Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

29 Май, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Как организовать обучение

Управление процессом обучения:

Первое правило управления – если мы не можем воздействовать на систему, мы не можем и управлять. Нам нужна положительная обратная связь и отрицательная обратная связь. Это во-первых. Во-вторых, основа психофизиологии, на котором стоит современная психология это связка S-R (стимул-реакция). Мы не можем получить реакции, если не приложен стимул. Поскольку нам нужна связка реакций, т.е. мы хотим выработать навык, а навык это ни что иное, как типовая реакция на типовой стимул. Мы должны давать многократные стимулы и корректировать реакцию: правильную подкреплять, неправильную наказывать. Никакого другого способа обучения биологических систем не существует.

Отсюда несколько выводов:

1. У учителя должна быть возможность поощрения и наказания.

2. У системы должна быть возможность исключения необучаемых. Несмотря на то, что подавляющее большинство способно к обучению, из этого правила всегда есть исключения (чем совершеннее наша система обучения – тем их меньше, но есть они всегда). Но главное даже не это, а то, что вероятность отчисления существенно дисциплинирует тех, кто к обучению способен.

Дисциплина.

Понятно, что мы все против концлагеря в школе. Мы хотим что бы дети не были запуганы, что бы у них сохранялся живой ум и деятельная инициатива. Однако это требует постоянного контакта педагога с учеником. В более-менее больших классах это совершенно невозможно. Каждый человек способен поддерживать контакт с двумя собеседниками. Более-менее обученный педагог способен на поддержание контакта с 3-5 учащимися сразу, опытные педагоги могу держать постоянный контакт с большой группой до 10 человек, и только считанные единицы имеющие врождённые способности и большой опыт способны поддержать непрерывный контакт с большой аудиторией более 20 человек. Так вот – звёзд нам не хватит. Такие талантищи о которых мечтает министерство и родители встречаются редко. На всю Россию их хорошо если несколько тысяч, а учителей нам нужен миллион, поэтому у нас два решения: хорошее и реальное.

Хорошее состоит в том, что бы уменьшить классы до 10 человек и каждого стажёра снабдить тьютором (классной дамой – как это называлось раньше), который будет поддерживать диалог с учащимися до тех пор, пока стажёр не наберётся опыта (хотя бы три года) непрерывного поддержания контакта. Это потребует увеличения преподавательского штата в примерно в 4 раза. По мимо того, что это требует 4хкратного роста фонда оплаты труда (что уже нереально), это требует ещё и 4хкратного увеличения штата, что социологически невозможно, столько педагогических кадров нельзя подготовить хотя бы потому, что нет столько желающих работать с детьми.

Реальное состоит в поддержании дисциплины в классическом понимании этого слова. Т.е. дети должны находится в подчинённом положении и понимать его неизбежность. Это не значит, что на выходе должен стоять жандарм с розгами, но должна быть чётко обозначена ответственность за нарушение – это тема для дискуссии.

Тем не менее, даже в этом случае поддержание дисциплины – это сложно. Как бы не смеялись над институтом школьных психологов, но он очень помогает.

Система оценивания.

   Я уже слышу поднимающийся вой на тему того, что сначала мы решаем чему учить, пишем программу, а уж потом решаем, как будем оценивать. Так вот – это всё неправильно. От системы оценивания очень даже зависит чему и как мы будем учить, одно дело, если у нас зачёт, совсем другое дело, если у нас оценка, и не менее важно сколько в ней баллов. Сейчас объясню в чём разница.

   Мы уже выяснили, что у нас в школьном курсе содержится информация как бы пяти типов:

1. Базовые знания.

Информация обязательная к научению, на основе которой закрепляется навык, необходимый для практического применения в жизни (навык письма, чтения, вычисления площади и пр.).

2. Базовые методы.

информация не нужная в жизни, но являющаяся составной частью метода, который имеет практическое применение в жизни (нам не нужны многие математические формулы, но нужны методы работы с ними, нам не нужны правила черчения, но требуется метод составления и чтения схем и пр.)

3. Картина мира.

Информация не нужная в жизни, но требующаяся для формирования правильной картины мира (атомы, геном, строение клетки, связь энергии с массой, история Египта и пр. не нужны в жизни, но нужна формируемая на их основе картина мира).

4. Полезные навыки.

 /по многочисленным  просьбам трудящихся/ информация не нужная в жизни и не формирующая картину мира, но требующаяся для развития иных вербальных навыков, например, памяти и внимания (исторические даты, физические константы, отрывки из классических произведений и пр. не нужны нам ни для чего, но их запоминание тренирует память.)

5. Общее развитие.

То, что развивает физические и специфические возможности: силу, ловкость, музыкальный слух, способность к рисованию и пр. В общем, это и не совсем информация, овладение ею не вполне обученность т.к. это больше зависит от природных способностей, чем от обучения (т.е. от обучения и пр. конечно зависит, но совсем не так, как счёт или письмо).

Разумеется, эти пять информационных блоков должны оцениваться принципиально по-разному. В грубую, по пятибалльной шкале: первый блок должны усвоить ВСЕ на твёрдую 5; второй блок – не менее чем на 4; третий не менее чем на 3; четвёртый и пятый – на столько, насколько позволяют природные способности, у кого способностей нет – извините, грешно с них спрашивать, а на их социализации отсутствие этих знаний не скажется. По-хорошему четвёртый и пятый блок должны оцениваться за старание.

Проще говоря:

- если я не знаю наизусть Онегина, не помню число Авагадро или гравитационную постоянную, и даже не помню в каком году была Великая Смута – это ещё не значит что я необразованный человек. Без всех этих сведения я могу успешно социализироваться и даже быть крупным специалистом в своей области, не связанной с этими данными.

- НО если я не знаю, как посчитать площадь комнаты, что вещество состоит из атомов, что Пушкин – великий русский поэт и тому подобное, то я – быдло безграмотное. Мои возможности по социализации критически сокращаются. Я не могу быть специалистом ни в какой области, потому что у меня отсутствует пригодная для получения дальнейших навыков картина мира. Эта информация является НЕОБХОДИМОЙ.

Так вот, при усвоении необходимой информации оценка должна ставится за знание и умение во всей их полноте. Если человек не способен усвоить эту информацию или не желает этого делать, он должен быть переведён на специальное обучение, не в общей системе образования.

Оценка за ЗУН.

Первые три блока это основные ЗУН, то что из школы должен вынести каждый обучаемый, а тот кто не вынесет – должен не получать документ об образовании.

Четвёртый и пятый блоки не нужны для социализации, дальнейшего обучения и становления в качестве специалиста (если речь не идёт о специфической области, типа художника или бойца ОМОН, не в том смысле, что между ними есть что-то общее, а в том смысле, что их нужно немного, в сравнении с другими специалистами).

Таким образом, программа по каждому предмету должна быть разделена на базовую часть из первых трёх типов данных, и дополнительную часть из четвёртого и пятого типов данных. Оцениваться должна только первая часть.

Если в программах нет первых трёх типов информации, она должна оцениваться по системе зачёт/незачёт, с автоматическим зачётом по посещаемости.

Организация процесса обучения

В чём наша сложность? Мы должны совместить качественное предметное обучение с качественным процессом воспитания – но это совершенно разные навыки, требуемые от специалиста. В теории было бы прекрасно, если бы каждый выпускник пединститута умел держать в руках класс, и при этом был специалистом в своём предмете. Это было бы прекрасно, если бы было возможно. Т.е. вопросов нет, отдельные специалисты прекрасно совмещают в себе эти качества, и почти все худо-бедно справляются после десяти лет практики. Но мы не можем дать молодым специалистам 10 лет на тренировки (за это время они выпустят несколько потоков дебилов), и не можем укомплектовать штат универсальными специалистами – их просто нет в природе в таком количестве.

Что можно сделать в реальности? Вернуть институт классного руководства в том виде, в котором он был изначально придуман – классный руководитель на отдельной ставке, не предметник, а психолог или педагог с большим опытом работы, возможно на не полной ставке, но обязательно это ДРУГОЙ специалист, не тот кто ведёт уроки.

Это, конечно, увеличение штата, но не значительное (примерно 20%), т.к. нам нет надобности посадить классного руководителя в каждый класс, он может вести несколько классов, но их должно быть больше чем завучей по УВР.

Самое слабое звено тут – учителя начальных классов. Вот уж кто разнесчастные люди, и чтец и жнец и на дуде игрец. Как сделать эффективной их работу? Набрать только гениев мы по-прежнему не можем – их нет в природе в нужном количестве. При этом учитель начальных классов – важнейший специалист в школе, именно он закладывает ВСЁ чем будет пользоваться система образования последующие 8 лет.

Учитель начальных классов должен быть самым оплачиваемым специалистом, и иметь профильное психологическое образование (предметное ему, в общем, и не нужно), он должен стажироваться не менее трёх лет со дня окончания университета и только потом может приступать к обучению детей.

Это самое болезненное место требуемых перемен.

Итого: классы могут быть оставлены только в классическом виде, по крайней мере в среднем звене. Младшее звено должно быть критически переработано, это предмет отдельного очень большого обсуждения. За порядком в классе должен следить профильный специалист (как бы не ржали над институтом школьных психологов – он реально работает, у нас серьёзно сократилось количество школьных конфликтов там, где набрали настоящих специалистов).

За всё хорошее, против всего плохого.

Итак, к обсуждению предлагается вопрос: как максимально эффективно организовать учебное пространство, что бы не сломать в детях личности, но и не вырастить полных оболтусов не способных прийти на работу без опозданий.

И давайте в этот раз попробуем обойтись без предложений типа, найти миллион гениев любящих детей, умеющих с ними работать и одновременно специалистов во всех областях, да ещё и согласных работать за еду.

В целом мы все за всё хорошее против всего плохого. Но давайте будем отличать мечты от планов.






Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.05.24 22.51.00ENDTIME
Сгенерирована 05.24 22:51:00 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/2994146/article_t?IS_BOT=1