Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

21 Окт, Воскресенье 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Поставка клапанов дымоудаления в Москве и по всей России от НПО «Машпром»

АР-сервис — поставки оборудования для систем отопления и водоснабжения в Москве.


->

Социальная иллюзия


Свобода выбора, вырвавшаяся за пределы естественного круга, заполняет собой все доступное ей пространство, как газ. Ее аромат, словно изысканный запах пиона, рождает цветочную композицию, которая будоражит, будто глоток игристого вина

Она знает, что мир достаточно велик, чтобы удовлетворить любые ее "потребительские" нужды и не знает, что он слишком мал, чтобы удовлетворить человеческую жадность...


Не корысти ради, а токмо во исполнение некоторых договоренностей

В 1991 году по ряду причин социалистическая модель утратила свою силу, и на ее пространстве воцарилась модель капиталистическая. Ну, модель моделью, а общество, которое в ней оказалось, оставалось вполне себе социалистическим, т.е. с большой частью законных, не оплачиваемых за свой счет прав, полученных в прежней модели. И здесь есть один интересный момент – когда человек (как субъект) социалистической модели попадает в модель капиталистическую, т.е. в другую систему ценностей, то в ней он автоматически признается «халявщиком» и прежние свои законные права утрачивает. Разумеется, не сразу, а постепенно, чтобы новую модель не раскачивать, с медленным разрушением иллюзии. Вместе с новой моделью появились и новые социальные институты, называемые демократическими, которые принесли нам понятие свободы. И веры в демократию. А любая вера во что-то (когда крепка) уже сама по себе религия.


О какой свободе речь

Если говорить о свободе личности, необходимо понимать, что индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, и противопоставлять их друг другу нельзя. Недаром еще Маркс говорил, что «нельзя жить в обществе и быть от него свободным».

Если говорить о свободе воли, то нужно учитывать, что без нее мир просто жесткая картинка, заданная раз и навсегда с неизменно прочерченными траекториями. Но мы-то знаем, что жизнь - это сложная, устойчивая структура, которая может поддерживать себя только динамически. И как биосфера не может существовать без хищников, так и социальное общество не может существовать без хищников социальных, которые им управляют.

Возможно, речь идет о свободе демократической – свободе купли-продажи, что в прежние времена считалась вариантом нетрудовых доходов и являлась уголовным преступлением  - статья 154 «Спекуляция» УК РСФСР от 27.10.1960 г., отменена Законом РСФСР от 28.02.91 N 752-I.


Вера как инструмент трансформации мира

Востребована только та вера, которая рождает религиозный дух - выдвигая идеи. Согласно Платону в высшей идее государство должно быть абсолютной формой справедливости. Сначала идея, потом дело - оно вторично.

Если у общества есть идея и вера в нее, тогда сила пребудет с ним. Если же вера во что-то безыдейна, то и общество, соответственно, бессильно и может быть детерминировано, а его модель, как система с точки зрения математики, - свернута в точку и исчезнет в небытие. Что, собственно, с социалистической моделью и произошло, когда после XX съезда КПСС идею превратили в догму, а общество в ней зависло почти на тридцать лет.


Разделить и углубить

Современное капиталистическое общество можно условно разделить на два типа – обычных – трудящихся людей, являющихся большей его частью и создающих основную прибавочную стоимость, и необычных – либеральных, которые составляют его меньшую часть и этой самой прибавочной стоимостью управляют.

Чего хотят обычные, трудящиеся люди? Обычных вещей:

  • всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
  • права на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни;

  • свободы совести, слова, печати, собраний и митингов.            

Но больше всего они хотят получить свои обычные социальные права и возможности, которое у них когда-то были. Вот некоторые из них:

  • право на образование;
  • право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения;
  • право избирать и быть избранными в выборные государственные органы;
  • возможность принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства, возможность продвижения исходя из личных качеств и заслуг в элиту страны: политическую, военную, научную и культурную;
  • право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе;
  • право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду;
  • право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

А чего хотят люди необычные, либеральные? Как ни странно, они тоже хотят вполне обычных вещей – чтобы права обычных, трудящихся, людей не мешали им:

  • в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения;
  • избирать и быть избранными в выборные государственные органы;
  • продвижению в элиту страны: политическую, военную, научную и культурную;
  • вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе;
  • исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы;
  • судебной защите от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Но больше всего они хотят, чтобы у обычных, трудящихся, людей не было ничего бесплатного. Бесплатного обучения, бесплатного лечения… а на пенсию они должны накопить себе сами, попутно создавая общую прибавочную стоимость. Что для капиталистической модели, надо признать, является нормой.


Сколько стоит ответственность

Всем знакомо выражение - за все надо платить.

Для разных социально-экономических моделей такая плата, как правило, является стандартной и представляет собой совокупность материально-технической, физиологической и духовной собственности, а ее размер измеряется ответственностью, цена которой может быть разной.

В неолиберальной (капиталистической) модели цена ответственности определяется материально-технической частью собственности. И чем эта часть значительнее, тем плата за ответственность ниже.

В социалистической модели материально-техническая часть является лишь базовой ценой собственности духовно-физиологической. И, соответственно, чем выше последняя, тем выше ответственность, а плата за нее является общей для всех трех частей.

В такой сложной системе моя яхта, мой спорткар, мой банк.. - не более, чем притяжательные местоимения.

Социальное государство, так же как и его институты, держится на понятии ответственности личности, предполагая, что каждый человек, делая свой выбор, давая обязательство и не выполняя его, этой самой ответственности подвергается.

А принятие ответственности (намерение действовать) предполагает необходимость терпеть ущерб в случае невыполнения взятых на себя обязательств, который, в свою очередь, может быть материальным, физическим или моральным. Вне зависимости от личных желаний.


Куда приводят мечты

На самом деле, мало кто отличает желание от намерения, и в принципе понимает разницу. И хуже всего, что и в головах эти понятия тождественны. А со временем количество желаний, не "трансформировавшихся" в намерение и соответственно не реализованных, поднимает градус до максимума и в мозгу индивида, и в обществе. Желание ведь, в отличие от намерения, усилий не требует, ни умственных, ни физических…


Быть или не быть, вот в чём вопрос

Как обществу обычных людей обрести свое законное право, которое было утрачено?

Если к необычным людям с этим вопросом обращаться нельзя, возможно, стоит обратиться к науке или религии.

Перечитать Новый завет и провести тщательный логический анализ индивидуальных событий. Возможно, но это лишь запустит работу культуры совести.

Углубиться в теорию научного коммунизма. Возможно, но глубина обычно темна.

Разобраться в классической теории демократии нового времени. Возможно, что-то и отыщется в мутной воде. Может быть, даже некоторая свобода.

А возможно, все проще, чем кажется, и ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Только каждый обычный человек должен ответить на этот простой вопрос сам. Исходя из своей культуры и традиции. И, ответив на него, он сможет ответить на другой – что делать? Но если эти вопросы будут оставлены без внимания, традиционно законное право обычных людей так или иначе будет принесено в жертву людям необычным. Если пожертвовать своей традицией, то можно остаться без науки и без религии.. Это как минимум. И здесь было бы уместно вспомнить слова великого комбинатора, обращенные к бывшему предводителю уездного дворянства, гиганту мысли и отцу русской демократии Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, когда последний в городе Пятигорске отказывался просить милостыню… Но мы вспомним слова другого известного человека, который ответил на этот вопрос по-своему:

Равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы.

  Альбер Камю


P.S. Информация к размышлению

Главное отличие социалистической модели от капиталистической - в социалистической общее выше частного, а в капиталистической - наоборот.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.10.18 19.35.38ENDTIME
Сгенерирована 10.18 19:35:38 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3170858/article_t?IS_BOT=1