Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Кластер и предпосылки его появления


В Неокономике мы говорим о кластерном типе развития, но в диалогах и спорах понимаем, что изначально важно определиться с самим понятием «кластер».

Считается, что первым в научный оборот понятие кластера ввел Майкл Портер в 1990 г[2]. Потом понятие кластера пытались формулировать и многие другие экономисты. Ниже приведены определения кластера, собранные с 1990 г. Определения, которыми на сегодня пользуются экономисты для характеристики кластеров и работы с ними.

Табл. 1. Разнообразие определений кластера

автор

год

источник

определение

Porter

1990

The competitive

advantage of nations

Промышленный кластер – ряд отраслей, связанных через связи покупатель-поставщик или поставщик-покупатель, или через общие технологии, общие каналы закупок или распределения, или общие трудовые объединения.

Schmitz

1992

On the clustering

small firms

Кластер – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу.

Swann and Prevezer

1996

A comparison

of the dynamics

 of industrial

clustering

in computing

and biotechnology

Кластеры – группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области.

Enright

1996

Regional clusters

and economic

development

Региональные кластеры – это промышленные кластеры, в которых фирмы участники находятся в тесной близости друг к другу.

Rosenfeld

1997

Bringing business

clusters into

the mainstream

of economic

 development

Кластер – концентрация фирм, которые способны производить синергетический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости, даже при том, что их масштаб занятости может не быть отчетливым или заметным.

Porter

1998

On competition

Кластер – географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанная общностями и взаимодополнениями.

Feser

1998

Old and new

Theories

 of industry clusters

Экономические кластеры не только связанные и поддерживающие отрасли и институты, а скорее связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей.

Swann and Prevezer

1998

The dynamics

of industrial clustering

«Кластер» означает большую группу фирм в связанных отраслях в отдельной местности.

Elsner

1998

An industrial

policy agenda 2000 and beyond

Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально. Функциональный подход подчеркивает качество существующих взаимосвязей между фирмами и институтами, поддерживающими кластер, и такие взаимосвязи определяются через рынок.

Steiner and Hartmann

1998

Learning with clusters

Кластер – ряд взаимодополняющих фирм (в производственном или обслуживающем секторах) общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития, которые связаны рынком труда и/или связями затрат – выпуска, и/или технологическими связями.

Roelandt

and den Hertag

1999

Cluster analysis

and cluster-based

policy making in OECD countries

Кластеры могут быть охарактеризованы как сети производителей сильно взаимозависимых фирм (включая специализированных поставщиков) связанных друг с другом в добавляющей стоимость цепи производства.

Simmie and

Sennett

1999

Innovation in the

London metropolitan

region

Мы определяем инновационный кластер как большое количество связанных индустриальных и/или сервисных компаний, имеющих высокий уровень сотрудничества, типично через цепь поставок, и функционирующих при одинаковых рыночных условиях.

Bergman

and Feser

1999

Industrial and

regional clusters

Промышленные кластеры могут быть определены в самом общем виде как группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности каждого члена фирмы. Кластер связывают вместе сделки купли-продажи или общие технологии, общие покупатели или каналы распределения, или трудовые объединения.

Bergman and Feser

1999

Industrial and

regional clusters

Региональные кластеры – это промышленные кластеры, которые сконцентрированы географически, обычно внутри региона, который образует столичный район, рынок труда и другие функциональные хозяйственные единицы.

Egan

2000

Toronto Competes

Кластер – это форма промышленной организации, которая зависит от сетей высокоспециализированных, взаимосвязанных фирм частного сектора и учреждений общественного сектора, чья конечная продукция проникает на рынки за пределы центрального (metropolitan) региона.

Crouch and

 Farrell

2001

Great Britain:

falling through

the holes in

the network concept

Более общая концепция кластера предполагает нечто более широкое: тенденция для фирм подобного типа бизнеса располагаться близко друг к другу, хотя без обладания особенно важным присутствием в области.

Van den Berg, Braun and van Winden

2001

Growth clusters in

european cities

Популярный термин – кластер наиболее тесно связан с местным или региональным размахом сетей … Большинство определений разделяют понятие кластеров как локализованных сетей специализированных организаций, чьи процессы производства – тесно связаны через обмен товарами, услугами и/или знанием.

OECD

2001

2002

World congress on local clusters

Regional clusters

in Europe

Региональные кластеры относятся к географически ограниченным концентрациям взаимосвязанных фирм и могут использоваться как ключевое слово для более старых концепций подобно индустриальным районам, специализированным промышленным агломерациям и местным производственным системам.

Visser and

 Boshma

2002

Clusters and

networks as learning

devices for individual

firms

Кластеры определяются как географические концентрации фирм, вовлеченных в подобную и связанную деятельность.

Andersson

et al.

2004

The cluster policies

white book

Кластеризация в общем виде определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установлении тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной конкурентоспособности.

Источник: http://pandia.ru/803211/ Статья Экономические кластеры: понятия и характерные черты. Марков Леонид Сергеевич. Институт Экономики и ОПП СО РАН, Новосибирск

Как видно из определений, все они статичны. Они дают фотографию, но не описывают фильма. Поэтому они упускают важнейшую особенность кластеров, на которой неокономика делает акцент.

Кластер - это постоянно развивающаяся среда, которая характеризуется постоянным совершенствованием процессов производства, созданием новых продуктов и стабильным сбытом созданных продуктов. Причем это касается как конечных продуктов производственных сетей, так и промежуточных продуктов необходимых для улучшения работы внутри производственных сетей (мы намеренно вводим понятие производственная сетей, так как термин производственная цепочка слишком ограничен).

Любопытно, что данные в таблице определения четко делятся на определения, описывающие кластер на его начальном этапе формирования (кластеры определяются как скопления однородных фирм – выделены голубым), и определения, характеризующие кластер на этапе зрелости (кластер как сетевое объединение производств – на белом фоне).

По сути, при изучении и создании кластера и нужно понимать этот путь от скопления однородных предприятий до формирования на их базе производственной сети с выходом на объемный рынок сбыта.

Предпосылки для появления кластера

Кластер может появится при наличии следующих условиях:

1. Наличие крупного и постоянно расширяющегося рынка для продукции кластера (волны спроса).

При наличии этого фактора есть смысл углублять разделение труда по кластерной модели и создавать новые производства внутри производственной сети.

2. Внешняя данность, на базе которой могут формироваться однородные предприятия. Если найти такую данность, можно ответить на вопрос, почему в какой-то момент на определенной территории начал складываться кластер, то есть начало формироваться скопление однородных предприятий, которые со временем стали трансформироваться в сетевое производство.  

Так, например, модный кластер Италии образовался в свое время в ответ на спрос после Второй Мировой войны в красивой и качественной, но массовой одежде. При этом данностью территории, которая позволила создать модный кластер, было естественное преимущество Италии – колыбели искусства. В этой стране испокон веков был развит хороший вкус, который требовался для создания действительно красивых вещей. Ну и дополнительным фактором стала дешевизна рабочей силы в разоренной после войны стране (этот фактор был во всей Европе, но сработал на формирование модного кластера в Италии). В итоге за счет сочетания двух ключевых факторов (волны спроса и естественной данности) сложился итальянский модный кластер. Изначально как совокупность однородных предприятий, а затем как сетевая цепочка производств: от разработки дизайнов и до сбытовых компаний.

В Финляндии и в Швеции была другая данность - лес. Изначально на этой почве там сконцентрировались лесопильные предприятия, затем выросла производственная сеть: от заготовки леса до производства и сбыта машин для обработки леса. 

Данностью может быть не только естественное преимущество территории, но и искусственно созданная инфраструктура, вокруг которой могут концентрироваться предприятия.

Лучшим примером этому служит гальванический кластер в Китае. Само гальваническое производство крайне неэкологичное и требует сооружения дорогих очистных сооружений. В Китае правительство вложило средство в создание таких очистных сооружений на отдельно взятой территории и создало кластер, предприятия которого на сегодняшний день сбывают свою продукцию по всему миру.

При этом кластеры существуют, пока на их продукцию есть спрос, и они могут окупить дальнейшее развитие предприятий, которые работают внутри него. Как только такой спрос схлопывается, кластер начинает деградировать.

Далее мы поговорим о том, можно ли построить кластер и что при этом важно учитывать.


[1]В широком смысле: учитывая общую (по всей производственной цепочке) трудоемкость производства, скорость обновления товарной номенклатуры, качество и т.д.

[2]На самом деле, достаточно подробное, хотя и совершенно недостаточное теоретическое описание кластеров дал еще А.Маршалл в книге «Принципы экономикс» в 1890 г. Несмотря на непререкаемый авторитет Маршалла для неоклассической экономической теории, соответствующие главы его книги долгое время пребывали в забвении, и только в 80-е годы 20-го столетия привлекли внимание экономистов.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.08.19 11.12.00ENDTIME
Сгенерирована 08.19 11:12:00 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3044618/article_t?IS_BOT=1