Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Самиздатский магазин (продаёте книги без комиссий) и гонорарный журнал для профессиональных авторов: «Информаг A LA РЮС»



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Закономерность подмеченная случайно (окончание)

http://worldcrisis.ru/crisis/3109876

ссылка на начало статьи

Сравним эффективность истребителей Второй Мировой. Показатели эффективности выразим через индексы. За единицу примем показатели эффективности истребителя И-16, выясним, а насколько верны утверждения об его устарелости и неэффективности.

Таб.  3.6.2-8   Сравнение ТТХ истребителей Второй Мировой войны (1939-45 гг.)

 Наменования/

И-16

тип 24/

И-16

тип 28/

И-16

тип 29/

И-185/

И-185/

МиГ-3/

Як-1/

Як-9/

Як-3/

ЛаГГ-3/

ЛаГГ-3/

ЛаГГ-3/

Ла-5/

Ла-5ф/

Ла-5фн/

Ла-7/

-

СССР

год     месяц/

1939/

1939/

1940/

07. 1941/

06. 1942/

1940/

1940/

1942/

1943/

1941/

1942/

1942/

1942/

1943/

1943/

1944/

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

16/

17/

Двигатели  мощ-ность, (л.с.)/

900/

900/

900/

1600/

1700/

1350/

1180/

1240/

1500/

1100/

1260/

1260/

1540/

1540/

1630/

1650/

Вес максим. (кг)/

1 882/

1 988/

1 940/

3 328/

3 825/

3350/

2 900/

3 204/

2 692/

3 280/

3 160/

3 363/

3 207/

3 200/

3 340/

3 232/

Вес пустого (кг)/

1 382/

1 403/

1 400/

1 717/

2 760/

2595/

2 395/

2 512/

2 123/

2 610/

2 610/

2 832/

2 640/

2 640/

2 700/

2 600/

Макс. полезная нагрузка (кг)/

500/

585/

540/

1 611/

1 065/

755/

505/

692/

569/

670/

550/

531/

567/

560/

640/

632/

Весовая отдача (коэффицент)/

0,266/

0,294/

0,278/

0,484/

0,278/

0,225/

0,174/

0,216/

0,211/

0,204/

0,174/

0,158/

0,177/

0,175/

0,192/

0,196/

1.  индекс/

0,96/

1,06/

1,00/

1,74/

1,00/

0,81/

0,63/

0,78/

0,76/

0,73/

0,63/

0,57/

0,64/

0,63/

0,69/

0,70/

Уд-ная  нагруз-

ка (кг/кв.м)/

129/

136/

130/

217/

250/

192/

169/

187/

181/

186/

180/

191/

182/

182/

190/

184/

Индекс/

0,99/

1,05/

1,00/

1,67/

1,92/

1,48/

1,30/

1,44/

1,39/

1,43/

1,38/

1,47/

1,40/

1,40/

1,46/

1,41/

Уд-ная мощно-

сть (л.с./тн)/

478/

453/

464/

481/

444/

403/

407/

387/

557/

335/

399/

375/

480/

481/

488/

511/

2.  индекс/

1,03/

0,98/

1,00/

1,04/

0,96/

0,86/

0,88/

0,83/

1,20/

0,72/

0,86/

0,81/

1,03/

1,04/

1,05/

1,10/

Скорость макси-мальная (км/ч)/

462/

463/

470/

615/

680/

640/

590/

646/

672/

549/

566/

560/

586/

600/

620/

652/

на высоте

(метры)/

4 700/

2 000/

4 500/

6 500/

6 100/

7800/

3 900/

4 100/

5 000/

5 000/

3 800/

4 100/

3 300/

3 600/

6 100/

-/

Скорость

у земли (км/ч)/

410/

427/

419/

549/

600/

474/

523/

547/

575/

457/

507/

501/

510/

518/

580/

592/

Скорость поса- дочная (км/ч)/

130/

150/

131/

130/

130/

140/

130/

130/

130/

140/

140/

140/

140/

140/

140/

140/

Эффективность динамического маневра (кв.км,ч)/

195219/

190344/

202404/

360000/

444175/

389100/

329875/

399091/

433359/

280376/

299331/

292575/

322371/

338975/

363375/

404079/

3.  индекс/

0,96/

0,94/

1,00/

1,78/

2,19/

1,92/

1,63/

1,97/

2,14/

1,39/

1,48/

1,45/

1,59/

1,67/

1,80/

2,00/

Угловая скор-ть крена (град/с)/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

Время виража (сек)/

18/

19/

17/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

21/

22/

22/

-/

-/

18/

20/

Потолок (м)/

9700/

10000/

9800/

10500/

10000/

11500/

9500/

10400/

10600/

9300/

10000/

9000/

9700/

9600/

10000/

11300/

4.  индекс/

0,99/

1,02/

1,00/

1,07/

1,02/

1,17/

0,97/

1,06/

1,08/

0,95/

1,02/

0,92/

0,99/

0,98/

1,02/

1,15/

Дальность (км)/

440/

440/

440/

1 000/

830/

857/

950/

648/

675/

705/

650/

650/

500/

500/

765/

820/

5.  индекс/

1,00/

1,00/

1,00/

2,27/

1,89/

1,95/

2,16/

1,47/

1,53/

1,60/

1,48/

1,48/

1,14/

1,14/

1,74/

1,86/

Вооружение:/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

максим. бомбов-

ая нагрузка (кг)/

-/

-/

-/

500/

500/

100/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

пушечное: 

число х калибр/

-/

2х20/

-/

3х20/

3х20/

-/

1х20/

1х20/

1х20/

1х20/

1х20/

1х37/

2х20/

1х20/

2х20/

2х20/

мощность

оружия (квт)/

-/

820/

-/

1230/

1230/

-/

410/

410/

410/

410/

410/

897/

820/

410/

820/

820/

Боезапас/

-/

-/

-/

-/

600/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

вес секундного залпа (кг)/

-/

2,56/

-/

3,84/

3,84/

-/

1,28/

1,28/

1,28/

1,28/

1,28/

2,74/

2,56/

1,28/

2,56/

2,56/

стрелковое:

 число х калибр/

4х7,62/

4х7,62/

1х12,7 4х7,62/

-/

-/

1х12,7 4х7,62/

2х12,7/

2х12,7/

2х12,7/

1х12,7/

1х12,7/

1х12,7/

-/

1х12,7/

-/

-/

мощность

оружия (квт)/

396/

396/

691/

-/

-/

691/

590/

590/

590/

296/

296/

296/

-/

296/

-/

-/

Боезапас/

2400/

2400/

2640/

-/

-/

1800/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

вес секундного залпа (кг)/

1,18/

1,18/

2,00/

-/

-/

2,00/

1,60/

1,60/

1,60/

0,80/

0,80/

0,80/

-/

0,80/

-/

-/

общ. вес секунд. залпа (кг)/

1,18/

3,74/

2,00/

3,84/

3,84/

2,00/

2,88/

2,88/

2,88/

2,08/

2,08/

3,54/

2,56/

2,08/

2,56/

2,56/

6.  индекс/

0,59/

1,87/

1,00/

1,92/

1,92/

1,00/

1,44/

1,44/

1,44/

1,04/

1,04/

1,77/

1,28/

1,04/

1,28/

1,28/

общая мощность оружия (квт)/

396/

1216/

691/

1230/

1230/

691/

1000/

1000/

1000/

706/

706/

1193/

820/

706/

820/

820/

7.  индекс/

0,57/

1,76/

1,00/

1,78/

1,78/

1,00/

1,45/

1,45//

1,45/

1,02/

1,02/

1,73/

1,19/

1,02/

1,19/

1,19/

Сумма индексов:

7+6+4+3+1 //

4,07/

6,65/

5,00/

8,29/

7,91/

5,90/

6,12/

6,70/

6,87/

5,13/

5,19/

6,44/

5,69/

5,34/

5,98/

6,32/

Средний индекс //

0,81/

1,33/

1,00/

1,66/

1,58/

1,18/

1,22/

1,34/

1,37/

1,03/

1,04/

1,29/

1,14/

1,07/

1,20/

1,26/

Продолжение  таблицы  3.6.2-8

 *************

 Наименования/

Мессершмитт

Вf-109Е-2/

Мессершмитт

 Вf -109F-4/

Мессершмитт

 Вf -109G-2/

Мессершмитт

Вf -109К-4/

Мессершмитт

М-262А-1а/

Фокке-Вульф

FW-190А-5/

Фокке-Вульф

FW -190А-9/

Харрикейн

МкIIC/

Спитфайр

МкXIV/

Тайфун

МкIВ/

Темпест

МкV/

Р-39Q-10

"Аэрокобра"/

Р-40N-20

"Уорхок"/

Р-47D

"Тандерболт"/

Р-47N

"Тандерболт"/

Р-51D

"Мустанг"/

-

//Германия//

//Англия//

//США//

год     месяц/

1939/

1941/

1942/

1944/

1944/

1943/

1944/

1941/

1944/

1942/

1943/

1944/

1942/

1943/

1944/

1944/

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

16/

17/

Двигатели  мощ-ность (л.с.)/

1045/

1350/

1355/

1475/

3600/

1460/

1650/

1280/

2035/

2260/

2180/

1200/

1200/

2300/

2800/

1590/

Вес макс. (кг)/

2665/

3120/

3023/

3362/

6896/

3855/

4410/

3742/

3855/

6010/

6130/

3714/

5008/

8804/

9616/

5206/

Вес пуст. (кг)/

2060/

2390/

2253/

2346/

4092/

3141/

3540/

2558/

2994/

3992/

4128/

2854/

3039/

4491/

4853/

3232/

Макс. полезная нагрузка (кг)/

605/

730/

770/

1 016/

2 804/

714/

870/

1 184/

861/

2 018/

2 002/

860/

1 969/

4 313/

4 763/

1 974/

Весовая отдача (коэффицент)/

0,227/

0,234/

0,255/

0,302/

0,407/

0,185/

0,197/

0,316/

0,223/

0,336/

0,327/

0,232/

0,393/

0,490/

0,495/

0,379/

1.  индекс/

0,82/

0,84/

0,92/

1,09/

1,46/

0,67/

0,71/

1,14/

0,80/

1,21/

1,17/

0,83/

1,41/

1,76/

1,78/

1,36/

Уделн. нагруз-

ка (кг/кв.м)/

163/

191/

185/

194/

318/

237/

241/

157/

171/

238/

219/

187/

229/

316/

322/

241/

Индекс/

1,26/

1,47/

1,43/

1,49/

2,44/

1,82/

1,85/

1,20/

1,32/

1,83/

1,68/

1,44/

1,76/

2,43/

2,47/

1,85/

Уделн. мощн-

ость (л.с./тн)/

392/

433/

448/

439/

522/

379/

374/

342/

528/

376/

356/

323/

240/

261/

291/

305/

2.  индекс/

0,85/

0,93/

0,97/

0,95/

1,13/

0,82/

0,81/

0,74/

1,14/

0,81/

0,77/

0,70/

0,52/

0,56/

0,63/

0,66/

Скорость макси-мальная (км/ч) /

560/

635/

666/

710/

870/

656/

690/

545/

721/

663/

688/

640/

563/

697/

751/

711/

на высоте

 (метры)/

4450/

6000/

7000/

7500/

6000/

5000/

7000/

6700/

7900/

5800/

7500/

3500/

5000/

9100/

9900/

7500/

Скорость

у земли (км/ч)/

467/

520/

524/

580/

-/

570/

576/

-/

582/

-/

-/

540/

-/

535/

-/

-/

Скорость поса-дочная (км/ч)/

140/

140/

140/

145/

150/

140/

140/

140/

140/

140/

140/

145/

130/

140/

140/

140/

Эффективн. динамического маневра (кв.км,ч)/

292575/

382200/

422531/

481600/

732875/

409311/

455075/

276000/

498816/

418544/

452319/

387100/

298744/

464784/

542976/

484496/

3.  индекс/

1,45/

1,89/

2,09/

2,38/

3,62/

2,02/

2,25/

1,36//

2,46/

2,07/

2,23/

1,91/

1,48/

2,30/

2,68/

2,39/

Угловая скорост. крена (град/с)/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

Время виража (сек)/

22/

22/

22/

22/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

19/

-/

30/

-/

-/

Потолок (м)/

10500/

12000/

12000/

12200/

11400/

10500/

11400/

10360/

13560/

10730/

11280/

9800/

9500/

12800/

13100/

12770/

4.  индекс/

1,07/

1,22/

1,22/

1,24/

1,16/

1,07/

1,16/

1,06/

1,38/

1,09/

1,15/

1,00/

0,97/

1,31/

1,34/

1,30/

Дальность (км) /

660/

480/

650/

590/

845/

600/

665/

740/

740/

1577/

2462/

1046/

1200/

3060/

3800/

3700/

5.  индекс/

1,50/

1,09/

1,48/

1,34/

1,92/

1,36/

1,51/

1,68/

1,68/

3,58/

5,60/

2,38/

2,73/

6,95/

8,64/

8,41/

Вооружение:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

максим. бомбо

вая нагруз. (кг)/

500/

-/

-/

-/

/-

-/

-/

-/

-/

450/

540/

-/

227/

1134/

900/

900/

пушечное:

 число х калибр/

2х20/

1х20/

2х20/

1х30/

4х30/

2х20/

4х20/

4х20/

2х20/

4х20/

4х20/

1х37/

-/

-/

-/

-/

мощность

оружия (квт)/

378/

466/

932/

582/

2328/

932/

1864/

2168/

1084/

2168/

2168/

263/

-/

-/

-/

-/

боезапас

-/

-/

-/

-/

-/

500/

790/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

вес секундного залпа (кг)/

2,00/

1,53/

3,06/

1,265/

5,06/

3,06/

7,12/

3,64/

2,82/

3,64/

3,64/

1,59/

-/

-/

-/

-/

стрелковое:

число х калибр/

2х7,92/

2х7,92/

2х7,92/

2х13/

-/

2х7,92/

2х13/

-/

2х12,7/

-/

-/

2х12,7/

6х12,7/

8х12,7/

8х12,7/

6х12,7/

мощность

оружия (квт)/

144/

144//

144/

280/

-/

144/

280/

-/

344/

-/

-/

344/

1425/

1900/

1900/

1425/

Боезапас/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

980/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

3400/

3400/

1700/

вес секундного залпа (кг)/

0,46/

0,46/

0,46/

1,00/

-/

0,46/

1,00/

-/

1,08/

-/

-/

1,08/

3,68/

4,91/

4,91/

3,68/

общ вес секунд-ного залпа (кг)/

2,46/

1,99/

3,52/

2,27/

5,06/

3,52/

8,12/

3,64/

3,90/

3,64/

3,64/

2,67/

3,68/

4,91/

4,91/

3,68/

6.  индекс/

1,23/

1,00/

1,76/

1,13/

2,53/

1,76/

4,06/

1,82/

1,95/

1,82/

1,82/

1,34/

1,84/

2,45/

2,45/

1,84/

общая мощнос-

ть оружия (квт)/

522/

610/

1076/

862/

2328/

1076/

2144/

2168/

1428/

2168/

2168/

607/

1425/

1900/

1900/

1425/

7.  индекс/

0,76/

0,88/

1,56/

1,25/

3,37/

1,56/

3,10/

3,14/

2,07/

3,14/

3,14/

0,88/

2,06/

2,75/

2,75/

2,06/

Сумма индексов:

7+6+4+3+1//

5,33/

5,83/

7,55/

7,09/

12,14/

7,08/

11,27/

8,52/

8,66/

9,33/

9,51/

5,96/

7,76/

10,57/

11,00/

8,95/

Средний индекс//

1,07/

1,17/

1,51/

1,42/

2,43/

1,42/

2,25/

1,70/

1,73/

1,87/

1,90/

1,19/

1,55/

2,15/

2,20/

1,79/

           Пояснения к таблице. Все вышеизложенное про бомбардировщики и штурмовики справедливо и по отношению к самолетам-истребителям. Для физики в целом, аэродинамики, теплотехники нет разделения на категории: пассажирские, транспортные, военные, бомбардировщики, штурмовики, истребители. Все они в полете подчиняются одним и тем же физическим законам. Для истребителей добавятся три показателя боевой эффективности: угловая скорость крена, время виража, эффективность динамического маневра. Бой в воздухе между истребителями ведется с использованием горизонтального или вертикального маневра, чаще всего используют оба и одновременно. Для боя с использованием горизонтального маневра очень важны удельная мощность (мощность в л.с. приходящаяся на единицу веса самолета), удельная нагрузка на крыло (вес самолета в кг приходящийся на один квадратный метр площади крыла).

            В бою истребитель с более высокой удельной мощностью всегда будет иметь преимущество. При равной удельной мощности истребитель с более низкой удельной нагрузкой на крыло в бою с использованием горизонтального маневра всегда будет иметь преимущество. С другой стороны истребители с более высокой удельной нагрузкой на крыло всегда имеют преимущество в скорости, точнее на одинаковой высоте и при одинаковой удельной мощности они быстрее достигнут определенной скорости, либо будут иметь более высокую скорость (за счет меньшей площади крыла более низкое сопротивление потоку воздуха, а значит мощность двигателя, затраченная на преодоление сопротивления воздуха тоже меньше, отсюда большая часть мощности двигателя, которая используется на увеличение скорости). Максимальная скорость при использовании горизонтального маневра играет не такую важную роль, как это может казаться. Дело в том, что по опыту Второй Мировой воздушные бои с использование горизонтального маневра проходили на скоростях не превышающих половины или две трети от максимальной скорости. В бою с использование горизонтального маневра гораздо большее значение имели угловая скорость крена и время виража. Угловая скорость крена – это время за которое истребитель совершит полный оборот вокруг своей горизонтальной оси, т.н. бочку. Нормальной считалась угловая скорость крена 90 градусов за одну секунду, т.е. бочка, выполняемая за 4 секунды. Истребитель с такой скоростью крена сможет в течении одной секунды «уйти» с лини огня истребителя противника зашедшего ему в хвост. Угловая скорость крена в популярной литературе почти никогда не приводится, а если и приводится, то без указания, а на какой высоте и при какой скорости такая угловая скорость для конкретного истребителя возможна. Так, самый лучший советский истребитель Як-3 бочку мог совершить за 5-6 секунд и при скорости до 300 км, английский «Спитфайр» имел угловую скорость крена в 90 градусов за одну секунду при скорости до 350 км, а наш Ла-5 совершал бочку за неполные 4 секунды на скорости до 450 км. В этом он превосходил немецкий FW-190, который в свою очередь превосходил «Мессершмитт» Вf-109. Время виража тоже если и приводится, то без указания на какой высоте, при какой скорости и какой при этом радиус виража. В случае использования горизонтального маневра важнее скорость вхождения (в секундах) в крутой вираж с креном в 70-80 градусов. Нормальным считалось время вхождения в крутой вираж около одной секунды. Но вот этих данных в таблице для угловой скорости нет совсем, т.к. они нигде не приводятся, а время виража по некоторым самолетам есть, оно все же приводится, но без указания высоты, скорости и радиуса виража. Иногда даже приводятся значения максимальной скорости, но без указания высоты на которой она достигалась! Часто приводятся значения скороподъемности разных истребителей. Но эти значения приведены только для статических режимов полета. А на них воздушные бои почти не ведутся, т.к. бой на динамических режимах позволял улучшить показатели маневренности истребителя в 5-6 раз! Так скороподъемность истребителя при динамических режимах увеличивалась как раз в 5-6 раз, с 12-15 м/сек до 80-90 м/сек, а время виража уменьшалось примерно на четверть.

         По опыту Второй Мировой известно, что не менее 80% воздушных побед в боях между истребителями одерживались при атаках с открытием огня с задней полусферы на динамических режимах движения при использовании вертикального маневра. Динамические режимы полета – режимы, при которых происходит преобразование энергии движения самолета из кинетической в потенциальную и наоборот, проще говоря, избыток скорости превращался в преимущество над противников по высоте, в набор высоты – т.н. «горку» или преимущество по высоте превращалось в преимущество в скорости при пикировании с большей высоты полета на более низкую, где в данный момент находится истребитель противника. Накопить энергию движения самолета можно или заняв большую высоту полета или летать с максимальной скоростью. Движение с максимальной скоростью происходит одновременно с увеличением высоты полета – летчик делает «горку». В процессе совершения вертикального маневра при достижения требуемой высоты полета происходит неизбежное уменьшение скорости истребителя, в идеале почти вплоть до «эволютивной». Накопив потенциальную энергию движения самолета, и совершая пикирование на более низкую высоту, пилот истребителя снова набирает скорость (и даже больше максимально возможной при горизонтальном полете). Имея преимущество в скорости, он проводит успешную атаку истребителя противника и сбивает его. Либо при неудаче атаки может при пикировании уйти в сторону, спасаясь от возможной контратаки противника, или при пикировании, снова накопив энергию движения свого самолета, он может снова сделать горку – набрать высоту и повторить атаку истребителя противника. Все зависит от высоты полета истребителя, чем она больше высоты полета истребителя противника, тем в более выгодном положении он находится; и от скорости движения в момент начала динамического маневра, чем скорость выше, тем быстрее истребитель достигнет максимальной скорости, получит преимущество по высоте и будет иметь более хорошие шансы на победу, чем менее расторопный или опытный противник. Для успешной атаки противника с использованием вертикального маневра и движения на динамических режимах совершенно необходимо, кроме более высокой удельной мощности, иметь преимущество по высоте и скорости, более высокое аэродинамическое качество самолета, более лучшую физическую и тактическую подготовку пилота, уметь летать на динамических режимах. Но вот необходимые данные для оценки боевой эффективности разных истребителей при вертикальном или динамическом маневре тоже почти нигде и почти никогда в популярной литературе не приводятся.

         Впрочем, вполне можно сделать ориентировочную, приблизительную оценку эффективности динамического маневра для разных истребителей Второй Мировой. Эффективность динамического маневра истребителя находится в прямой зависимости от разности квадратов максимальной и эволютивной скорости. Значения эволютивной скорости нигде в популярной литературе не приводятся, даже термина такого не найдете. Но эволютивную скорость истребителя можно косвенно определить через его посадочную скорость. Она всегда меньше эволютивной. В таблице для приблизительного расчета эффективности динамического маневра я посадочную скорость увеличивал на 10 км для каждого истребителя. В реальности она, конечно, для каждого истребителя своя. Но нам важно получить не истинные значения эффективности маневра, а увидеть насколько эффективность динамического маневра возрастает при увеличении максимальной скорости, которая у разных истребителей тоже совершенно разная. В реальном бою все будет зависеть от конкретной начальной и конечной скорости выполнения маневра, от разницы высот, от квалификации пилотов, от технического состояния истребителей. Странно ожидать максимально возможной эффективности от истребителя «измученного» боевой жизнью, а так же ремонтами на скорую руку полковых авиатехников или от пилота средней квалификации и умственно-волевых способностей.  

         Все показатели боевой эффективности представленных в таблице истребителей выражены через индексы. В самом низу таблицы приведены сумма индексов и средний индекс. Ни в коем случае показатель среднего индекса вам не следует принимать за показатель боевой эффективности истребителя в целом! Это только среднее из суммы пяти индексов, не более того. В каждом конкретном случае, сравнивая между собой истребители, необходимо принимать во внимание, а по каким показателям данный самолет выигрывает и по каким проигрывает. Между прочим, этой простой истины никак не могут понять либерально-демократические экономисты, историки и политики. Жонглируя в своих выступлениях, какими то средними цифрами по стране, они словно не понимают: средние величины часто не выражают абсолютно ничего, если они отличаются друг от друга в разы или даже на порядки. Допусти, если один гражданин «выкушал» 450 грамм водки, второй только 45, то среднее между ними – 247, чуть менее русского граненого стакана. Но один все еще «как стеклышко», а другой уже «вусмерть». Но мы немного отвлеклись. Вернемся к нашим истребителям Второй Мировой.

          При ближайшем рассмотрении данных из таблицы рушатся некоторые многолетние исторические мифы и заблуждения. 

         Рушится миф о полной неэффективности и отсталости нашего И-16 по сравнению с немецким «Мессершмиттом» Вf-109 в 1941 г. У И-16 удельная нагрузка на крыло заметно меньше чем у противника, это притом, что удельная мощность заметно больше. А это означает явное преимущество И-16 в бою с использование горизонтального маневра. Но у противника И-16 максимальная скорость много больше. А вот это явное преимущество ему мало поможет в бою против И-16 с использованием горизонтального маневра. Бой с использованием горизонтального маневра велся на скоростях много меньших чем максимальные. Время виража у И-16 меньше чем у «Мессершмитта». В весе секундного залпа и мощности оружия у «Мессершмитта» в 1941-ом решающего преимуществ перед И-16 нет. И главное, у И-16 мотор воздушного охлаждения, а у его противника - жидкостного. При повреждении в бою агрегатов охлаждения двигателя «Мессершмитта» у того двигатель выходит из строя из-за перегрева, а у И-16 даже при простреле нескольких цилиндров он продолжит работать, только в мощности потеряет. Это заключение относится только к истребителям И-16 типа 28 и 29, а так же и к «Мессершмиттам» ранних модификаций E и F. Именно отсюда и берет начало легенда о боязни немцев вступать в маневренный бой с И-16, особенно идти в лобовую атаку на И-16. Нет, они не боялись, а просто хорошо понимали всю невыгодность для себя боя против И-16 с использованием горизонтального маневра. Но если теперь посмотрим на значения эффективности динамического маневра И-16 и «Мессершмитта», то сразу поймем, что при бое между И-16 и «Мессершмиттом» с использованием вертикального или динамического маневра все преимущества уже у «Мессершмитта». И-16 был создан как истребитель с преимуществом над всеми своими противниками в маневренном бою, а «Мессершмитт» был изначально создан как истребитель с преимуществом над всеми своими противниками в динамическом маневре, при явно худших показателях при использовании горизонтального маневра. Просто немцы горизонтальную маневренность принесли в жертву ради превосходства в вертикальной маневренности. И этот расчет оказался совершенно верным. Время маневренных истребителей в 1940-41-ом безвозвратно ушло и наступило время господства сверхскоростных истребителей, которые использовали свою большую скорость для увеличения своей боевой эффективности при динамическом маневре.

          Именно таким создавался МиГ-3, самый скоростной истребитель 1941-го. Значения эффективности динамического маневра у него хорошие даже для всех последующих лет войны. Тогда почему его производство было прекращено в 1941-ом? Первая причина – слабость вооружения. Все его соперники уже вооружались пушками, он почему-то остался только с пулеметным вооружением. Из всех 3 422 истребителей МиГ-3 (в т.ч. МиГ-1 приб. 100 ед.) было выпушено с 20-мм пушками только 58 самолетов, некоторое их количество было перевооружено пушками непосредственно в авиачастях.  Вторая – он оказался сложным в пилотировании, для него требовались летчики очень высокой квалификации. Так, во всяком случае, везде и всегда официально утверждалось. И даже называлась одна из главных причин: его высокая посадочная скорость – 140 км/час. Но истребители Ла-5 тоже имели посадочную скорость 140 км/час, однако это не препятствовало их массовому производству. 

          Теперь посмотрим на наших союзников. У «Спитфайра» и «Харрикейна» почти одинаковые сумма индексов и средний индекс. А почему так? Ведь с 1941-го «Харрикейны» стали использоваться в качестве штурмовиков, «Спитфайры» до самого конца оставались самыми лучшими истребителями Второй Мировой. А вот почему. «Харрикейн» уступает «Спитфайру» почти по всем показателям, особенно в эффективности динамического маневра. Он выигрывает только за счет своего очень мощного вооружения, «подняв» так свой средний индекс. Именно поэтому «Харрикейну» и сменили «масть», сиречь боевые задачи. «И взлетал устаревший «Харрикейн» качаясь над землею неуклюже». Это добросовестная рабочая и боевая лошадка британских королевских ВВС, вытащившая на себе знаменитую воздушную битву за Англию 1940-го. Такой же, как И-16. многократно обруганный и обшиканный разными «знатоками» от истории, и тоже вытащивший на себе 1941-й. Просто время маневренных истребителей, таких как И-16 и «Харрикейны» в 1940-41  безвозвратно ушло. В реве сверхмощных моторов и грохоте скорострельных авиапушек пришли новые сверхскоростные воздушные герои, и постепенно забылись заслуги славного «ишачка» - истребителя конструкции Поликарпова И-16. А ведь были еще и другие …

        Истребитель МиГ-3 был родом из КБ Поликарпова, немцы его даже именовали как И-17. Был истребитель Поликарпова И-180. Вся винтомоторная группа истребителя ЛаГГ-3 (ставшего после оснащения двигателем воздушного охлаждения знаменитым Ла-5), тоже родом из КБ Поликарпова. А был еще истребитель КБ Поликарпова под названием И-185 и о нем разговор особо.

         Обратите внимание на приведенные в таблице данные истребителей И-185 образца 1941-го и 1942-го. Все их показатели боевой эффективности самые лучшие среди советских истребителей даже на конец Второй Мировой, тем более на 1941-й и 1942-й годы. И-185 обр.1942 года несколько уступая своему собрату обр.1941 года в дальности полета и полезной нагрузке полностью превосходит его в скорости и эффективности динамического маневра, притом, что И-185 обр.1941 по этим показателям сам один из лучших на то время. Но вы, думаю, уже угадали – эти истребители так и не пошли в массовое производство. Хотя были испытаны, облетаны и выпущены опытной партией в количестве 6 самолетов. Прошли испытания на фронте в боевых условиях. Отзывы о них были положительные. Особо отмечали их легкость в управлении и освоении пилотами, ранее летавших на других истребителях. Получается, что опять Некто очень умный, влиятельный и обладавший немалой властью не захотел, что бы у СССР в 1941 г. были лучшие истребители в мире? 

******

         ********                                                                                                       

       Факт №8   «Намеренно незамеченные …»   (Торпедные катера фирмы «Люрсен» и РККФ)

        Если сравнить ТТХ наших торпедных катеров с торпедными катерами Англии, США и Германии, то сразу заметно, что наши существенно уступали по боевым возможностям американским и английским катерам, причем при сравнении с германскими наше отставание по боевым возможностям было еще более значительным. Честно говоря, оно было для нас просто катастрофическим.

      А почему так вот? Ведь нам все время твердили, что наши катера Г-5 самые лучшие торпедные катера в мире! Врали? Еще как!

***

         Таб. 1.4.4.  Сравнение ТТХ торпедных катеров Второй Мировой войны

ТТХ / Тип/

S-1/

S-7/

S-26/

S-100/

S-170/

Г-5

ХI-бис//

ТМ-2000/

123

-бис/

123/

Д-3/

Элко/

Хигг-инс//

Хокк-инс/

Вос-пер/

Год вступл. в строй/

1930/

1934/

1939/

1943/

1944/

1943/

1944/

1944/

1941/

1941/

1940/

1942/

1942/

1943/

-

//Германия//

//СССР//

//США   //  //  Англия//

Водоизмещение:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

стандартное  (тн.)/

40,4/

75,8/

92,5/

100/

99/

-/

-/

-/

-

30,8/

-/

-/

-/

34,0/

полное  (тн.)/

51,6/

86,0/

112,0/

117/

124/

17,8/

46,9/

20,5/

15,3/

36,2/

51,0/

48,0/

46,0/

47,0/

Размеры:/

-/

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Длина (м)/

27,0/

32,4/

34,9/

34,9/

34,9/

19,0/

23,4/

18,7/

18,0/

22,2/

24,4/

23,9/

23,7/

22,1/

Ширина (м)/

4,22/

5,06/

5,28/

5,28/

5,28/

3,30/

4,04/

3,44/

3,40/

4,04/

6,30/

6,10/

5,90/

5,90/

Осадка  (м)/

1,47/

1,36/

1,67/

1,80/

1,80/

1,24/

1,13/

1,20/

1,20/

1,80/

1,70/

1,60/

1,60/

1,70/

Высота корпуса (м)/

2,40/

2,88/

2,90//

2,90/

2,90/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

Число, тип двигат./

3 бен/

3 диз/

3 диз/

3 диз/

3 диз/

2 бен/

3 бен/

2 бен/

2 бен/

3 бен/

3 бен/

3 бен/

3 бен/

3 бен/

Суммарн. мощн.(л.с.)/

2700/

3960/

6000/

7500/

9000/

2000/

3600/

2400/

2000/

2400/

4500/

4500/

4050/

4050/

Скор. максим (узл.)/

34,2/

36,5/

39/

41/

43,6/

51/

36,4/

48/

52/

32/

43/

41/

42/

38/

Запас топлива (тн.)/

6,6/

10,5/

13,5/

13,5/

15,7/

1,65/

-/

-/

-/

5,0/

8,1/

8,0 (?)/

8,0/

8,0/

Дальность плавания:/

-

-

-

-

-

-

-

--

-

-

-

-

-

-

миль (при скор. узл.)/

350

(30)/

600

(30)/

700

(35)/

700

(35)/

780

(35)/

170

(51)/

-/

-/

-/

250 (32)/

-/

-/

-/

-/

миль (при скор. узл.)/

582

(22)/

758

(22)/

-/

-/

-/

220

(?)/

488

 (9)/

240 (13)/

345 (17)/

360 (11)/

500

 (22)/

?/

420

 (21)/

450 (22)/

Мореходность (балл.)//

?/

5-6/

5-6/

5-6/

5-6/

2-3/

?/

3-4/

3-4/

?/

5-6/

6/

?/

4/

Вооружение: торпед/

2/

2/

4/

4/

4/

2/

2/

2/

2/

2/

4/

4/

4/

4/

торпедн. Аппаратов/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

2х533/

4х533/

4х533/

4х533/

4х533/

Вооружение:

пулеметное / артилл./

1х20 /

1х20/

2х20/

2х20/

2х30/

2х12,7/

4х12,7/

4х12,7/

1х12,7/

2х20/

2х20/

1х20

4х12,7/

1х20

4х12,7/

1х20

4х12,7/

Боезапас/

2000/

3000/

6000/

6000/

6000/

--/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

-/

Экипаж (чел)/

12/

18-23/

24-31/

24-31/

24-31/

8/

11/

7/

6/

9/

15/

10/

11/

13/

     

 Во время Первой Мировой войны и в первые годы после нее в мире были очень популярны глиссирующие торпедные катера т.н. реданного типа. Они хорошо себя зарекомендовали во время боевых действия на флотах Англии, Германии и Италии. Катера такого типа имели уступ (редан) на днище. При достижении определенной скорости корпус катера несколько поднимался из воды и катера начинали глиссировать (скользить по поверхности) воды. При этом корпус катера опирался на поверхность воды только частью своего днища. Сопротивление воды движению катера заметно снижалось, а скорость движения катера значительно возрастала. Так катер длиной в 5 м. и имея двигатель мощностью 50 л.с., начинал глиссировать при достижении скорости 17 узлов. А катер длиной 15 м. начинал глиссировать при достижении скорости 30 узлов. Мощность двигателей тоже значительно возрастала. Так теоретические расчеты показали, что можно заставить глиссировать судно даже длинной 90 м. (водоизмещением примерно 3-4 тыс. тн.), но для этого потребуется мощность в 200 000 л.с. и глиссировать оно начнет при достижении скорости 70 узлов! Подобный технологический подвиг невозможен даже сейчас, тем более был невозможен тогда. Впрочем, он вполне возможен при движении судна на воздушной подушке или с использованием экранного эффекта. Но это будут уже не водоизмещающие морские суда.

         Ясно, что глиссирующие реданные катера меньшего водоизмещения более выгодны и более легко технически осуществимы, чем глиссирующие реданные катера более большого водоизмещения. Но уменьшение водоизмещения влечет для боевого корабля резкое снижение боевой эффективности. Уменьшается боевая нагрузка, уменьшается дальность плавания, снижается его мореходность по причине уменьшения высоты борта. Первыми (вскоре после Первой Мировой) это поняли немцы и прекратили строить реданные торпедные катера. Практичные американцы поняли это несколько позднее и тоже отказались от строительства реданных торпедных катеров. Англичане это поняли только перед Второй Мировой войной. А вот в СССР до Великой Отечественной войны и во время ее были построены сотни реданных торпедных катеров малого водоизмещения типа Г-5 и имеющих рекордные скорости движения, но совершенно ничтожную боевую эффективность. Свою рекордную скорость они могли развить только при отсутствии волнения, да и то только на 20 минут, максимум на один час. Дальность хода у них была незначительной по сравнению с супостатами. Свои торпеды они могли запускать при волнении на море не более 2 баллов, а при 3 баллах их уже начинало заливать с головой. Катера «Комсомолец» пр. 123 от катеров типа Г-5 отличались в лучшую сторону ненамного. Хорошей мореходностью обладали только торпедные катера типа Д-3. Но это были катера не реданного типа, а килевые катера. И их в начале войны было очень мало.

           А в это время начиная с 30-х годов германская фирма «Люрсен» постепенно развивала тип килевого торпедного катера и в годы Второй Мировой достигла в своем деле впечатляющих результатов. Секрета из своих разработок никаких не делала, торпедные катера фирмой «Люрсен» строились для флотов Румынии, Болгарии, Италии, Китая, Югославии, Испании. По лицензии строились в Нидерландах. Вот бы нам приобрести у фирмы лицензию или для образца купить несколько «люрсенов» или хотя бы даже один. Но ничего подобного сделано не было. В годы войны получали из США килевые торпедные катера (ТТХ указаны в таблице), которые все же были похуже, чем у фирмы «Люрсен». На их основе в СССР создали после войны хорошие торпедные катера пр. 183. Вот бы до войны так! 

         Причем никаких политических препятствий для этого не было. С Веймарской республикой у СССР вплоть до прихода там к власти Гитлера были самые хорошие отношения и тесное  военно-техническое сотрудничество. В ходе Гражданской войны 1936-39 гг. в Испании окончательно выяснилась низкая эффективность реданных торпедных катеров. Можно используя военно-технического сотрудничество с Германией (осень 1939-го - весна 1941-го) было получить техдокументацию на катера типа «S» и строить их у себя. Тем более что корпуса их были деревянные, и дефицитные алюминий или сталь на обшивку были не нужны. Дизели необходимой мощности в СССР уже существовали и производились, в частности их устанавливали на подводных лодках типов «С» и «Щ».

******

           Конечно, либерально-демократические историки и пропагандисты сразу найдут убедительные и очень объективные объяснения вышеизложенным фактам. Не было доведенных авиадвигателей, под которые проектировались самолеты с рекордными ТТХ. А без них производство этих самолетов было невозможно. Не было свободных авиазаводов для их производства, все мощности были уже загружены. Совершенно не очевидными тогда (это потом уж только поняли) были преимущества применения артиллерийских орудий, которые так и не пошли в производство. Военные руководители не понимали до конца выгод от тех или иных технических решений и соответствующие образцы оружия и техники, где эти решения были применены так и не были поставлены в массовое производство. Нас постараются увести в сторону от правды и ответ либералов или сталинистов будет один: так уж получилось …

             В продолжении, темы поднятой в статье небольшое нелирическое отступление. Так кто этот таинственный всемогущий и мудрый Некто, так желавший что бы в будущей войне с нацистской Германией армия, авиация и флот Советского Союза не имели бы решающего технического превосходства над своим противником, а значит очень желавший, что бы  военные потери СССР по сравнению с Германией были больше, желавший, что бы Германия как можно более прочно застряла в войне с СССР, а значит, что бы война между Германией и СССР была как можно более тяжелой и длилась бы подольше. Кто?

        





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.



IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.05.23 22.38.53ENDTIME
Сгенерирована 05.23 22:38:53 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3109886/article_t?IS_BOT=1