоснабжения в Москве.


->

Лекця 10. СТРУКТУРА ЦЕНЫ И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ

     Рынок — это в первую очередь цены. О том, что они должны обладать не только свободой, но и логикой, было известно всегда. Поэтому во все времена на крупных базарах присутствовали специальные оценщики, которые не позволяли ценам выходить за разумные рамки. Следили за правильностью мер, весов и объёмов, контролировали качество товаров.

     Уже в те далёкие времена было очевидно, что если цены устанавливаются только борьбой спроса и предложения, тогда нарушается весь хозяйственный порядок, хаос и неопределённость начинают доминировать во всех товарно-рыночных отношениях. Вместо того, чтобы стимулировать производство и потребление, цены подавляют их. Возникает ценовой, информационный и товарный рэкет, при котором все возможные виды обманов и насилия становятся действующими инструментами «рыночного» регулирования. Всякого рода монополии, олигополии, картели, синдикаты и тресты активно вмешиваются в процессы формирования цен. И в результате затраты товаропроизводителей перестают доминировать в структуре цен, их доходы оказываются существенно меньшими, чем у торговцев, посредников, спекулянтов. Что и случилось в настоящее время.

     Очевидно, что такие «рыночные отношения» не способствуют развитию реального производства, повышению производительности труда и жизненного уровня населения. Они препятствуют справедливому и дальновидному распределению общественных богатств. Тем не менее, в современных «рыночных» реалиях именно они и стали доминировать.

    Всему этому способствует также то, что используемые ныне деньги ни к чему не привязаны, по крайней мере данная привязка не является явной. Поэтому возникает перманентный рост цен на все товары. И уже не определить, где их увеличение оправданно, а где продавцы мошенничают, извлекая ренту в результате своей разворотливости, алчности, отсутствия конкурентов или сговора. И тогда соревновательность уже проявляется не в повышении качества товаров или в снижении расходов, а за то, кому удаётся по более высокой цене сбыть свой товар, получить выгодный заказ или выбить налоговую льготу. Очевидно, что при этом потребитель всегда остаётся внакладе.

     Для продуктивного управления данными процессами нужно установить принципы формирования объективных стоимостей товаров, т.е. сформулировать, какие компоненты и каким образом должны в них входить. Пользуясь которыми можно будет судить об обоснованности тех или иных цен, управлять их формированием, и в то же время не препятствовать работе рыночных регуляторов. Причём к таким товарам можно отнести как материальные продукты труда, так и услуги, в том числе ЖКХ, научные и образовательные работы, здравоохранение.

     Главной компонентой цены товара, несомненно, является добавленная стоимость, создаваемая работниками предприятий и организаций. Обозначим её символом ДС. В её основе лежит общественная трудоёмкость изделий (ОТИ), описанная в Лекции 9, помноженная на денежный эквивалент труда (Лекция 3). При этом напоминаем, что при оценке ОТИ принимаются во внимание не только собственные трудовые затраты коллективов предприятий-изготовителей, но и всех тех, кто создаёт им благоприятные условия. В том числе работников вышестоящих организаций, государственной администрации, которые оказывают соответствующие услуги налогоплательщикам, продавцов и проч.

     С другой стороны, кроме живого труда в формировании стоимости следует учитывать овеществлённый труд. То есть принимать во внимание цены всех средств производства, расходуемых при изготовлении товаров: природных ресурсов, полуфабрикатов, энергии, в том числе затраты продавцов. Сюда должны входить также амортизационные расходы, отнесённые к каждому изделию (износ ресурса машин и оборудования, зданий, коммуникаций, технологической оснастки и др.). Без этого не только искажается учёт всех видов общественных затрат на товары, но и нарушается непрерывность общественного хозяйства. В самом деле, современные предприятия в процессе конкурентной борьбы вначале расходуют основные средства, не обновляя его. А затем начинается поиск инвестиций, кредитов и проч. для их воспроизводства. Это искажает всю ценовую политику, подрывает конкуренцию, из-за краткосрочной выгоды делает предприятия нежизнеспособными.

     При этом минимально допустимый процент амортизации должен устанавливаться централизованно. А поскольку обновление оборудования целесообразно ускорять, каждое предприятие вправе вводить собственный срок амортизации, но не больший, чем ему было дано в обязательном порядке. Формируемые таким образом средства должны конденсироваться на счетах предприятий и расходоваться ими целевым образом на обновление основных фондов. Такой подход сделает более активным процесс регенерации, повысит их качество и работоспособность. И одновременно создаст условия для успешной работы науки, образования, станкостроения и строительства. Обозначим эту часть стоимости символом Am.

     Указанные компоненты стоимости товаров являются базовыми. Вместе с тем имеются и другие факторы, которые следует принимать во внимание при их формировании. К ним, в частности, относятся затраты на расширение производства. Они явятся источниками средств, предназначенных не только для увеличения основных и оборотных фондов предприятий, но и на научно-исследовательские работы, ОКР, на опытное производство новейшей продукции, на повышение квалификации персонала и проч. То есть на всё то, что способствует уверенному росту предприятий и организаций, стремящихся укреплять свои конкурентные позиции. Величина их может быть пропорциональной амортизационным расходам, фонду оплаты или какому-либо другому показателю, приоритетному в реализуемой предприятием экономической политике. Обозначим их символом Apn.

     Достаточно непростыми являются отношения между базовой ценой товаров и используемыми для них ресурсами. В самом деле, нет изделий, в которых природная компонента отсутствует, поэтому вопрос об оптимальном их расходовании не является праздным. Чреват наступлением экологической катастрофы, угрожающей жизни всей Земли.

      С другой стороны, простое включение затрат за использование природных ресурсов в цену товаров приведёт к разбалансировке всех полученных выше инвариантов. Оно будет способствовать коммерциализации природной ренты, внесёт неопределённость и хаос в производственные отношения. Реально получаемый доход должен зарабатываться трудом, а не формироваться рентой, в т.ч. природной. В противном случае начинается варварское расходование природных ресурсов, уничтожение среды обитания человека. То есть продолжится всё то, что уже имеет место в нынешней экономике. Возможно ли производство, в котором ущерб природным богатствам даже при самом интенсивном их расходовании будет минимальным?

     Современная деятельность людей привела к осознанию того, что ресурсы Земли не безграничны, что без восстановления вовлечённых в хозяйственный оборот природных богатств дальнейшее существование человечества становится проблематичным. Были установлены принципы такого хозяйствования: нужно минимизировать расходование невозобнавляемых средств, больше использовать такие ресурсы, которые Природа способна восстанавливать сама или с помощью человека. Разработано немало технологических приёмов их регенерации. В частности, к ним относятся агротехнические способы растениеводства, мелиорации, окультуривания сельхозугодий. Внесение органических и неорганических удобрений, позволяющих не только получать богатые урожаи, но сохранять и облагораживать почву.

     Но только этого мало. Необходимо так организовать производственный процесс, чтобы в нём отходы одних видов деятельности становились сырьём для других, не нанося при этом ущерб ни Природе, ни обществу. В самом деле, использование отходов и вредных выбросов даже при существующих технологиях зачастую оказывается столь продуктивным, что по эффективности может превосходить основное производство. То есть «При умелом использовании побочных продуктов основной продукт в конце концов ничего не стоит. И становится трудно разграничить, что является продуктом основным, и что — побочным» (Г. Форд).

     В гармоничной экономике следует моделировать всё то, что работает в Природе. Ведь «В природе нет отходов. Просто каждое последующее производство должно базироваться на отходах предыдущего» (Д. И. Менделеев). Как пример, животный мир потребляет кислород, выделяя в качестве отходов углекислый газ. Но как раз последний и является питательной средой для растений, выделяющих кислород. И так во всём. Природа уравновешена настолько, что в ней всё гармонично увязано, всё дополняет и поддерживает друг друга. Это ли не образец для подражания нашей экономике?!

    Понятно, что нынешнее производство является преимущественно паразитическим и в значительной мере живёт за счёт окружающего его Мира.

    В регулировании этими процессами и заключается одна из важнейших задач науки, технологий, административного управления. Очевидно, что рыночный механизм сам по себе справиться с этой задачей не способен. В результате ущерб людям и Природе становится всё более весомым.

    При правильном ценообразовании вредное производство должно не только минимизировать наносимый предприятиями ущерб, но и способствовать ликвидации его последствий. Чтобы было экономически выгодно переходить на ресурсосберегающие и ресурсовосстанавливающие технологии, а не извлекать за счёт них дополнительную ренту. Для этого в структуре цены товаров должна присутствовать природная экологическая добавка. Обозначим её символом Пэ. И соответствовать она должна реальному ущербу, который наносится предприятием Природе и обществу.

    Часть получаемых таким образом средств должна целевым образом расходоваться на самих предприятиях — потребителях ресурсов для минимизации последствий наносимого ими вреда. То есть ликвидировать терриконы, оздоравливать почву, компенсировать ущерб населению. Приобретать специальное оборудование, налаживать соответствующие технологии, финансировать экологически чистые производства. Оплачивать природоохранные научные изыскания, обучать персонал, организовывать специализированные службы. Всемерно способствовать тому, чтобы вред от таких предприятий был минимальным.

     Другая часть средств может расходоваться на стимулирование экологически чистых производств. А поэтому для некоторых предприятий и выпускаемой ими продукции величина Пэ может не только отсутствовать, но иметь отрицательную величину. Это позволит рынку стимулировать непатологично работающие предприятия и ограничивать деятельность других. Но очевидно, что суммарная величина таких отчислений для государства и регионов должна быть нулевой.

     Аналогично отношение к таможенным экспортным и импортным пошлинам. Их целесообразно вводить только на такую продукцию, которая производится или может производиться в стране, но по каким-либо причинам не выдерживает конкуренцию с зарубежными аналогами. При этом средства, получаемые от пошлин, должны направляться предприятиям с недостаточным внешнеторговым рейтингом и использоваться ими исключительно для повышения их конкурентоспособности. Способствовать созданию условий, при которых они смогут успешно конкурировать как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Расходоваться на их перевооружение, оснащение, подготовку кадров. Направляться на выполнение научных и технологических разработок, которые позволят увеличить конкурентоспособность предприятий. И при достижении равноправной конкуренции с зарубежными партнёрами в структуре цены соответствующего товара они должны исчезать. С другой стороны, часть извлекаемых таким образом средств должна расходоваться на стимулирование производств, обладающих высокими конкурентными возможности, являющихся приоритетными в проводимой стране экономической политике. Обозначим их значком Ип, причём они также могут иметь как положительные, так и отрицательные значения.  При этом суммарные величины экспортных и импортных пошлин должны быть такими, чтобы баланс внешней торговли был оптимальным, т.е. нулевым, а конкурентные отношения предприятий и отраслей хозяйства — равноправными.

     Таким образом, данные пошлины не должны иметь фискального содержания или становиться источником дохода каких-то организаций или частных лиц. При их внедрении цены начнут служить инструментами рыночного регулирования хозяйств, а единственным источником получаемого дохода станет труд и его эффективность. Все другие факторы производства повышают его результативность, требуют правильного учёта, анализа и распределения, но не снижают роль труда. Это позволит избежать корыстных побуждений собственников и коллективов при исполнении ими общественно значимых функций. Сосредоточить внимание на повышение продуктивности общечеловеческого труда, а не на изощрённое извлечение дармового дохода с Природы, с соседей или с собственных работников.

     Вместе с тем жизнь сложна и порой требует быстрых решений тех или иных проблем. Для этого целесообразно вводить штрафы и премии. Однако влиять они должны только на величину суммарного дохода коллективов и собственников. А общая сумма штрафов в стране должна быть равна таковой у премий. Лишь в этом случае они будут обладать активными регулирующими качествами. Обозначим их символом Шп.

     В результате всего изложенного структура начальной, т.е. до поступления их на рынок, цены товаров Цн принимают следующий вид:

Цн = ДС + Am + Apn ± Пэ ± Ип ± Шп.

    Тогда каждая из составляющих начальной цены товаров играет свою роль и предназначена исключительно для стимулирования непатологичного развития экономики, для её оптимизации.

     Установленная таким образом цены являются не обязательными, а базовыми. И использоваться они должны только для установления цен монополистов, производителей некоторых продуктов и лекарственных средств, которые рынком не управляются. А также для государственных магазинов и продавцов стратегических товаров, которые таким образом будут влиять на общую ценовую и производственную политику страны. Для всех других производителей цены товаров могут отличаться от значений Цн в ту или иную сторону в соответствии с их рыночной конъюнктурой. В то же время максимальная величина такого отклонения (в большую сторону) должна быть жёстко регламентирована.

    При этом отметим, что в условиях фиксированной денежной массы увеличение цены товаров относительно базовой Цн у каких-то товаропроизводителей с неизбежностью приведёт к понижению цены товаров других товаропроизводителей. То есть что в одном месте прибудет, то в другом — обязательно убудет. И данное обстоятельство сделает цены гибкими и чётко отслеживающими рыночную конъюнктуру, но будет препятствовать их разгулу. Повысит продуктивность конкуренции

     В результате цены всех поступающих на рынок товаров будут ограничены количеством имеющихся для их приобретения денег. А значит всякие отклонения рыночной цены на какой-то товар от средней их стоимости, устанавливаемой конкуренцией и затратам товаропроизводителей, становятся зримыми. И тогда легко установить, у кого они завышены, а у кого — занижены, у кого обоснованы, а у кого произвольны. Всякое превышение цены какого-то товара по сравнению с базовой ценой будет скомпенсировано понижением цен на другие товары. Данное обстоятельство будет способствовать рыночному регулированию цен, и в то же время не даст им возможности вырваться из-под контроля. Монополисты станут наращивать свои доходы усовершенствованием производства, а не повышением цен на свою продукцию, как сейчас. И это вполне разумно, поскольку если от первого общество выигрывает, то от второго — страдает. Так что же в этих условиях следует стимулировать государству?

     При таком подходе наряду с определённой свободой цены получат объективное содержание, начнут исполнять общественно значимые функции. То есть ими уже будут управлять не крайности, жёсткое административное регулирование или полный ценовой хаос, а их гармоничное сочетание. Цены будут отображать весь комплекс затрат, используемых для производства, а сфера действия спроса-предложения будет ограничена общественной целесообразностью.

    Поэтому соответствующие административные службы управления необходимо создавать или реорганизовать из существующих как на местном, региональном, так и на федеральном уровнях. С ними призваны сотрудничать также налоговые службы. Их совместной задачей является не только получение и обработка данных о состоянии предприятий, но и регламентация, проверка действующих цен на продукцию. Кроме того, указанные службы призваны контролировать целевое распределение и расходование формируемых таким образом финансовых средств.

    С другой стороны, если предприятие сильное и участвует в полномасштабной конкурентной борьбе, тогда его цены могут быть отпущены полностью. Это не приведёт к дрейфу стоимостного содержания рубля, поскольку равенство денежной массы и суммарной стоимости товарной массы будет автоматически включать механизм их корректировки. При обнаружении таких сбоев в каждом регионе и предприятии, на всякую продукцию у администрации окажется достаточно рычагов косвенного или прямого воздействия на указанных нарушителей.

     Таким образом, продажная цена продуктов труда у большинства товаропроизводителей Ц может отличаться от установленной Цн. Причём в соответствии с рыночной конъюнктурой, разница между ними может быть как положительной, так и отрицательной. Однако в любом случае она, также как штрафы и премии, целиком ложится на общий доход коллективов и собственников и характеризует общественную результативность их деятельности.

     Если эта разница окажется положительной, тогда получаемая каждым работающим оплата и прибыль будут увеличиваться. А если отрицательной, это ударит по карману каждого, принимающего участие в трудовом процессе, в том числе и по заработкам работников вышестоящих организаций, обслуживающих их. Всё это будет способствовать улучшению работ всех производственных структур, повысит уровень управляемости хозяйственной деятельности, приведёт к увеличению результативности труда. Повышение производительности труда приведёт к понижению цен, а не к росту числа денежных знаков или лишних людей.

    При этом основные усилия товаропроизводителей будут направлены не на повышение цен продаваемых товаров, а на увеличение их объёма, номенклатуры и качества. И тогда производственные отношения как отдельных людей, так и хозяйственных субъектов поменяются кардинально.

    В результате сформируется диалектическое единство двух способов распределения, рыночного и трудового, что сделает указанную систему достаточно гибкой. Возникнет саморегуляция рынка и всей организации страны, при которой уже не будет требоваться постоянное вмешательство администрации. Общество сделается самоорганизованным. Данное обстоятельство даст возможность включить административное управление в орбиту рыночных отношений, сделает её автоматически зависящей от результатов своей деятельности. А рыночные отношения сделаются административно управляемыми. Внедрит обратные связи в систему руководства и объектов его управления. Будет способствовать переходу администрации в разряд высокоорганизованных систем.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.09.21 23.24.30ENDTIME
Сгенерирована 09.21 23:24:30 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2962411/article_t?IS_BOT=1