Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Поставка клапанов дымоудаления в Москве и по всей России от НПО «Машпром»

АР-сервис — поставки оборудования для систем отопления и водоснабжения в Москве.


->

Образование и надзор. Какие силы столкнулись в борьбе за Шанинку


Кто стоит за атакой на Шанинку? С тех пор как 21 июня у Московской высшей школы социальных и экономических наук, основанной Теодором Шаниным, Рособрнадзор отобрал государственную аккредитацию, этот вопрос возникает регулярно. И хотя Шанинка стала выдавать дипломы государственного образца совсем недавно и благополучно продолжит существовать и без них, все же вопрос, как понимать эту атаку, имеет смысл. Ответ на него важен не только для будущего Шанинки, но и для того, чтобы предсказать направление развития образовательной политики в России.

На вопрос, кому это выгодно, многие ищут ответ в виде конкретных фамилий. Но для социальной науки «сингулярности молчат», как любил повторять Геннадий Батыгин, один из основателей шанинской социологии. Фамилии не нужны: они только сбивают с толку, создавая иллюзию каких-то невидимых, но всесильных персоналий или структур, однако действия этих людей и групп остаются непонятными. Важнее понять логику действий.

Рособрнадзор сначала лишил возможности заниматься образовательной деятельностью Европейский университет, а теперь угрожает Шанинке. Претензии в обоих случаях выглядят совершенно абсурдными: отсутствие «преподавателей-практиков» в ЕУ или 12 часов вместо 14 в программе одной из дисциплин в Шанинке. Невозможно поверить в то, что даже Рособрнадзор со всеми его бюрократическими критериями по собственной инициативе стал бы действовать так радикально по таким пустяковым поводам. В этой серии решений легко увидеть желание расправиться с неподконтрольным знанием, потому что оно попросту мешает властям, создавая для них опасность в лице тех, кто «слишком много думает».

Однако в действительности никакая власть без знания невозможна, и ни одна власть не держится на невежестве. Как показал Мишель Фуко, власть всегда опирается на знание, которое делает эту власть легитимной, и наоборот, существование форм знания гарантировано властными отношениями, в которые эти формы вписаны. В современных обществах управление всегда осуществляется с помощью научного знания. Например, для того чтобы управлять рыночной экономикой, потребовалось сначала сконструировать образ общества, которое сводится к взаимодействию между рыночными агентами, и поставить научный вопрос, какие стимулы будут мотивировать индивидов действовать так или иначе. В свою очередь, для того чтобы управлять нацистским обществом, потребовалось поставить научные вопросы о принципиальных отличиях между расами и способах их использования, и не стоит забывать о том, что медицина до сих пор пользуется плодами того, что эти вопросы на какой-то период времени стали возможны.

Глобальный и изоляционистский режим знания 

Выбор, таким образом, стоит не между знанием и незнанием, но между разными режимами знания, которым соответствуют разные режимы власти или, если следовать за Фуко, «властезнания». И здесь обозначаются два основных режима, между которыми сегодня в России возникает противостояние. Один из них можно назвать «глобальным»: он основан на вере в существование глобального мира, единого политического пространства, которому соответствует единое научное пространство. Наука решает единые задачи, потому что существует «пространство общих проблем», которые актуальны поверх государственных границ. Эти проблемы могут быть более прикладными или более отвлеченными, однако в этом варианте у мира есть «общая участь», благодаря которой исследователи могут понимать друг друга. И хотя секретные научные технологии никуда не исчезают, они рассматриваются как неизбежное зло, возникающее из-за несовершенства глобальной политической организации: если бы страны могли друг другу доверять, в таких технологиях стало бы меньше нужды.

Университеты в этом режиме черпают свою легитимность из задач науки, происходит интеграция научных и образовательных институций. Студенты делятся на две неравные группы: меньшая часть тренируется для того, чтобы включиться в общий поиск ответов на глобальные вызовы, большинство получает навыки, достаточные для того, чтобы встроиться в экономику. Единое образовательное пространство позволяет обслуживать как глобальный рынок труда, так и глобальную науку.

Российское государство воспринимает этот режим как задачу повышения конкурентоспособности научной и образовательной отрасли. В его оптике значение России для решения глобальных проблем должно выражаться в показателях публикаций российских ученых и их цитирования коллегами, интенсивности академических и образовательных обменов, в числе приезжающих в Россию студентов и исследователей. На решение этих задач нацелен ряд государственных программ, запущенных в середине прошлого десятилетия, – от нацпроекта «Образование» и до программы «5–100», которая должна вывести пять российских вузов в сотню лучших в международных рейтингах.

«Изоляционистский» режим знания построен на принципиально ином видении политики. Предельной политической единицей для него является государство; все превосходящие его образования не обладают настоящей политической реальностью и в лучшем случае представляют собой фикции, изобретенные конкретными государствами в своих интересах. Поскольку государства существуют в неизбежном и непреодолимом конфликте друг с другом, никакой единой научной и образовательной повестки у них быть не может. Вместо этого научное знание создает инфраструктуру межгосударственной борьбы: от него требуются технологии распознавания опасностей и превентивной защиты от них. Матрица научных исследований создается вопросом, откуда исходит опасность для государства и как ее можно предотвратить.

Понятно, что для этого режима знания курс на интернационализацию образования и науки выглядит противоестественным. Наибольшую значимость имеют социальные и гуманитарные науки, поскольку они обладают более сильным идеологическим потенциалом – в этом смысле неслучайно, что проблемы возникли у двух социально-гуманитарных университетов. Однако естественные науки идут сразу же следом: недаром во многих российских вузах быстро восстанавливается практика согласования контактов с иностранцами и поездок за рубеж даже в отпускное время. Образование в этой модели сильнее отделено от науки: ключевой функцией образования наряду с обслуживанием рынка труда становятся идеологический контроль и надзор.

Борьба противоположностей

Сегодня изоляционистский режим восстает против глобального на уровне групп интересов в российской власти. От того, кто получит право ставить научно-образовательной сфере основной вопрос, зависит не только распределение постов, но и дальнейшая судьба отрасли. Сегодня во всех основных органах власти, регулирующих науку и образование, существует консенсус по поводу того, что базовым является глобальный режим. Даже министр просвещения Ольга Васильева, которую часто называют «реакционером», не пыталась поставить этот консенсус под сомнение. В этой связи неудивительно, что источник атаки на ЕУ и Шанинку не торопится выходить на сцену и использует Рособрнадзор в качестве инструмента. Задача этих выпадов состоит в том, чтобы проверить, насколько единым является научно-образовательное сообщество в своем понимании миссии российского образования. Заявление Ассоциации ведущих университетов России о необходимости передать функцию оценки университетов образовательному сообществу, поддержанное Андреем Фурсенко, говорит о том, что этот вызов был воспринят всерьез. Понятно, что Рособрнадзор – лишь один из инструментов давления: большой государственный университет гораздо сложнее лишить аккредитации, однако в нем легко, например, поменять ректора. Единственным средством защиты для образовательного сообщества является увеличение автономии.

Несоветская изоляция

Существует большое искушение определить усиление изоляционистского режима как возврат к советской модели. Однако это слишком простая схема: сегодня в мире множатся государства, которые перестают признавать глобальный режим и ищут ему альтернативу. Турция Реджепа Эрдогана, где академические ученые стали основной мишенью чисток за антигосударственную деятельность и попали в застенки или эмиграцию, являет собой самый яркий пример. О сходных тенденциях сигнализируют исследователи из Венгрии и Польши. Глобальный режим во многом поддерживается тем, что Китай тратит большие усилия на то, чтобы получить лидерство в глобальной науке, – но что будет, если китайская верхушка перестанет видеть смысл в этой гонке?

Проблема заключается в том, что глобальный режим сегодня утрачивает легитимность во всем мире. Представление об «общих проблемах» и «общем пути» находит все меньше понимания, потому что за «общими проблемами» слишком часто оказываются частные интересы. Недаром все последние инициативы по борьбе с изменением климата и другими глобальными экологическими проблемами провалились: начинает доминировать убеждение, что «своя рубашка ближе к телу», а вместе с ней берет реванш и изоляционистская политика (устойчивость режима Владимира Путина связана именно с тем, что он хорошо вписывается в этот тренд). Внутри самой науки также возрастает подозрительная гиперконцентрация ресурсов: элитные университеты и элитные исследователи чувствуют себя все лучше в мире академического капитализма, где всем остальным приходится несладко. Raison d’être, который работал вчера, завтра может оказаться неубедительным.

Судьба образовательной политики в России будет зависеть от того, удастся ли образовательному сообществу вернуть себе функции, которые оно с готовностью отдало государству в тот момент, когда удавалось навязать государству собственный дискурс о задачах образования. Сегодня эта автономия пригодится для защиты от тех, кто видит миссию науки и образования иначе. Однако более серьезный вызов состоит в том, чтобы обеспечить знанию устойчивую легитимность.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.09.19 07.11.42ENDTIME
Сгенерирована 09.19 07:11:42 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3094920/article_t?IS_BOT=1