Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Что будут делать власти в ответ на «пенсионные» протесты: четыре стратегии


Объявленное официальными социологами снижение рейтингов «Единой России» до минимума с декабря 2011 года (т.е. до 37% по данным ВЦИОМ) и почти одновременные сообщения уже от Левада-центра о том, что вероятность массовых протестов с экономическими требованиями впервые с 2009 г. превысила 40%, а личная готовность принимать в них участие достигла 28% (максимум для посткрымского периода) в реальности мало кого удивили. С момента анонсирования в июне планов по радикальному повышению пенсионного возраста любая социология неизменно показывала резко негативное отношение большинства россиян к объявленной реформе.

Этот негатив ⁠неизбежно сказался на рейтингах – это закономерно, так как ⁠удар нанесен именно по базовой для власти и наиболее ⁠электорально активной группе людей старших возрастов. Тех, кому ⁠реформа явно ⁠изменит жизненные планы – кто старше ⁠50 лет (женщины 50–55 лет и мужчины 50–60 ⁠лет), это 18 миллионов. Еще 9 миллионов в возрасте 45–50 лет. В результате реформа становится явно неприятной новостью для примерно для 27 миллионов человек. Именно опорой на возрастной консервативный электорат (в том числе 37 миллионов тех, кто уже на пенсии) можно объяснить многие публичные решения власти в 2000–2010-е: от возвращения советской символики и ритуалов до «защиты семейных ценностей». Да и присоединение Крыма это, во многом, обращение к политике постсоветской (в реальности имперской) ностальгии и фрустрации.

Это раздражение дополнилось решением о повышении НДС, что уже вызвало цепную реакцию «превентивного» повышения цен при том, что доходы граждан не растут. Одновременно стали появляться и иные большие и малые предложения о различных новых поборах с населения и бизнеса – то вдруг следуют утечки о том, что под налогообложение попадут переводы с карты на карту; то Минприроды заявляет, что планирует вдвое увеличить собираемость экологического сбора с компаний; то сообщается о планах введения «утилизационного сбора» на велосипеды и велосипедные рамы до 10% от конечной стоимости велосипеда и т.д. и т.п. В результате все новые и новые группы граждан оказываются, мягко говоря, раздражены.

И хотя декларативное намерение участия в акциях протеста всегда выше реального, в любом случае динамика очевидна. Даже в политически мертвые летние месяцы начались публичные акции недовольства. Их численность не должна обманывать – все же речь о середине лета, что бы там ни пытались придумать официальные пропагандисты. Что же будет, когда лето закончится, а окончательное принятие решение приблизится?

Конечно, вряд ли многие граждане действительно всерьез лично готовы принимать участие в акциях протеста, но недовольство, несомненно выразят наиболее удобным для себя способом. Как показывает опыт, самое простое с точки зрения временных затрат и даже исходя из соображений личной безопасности для граждан проявление недовольства – это голосование на избирательном участке по принципу «фиги в кармане», то есть назло. Даже при политически кастрированной, публично дискредитированной и привыкшей обо всем договариваться с властью «системной оппозиции» она в таких условиях все равно неизбежно получит электоральный бонус просто потому, что в бюллетенях больше никого нет. А это может нести угрозу стабильности всей системы и повысить риски появления внутри нее новой внутренней фронды.

Как на эти последствия непопулярной реформы уже реагирует власть и как она будет вести себя дальше? Перечислим наиболее вероятные сценарии и технологии.

Стратегия №1. Смягчение недовольства

Очевидно, что существенный рост недовольства и готовности к протестному голосованию может подтолкнуть власть смягчить часть положений объявленной реформы. В принципе, это известная технология политического и не только торга, когда вы заявляете завышенные предложения, заранее зная, что часть положений готовы смягчить, чтобы в итоге одновременно и добиться желаемого, и создать ощущение у партнера, что тому что-то удалось выторговать. При грамотном планировании кампании это было бы разумным и логичным. Другой вопрос, что изначально во всей истории с повышением пенсионного возраста и налогов признаков ее предварительной проработанности не наблюдается. Если бы к ней всерьез готовились, была бы и предварительная информационная кампания, и экспертные исследования, и т.д. и т.п. Ничего этого не было. Это значит, что скорее всего, на уступки власти будут идти неохотно. Однако, при усилении публичного давления они могут представить возможные уступки как часть изначального гениального плана. Публичный ущерб это полностью не снимет, но может несколько смягчить ситуацию.

Стратегия №2. Каналы выпуска пара – расширение автономности «системной» оппозиции при дискредитации «антисистемной»

Повышение пенсионного возраста и налогов как нельзя кстати для власти пришлись на период крайнего ослабления т.н. «системной» оппозиции, особенно заметной после выборов 2016 года. Сегодня думская оппозиция полностью зависит от госфинансирования партий, она привыкла согласовывать кандидатов на выборах, иногда получая «утешительные» должности, в результате и оппонирует она исключительно в рамках негласно очерченного поля допустимого политического несогласия.

Результат? Три псевдооппозиционные партии стали крайне плохо справляться с основной своей функцией – накопления и утилизации копящегося в обществе недовольства. Неудивительно, что последние пару лет растут протестные акции новых групп граждан, особенно молодежи, к «старым» партиям не имеющие никакого отношения. Пока наиболее умело этой энергией непредставленного в политической системе недовольства пользовался Алексей Навальный. Чтобы растущее недовольство от новой реформы не сработало на него и иных несистемных лидеров (которые могут появиться) единственный путь для Кремля – немного оживить «системную» оппозицию, расширяя поле допустимого политического несогласия.

Этот процесс мы уже наблюдаем: после явного замешательства представители «системной» оппозиции все же решились подключиться к новой митинговой активности. Одновременно происходит новое усиление контркампании против несистемной оппозиции и лично Алексея Навального – целый шлейф похожих скандалов, направленных против активистов его штабов, однотипная и одновременная активизация ангажированных блогеров, старательно стимулируемые внутренние расколы. Риски для Кремля? Радикализация несистемной оппозиции, усиление внутренней системной фронды и даже нового объединения системных и несистемных в какие-то блоки.

Стратегия №3. Сдерживание внепланового усиления партий-сателлитов через спойлеров

Чтобы стратегия №2 не усилила слишком сильно «системную» оппозицию и не спровоцировала рост внутрисистемной фронды, власти одновременно заинтересованы в дезорганизации и дроблении оппозиции как таковой. Самый проверенный путь – поддержка спойлеров, партий «второй» и «третьей» политической лиги – «Родина», две партии пенсионеров, партия социальных реформ, «Коммунисты России» и т.д. Чем протест более размазан и дезорганизован, тем он более безопасен. Такая стратегия вполне вероятна.

Стратегия №4. Отвлекающие кризисы и скандалы

Как известно, одна из самых популярных технологий ухода от неудобного разговора, это смена темы. Лучший способ отвлечь внимание от пожара (скандала) это другой пожар (скандал). Поэтому попытки вбросить или спровоцировать скандалы, отвлекающие внимание от магистральной проблемы более чем вероятны.

Можно предположить, что появление отвлекающих скандалов уже происходит. Именно так, например, выглядит громкий скандал вокруг инициативы депутатов, которая могла бы привести к закрытию визовых центров. При этом путь «отвлекающих кризисов и скандалов» крайне опасен, так как может вместо отвлечения внимания привести к тому, что одна негативная повестка не отвлечет внимание от другой, а сольется с ней и вызовет кумулятивный эффект. Самое опасное, если для отвлечения внимания будет использоваться внешний кризис (первое, что приходит на ум, это эскалация на украинском направлении). Для его организации многого не надо – одна только очередная высылка дипломатов, какая-либо провокация (причем желательно чужими руками) или спланированная утечка информации могут вызвать цепную реакцию ответных мер. При этом внешний скандал может привести и к новому витку санкций, что лишь ухудшит ситуацию для экономики и тех же граждан, чье недовольство и так нарастает.

Скорее всего, все четыре описанных стратегии будут реализовываться одновременно в различных комбинациях. И дальнейшее развитие ситуации зависит исключительно от того, насколько умелыми будут эти комбинации, сколько при этом будет сделано ошибок и каковы будут совокупные результаты побочных эффектов от их реализации.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.08.20 11.32.28ENDTIME
Сгенерирована 08.20 11:32:28 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3117137/article_t?IS_BOT=1