Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

29 Май, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Зачем нам длинное детство

В общем, все, наверное, знают, что у человека самое длинное детство из всех животных на Земле. Причём даже это, и без того очень длинное детство общества в лице государств постоянно стараются увеличить ещё больше. Зачем это делается? Что бы ответить на этот вопрос, необходимо определить, как и для чего этот феномен вообще возник.

Главная задача

   Так вот, длинное детство помогает нам социализироваться. Если ты одиночка, то тебе надо только уметь охотиться и не попадаться. Достаточно пары месяцев ну и плюс время для физического роста.

   Если ты член стада, то тебе надо понимать место в иерархии, способы продвижения в ней и правила поведения согласно занимаемому месту – на это нужны месяцы.

   Если ты член социума, пусть и обезьяньего, то тебе надо уметь взаимодействовать с другими особями, подстраиваться под их интересы, понимать что они думают, планировать и совершать коллективные действия – это охранительно трудно, на это нужны годы. Поэтому приматы обладают самым длительным детством в своей размерной группе.

   Если ты член примитивного сообщества людей, то тебе ещё сложнее, тебе надо освоить всё вышесказанное плюс язык и опосредованное взаимодействие с тысячами особей.

   И так далее на каждом этапе увеличивается количество навыков, но это не про закручивание гаек и даже не про сопромат – это про взаимодействие. Мы учимся именно взаимодействию, всё остальное вторично.

Направление движения.

   Вся биологическая эволюция движется в сторону большей социализации. Не уходя совсем уж в глухую древность, посмотрим только на тетраподовых.

   Тут необходимо понимать одну вещь: удлинение детства это дрейф, накопление отрицательных мутаций, потому что с любой точки зрения выгодно расти быстро. Но в некоторых случаях нам приходиться удлинять детство искусственно, что бы чему-то научить или научиться, в этом случае у нас прекращается отбор по скорости роста – самый простой и естественный – и начинается отбор по способности освоения навыков, основное его направление увеличение головного мозга. НО поскольку скорость роста в этом случае перестаёт быть важной, она начинает размываться и дрейфовать. Грубо говоря, эта характеристика становится хуже – деградирует. Результат этой деградации – замедление скорости роста и физиологическое удлинение детства.

   Обратите внимание! Это не  направление развития, а побочный эффект увеличения числа навыков которые необходимо освоить, деградация по признаку, который перестал быть значимым!

   Ящерицы и амфибии просто откладывают яйца, они не образуют сколь-нибудь структурированные группы, и потому им не требуется социальных навыков, им достаточно информации записанной в геноме, поэтому у них нет необходимости заботиться о потомстве, и они этого не делают. Детство короткое, за это время особь просто набирает массу и учится управлять телом – на это не нужно много времени.

   Птицы, более сложные животные, образуют примитивные сообщества – стаи. Часто имеют язык для передачи информации, хотя социальной структуры достойной внимания у них нет, навыки их взаимодействия (тот же язык) достаточно сложны, в геноме их уже не запишешь, значит им надо учить. На это всё равно нужно время, и как бы быстро ты не вырос, твоё взаимодействие не будет эффективным. Поэтому продолжительность детства начинает дрейфовать в увеличение.

   У большинства теплокровных есть социальные структуры, стада, стаи, семейные группы и прочее. Взаимодействие в них сложное, ему надо учиться, и как бы быстро ты не вырос, ты не будешь эффективным, пока не освоишь необходимые навыки. Поэтому быстро расти просто незачем, и такой признак, как скорость роста организма деградирует – замедляется.

Приматы.

   Квинтесенция теплокровных – приматы, самые совершенные из животных, с самой сложной социальной организацией и достаточно сложной сигнальной системой (возможно языком), имеют чудовищно сложные навыки общения. Они создают стратегические союзы, планируют и осуществляют групповые действия, направленные на совершенно разные объекты (в отличии, например, от волков, которые объединяются только для охоты). Всё это требует очень долгого обучения, и скорость роста деградирует ещё больше.

   Самым совершенным из ныне существующих приматов является человек, он имеет двухуровневый язык (второй уровень – письменность, даёт возможность к не прямой, опосредованной передаче информации), чего видимо кроме него никакие другие животные не имеют. И способность к социализации отточена у него настолько, что позволяет создавать эффективно взаимодействующие группы в тысячи особей (превращать эти тысячи в миллионы он может благодаря второму уровню языка) .

   В принципе, эти навыки настолько сложны, что на их усвоение уходят даже не годы, а десятки лет («если бы молодость знала, если бы старость могла»). При этом наше детство длиннее обезьяньего всего в два, максимум три раза, это очень много, но явно недостаточно.

   Почему так? Дело в том, что увеличение продолжительности детства это не направление развития, а лишь его побочный эффект,  накопление отрицательных мутаций по признаку, который перестал быть значимым для выживания.

Когнитивная революция.

   Для биологической эволюции требуется очень много времени. Намного меньше, чем предполагал Дарвин (не тысячи поколений, а «всего» десятки), но намного больше, чем нам нужно и чем мы можем заметить (50 поколений это примерно 1000 лет). Поэтому наше детство, конечно, удлинилось по сравнению с другими приматами, но не так сильно как это нужно.

   Плюс ко всему, в последние столетия произошла когнитивная революция, которая по своему значению сравнима разве что с революцией неолитической. Человечество разработало (этот процесс полностью завершился в 20 веке) научный метод. Благодаря этому мы больше не тыркаемся как слепые котята в тайны природы, а целенаправленно взламываем их тогда, когда нам это нужно. Наука перестала быть делом одиночек и стала технологией. Нам больше не требуются тысячи бесполезных опытов и десятки лет обработки результатов – открытия делаются на кончике пера и проверяются короткой серией целенаправленных экспериментов. Ещё 100 лет назад не было ничего подобного.

   Это сделало науку невероятно эффективной и позволило лавинообразно наращивать знания о мире. За последние 50 лет мы узнали о мире больше, чем за все предыдущие 50000.

   Эти знания необходимо поддерживать, увеличивать и передавать.

Искусственная среда.

   Но и это ещё не всё. Впервые в истории, созданная человеком искусственная среда, превысила по сложности естественную.

   В этом месте в меня полетят помидоры, поэтому сразу поясню, что речь идёт о когнитивной составляющей. Разумеется, экосистема города проще, чем природная. НО с природной мы толком и не взаимодействуем, т.е. знаний о «городе» нам нужно больше (намного больше!) чем знаний о природе, и сумма этих знаний каждый день возрастает, в то время как необходимость взаимодействия с внешней средой постоянно падает.

   Впервые в истории нам нужно больше знаний о нашей искусственной среде, чем об окружающем мире, который теперь правильнее будет называть внешним миром.

Для нашего выживания правила дорожного движения в миллионы раз важнее, чем знания о хищных животных или ядовитых растениях. Для нашего взаимодействия владение языком принципиально нужнее чем способность драться. Для пропитания способность управлять электронными системами важнее, чем умение выращивать и собирать плоды, или охотиться и т.д.

   Да, наша искусственная среда не самодостаточна, она требует ресурсы из внешней среды, она требует людей способных эти ресурсы во внешней среде добывать и во внутреннюю среду поставлять, но с каждым годом таких людей нужно всё меньше и меньше. Их знания, умения и навыки всё менее и менее востребованы.

Дети и биополимеры.

   Все, наверное помнят, что в старой научной фантастике космонавты и жители замкнутых пространств мегаполисов мечтали о зелёной травке, прохладном дождике и глотке свежего воздуха. Так вот я могу нас всех поздравить – всё это в прошлом. Травка, дождики и прочие атрибуты внешней среды больше никому не нужны.

   Мой маленький ребёнок впадает в ступор при контакте с внешней средой. Травка, свежий воздух, дождик вызывают у ребёнка одно единственное желание – загородиться от них и никогда больше не иметь ничего общего. Такая же картина с другими детьми в детском саду. А речь идёт не о миллионнике, а о крохотном городке в 20 000 человек.

   Искусственная среда ещё не самодостаточная внутренне, стала полностью самодостаточной внешне.

   Если бы рабочего с завода из середины 20го века пометить в неолит, он стал бы живым богом, изобретателем и мудрецом, успешно приспособился и прожил бы жизнь не хуже, а скорее намного лучше среднего кроманьонца. Если вынуть современного работника из офиса и отправить в такое же прошлое, он будет подобен муравью удалённому из муравейника и погибнет в течении суток.

   ОДНАКО, если в прошлое перенести с завода тысячу человек они растворяться в море кроманьонцев. А если взять тысячу офисных клерков они создадут цивилизацию.

Именно неспособность выжить в одиночку, заставляет нас взаимодействовать между собой, делает эффективными наши сообщества.

К чему это я?

   К тому, что нам больше нет необходимости впихивать в детские головы знания о внешнем мире. Ребёнку не нужен сопромат, без разницы может он его усвоить или нет.

   Нам нужны совсем другие навыки. Ним необходим максимум знаний об информационных системах и системах управления. Нам необходимы все знания о современных научных методах, именно методах, а не фактах. Нам необходим максимум знаний о правилах функционирования городских экосистем, от экономики обеспечивающей воспроизводство и снабжение искусственных сред, до юриспруденции обеспечивающей взаимодействие между индивидуумами и экономическими агентами, правила дорожного движения и поведения в социуме. Нам совершенно необходимы знания медицины и психологии, обеспечивающие сохранение и воспроизводство человеческого капитала. И разумеется нам совершенно необходимо знание языка (по-хорошему, нам вообще нужен другой язык) обоих уровней и математика, без которых ничего из вышеуказанного просто нельзя освоить. Ещё было бы не плохо иметь если не знания, то хотя бы общее представление об этологии, когнитивной науке, биоинформатике.

   Именно для освоения этих навыков нам нужно длинное детство, а вовсе не для изучения многочисленных и разрозненных фактов о внешнем мире, которые больше никому не нужны и никогда нам не пригодятся.






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.05.26 22.43.44ENDTIME
Сгенерирована 05.26 22:43:44 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2981393/article_t?IS_BOT=1