Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

29 Май, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

В чем был прав Карл Маркс

Представим себе бригаду из 10 каменщиков, которые должны разгрузить машину кирпичей. Разгружать надо быстро: через 30 минут пойдет дополнительная оплата за простой машины.

Бригадир собирает каменщиков и объясняет, что «нужно работать быстро и не лениться». Что и как именно делать, он не говорит.

Каменщики начинают разгружать машину: каждый лезет в кузов, вытаскивает несколько кирпичей, спускается из кузова и лезет с кирпичами на леса. Затем возвращается и начинает процесс заново.

Все работники страшно устали. Машина вовремя не разгружена, бригадир получает выговор от начальника, что бригада плохо работала, халтурила.

Перед приходом второй машины бригадир собирает бригаду и грозит лишением премии. Приходит машина, ситуация повторяется. Бригадир и каменщики наказаны, злятся, негодуют.

В ситуацию решил вмешаться начальник: он знает, что сотрудники будут работать лучше, если до них донести стратегию предприятия. Вызывает бригадира и объясняет: тут будет красивый квартал, а наша компания самая замечательная на рынке. Просит бригадира донести эту стратегию до каждого каменщика.

Перед приходом следующей машины бригадир рассказывает о стратегии каменщикам. Не помогает. Все повторяется.

Начальник вызывает HR-специалистов и психологов, чтобы решить проблему с ленивыми каменщиками. Приходят психологи, тестируют каменщиков и говорят, что действительно, некоторым каменщикам лучше быть поварами. Увольняют этих, берут других. Приходит машина, все повторяется.

Бригадир увольняется, на его место приходит другой. Новый бригадир не проводит собрания, а выстраивает всех каменщиков в цепочку: одни достают кирпичи из машины, другие передают ближе к лесам, третьи — поднимают на леса. Разгрузили машину за 15 минут.

image


Синергия — прирост дополнительной энергии

Маркс писал, что одной из причин объединения людей в организации является эффект синергии — прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий частей.

Когда каменщики лезли в машину за кирпичами, они работали по отдельности, и сумма их усилий не давала эффекта синергии. Ситуация изменилась, когда новый бригадир изменил связи между ними: раздробил действия на более мелкие, отладил связи между ними и каждый каменщик стал выполнять только небольшую повторяющуюся часть работы согласованно с остальными работниками бригады.

Энергия 10 каменщиков умножилась и дала возможность выполнить работу в несколько раз быстрее.

На предприятиях эффект синергии называют организационным эффектом, потому что он возникает, когда меняется организация труда.


Кто отвечает за организационный эффект

Связи в организации могут быть полезными и давать эффект синергии, а могут быть формальными и даже вредными. Как алмаз и графит, в которых те же вещества связаны по-разному и дают разный результат.

Роль руководителя — налаживание и перестройка связей между сотрудниками. В своей работе руководитель должен тратить достаточно времени на то, чтобы менять связи между людьми в команде.

Хороший начальник постоянно следит за процессом и меняет связи так, чтобы сотрудникам было проще выполнять свою работу. Плохой руководитель только требует выполнения плана и пытается мотивировать подчиненных с помощью пламенных речей, премий и штрафов.

Чтобы на предприятии возникал организационный эффект, не подчиненные должны служить руководителю, а он должен работать, чтобы сделать труд подчиненных лучше и удобнее, и только после этого требовать выполнения результата.

Руководитель увеличивает синергию и усиливает организационный эффект, если:  

  • разумно выделяет отдельные функции, например, доставать и подавать кирпичи из кузова, передавать по цепочке, поднимать на леса, укладывать;
  • обеспечивает связки между этими функциями, чтобы процесс протекал гладко, как кирпич по цепочке.
  • непрерывно отслеживает слабые, плохо проходимые связи и отстраивает их;
  • регулярно анализирует разумность функций, избавляется от бесполезных действий.

Руководитель не способствует росту синергии и снижает ее, если:

  • читает «моральные» речи подчиненным, проводит мотивационные тренинги, чтобы повысить качество работы и приверженность сотрудников предприятию;
  • ищет и наказывает виновных или, напротив, увеличивает денежную мотивацию при отсутствии действий по изменению системы управления.

image

Вопросы для самопроверки

Если вы руководитель, и вам интересно, увеличивает ли ваша деятельность синергию предприятия, попробуйте ответить на несколько вопросов.

  • Кто в вашей компании отвечает за перестройку связей?
  • Уверены ли вы что функции на вашем предприятии выделены максимально разумно? На основании чего вы делаете свой вывод?
  • Максимально ли слажены стыки между функциями? Протекает ли процесс по ним гладко или застревает в различных местах? Как вы это поняли?
  • Если процесс протекает со сбоями, что вы делаете чаще всего: находите и наказываете виновного сотрудника или ищите более разумную настройку связей в системе?
  • Сколько времени вы посвящаете тому, чтобы отлаживать систему и сколько — всему остальному?
  • Регулярно ли вы настраиваете систему, или  как правило, после больших «пожаров», срывов контрактов и прочих авралов?

Что почитать по теме

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т23. Гл. 11 "Кооперация"

Пригожин А.И.  "Методы развития организаций"







Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.05.25 23.10.12ENDTIME
Сгенерирована 05.25 23:10:12 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3049604/article_t?IS_BOT=1