Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Занимательная политэкономия

Миллионы читателей популярных книжек экономического направления в абсолютном большинстве бизнесом, как таковым, не интересуются. По большому счету, они даже деньги не любят (образ скупого рыцаря, сидящего на сундуках с золотом, их не вдохновляет).

Эти экономисты – любители считают главным следствием всех финансовых манипуляций богатство, понимаемое, как готовность многих и многих по первому требованию предоставить свой труд и свои ресурсы тому, кто этим богатством обладает. Следовательно, богач может жить только среди людей, и никакие сокровища не смогут облегчить пребывание Робинзона Крузо на его острове. Феномен богатства был не всегда. Первобытные люди, хотя жили в обществе и многие дела делали совместно, обладали, однако, достаточной универсальностью, поэтому могли, по большей части, сами себя обслуживать. Захотел иметь крышу над головой – сделал шалаш, проголодался – поймал рыбу. Потом этот процесс стал более дифференцированным. Одни ловили много рыбы, другие строили шалаши, а третьи горшки обжигали; и менялись достигнутым в приемлемой для всех пропорции. Понятно, есть бездарные лентяи и есть талантливые трудяги, но все равно, таким способом быть богаче среднего уровня в сто раз не получится.

Для получения настоящего богатства (хотя бы гарантирующую работу тысячи человек на одного) есть два способа:

Во-первых, нужно умудриться как-то разделить процесс творения и исполнения. Сочинил песенку (творение), записал на миллион дисков (исполнение) – с каждого по денежке, вот тебе и миллион. А еще можно написать детектив, сняться в кино или сыграть в футбол на глазах ста тысяч болельщиков на стадионе и ста миллионов у телеэкранов. Во всех случаях люди добровольно отдают авторам этих творений денежные знаки, являющиеся своеобразными долговыми расписками, по которым они обязуются предоставить впоследствии свой труд эквивалентно стоимости права пользования предложенными чтивом и зрелищем.

Но главное богатство можно получить, если взять на себя чужую ответственность. Люди отдают ее очень охотно вместе со своей свободной волей, взамен же потребуют не много, но гарантированно. В Африке это может быть набедренная повязка и миска похлебки, а в Германии – домик в пригороде и «Опель» в гараже. Вот если такая сделка состоится, есть шанс стать миллиардером или вождем нации. Разумеется, покорное  (на первый взгляд) большинство можно обмануть, но не навсегда; в конце концов последует бунт, который, как водится, абсолютно «бессмысленный и беспощадный». Но надо помнить – бессмысленным бунт будет только для любителей гарантированной похлебки. Их вожди, призвавшие народ к топору, имеют вполне определенную цель – после свержения тирана и диктатора занять его место.

В погоне за сокровищами многие люди видят впереди заманчивое будущее, выраженное поговорками: «Богатство дает власть» и «Деньги – это свобода, выкованная из золота» Увы. Это не более чем миф. Во все времена владельцу сундука с сокровищами очень полезно находиться в хороших отношениях с княжеской дружиной или полицейским нарядом. Разбогатевший Остап Бендер, попав на границу, быстро убедился, что пистолет в руках пограничника сильнее, чем его миллион. А насчет свободы лучше спросить у наших богачей, сидящих в тюрьме.

Но самое смешное утверждение: «Я не пешка, я игрок».

Да, игрок, игрок…Никто не спорит. Как раз на таких недоумках казино и наживается.

Игроку нужно подумать хотя бы на один ход вперёд.

А кто определяет правила игры, кто сдаёт карты, кто позволит уйти с выигрышем? А кто может в любой момент поменять правила или вообще их отменить?

На все вопросы ответит один - человек с мечом. Это он позволяет обманывать лохов, он позволяет уйти от ответственности и пользоваться награбленным – разумеется, не безвозмездно. И не, боже мой, сделать шаг в сторону или не заплатить.

Если положить на весы золото и меч, последний всегда перевешивает.

И заодно рецепт обеспеченной старости. Ответим на вопрос: как скопить богатство для компенсации грядущей физической и умственной немощи, богатство пусть небольшое, но каждому?

Обычно рассматривают многочисленные, но второстепенные способы – пенсионные фонды, индивидуальные накопления в подушке, покупка акций и прочее. Но вспомним еще раз Робинзона Крузо – помогло бы все это ему в старости, останься он на своем острове (Пятница не в счет, он тоже состарится)?

Суть всех перечисленных финансовых инструментов состоит в возможности обменять эти виртуальные ценности на реальные услуги молодого поколения. А между тем как говорится: «Что бы сделать рагу из зайца, надо иметь, как минимум, зайца». То есть необходимо на каждого пенсионера иметь хотя бы двух работающих, обладающих к тому же определенной нравственностью. А то ведь они могут и отобрать пенсионные накопления у стариков, а их самих пустить на собачий корм.

На практике это означает – если нынешнее поколение хочет иметь достойную старость, оно должно нарожать детей и воспитать их надлежащим образом, а уж как потом финансово оформить их заботу о стариках – дело десятое. Будет у молодых желание и возможность кормить своих предков, что-нибудь придумают.

Можно, правда, втереться в «золотой миллиард» и пусть потом на нас таджики работают, но что-то подсказывает – такое положение в исторической перспективе не стабильно. Немецкие пенсионеры отдыхают в Турции именно потому, что турецкие старики и старушки в своей массе не имеют возможности посещать курорты европейских стран. Люди из бедных стран плодятся очень хорошо, но вот их желание работать на кого-то – не факт, что будет вечно.

По правде сказать, этого желания давно уже нет, и «Золотой миллиард», как только представится такая возможность, будет пущен на собачий корм незамедлительно.

Ну, и для тех, у кого аллергия на Марксизм - материализм.

С точки зрения мировых религий, сущность богатства определяется не только и не столько количеством денег. Это может быть социальное положение, образование, талант, способности, да и просто внешние данные. То есть, всё то, что облегчает жизнь, а в идеале дает возможность вообще не работать, и, если человек пользуется этой возможностью, то это грех. Самое примечательное, - не имеет значения источник богатства, - украл, нашел, подарили, получил наследство, заработал непосильным трудом или просто таким родился. Работающий миллионер - праведник, а пенсионер, проводящий дни в безделье – грешник.

И человек - вовсе не хозяин своих богатств, а лицо ответственное за правильное его использование (правильное с точки зрения Творца разумеется). Богатство, в библейском понимании, вовсе не облегчает жизнь. Кому больше даётся, с того больше и спрашивается.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.09.23 04.31.03ENDTIME
Сгенерирована 09.23 04:31:03 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2990057/article_t?IS_BOT=1