Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать
Канарские острова, Мадейра, 01 декабря - 15 декабря

Все мероприятия >>



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Физический контекст системы "общество"

Кривохатько Н. И.

Физический контекст процесса "общество"

Можно было бы просто сказать, что все "живые" системы функционируют на основе электромагнитного взаимодействия, т. е. это электрические, а, значит, физические системы. И это утверждение ни у кого бы не вызвало возражений (надеюсь), поскольку является установленным и общепринятым научным фактом.

"Кризис физики второй половины XIX века привел к пересмотру положения об универсальности механистической парадигмы. Этому обстоятельству способствуют открытия в области физики: М.Фарадеем устанавливаются основополагающие тезисы электромагнетизма, формируется теория электромагнитного поля Д.Максвелла, утверждается реляционная концепция пространства-времени А.Эйнштейна. В рамках электромагнитной картины мира сложилась полевая непрерывная модель реальности – как электродинамической системы, построенной из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля, являющегося проявлением новой полевой формы материи. Возникает концепция континуального строения материи, существующей в двух видах – вещества и поля, которые строго разделены , что исключает их взаимопревращение".

Но наша задача – построение по-настоящему целостной картины мира, органичными компонентами которой будут такие явления, как жизнь, разум, общество (коллективный, системный разум). Ну, в отношении живого некоторая ясность уже существует

"В настоящее время известно, что жизнедеятельность любой клетки сопровождается определенными электрическими явлениями. Особенно выраженные электрические реакции наблюдаются в мышечной и нервной тканях. В нервной системе электрические реакций являются основным проявлением процесса возбуждения. Именно с помощью анализа электрических реакций изучаются в последнее время деятельность нервной системы, механизмы возбуждения и торможения в нервных центрах и клетках".

"Несмотря на сложность и взаимосвязь различных процессов в организме человека, часто среди них можно выделить процессы, близкие к физическим. Например, такой сложный физиологический процесс, как кровообращение, в своей основе является физическим, так как связан с течением жидкости (гидродинамика), распространением упругих колебаний по сосудам (колебания и волны), механической работой сердца (механика), генерацией биопотенциалов (электричество) и т.п. Дыхание связано с движением газа (аэродинамика), теплоотдачей (термодинамика), испарением (фазовые превращения) и т.п. В организме, кроме физических макропроцессов, как и в неживой природе, имеют место молекулярные процессы, которые в конечном итоге определяют поведение биологических систем. Понимание физики таких микропроцессов необходимо для правильной оценки состояния организма, природы некоторых заболеваний, действия лекарств и т.д. Во всех этих вопросах физика настолько связана с биологией, что формирует самостоятельную науку - биофизику, которая изучает физические и физико-химические процессы в живых организмах, а также ультраструктуру биологических систем на всех уровнях организации - от субмолекулярного и молекулярного до клетки и целого организма".

Такой вот набор утверждений, но особенно интересен пассаж о "наличии в организме человека процессов, близких к физическим". Неужели в качестве примера физических процессов в организме можно привести лишь такие, как "кровообращение, в своей основе является физическим, так как связан с течением жидкости (гидродинамика), распространением упругих колебаний по сосудам (колебания и волны), механической работой сердца (механика), генерацией биопотенциалов (электричество) и т.п. Дыхание связано с движением газа (аэродинамика), теплоотдачей (термодинамика), испарением (фазовые превращения) и т.п. В организме, кроме физических макропроцессов, как и в неживой природе, имеют место молекулярные процессы, которые в конечном итоге определяют поведение биологических систем?"

Давайте порассуждаем так. Клетки организма состоят ведь из вещества, а вещество – это молекулы, а молекулы – это ансамбли атомов, т. е. все эти конструкции существуют за счёт электромагнитного взаимодействия. Атом – это тоже целиком электрическая система, а в ядре атома наличествуют ещё сильные и слабые взаимодействия, вполне себе физические. А также следует добавить, что как любой организм, так и все его составляющие подчиняются гравитационному взаимодействию. Т. е. кроме физических взаимодействий в любом живом организме фактически ничего нет. Но какие условия нужно выполнить, чтобы показать, что и индивид (а он вовсе не тождествен организму человека), и общество являют собой физические системы?

Давайте посмотрим. Общество представляет собой систему, элементами которой являются индивиды, разумные существа. Основное взаимодействие между членами общества - это обмен информацией, который тоже представляет собой физический процесс и осуществляются в основном с помощью электромагнитного взаимодействия (в основном акустический и оптический потоки, хотя некоторую роль играют и тактильные воздействия), что и позволяет сделать вывод о физической природе системы "общество". А кто не согласен с этим, пусть приведёт примеры нефизических процессов в системах "индивид" и "общество". Но главный вывод из этих рассуждений, что "живой" мир есть физическая подсистема физической системы "вселенная", и в принципе, он может быть описан с помощью некоторых универсальных категорий. Почему же современная наука так противится этой, вполне реальной возможности, плодя массу различных "социологий", "политологий" и прочих "...измов", ведь это бы дало гораздо более ясную и корректную картину мира, какова природа этого табу? Причину, скорее всего, следует искать в человеческом факторе, в человеческой составляющей такого явления, как наука.

"Н. Калягин отмечает, что современная научная картина мира охватывает широчайший спектр данных космогонии, биогенеза, антропогенеза, социогенеза и др. Эти данные настолько разнородны, что подподают под общий знаменатель только на уровне универсального причинно-следственного закона, в том числе и законы диалектики  поддерживают устойчиво повторяющиеся связь явлений и их сущностей, что обеспечивает стройность, упорядоченность и целостность нашей Вселенной.  Для всех этих законов характерна повторяемость, которая в свою очередь,обусловлена причинно- следственным законом. Почему так происходит в науке неизвестно. Тем не менее, ясно, без причинно-следственного закона не смог бы действовать ни один закон природы или общества, а мироустройство распалась бы, чего, однако, не наблюдается. Таким образом, открывается неожиданное обстоятельство, что глубже всех мыслимых законов любой степени фундаментальности всегда лежит закон причинности".

Так вот в чём дело, оказывается! Множество неоднородных знаний не позволяет синтезировать по-настоящему целостную картину мира, поэтому и приходится прибегать к помощи философских категорий, как специфического клея. Построение же по-настоящему целостной картины мира требует использования однородных знаний, а если эта картина мира физическая, то и все эти однородные физические знания может дать только универсальная наука физика. Использующая универсальный теоретический конструктор для разработки всех познавательных направлений. Идея такой науки уже существует, это СВФ – системно-вакуумная физика, но она упорно игнорируется официальной наукой. И не только потому, что современная наука наука не располагает соответствующими методоми. Основное сопротивление порождает необходимость расстаться с привычными представлениями, которые кормят академиков.

В научной картине мира принцип причинности, понимаемый как утверждение о всеобщей причинной обусловленности явлений реального мира, имеет важнейшее методологическое значение.Такое утверждение необходимо в физике, в первую очередь, тем, что во всех разделах и направлениях физики, описывающих законы природы, не хватает важнейшего параметра природы – хода времени. В законах физики полностью отсутствует  исполнитель детерминизма – понятие ход времени из настоящего времени в будущее. В физических законах, хотя этот ход предполагается, но не учитывается, что является основной причиной существующего кризиса нынешней фундаментальной физики. Такое положение  обычно связывают с отсутствием физико – математического описания казуальности.

Не хватает такого параметра природы потому, что его нет в природе, времени, как самостоятельной сущности, не существует. Существует жёстко детерминированный поток изменения, который и воспринимается традиционно как поток времени. Это ещё один "синдром Птоломея". Но что говорит официальная наука о физической картине мира

 "Физическая картина мира отражает связи и отношения между законами, теориями и принципами физической науки, которые выражаются  с помощью философских категорий, законов и принципов. Поэтому она в своем содержании не имеет аппарата символов и математических  знаков, столь характерных для физической науки и имеет больше общего с философской картиной мира.

 Отражение связей между физическими теориями, концепциями в физической картине мира осуществляется не только путем объединения в единое целое развивающихся физических  и философских понятий, но и путем внесения в содержание физической  картины мира новых понятий, теоретических преобразований. Этим фактором объясняются  важность социального  отражения – его опережающий характер. Вместе с тем физической картине мира присуща и определенная стабильность, устойчивость, а порой и консервативность по отношению к физическим теориям.

 Существенный признак физической картины мира – воспроизводство важнейших свойств познаваемой и преобразуемой природы с позиции родовой пользы. Эта черта дала возможность сформулировать еще одно важное положение – физическая картина является целостной системой знаний и представлений, которые формируются на основе философского анализа физических явлений, понятий, принципов, гипотез и отражает закономерности физической формы движения.

Все вышеизложенные сведения о физической картине мира служат ориентировочной основой для ее построения, однако они еще не являются достаточным для ее оформления. В данной ситуации исследователь  находится как бы в положении человека, который в абсолютной темноте стремится узнавать того, чего он вообще никогда не увидел и не знал. В связи с этим  некоторые ученые считают, что создание целостной картины мира,  дело даже не ближайшего будущего [9]. Несмотря на это современное  состояние  науки (прежде всего математики), переход в научных исследованиях от прагматической парадигмы  - личностно ориентированной,технологический подход  к решению научных проблем,  несмотря на ограниченность наших знаний, открывает новые горизонты видения мира".

Этот фрагмент (цитата) отражает потребность в полноценном строгом знании о мире и человеке и показывает, какой должна была бы быть настоящая физическая картина мира. К сожалению, качественный анализ этой цитаты может занять слишком много времени и места, поэтому оставим его на будущее. Какие же главные недостатки содержит в себе такая физическая картина мира?

Как можем видеть, эта т. н. "физическая" картина мира не включает в себя в качестве органичных составляющих, описываемых с помощью одного метода таких сложнейших и важнейших явлений, как жизнь, разум, коллективный, системный разум (человека и общество). Потому что нет у науки, базирующейся на атомистской гиперпарадигме, соответствующего способа описания действительности. Таким образом, физическая картина мира на базе наличной физики, физики инертного уровня организации материи абсолютно, некорректна, потому что такие уровни организации, как "живое" и "разумное" она описывать своими собственными методами неспособна, потому и нужны ей "философские прокладки".

Наличная физическая картина мира – фрагментарна, она может описывать лишь отдельные области действительности, а пустоты между ними заполняются с помощью философских категорий. Вывод: существующая физическая картина мира искусственна и некорректна. Полноценная физическая картина мира возможна лишь на базе принципиально другой физики, такой, которая бы строго, с помощью универсального понятийно-категориального аппарата и с возможностью математической формализации описывала бы Вселенную, все её уровни организации, как единое физическое явление, органическими составными частями которого были бы такие явления, как жизнь, разум, социум. Тогда не нужны были бы философские "склейки", как, впрочем, и сама философия.

Идея такой физики существует: это СВФ – системно-вакуумная физика, которая являет собой новейшую методологию познания, принципиально новый ("вертикальный") стиль теоретического мышления.

Эта физика в качестве основного приёма использует синтез системных и "вакуумных" представлений. В качестве основного инструмента использует системно-вакуумный теоретический конструктор (как альтернативу атомно-молекулярному теоретическому конструктору), единый понятийно-категориальный аппарат.

В концепции обосновывается возможность построения на базе этого конструктора интеграционной науки с максимальной степенью интеграции, что позволяет обеспечить возможность создания громадного количества новых технологий в самых разных сферах человеческой деятельности.

Предлагается предельно общий, универсальный принцип описания любого процесса действительности, из которого естественно выводится тождество законов мироздания, а действительность (включая социальный уровень) может быть описана как единое физическое явление. Принципиально новым в этом подходе является органическое сочетание возможности философских обобщений и полной математической формализации изложения, но в рамках новой, системной математики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 1998.

2. Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М: Изд. Мысль, 1996.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. ЮНИТИ, 2005.

4. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Изд. ЮНИТИ, 2004.

5. Бикметов А.В. Физическая картина мира как синтез физических и философских представлений. II  Всероссийская заочная научно – практическая конференция с международным участием «Современный учебно – воспитательный процесс: теория и практика».

6. Виленкин Н.Я. Математика. М., Просвещение, 1977. 352 с.

7. Калягин Н.В. Современная научная картина мира. М., Логос, 2007. 162 с.

8. Рустемов Б. Целостная картина мира и единая теория поля (открытия XXI века).





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.10.16 11.04.14ENDTIME
Сгенерирована 10.16 11:04:14 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3029223/article_t?IS_BOT=1