Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Роль согласия в гуманитарных сферах


Юриспруденция - гуманитарная наука. Обвиняемый, наняв адвоката, дает внутреннее согласие на весь пакет юридических норм. Если обвиняемый - индеец из резервации, появляются специфические проблемы: в резервациях свои правила, не во всем согласованные с миром вовне.
Социология активно использует опросы, в основе которых, как минимум, лежит согласие о том, как трактовать вопрос. Если согласия в трактовке нет, опрос теряет корректность.
Все человеческие языки работают лишь потому, что есть согласие о смысле слов. Порой говорят одно, а подразумевают совсем иное.
Брачные обычаи целиком основаны на согласии, причем в массе деталей. Если представления сторон (например, при межэтническом браке) о браке расходятся, будут проблемы. Все межнациональные проблемы упираются корнями именно сюда, в согласие.

Гуманитарные науки считаются как бы вторым сортом и как бы беспринципными, и это нечестно. Если в гуманитарной сфере (любой) нет согласия, не возникает основа - сообщество, способное действовать сообща. А там, где нет сообщества, нет ничего.

Наука история абсорбирует в себя (пусть и не в полном объеме) практически все гуманитарные науки. История - вся - сплошная пограничная полоса между тысячами и тысячами разных толкований из самых разных гуманитарных сфер. История - ИТОГ нашего с вами исторического согласия или несогласия. История - наше зеркало, фантастически точное.

Если, во избежание сепаратизма, десятки государственных институтов считают, что на территории их страны нет одного маленького народа, если этот народ не вписан ни в какие списки, и все общество, прекрасно зная, что этот народ есть, дружно помалкивает, то чего следует ждать от историков? Да, обязательно найдется десяток историков, которые будут настаивать. что этот народ есть, но в отсутствие согласия общества в целом их данные останутся интерпретируемыми и спорными и не получат возможности войти в свод научных. И вот наша история такая - вся.

АЛЛЕГОРИЯ

Представьте многоквартирный дом. Есть потребность отладить платежи и как-то благоустроить двор и подъезды. Один хочет новую детскую площадку, второй - шумозащитный экран с той стороны, где идет трасса, третьего беспокоят голуби на чердаке, четвертый этих голубей подкармливает, и у каждого свой бюджет и свои разногласия в семье насчет оптимальности трат, - некоторые вообще платить не хотят. Один из жильцов только что освободился после отсидки и не считает, что предыдущие договоренности для него в силе, ему сначала разобраться надо, кто активисты такие по жизни, и не впадлу ли им подчиняться. Есть новые жильцы, склонные резать жертвенных баранов прямо во дворе, и есть пара членов общества защиты животных.

Это и есть гуманитарная сфера, в которой в зачаточном состоянии содержатся все науки: юриспруденция, социология и даже этнография. Понятно, что легитимно в таком доме только то, насчет чего достигнуто согласие хотя бы 51 % жильцов, и этого почти ни в чем нет.

А теперь представьте, что прошло 30 лет, и надо создать историю дома на основании тех документов и показаний, что готовы предоставить жильцы. Кто-то хочет выглядеть белым и пушистым, кто-то - честным и принципиальным, а кто-то вообще не желает отсвечивать. Насколько математически точной может быть такая история отношений жильцов дома?

Наука История имеет дело с задачами на несколько порядков сложнее, - уже потому, что нас не 2 тысячи, а 4 миллиарда, а квартир не 200, а порядка двух тысяч, и в прошлом у нас не 30 лет совместного бытия, и конфликтов интересов было за это время несколько сотен тысяч. И каждый такой конфликт интересов содержит в показаниях принципиальные противоречия. Тем не менее, какое-то согласие об истории дома кое-как было достигнуто, а работа сделана - с огромным трудом.

И тут появляемся мы с показаниями общедомовых счетчиков, из которых следует совсем иная картина, и четверть владельцев кватир начинают выглядеть в этой картине жуликовато. Самая очевидная реакция тех, кто несколько лет составлял эту историю, а потому прошел в процессе согласования общей картины Крым и Рым, - ярость. Они уже знают, как сложно достичь согласованной картины, а теперь все рухнуло, и многое требуется начинать сначала, при том что интересы жильцов так и остались очень разными, а от своих показаний люди отступать категорически не любят.

А потом наступает вторая реакция: составители истории дома мило улыбаются и умывают руки.
- Говорите, у вас есть точные данные? ОК. Вот идите и попытайтесь согласовать эти ваши данные с жильцами.
И мы начинаем понимать, что попали в то же положение, в каком до сего момента находились они.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЫТЕСНЯЕМОЕ

Сразу дам ссылку на свой старый пост "Ритуал подчинения"

https://chispa1707.livejournal.com/508777.html

Ясно, что такую историю на сегодня в школе преподавать не станут, это самое натуральное общинное табу. У нас еще очень много реальных табу, и одно из них - погромы; я расскажу то, что видел и понимаю.

Персонально меня коснулись три межрайонных конфликта. Мимо их пронеслось масса, но лично я пережил только три. В одном наши провели акцию возмездия против ненаших, во втором мы с дружком едва ушли от налета в чужом для нас районе, в третьем чужая шобла прошла по нашему району, и самый старший из нас был порезан. Все три случая объединяет общая схема: агрессор всегда собран, психологически подготовлен именно к налету и всегда на заведомо меньшие, разрозненные силы противника.

Такая ситуация выглядит нечестной, но надо понимать, что цели такого налета отличаются от внутридворовой драки "один на один". Во втором случае требуется установить статус, чтобы общаться и впредь, а в первом противника требуется психологически сломать, чтобы уже никогда не общаться. Погром именно так и происходит: агрессор всегда заранее психологически подготовлен, собран, вооружен и нападает на заведомо меньшие и разобщенные силы. Именно так происходило 90 % боевых действий на Кавказе: русская армия, как правило, нападала на не находящиеся в состоянии боевой готовности аулы, уводя скот и сжигая посевы и строения. Цель совершенно та же, что у наших подростковых налетов: надолго вывести противника из строя с как можно меньшими собственными потерями.

Обратите внимание, что из культуры эта ситуация вытеснена на самую периферию. В кино и литературе этим занимаются исключительно плохие парни, при том, что это определенно - всеобщая норма. В истории - то же самое: лобовое столкновение двух армий описывается охотно, хотя ясно, что это редкое исключение, а погромы, налеты и перехваты транспортных коридоров, из которых и состояло 90 % боевых действий, подаются как нечто мерзкое и крайне редкое. Это - классическое вытеснение, происходящее по социально-психологическим причинам, и в историю это вытесненное не попадает, поскольку отсеивается уже на входе. Генералы охотно перечисляют в рапортах покоренные аулы, а указывать, что это были классические погромы, от них и не требуют: начальству нужен только результат.

Это происходит и в новейшей истории: оборона Бресткой крепости в силу героичности ситуации выдвинута вперед, а бесчисленные ситуации когда полковая артиллерия накрывает блок-пост из 10-15 человек, массово остаются за кадром. Причина НЕ историческая, причина строго социально-психологическая - коллективное вытеснение.

Если быть занудно точным, то общая картина конфликтов прошлого, скорее похожа на те 99 % межрайонных конфликтов, что все еще помнит старшее поколение. Стандартная ситуация: парень идет провожать девчонку, и на обратном пути его встречают пять-шесть человек. Риска для них никакого, они на своей земле, а чужак заведомо попал. Сколько таких ситуаций описано в истории? А нисколько, хотя ясно, что именно так и выглядели 99 % исторических конфликтов. И причина вытеснения таких ситуаций из памяти опять-таки не научно-историческая, а социально-психологическая. Общество НЕ ХОЧЕТ этого помнить. Будем по-прежнему во всем винить историков?

Нам кажется почти невозможной ситуция середины 19 века: в Европе массово перешли на патрилинейность наследования, целиком ликвидировали долговое рабство, заменив его банковской ипотекой, создали государства, и об этом даже осталась масса сведений, но в исторических парадигмах этого нет. По умолчанию считается, что мы были патрилинейны и патриархальны, начиная от Адама и Евы, а государства создали где-то при Навуходоносоре. Причина та же: коллективное вытеснение. Точно так же повзрослевший трехлетний ребенок панически стесняется своей собственной памяти о времени, когда он еще какал в штаны и с ревом требовал соску. Эта картина мира не просто противоречит его сегодняшнему взгляду на себя; она для него оскорбительна. А теперь примите тот факт, что ВСЕ трехлетки отвергают представление о себе недавних. Это нормальная возрастная переоценка.

Вернемся во вторую половину 19 века. Что вытесняется? Матрилинейность наследования, право сеньоров на первую ночь с КАЖДОЙ невестой каждого жениха, махровое снохачество в деревнях, когда патриарх вообще не стесняется залезать под юбки всем своим невесткам, и его сыновья заткнули языки куда подальше и только и могут, что сорвать злость на совершенно подневольных женах. Могло ли это НЕ БЫТЬ ВЫТЕСНЕННЫМ? Нет, не могло. Такая память обречена - вместе со всем сопутствующим пакетом фактов и обстоятельств. Это и произошло: почти ни одна семья не имеет живой памяти ранее 1880-х годов.

Мы все еще виним во всех наших непонятках историков?

Вся существующая ситуация с нашей историей глубоко закономерна, и корни этой закономерности в требованиях и меняющейся самооценке постоянно взрослеющего общества. Просто на сегодня мы достаточно повзрослели, чтобы не стесняться нечаянно обкаканных в двухлетнем возрасте штанишек.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Одна из причин, по которой Россия вошла в историю, как варварская страна, - быстрая концентрация архивов в одних руках. Романовым реноме нижестоящих было безразлично, и часть информации о праве первой ночи (за него осудили тайного советника) и снохачестве сохранилась. В более демократичной Европе архивы дольше находились в руках знатных семей, и понятно, что их подчистили.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.07.19 14.45.01ENDTIME
Сгенерирована 07.19 14:45:01 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3091462/article_t?IS_BOT=1