Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать
Средиземноморский круиз, 27 сентября - 03 октября

Все мероприятия >>



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Приглашаем на Средиземноморский круиз-семинар КЭЛ (Средиземноморский круиз, 27 сентября - 03 октября 2018) Cкидка 30евро


->

Из доклада представителя фирмы "Дженерал Моторс Корпорэйшн" Е.М. Ван Воорхиса директорам фирмы о возможностях предоставления кредитов и технической помощи СССР


Из доклада представителя фирмы “Дженерал Моторс Корпорэйшн” Е.М. Ван Воорхиса директорам фирмы о возможностях предоставления кредитов и технической помощи СССР

Не позднее 13 ноября 1933 г.“

Я пытался отнестись к России без всяких предубеждений. Я наблюдаю там много вещей, заслуживающих восхищения, много неудач и некоторые вещи, о которых всякий здравомыслящий человек не может не сожалеть. С другой стороны, я убежден и (если у меня будет время и место, которые я не буду занимать здесь этим), думается, я смогу убедить почти всякого, что советское правительство является устойчивым и остается таковым, независимо от эволюции к более либеральной политике и организации, которая, возможно, постепенно будет совершаться (и действительно совершается все это время). Я также убежден, что в своей финансовой политике советское правительство достигло величайших успехов, и рассматриваю соглашение с Германией об отсрочке части платежей, которое было заключено в этом году — очень ловкой коммерческой сделкой - хотя не особенно этичной и не вызванной недостатком средств. Наконец, я убежден, что Советский Союз, как только мир несколько оправится от теперешней экономической депрессии, будет одним из крупнейших мировых автомобильных рынков. Это свое убеждение я основываю на колоссальной потребности в автотранспорте, которая уже в настоящее время существует, а также и на том, что, по моему мнению, советская промыш­ленность явно неспособна расти с такой быстротой, чтобы не отставать от спроса.

В прошлых моих письмах я указал на причины, почему, по моему мнению, советское правительство откладывало утверждение второй пятилетки в течение почти всего 1933 г. Чтобы восполнить этот мой доклад, я вкратце суммирую эти причины следующим образом:

а) Недостаток продовольствия последних нескольких лет достиг своего апогея к концу 1932 г. В начале настоящего года советское пра­вительство было принуждено сконцентрировать все свои усилия на разрешении этой жизненной проблемы2. Промышленность была поневоле отодвинута на второй план, а утверждение второй пятилетки было отложено в то время, как правительство посвятило свое время и мысли на то, чтобы добиться успеха весеннего сева в зерновых областях. Недостаток пищи был самой настоятельной проблемой, отодвинувшей на задний план все остальные.

б) Советский Союз подверг сильному испытанию свой кредит в течение 1932 г., вследствие необходимости закончить первую пятилетку

с максимальным успехом; и это несмотря на быстро падающий экспорт и падение мировых цен на товары. Советская структура кредитов была, кроме того, подвергнута испытанию натянутыми отношениями с Японией на Дальнем Востоке, где наблюдался недостаток в достаточном количестве военных припасов. Значительная часть необходимых военных припасов должна была быть закуплена за границей и вследствие этой крайней необходимости, значительная часть денег была истрачена, которая не была предусмотрена в прошлогоднем бюджете . Более того, производство разных советских фабрик, которые уже находились в действии, было переключено на производство военного снаряжения, и в результате много предметов, не предусмотренных в бюджете, должны были быть закуплены за границей. За­труднительное положение с кредитом делало необходимым перед тем, как принять решение относительно нового претенциозного плана второй пятилетки, тщательное изучение возможных доходов и минимальных расходов.

в) Денонсирование со стороны Великобритании англо-советского торгового соглашения и затем эмбарго и контрэмбарго  между этими двумя странами. Ввиду того, что Великобритания была одним из крупнейших покупателей советских экспортных товаров, такое положение дела затрудняло советскому правительству заранее определить свои доходы от экспорта, что в значительной мере предопределило бы, какое новое строительство могло или не могло быть включено во вторую пятилетку.

г) Лондонская экономическая конференция. Хотя и не ожидая многого от конференции в виде прямых результатов, советское правительство ожидало и действительно провело и завершило в Лондоне некоторые переговоры на стороне, результаты коих, разумеется, имели прямое отношение к экспорту. И опять в связи с этим возникает неуве­ренность в отношении доходов.

д) Торговые соглашения с Италией и Францией и имеющее меньшее значение соглашение с Балтийскими государствами, которые возникли в результате Лондонской конференции. В то время, как соглашения были подписаны, вопрос о квотах, по-видимому, еще не получил своего окончательного разрешения и очень мало товара было фактически обменено. Опять возникает неуверенность в отношении доходов.

е) Возможность признания со стороны Америки и займа со стороны американского правительства. Опять вопрос о доходах.

ж)          Ввиду того, что первая пятилетка закончилась со значительным успехом, не было непосредственной необходимости для советского правительства развивать исключительную энергию в течение первого года второй пятилетки. Другими словами, правительство могло позволить себе роскошь отдохнуть на время, пока оно будет в состоянии более точно определить доходы по смете.

Ограничения для импортов из всех стран

Я полагаю, что пройдет по крайней мере два года, пока мы, или кто-нибудь другой, будем продавать значительное количество автомобильной продукции в Советской России. Советское правительство, как и все другие страны, сильно пострадало от мировой депрессии, с последующим уменьшением международной торговли и падением мировых цен. Хотя советское правительство до сих пор прекрасно успевало в отношении финансов, оно несомненно нуждается в деньгах и должно будет проявлять чрезвычайную осторожность в течение ближайшего года или около года, пока общее количество его экспортов будет восстановлено по более высоким ценам на товары. Тот факт, что данные, полученные от советской таможни, показывают, что в течение первых восьми месяцев настоящего года всего лишь 456 автомобилей и грузовиков были ввезены в Советский Союз из всех стран всего мира, производящих автомобили и грузовики, а также тот факт, что та предполагаемая цифра, которая, по моим сведениям, определена для ввоза будущего года, значительно ниже тысячи единиц, как будто подтверждают мое убеждение относительно ограниченных возможностей в смысле размера ввоза на ближайшее будущее.

Ограничение размера импорта из Америки

Я считаю установленным, что и Советский Союз и Соединенные Штаты заинтересованы в развитии такого торгового соглашения, которое могло бы иметь ценность на длительный срок. Всякое соглашение, основанное исключительно на временных выгодах, несомненно нежелательно и, возможно, повлечет за собой в будущем дурные последствия. Для тех немногих американцев, которые довольно близко знакомы с русским экономическим положением, наиболее заслуживающим уважение явлением в современной советской системе является управление советским правительством своими внешними финансовыми делами. В этом мире мировых банковых банкротств, чрезвычайно распространенных нарушений договоров и отказов от платежей, инфляции и чрезмерных правительственных расходов советский лозунг “Мы не будем покупать, если мы не уверены в том, что сможем уплатить за то, что мы покупаем” - является, во всяком случае, отрадным явлением. Вступить в какие-либо договорные отношения с Соединенными Штатами, отношения, которые нарушали бы этот основной принцип, было бы, безусловно, пагубно, поскольку это касается доверия к желанию и возможности для Советов платить свои долги.

По-моему, за дипломатическим признанием Соединенными Штатами Советского Союза, вероятно, последуют предложения значительных кредитов советскому правительству со стороны крупных промышленных организаций в Соединенных Штатах. Принять эти кредиты при теперешнем положении дел было бы пагубно для советского правительства, и будет нарушен принцип, который я упомянул. Как мы все знаем, торговый баланс между Соединенными Штатами и Советским

Союзом, несмотря на то, что советское правительство закупает в Аме­рике только самые что ни на есть необходимые для него товары, все исе является неблагоприятным для СССР. Это, разумеется, означает, что американцы не покупают советского сырья и что поэтому СССР не может вывести такой кредитный баланс в Америке, который дал бы возможность заплатить за такие частные кредиты, которые, возмож­но, будут даны в результате дипломатического признания. Лично я не верю, что за признанием последует значительное увеличение амери­канских закупок в Советском Союзе.

Американская промышленность потратила много лет на развитие надежных источников сырья, и я не верю, что одно лишь дипломатиче­ское признание без дальнейших действий побудило бы американские промышленные организации переменить источники, откуда они получают сырье в настоящее время и обратиться взамен к Советскому Союзу. Задача, кроме того, осложняется тем, что большая часть сырья, производимая в Советском Союзе, также производится в Америке. Имея в виду непосредственные выгоды, Советский Союз, может быть, согласится на крупные частные американские кредиты согласно предложениям, которые ему сделают, но, как я уже сказал, отсутствие обеспечения средств для уплаты, т.е. отсутствие более крупных американских закупок в СССР, повлечет потерю доверия к Советскому Союзу со стороны американских деловых людей, имеющих действительное значение и знакомых с положением. Можно аргументировать, что тор­говые балансы Советского Союза в других странах могут быть исполь­зованы на предмет удовлетворения американских частных кредитов, когда наступит срок платежа, но по-моему, разрыв международных кредитных отношений вместе с ограничениями обмена и условия вза­имности, содержащиеся в советских торговых договорах с другими странами, сделают невозможным отвлечение из этих других стран бо­лее чем ничтожной суммы, которая могла бы пойти в уплату американ­ских частных кредитов.

Как альтернатива, можно сказать, невозможного положения, которое я только что обрисовал, существует, разумеется, возможность займов Советскому Союзу со стороны Реконструктивной финансовой корпорации или какой-либо иной формы государственной гарантии, данной американским правительством в отношении частных кредитов. Любая из этих альтернатив представляется мне лишь как отсрочка злосчастного дня. Хотя вполне возможно, что советское правительство в состоянии выплатить эти правительственные или квазиправительственные кредиты, когда настанет срок платежа, что, возможно, не случится с частными кредитами, которые я только что обсуждал, все же наступит день - если советско-американские отношения будут продолжаться на солидной основе, - когда за эти кредиты должна будет быть произведена оплата. Если не было сделано никакого обеспечения в отношении увеличенных закупок советского сырья Америкой, я не вижу, в каком отношении советское правительство будет в лучшем положении материально - разве только в отношении времени, - чем имея частные кредиты.

Третьей и единственно дельной альтернативой, по-моему, является двойная система, согласно которой американское правительство гарантирует известный процент американских частных кредитов, данных Советскому Союзу и, кроме того, устанавливает какое-либо учрежде­ние, которое даст возможность Советскому Союзу выполнить свои обязательства в отношении Америки единственным осуществимым путем, т.е. при помощи большого потребления советского сырья Америкой. Будет ли такое учреждение в виде правительственного департамента, или же оно будет организовано частным банком в Америке, субсидированным правительством, не имеет большого значения. Важно, чтобы это учреждение, какова бы ни была его форма, изучило бы тщательно американскую промышленность с целью удостовериться, где именно может быть использовано советское сырье. Пользуясь своим стратегическим положением как инстанция, гарантирующая американские частные кредиты Советской России, американское правительство через это учреждение могло бы действовать как получатель советского сырья, доставленного в уплату гарантированных кредитов, и наблюдать за тем, чтобы это сырье было использовано разными американскими отраслями промышленности, которые используют соответствующий тип сырья. Будет ли такое учреждение физически принимать сырье и действовать как распределитель или же оно только будет направлять и указывать, где такое сырье может быть использовано, опять-таки не имеет большого значения.

Советские успехи в технике производства

Я желал бы повторить одно обстоятельство, о котором я упоминал в предыдущих отчетах, а именно, что советская индустриализация сде­лала большие успехи. В то время как в прошлом году советская авто­промышленность закупала все свое электрическое оборудование и большую часть подшипников, измерителей скоростей, колес и прочее в Германии, она теперь почти все сама производит. Ее единственные закупки за границей обусловлены лишь срочными заказами, которые не могут быть выполнены в срок в СССР, и эти закупки сведены до минимума. Продажа Америкой автомобилей и грузовиков в СССР имеет главным образом следующие возможности (после того как улучшится мировая экономическая конъюнктура) - вполне оборудованные едини­цы, которые займут место прорыва между максимальной продукцией советской автопромышленности, с одной стороны, и минимальными нуждами развивающейся страны - с другой. И это является очень важным обстоятельством. Развитие советской автопромышленности намного опередило ее соседнюю транспортную промышленность, именно - железные дороги. В этом году были неполадки на железных дорогах, аварии и недостаточная производительность замечались всюду. При увеличении числа фабрик и увеличении выпуска промышленной продукции (не говоря уже о земледелии) железные дороги становятся все менее и менее удовлетворительными, и теперь, когда сельскохозяйственная проблема протекает довольно успешно, правительство прилагает все усилия к тому, чтобы наладить железнодорожное строительство. По мнению высококомпетентных лиц, неизбежным результатом этого будет то, что, принимая во внимание ограниченность средств, суммы, ассигнованные на автопромышленность, в течение примерно ближайшего года на новые заводы и машины не будут столь велики, как было бы при обычных условиях, так как должны будут пойти на железнодорожный транспорт. Это означает, что темпы развития авто­промышленности будут несколько задержаны и что, когда нормальные условия восстановятся - в результате мирового улучшения, - разница между тем, что советская автопромышленность в состоянии произвести, и минимальной потребностью будет ощущаться более остро.

Советское финансовое руководство

Как я уже упомянул в этом отчете, я доверяю руководству советского правительства своими внешними финансовыми делами. Может быть желательным здесь дать несколько оснований, почему я пришел к такому выводу. Первая пятилетка, которая потребовала введения совершенно новой промышленной программы, привела к тому, что размер закупок за границей намного превысил советский экспорт. И германские и неофициальные русские авторитеты сообщают, что излишек в значительной мере покрывается резервами, накопившимися вследствие конфискации всего правительственного имущества и почти всего частного имущества старого режима. После окончания пятилетнего плана, который включал открытие фабрик и предприятий всевозможного рода, советское правительство было принуждено снизить темпы. Необходимость в этом была подчеркнута фактом, что мировая депрессия становилась все острее, а в результате ее общее количество советского экспорта угрожающе снизилось и, как сопутствующее явление, произошло резкое снижение мировых цен на все товары, включая те, которые экспортировал Советский Союз. Способ, при помощи которого советское правительство реагировало на эти предостерегающие сигналы, особенно если сравнить их с тем, как правительства других великих наций отказались или оказались неспособными снизить расходы и все более и более погружаются в долги, заставляет меня чув­ствовать искреннее уважение к советскому управлению финансами. Ввиду того, что этот вопрос советского финансового управления имеет ближайшее касательство к американскому отношению к кредитам, я полагаю желательным привести здесь статистические данные (в золотых рублях. Золотой рубль стоил до настоящего года примерно 52 ц. Ныне он стоит 80 ц.)

Год

Экспорт

Импорт

1929

923 701 000

830 632 000

1930

1 036 371 000

1 058 825 000

1931

811 210000

1 105 034 000

1932

563 884 000

698 693 000

1933 (первые 8 месяцев)

315 846 000

246 754 000

Из вышеизложенного резюме можно усмотреть, что неблагопри­ятные торговые балансы, которые существовали в течение трех пос­ледних лет, были обращены в благоприятный торговый баланс первых 8 месяцев 1933 г. По моим наблюдениям разных заводов — по крайней мере, поскольку это касается автопромышленности и тракторной про­мышленности, - это сокращение не повлекло за собой какого-либо уменьшения текущего производства. Наоборот, улучшения в способах и технике повлекли за собой постепенно увеличивающийся темп про­изводства в течение 1933 г. Таким образом, очевидно, что сокращение это идет за счет новых планов. Мне сообщали, что вторая пятилетка учитывает эту необходимость сокращения нового строительства и в особенности той части плана, которая относится к автопромышленно­сти и тракторной промышленности. Другими словами, сокращение вся­кого рода импорта в 1933 г. не является нечто* случайным или прехо­дящим, а частью определенно установленной политики, полностью в соответствии с политикой финансового контроля, который привел к тому, что в течение 13 лет Советский Союз точно и пунктуально вы­полнял все свои обязательства, за исключением платежей Германии в 1933 г., которые были частично отсрочены.

Отношение “Дженерал Моторс”

Поверхностный обзор этого отчета мог бы навести на мысль, что, по моему представлению, мы (“Дженерал Моторе Корпорэйшн”) не должны были бы вступать ни в какие-либо сделки с Советским Сою­зом, предусматривающие кредиты. Но это безусловно не так. Хотя в­прос о возможностях для СССР установить достаточный торговый ба­ланс в Америке, чтобы произвести уплату за американские кредиты, действительно трудно будет разрешить, все же я уверен, что найдутся какие-либо пути, которые дадут возможность обмена товаров, что, в свою очередь, даст возможность уплатить за американские кредиты. При таких условиях, а также если советское правительство в состоянии гарантировать уплату из других источников, “Дженерал Моторе Корпорэйшн”, как одна из крупнейших единиц американской промышлен­ной системы и одна из лучше всех осведомленных, поскольку касается русского положения дел, будет первой из тех, которые выступят с предложением своих услуг и своей продукции. Я сообщил ответствен­ным лицам советского правительства, что “Дженерал Моторе Корпо­рэйшн” согласна дать кредиты, что мы также можем оказать техниче­скую помощь и что вследствие широких разветвлений наших производ­ственных организаций мы находимся в таком положении, что можем снабжать лучшей и более разнообразной продукцией, подходящей к со­ветским условиям, чем какая-либо иная [фирма] из существующих про­мышленных предприятий.

РГЛЭ. Ф. 7733. On. I. Д. 8845. Л. 15-20. Копия.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.06.23 20.30.36ENDTIME
Сгенерирована 06.23 20:30:36 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3064865/article_t?IS_BOT=1