Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Три года войны. Части 1-3.

ЧАСТЬ 1.

К годовщинам принято подводить итоги. По понятным причинам российский "верховный главнокомандующий" вряд ли будет подводить итоги трехлетней интервенции в Сирию, но это никак не мешает нам самим оценить и сделать какие-то выводы, благо три года - срок достаточно серьезный, особенно для войны.

Причины, по которым Путину сложно подводить итоги, на поверхности - результаты провальные, причем как по заявленным целям, так и по реальным, "недокументированным". Их можно попытаться заглушить победным клёкотом, отвлекая внимание на какие-то малозначимые детали, но это работает только на тех, кого тема войны не интересует вовсе (разве что как фон в телевизоре), или на тех, кто напрочь лишен способности к выстраиванию самых примитивных причинно-следственных связей.

images-4

О реальных целях войны сказано много, могу лишь повторить их вкратце. Руководство российского "Газпрома" в середине нулевых годов совершило стратегический просчет, не приняв во внимание "сланцевый фактор" США. Единственное, что оправдывает некомпетентных и невежественных назначенцев Путина, так это то, что такой же просчет совершили и очень серьезные профессионалы в других странах. Только к началу второго десятилетия стало ясно, что сланец - это надолго, и его влияние на нефтяной и газовый рынок будет только расти. Встал вопрос о перенасыщении и нефтяного, и газового глобальных рынков, а значит - об обострении борьбы за два ключевых рынка сбыта - Европу и Китай. Начавшаяся в конце 2010 года Арабская весна приобрела практически сразу характер борьбы за европейский газовый рынок, а точнее - за пути транспортировки газа в Европу. Это сложная и многофакторная тема, поэтому я лишь упоминаю ее.

%D1%81%D1%88%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C

Соединенные Штаты, став "возмутителем" спокойствия на рынке углеводородов, и надежно закрыв свой собственный внутренний рынок, перенасыщенный сланцевым газом и нефтью, пришли к выводу, что в обозримом будущем мировой энергобаланс будет постепенно, но совершенно явственно меняться в пользу так называемых "возобновляемых" энергоресурсов. Доля нефти будет сжиматься, доля нетрадиционных энергоносителей - расти. Что побудило США начать "распечатывание" своих стратегических запасов со вполне рациональной целью - продать их за возможно большую цену.

Увы, но все эти события наложились на мировой кризис (что, впрочем, всегда происходило во время глобальной ломки мирового энергобаланса и появления принципиально новых технологий), а потому борьба за рынки сбыта приобрела многофакторный характер сужающейся воронки, в которой нужно было утопить наиболее неразворотливых конкурентов, а говоря бандитским языком питерской подворотни, который стал в России официальным - пришло время разводить лохов. И Россия в числе этих лохов была одним из наиболее напрашивающихся кандидатов, учитывая, что российской экономикой (и политикой) сегодня руководят люди с психологией воров, а значит - способные лишь на примитивные схемы "украл-выпил-в тюрьму". Побудительным мотивом воров всегдя являются деньги, национальные интересы для них не значат ничего. Логично, что именно такие субъекты становятся в эпоху перемен наиболее уязвимыми и, как правило, не способны противопоставить более умным и нацеленным на иные ценности противникам ровным счетом ничего.

На этом фоне газовая стратегия России (а как сказал в свое время Кучма: "Газ- это бизнес президентов", что означает особую значимость этой отрасли для личных интересов российского первого лица) стала терпеть поражения. Провал украинской политики Кремля поставил его перед внезапной и крайне неприятной перспективой - теперь важнейший транзитный коридор доставки газа в Европу перешел под контроль Соединенных Штатов, а к 13 году намерения США к газовой экспансии в Старый Свет стали понятны даже для интеллектуально убогого российского руководства.

Кремль по причине собственного невежества и неспособности к импровизации (которая требует почти мгновенной реакции и способности мобилизовать ресурсы на локальных направлениях) упустил в феврале-апреле 14 года шанс решить проблему Украины в своих интересах. Имелось несколько сценариев возвращения статус-кво или даже усиления позиций Кремля на Украине - но Путин избрал самый глупый и откровенно провальный из всех возможных. Парадокс, но даже бездействие Кремля в 14 году было бы по последствиям гораздо менее разрушительным, чем предельно безграмотные и загоняющие ситуацию в необратимый тупик действия. Кроме того, сыграл свою роль фактор времени и хроническая неспособность лично Путина к принятию своевременных решений. Что, впрочем, легко объясняется психологией мелкого служащего, внезапно вознесенного на самый верх - он так и остался осторожным до трусости ничтожным коллежским секретарем, неожиданно для себя получившим чин канцлера.

В итоге, не приняв своевременных и рациональных решений, Путин не выполнил реальные задачи - ни национальные, ни задачи выживания собственной клики, но при этом способствовал катастрофе на соседней территории, по сути ввергнув миллионы людей, доверившихся его словам и клятвам, в состояние перманентного бедствия.

1508227493_ukraine_1417467032_

После потери Украины немедленно последовали стратегические провалы по всем направлениям: схлопнулся единственный постсоветский стратегический проект развития - ЕАЭС, который без украинского рынка перестал представлять из себя что-либо серьезное. Но главное (с точки зрения шкурных интересов правящей клики) - на горизонте (причем достаточно близком) замаячила перспектива утраты доминирующего положения на европейском газовом рынке. Для экономики в целом газовые доходы не являются критическими (хотя их падение вполне может вызвать эффект домино), но главное в том, что газ - это рентная база высшего правящего сословия современной России. Не единственная, но крайне значимая. А у сословного общества есть специфическая черта - сословие не может произвольно менять свою рентную базу. С ее утратой разрушается и само сословие. Уже поэтому вопрос удержания контроля над европейским газовым рынком - это вопрос выживания как лично Путина, так и его персональной клики, выстроенной в противовес другим организованным преступным сообществам, управляющим сегодня Россией.

Выстроенное Путиным мафиозное государство по умолчанию является сословным, так как мафия - это как раз продукт предыдущей ступени развития. Специфическое, но именно сословие. В развитом обществе ее позиции подрываются самой структурой общественных отношений, поэтому мафиозное государство объективно заинтересовано в деградации общественного, политического и экономического устройства страны до средневекового состояния. Это, кстати, к вопросу о том, что Путин что-то там поднимает с колен. Деградировать страну для мафии - раз плюнуть, так как она по природе своей является паразитом, не способным к производству прибавочного продукта, она способна только к перераспределению имеющегося (с неизбежными потерями по всем цепочкам перераспределения), что и ведет к быстрому сокращению экономики страны, попавшей под управление сословия воров.

Потеря Украины и переход контроля над путями доставки российского газа, приватизированного кликой Путина, запустила совершенно объективные процессы поиска обходных путей вокруг Украины. По сути, Путин попал в коридор решений, который выстроен не им, а потому с момента утраты Украины он стал объектом глобальной политики вне зависимости от каких-либо собственных действий. Марионеткой, проще говоря. С этого момента политика Кремля приобрела предельно детерминированный характер, и чем глубже Путин заходил в тупик, тем уже становились его стены.

***

ЧАСТЬ 2

Топология советской газотранспортной системы (ГТС) была спроектирована под нужды советской экономики и в интересах общего экономического пространства СЭВ. Экспорт газа в Западную Европу стал побочной, хотя и важной политико-экономической задачей: к 70 годам советская экономика находилась на пороге научно-технической революции (или как это сейчас более привычно - системно готовилась к переходу в пятый технологический уклад). Общий рынок соцлагеря - СЭВ - с запасом удовлетворял потребностям четвертого уклада, но для перехода к пятому требовались новые рынки сбыта, и логика поставки газа на Запад вполне укладывалась в задачу расширения социалистического рынка с целью минимально проблемного прохождения стадии перехода. Сам переход сродни фазовому: затраты ресурсов на этом этапе лишь готовят переход к новой фазе, но при этом ее преимущества отложены во времени в будущее. СССР в итоге так и не сумел пройти этот непростой этап, распавшись "по дороге".

Советская ГТС опиралась на три основных источника природного газа - Север, Западную Сибирь и Среднюю Азию.

yrm-energy-of-nature-01

География ГТС учитывала как источники, так и потребителей природного газа, поэтому были сформированы по вполне объективным показателям два основных "коридора" - северный и южный. В таком виде она досталась в наследство бывшим "братским" республикам и в силу стремительной деиндустриализации основных промышленных районов России и Украины газ стал в основном экспортироваться на Запад, став в итоге рентным ресурсом уголовной мафии, захватившей власть в наших странах.



Задача обхода Украины, которая встала перед путинской кликой, развалившей всю национальную политику на постсоветском пространстве, технически также требовала создания двух основных коридоров транзита газа - северного и южного. Ориентироваться только на один обходной маршрут - северный - было невозможно. Строительство "перемычки", по которой можно было бы перебросить среднеазиатский газ на север, "тянуло" за собой полную перестройку всей газотранспортной артерии на севере, так как ее пропускная способность не выдерживала такой нагрузки. Кроме того, по южному транзитному участку украинского маршрута были "запитаны" через Трансбалканский газопровод страны Южной и Восточной Европы - Болгария, Румыния, Молдавия плюс Турция.

Возникла конструкция из двух Потоков - Северного-2 и Южного, которые должны были вобрать в себя объемы украинского транзита. Проблема сразу же возникла на юге: страны Восточной Европы (так называемые "молодые европейцы") были намертво привязаны к Соединенным Штатам, и уже поэтому было крайне наивно предполагать, что США, перехватив украинский транзит, будут равнодушно смотреть на путинские упражнения по его обходу. С Германией ситуация была не в пример проще - с потрохами был куплен лидер одной из ключевых партий Германии и её экс-канцлер Шрёдер, которому дали в кормление крайне лакомый пост в российском газовом хозяйстве. Кроме того, Германия не только потребляла российский газ, но и с выгодой для себя перепродавала его дальше в Европу. Именно поэтому сугубо шкурные интересы влиятельных германских политиков, их партий и бизнес-кругов служили (и пока ещё служат) надежной защитой Газпрома и лично Путина. Другой вопрос, что решить все проблемы обхода Украины чисто технически невозможно только по одному северному маршруту. И поэтому южный обходной коридор был вынужденным и крайне необходимым. И именно по нему США отработали, создав непреодолимую преграду проекту Южного потока через своих ставленников в Болгарии.

К концу 14 года иллюзий на продолжение попыток продвижения Южного потока не осталось, и в обстановке жесточайшего цейтнота было принято решение о переносе маршрута в Турцию. О чем и было заявлено - вначале в ноябре 14, а затем в январе 15. Турцию попытались купить скидкой в 6 процентов на весь поставляемый газ (с перспективой увеличения скидки после окончания строительства Потока), а также дополнительными льготами, включая строительство за российский счет атомной электростанции и передачи Турции прав оператора-продавца российского газа на своей границе. Параметры Турецкого потока соответствовали параметрам Южного и полностью закрывали вопрос о газоснабжении традиционных потребителей на юге Европы и даже создавали  перспективу выхода на новых потребителей.

f821dfbc402a3bab591b184e1bb20

Однако именно здесь возникла проблема, которая носила совершенно объективный характер - Южный газовый коридор ЕС.

140920115859_gas_pipelines_624_russian

Система газопроводов ТАНАП-ТАП-Набукко опирается на месторождения Азербайджана с переспективой подключения к ней иранского и среднеазиатского газа (а при достижении ряда условий к ней может подключится и Катар через территорию Ирана). По сути, Турция была заинтересована не в продвижении российского газа (который на этом маршруте во многом был не российским, а как раз среднеазиатским, поставляемым по коридору "Центральная (Средняя) Азия - Центр"), а наоборот - отъему у России этого газа и перенаправлению его в систему Южного газового коридора ЕС через Каспий или территорию Ирана.

fb8e72407b22ff27cd2155453a11ba03

Фактически Турция встала перед выбором: либо российский "Турецкий поток", и тогда на проекте Южного газового коридора ЕС можно ставить крест по причине явной нехватки газа для него, либо Южный коридор - но без транзитной части "Турецкого потока" с перспективой дальнейшей борьбы за туркменский и казахстанский газ, которые должны наполнить в будущем систему ТАНАП.

2

Противоречие неразрешимое, и выбор Турции в этом случае является стратегическим. Турция выбор сделала: отказ от трех транзитных ниток Турецкого потока в пользу системы ТАНАП произошел практически через три месяца после объявления о строительстве Турецкого потока - в мае 15 года. Идти вразрез своим отношениям с Европой ради путинских 45 миллиардов кубометров Эрдоган не захотел (и откровенно говоря, вообще удивительно, если на это рассчитывали в Москве. Объяснить логику Кремля можно не только кретинизмом принимавших решение о Турецком потоке, но и банальным цейтнотом, который вынудил буквально "на коленке" - как это принято у кремлевских - переверстывать план южного обходного коридора вокруг Украины).

Теперь сложилось неразрешимое противоречие уже для Кремля: отказ от южного обходного маршрута вынуждал его идти на поклон к Киеву и договариваться о продолжении в 20 году транзита через его территорию, причем и тогда, и сейчас известны условия, на которых Киев будет продлевать транзитный договор: минимальный объем, на который он готов согласиться - не менее 50 млрд кубометров. А это полностью меняет вообще все текущие расклады и схемы по переформатированию транзитных поставок в Европу с учетом запуска Северного потока и главное - обнуляет смысл строительства Турецкого потока как такового.

Почему Кремль не хочет транспортировать газ по украинскому маршруту в условиях контроля над ним Соединенных Штатов? Да просто: ровно в тот момент, когда США будут готовы к поставкам своего сжиженного газа в Европу в достаточных объемах (а это произойдет между 21 и 22 годом), украинский транзит ожидает коллапс. Марионетки в Киеве потребуют, к примеру, тройную плату за транзит. Или еще как-то перекроют поставки. Произойдет кризис, который вынудит Европу разрывать договоры с Газпромом и переориентироваться на американский СПГ. Да, номинально он дороже, но в стоимость газа входит также и плата за риски - российский газ в ситуации перманентного кризиса по его доставке будет стоить для Европы суммарно с рисками существенно дороже американского.

eia_lng_sites_3281467b

Gazprom 1 0

219365.b

Такой сценарий уже озвучивали в Америке, да, впрочем, ничего необычного в нем нет: экономическая задача захвата рынка решается через политический кризис. Ничего нового. Учебник геополитики, 2 класс.

Сложилась патовая ситуация, в которой любое решение Кремля в заданных параметрах вело к поражению. Экономическими методами решить задачу было невозможно, политическими - тоже. Оставались только военные. Сложились все условия для войны с Турцией по принуждению её к заявленным в январе 15 года параметрам Турецкого потока: одна нитка в 15 млрд кубометров - на турецкий рынок, замещая газ, поступаемый в Турцию по Трансбалканскому трубопроводу, и три трубы по 15 млрд кубометров - транзит в Европу. Именно принуждение Турции к Турецкому потоку в его исходной версии и стало причиной российской интервенции в Сирию. Вопрос победы или поражения в сирийской войне приобрел конкретные численные параметры: принуждение Турции к трем транзитным трубам - победа, всё остальное - поражение.

***

ЧАСТЬ 3.

Собственно говоря, уяснив для себя реальные цели интервенции России в Сирию, можно на этом и закрывать тему промежуточных итогов идущей войны. Цель не достигнута - Турецкий поток пока остается ровно в том же положении, что и до войны. Мало того: Газпром уже признал поражение, отдав на утилизацию трубы двух ниток Турецкого потока. Сейчас решается вопрос с третьей транзитной трубой - причем несмотря на натужную бодрость заявлений, ясности по ней нет. Нет согласования, нет точек входа-выхода, нет ничего, кроме построенного морского участка, который неясно, куда теперь вести дальше. И будут ли его вообще куда-то вести. Единственная ясность - с трубой для внутреннего турецкого рынка, но здесь вопросов как раз нет: турки вполне разумно рассудили - вы там, ребята, бодайтесь с Украиной хоть до морковкиного заговенья, но наш газ выньте и положьте.



На данный момент ясно только одно: эта война по своим целям полностью проиграна. Теперь вопрос заключается лишь в том, как прикрыть позор поражения не только для внутреннего потребителя (эти все стерпят и проглотят, не впервой), но главное - для внешнего. Путин за двадцать лет своего пребывания у власти превратил в своих врагов практически весь мир, а для кого он врагом не является, тот его просто старается обойти стороной, брезгуя столь сомнительным знакомством. Будучи врагом и мировым изгоем, демонстрировать при этом еще и слабость и импотенцию - это создавать неприемлемые риски для своего выживания. Поэтому мы видим весь набор стандартных приемов банального босяка - крики "Держите меня семеро", имитация психической неуравновешенности, бесконечное вранье по любому поводу, невнятные угрозы и перемещения какой-то техники, людей, оружия - для того, чтобы перетереть по понятиям очередную мелкую тему. Поведение предельно несолидное, убогое - но тут уж ничего не попишешь: генезис современной российской власти - это именно босяцкая подворотня. Мелкое жульничество и обворовывание блокадников в девяностые сменили масштаб, но по сути остались тем же самым. А какие из жуликов политики и тем более государственные деятели? Тут вопрос, скорее, для психологов и психотерапевтов, особенно в свете очевидных комплексов "маленького человека" у наших высших руководителей.

Но мы о войне. Обсуждать ее ход и течение нет ни малейшего смысла - военная часть интервенции была провалена еще в 2015 году, когда столкнувшись с жестким отпором Турции, ясно давшей понять, что она не пропустит Путина (и его прокси - Асада) к сирийско-турецкой границе даже под угрозой прямого военного столкновения, Путин сдал назад. Туркам хватило одного сбитого самолета и немного времени, чтобы понять - Путин сдулся и не пойдет на риск военного конфликта. Эрдоган поступил в этой ситуации предельно грамотно, не став играть в гибридную войну с Путиным, а сразу подняв ставки до прямого столкновения. Риск, безусловно, наличествовал, но не слишком большой, скажем прямо: то, что Сирия - это ловушка, предупреждали еще советские маршалы, а у них в одном погоне интеллекта и опыта было больше, чем у всей сегодняшней военно-политической камарильи пигмеев и карликов.

samolet_4

Поставив непреодолимый барьер на пути к границе, Эрдоган мог заниматься текущими делами - сдувшийся Путин уже не представлял ни малейшей угрозы, и кто-кто, а Эрдоган прекрасно понимал, что Путин нуждается в нем гораздо больше, чем он - в Путине. Поэтому и извиняться за сбитый самолет Эрдоган не стал, а Кремль был настолько заинтересован в возобновлении отношений, что теряя лицо, назвал Эрдогана партнером и другом после ничего не значащих в данной ситуации ритуальных слов в адрес родных погибших российских военных. Извинений России и Путину Эрдоган приносить не стал - невелика птица, перебьется.

Ровна та же логика прослеживается и в двух других эпизодах: когда Эрдоган хладнокровно разменял с Ираном Алеппо на молчаливое согласие с его собственной интервенцией на север Сирии (что Кремль, бесконечно повторявший о своем эксклюзивном законном праве находиться в Сирии, принял и утёрся), и второй раз - с Идлибом, где точно так же с помощью коллег и партнеров по коалиции сорвал карательную операцию Асада и Кремля в провинции, вынудив Путина пойти на совершенно невыгодное ему соглашение по зоне деэскалации "Идлиб". Почему невыгодное? Да потому, что у Путина просто нет столько наземных сил, чтобы взять под контроль периметр провинции, а потому контролировать его будут те же самые турецкие аскеры.



Суть осталась прежней - ни при каких обстоятельствах Путина не пустят на север Сирии к турецкой границе. Все остальное - да делай, что хочешь. Только под ногами не путайся.

Естественно, война в Сирии - процесс, в котором задействованы многие внешние силы и игроки, и Путин среди них точно не главный. Будучи абсолютно объектным персонажем текущего процесса, Путин был использован практически всеми внешними игроками, причем использован цинично с максимальной отдачей. Цели и действия каждого внешнего игрока - отдельная тема, но мы сейчас об итогах российской интервенции. И они выглядят плачевно - как по военным результатам, так и (тем более) по политическим.

Путинская торсида обсуждает проценты владения территорией, пуски Калибров, ввод-вывод самолетов, систем ПВО, локальные события (кстати, иногда приближающиеся к довольно опасной черте), но за деревьями, как известно, не видно леса. Главный вопрос - о смысле ввода российских войск, и он (смысл) утрачен полностью, и давно.

1537944395_2

Классический стиль Путина - принимать запоздалые решения, когда проблема стала совершенно неразрешимой, в полной мере проявился и в его сирийской авантюре. Впрочем, если учитывать, что сирийская война стала примерно таким же по качеству решением, что и Крым, Минское "перемирие" и десятки других, относящихся к внутренней и внешней политике, но столь же провальных, то по всей видимости, пришлось бы удивиться, если бы война в Сирии стала чем-то успешным и удачным: этот человек неспособен на прорывные и выигрышные решения. Где Путин - там всегда поражение. Сирийская авантюра в этом плане ничем не отличается. После того, как режим исчезнет, российский народ приступит к решению тяжелой и крайне болезненной во всех отношениях задачи - преодолению последствий правления мафии, вытаскивания страны из того болота, в которое она её завела.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.12.16 16.44.20ENDTIME
Сгенерирована 12.16 16:44:20 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3166808/article_t?IS_BOT=1