Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Поставка клапанов дымоудаления в Москве и по всей России от НПО «Машпром»

АР-сервис — поставки оборудования для систем отопления и водоснабжения в Москве.


->

Что такое хорошо и что такое плохо. Торговая война ДТрампа

10

Что такое хорошо и что такое плохо.

Торговая война Д. Трампа

Ф. Лившиц

10.10.2018

Отличие государственного деятеля от политика в том,

что политик ориентируется на следующие выборы, а

государственный деятель на следующее поколение.
Джеймс Фриман Кларк, американский писатель

Надеемся, что не стоит доказывать читателям азбучную истину о том, кто решает судьбу выборов в демократических странах. Лучший вариант - консенсус лидирующей части элит (политической, военной, экономической), худший - две части элиты за и одна против. Интерес у всех элит двуглавый: власть и деньги. И совершенно не важно, что и как говорит Д. Трамп, важно, как он выполняет социально- экономические заказы, выбравшей его части элит (военной и экономической). Одним из таких заказов было отступление от сыгравшего свою историческую роль процесса мировой глобализации (прежде всего экономической) и переход к проверенной веками системе экономической политики государства - протекционизму. Это не значит отказ от процесса "свободной торговли", просто он должен быть преобразован и соответствовать современным интересам развития экономики США. Так можно сформулировать этот конкретный социально-экономический заказ новому Президенту США. Д. Трамп победил на выборах, благодаря популистским лозунгам и яркой манере общения с избирателями и при этом страна оказалась расколотой практически наполовину между его сторонниками и противниками. Его сторонники неожиданно для его противников проявили активность на выборах, а его противники активно и публично проявляют себя после выборов. Почти любые действия правительства под руководством Д. Трампа вызывают бурную публичную отрицательную реакцию. Так более 1100 экономистов, в числе которых 15 лауреатов Нобелевской премии в начале мая 2018 года направили коллективное письмо в Конгресс и президенту Д. Трампу, в котором предупредили, что протекционистская торговая политика поставит под угрозу экономический рост страны.

В экономической теории принято считать, что в международной торговле преимущество получает тот, кто может предложить рынку товар лучшего качества по более низкой цене. Но на практике борьба за рынки никогда не велась по строгим, но справедливым правилам, часто побеждал тот, кто действовал активней и жестче. Первая мировая война была, как известно, войной и за рынки сбыта. После Второй мировой войны, когда силы европейских колониальных империй были подорваны, произошел очередной передел рынков сбыта. США взяли курс на захват рынков зашатавшейся Британской империи. В ход пошли всевозможные юридические ухищрения, которые помогали обходить действовавшие правила международной торговли и международные договора. Но это не была ``игра в одни ворота''. США в борьбе за рынки сбыта из атакующей стороны то и дело превращались в обороняющуюся. Наконец, в результате глобализации наступил современный этап в международной торговле - Китай ``захватил'' американский рынок. И сегодня в борьбе за рынки сбыта используется весь собиравшийся веками арсенал средств.

Тема современной мировой торговой войны, объявленной США весьма актуальна, и мы попытаемся составить личное впечатление о некоторых аспектах происходящих событий. С этой целью нам придётся восстановить историческую цепь событий. Естественно в рамках статьи это может быть выполнено лишь схематично с упоминанием только важнейших этапов и примеров. Для начала построим схему истории, приведшей к современной мировой торговой войне. В начале 70-х годов прошлого века экономическая ситуация, сложившаяся в США, вынудила часть экономической элиты начать процесс вывода принадлежащих ей промышленных производств обрабатывающих отраслей за пределы страны. Активно росло число транснациональных компаний (ТНК). Вывод финансового капитала сопровождался поддержкой национальной передовой технологией и политическим прикрытием руководства страны, выбранной этой частью экономической элиты. Многообразие нового социально- экономического движения получило название ``глобализация''. К этому процессу подключились практически все экономически развитые страны. В результате мир в целом стал богаче, а экономически развитые страны взрастили себе вполне полноценных экономических конкурентов из числа некоторых развивающихся стран. Даже одна из отсталых стран - Китай вообще превратилась в столь значимого мирового экспортёра и конкурента, что готовится занять место США в мировой экономике и политике. Прибыль элиты, участвующей в ``глобализации'' частично возвращалась на родину, а частично оседала в офшорных зонах. Дешёвые товары, произведённые в результате глобализации в развивающихся и экономически отсталых странах возвращались в экономически развитые страны и активно потреблялись населением. При это, согласно договорённости, часть прибыли стран, производящих эти товары (прежде всего в Китае) возвращалась в страны-инвеститоры в качестве кредита (приобретение гособлигаций). Эти средства были использованы экономически развитыми странами и в частности США для формирования новой экономической структуры создающей максимальную прибыль. Сегодня структура экономически развитых стран не менее, чем 70% состоит из гаммы услуг (в США - более 80%). Процесс преобразования производственной структуры стран-участниц ``глобализации'' растянулся на десятилетия и как любой неуправляемый процесс в конечном итоге достиг предела. Понятие ``предел'' объединяет объективные и субъективные представления о глобализации. Например, США объективно имеет необходимость устранения дефицита в международном торговом балансе, но выбор временной точки ``предела'' и средств - субъективны. Выбор Д. Трампа Президентом США - это и был выбор точки ``предела'' и средств решения этой проблемы. Часть экономической элиты США, чьи бизнесы оказались загубленными глобализацией решили, что настало время ``восстановить справедливость''. Д. Трамп принял на себя эту миссию и получил их поддержку на выборах. Эта схема будет служить нам ``структурным скелетом'', обрастающим деталями и подробностями, которые помогут понять причины возникших противоречий, возможности их разрешения и попутно представить себе, что такое ``победа'' или ``поражение'' в мировой торговой войне, объявленной США.

Внешним поводом объявления торговой войны стал почти полувековой дефицит в торговом балансе страны, усугубляющий не прекращающийся рост государственного долга. Начнём с разбора ситуации с государственным долгом (как более ``крупным злом''). Государственный долг США (The United States government debt) или национальный долг США (national debt) - деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам.

Как это не покажется странным государство США в долгах практически с рождения. В 1790 году долг США уже составлял почти 75 миллионов долларов (примерно 30% к ВВП), а для покрытия долгов первый федеральный подоходный налог был введён только в 1861 году - 3% на годовой доход более 800 долларов. Всплеск экономического роста в конце 19-го века помог США постепенно сократить накопившийся долг времён гражданской войны, но после участия в Первой мировой войне долг вновь вырос и достиг 33% к ВВП. В 1934 году он уже на отметке - 44%. Участие во Второй мировой войне стоило стране очень дорого и долг достиг пока не превзойдённого рекорда - 113% к ВВП. Послевоенные успехи экономического развития позволили выплатить значительную часть долга и нижний предел был достигнут в 1974 году - 24% к ВВП (1,61 трлн. долларов в современных ценах). Прежде чем мы продолжим историю государственного долга стоит напомнить, что любая рыночная экономика развивается циклически и только за послевоенный период США пережили десятки кризисов и каждый из них - потеря доходов и рост расходов. С начала 90-х годов прошлого века долг имеет в основном только один вектор - вверх. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на оценки Бюджетного управления Конгресса (CBO) в 2018 финансовом году дефицит бюджета составит 804 млрд. долларов, в 2019 - 981 млрд. долларов, а к 2020 году уже достигнет 1-го трлн. долларов.

Политическое руководство страны, как правило, озабоченное проблемами текущего периода правления с лёгкостью залезало и продолжает залезать ``в карманы'' будущих поколений (не зависимо от того, кто руководит страной демократы или республиканцы). Но деньги всегда расходовались на ``благие цели''. Эти ``благие цели'' имеют чёткую структуру: военные расходы (включая ведение воин), социальные и медицинские расходы, расходы по спасению и стимулированию экономики (включая периодические налоговые реформы). В 2017 году государственный долг США уже перевалил за 100% к ВВП (107,5%) ещё и потому, что администрация Д. Трампа приняла налоговую реформу, которая естественно снижает доходы федерального бюджета. Стоит особо обратить внимание на структуру источников дохода федерального бюджета правительства США. Примерно 80 % дохода от индивидуального подоходного налога, а также налогов на фонд заработной платы, включая социальное обеспечение, безработицу, больничные налоги и только 9% от корпоративного подоходного налога, остальное - из множества других источников. В 2016 году налог на прибыль корпораций составил 9,2% от государственных доходов (до снижения налогов Д. Трампом).

Американская экономика почти полвека переживала глубокую реструктуризацию, требующую значительных бюджетных расходов при недостаточном уровне поступающих доходов. В этом контексте стоит выделить внешнеторговый дефицит как результат глобализации, когда объем экспорта недостаточен для оплаты импорта. Постоянный внешнеторговый дефицит приводит к дефициту всего счета текущих операций платежного баланса США. Этот дефицит частично покрывается притоком иностранного капитала в страну и частично за счёт государственного долга. И как можно относится к бесконечному росту долга? Сегодня практически нет государства, которое не позволяет себе иметь государственный долг. Вспомним слова Иисуса: ``Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень'' [Евангелии от Иоанна (гл. 8, ст. 7)]. 

Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом. Например, данные о размере госдолга нескольких стран из упомянутой группы за 2017 год, в % к ВВП: Япония - 251, Италия - 132, Португалия - 127, Бельгия - 106,5, Франция - 98,8 и т.д.

Главные проблемы - это обслуживание долга и вероятность его возврата. В следующем финансовом году (с 1 октября 2018 года по 31 марта 2019 года) госдолг США можно ожидать на уровне 22 трлн. долларов и на выплату процентов по долгам будет израсходовано 390 млрд. долларов. Американские экономисты-профессора К. Райнхарт из Университета Мэриленда, и К. Рогофф из Гарварда исследовали истории невозврата долгов суверенными государствами. С 1800 года в 52 случаях дело закончилось дефолтом в той или иной форме. Но к США это не имеет никакого отношения. Сомневающиеся могут ``пока не поздно'' поменять доллары на любую другую валюту.

Но какова, значимость внешнеторгового дефицита для уменьшения уровня госдолга США?

Рассмотрим некоторые аспекты внешнеторгового дефицита в США за 2017 год.

Общий дефицит торгового баланса США составил 566 млрд. долларов. США импортировал товаров и услуг на 2,895 трлн. долларов, а экспортировал на 2,329 трлн. долларов. Рекордный уровень дефицита в 762 млрд. долларов был в 2006 году. Снижение с тех пор означает, что экспорт США рос быстрее, чем импорт. Основными торговыми партнерами США являются Китай, Канада, Мексика, Япония и Германия. Дефицит торгового баланса США с Китаем в 2017 году составил 375 млрд. долларов. Экспорт США в Китай -130 млрд. долларов, импорт из Китая в США - 506 млрд. долларов - более 66% из общего дефицита торгового баланса США. И это при том, что объём экспорта из США в Китай в 2017 году был максимальным за последние годы. А если чуть углубиться в историю, то можно заметить, что за последнее десятилетие объём экспорта из США в Китай вырос на 86%, а во все другие страны на 21%. Особо стоит обратить внимание, что уже в 2017 году китайский экспорт облагался определенным уровнем тарифов на сумму 13,5 млрд. долларов, в отличии от бесплатного экспорта Канады и Мексики в сумме 207,9 млрд. долларов. Со своей стороны, Китай поддерживает множество тарифных и нетарифных барьеров, которые сдерживают торговые объёмы американских товаров, сельскохозяйственных продуктов и услуг.

Общий объём экспорта Китая по странам мира в 2017 году составил 2,272 трлн. долларов. Чтобы оценить значимость для Китая экспорта продукции и услуг в США, стоит обратить внимание, что общий объём профицита внешней торговли Китая в 2017 году составил 421,44 млрд. долларов, в том числе за счёт США 375 млрд. долларов.

Почему Китай продаёт так много товаров и услуг в США понятно, но почему США как государство покупает так много товаров из Китая, если ему это не выгодно? Ответы, ``лежащие на поверхности'' - потому, что это выгодно американским капиталам, вложенным в производство этих товаров и услуг; потому, что Китай кредитует государственный долг США на сумму более 1,1 трлн. долларов и наконец это выгодно населению страны. США - страна потребителей. Минимальная норма накоплений (кроме богатой части населения), максимальная возможность жизни за счёт кредита.

Рынок предполагает цивилизованным способом решение проблемы - свободная конкуренция, инициирующая научно-технический прогресс. Может ли США в ближайшее время на своей территории организовать более дешёвое производство продукции, чем импортируемое из Китая? Ответ отрицательный. Может ли США допустить снижение стоимости доллара (основной международной валюты) до конкурентного уровня с юанем? Ответ отрицательный. Может ли США в реально короткие сроки реализовать возврат производства из Китая (для примера, компании Apple). Ответ отрицательный. Это означает, что в данный момент единственно доступное решение - протекционизм. Протекционизм - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Основная экономическая идея протекционизма - стимулировать отечественную промышленность. Правительство страны, как правило, руководствуется краткосрочными национальными интересами, под давлением обстоятельств, а не интересами человечества в целом. Протекционизм целесообразен, когда существует устойчивый спрос потребителя, готового платить большую цену, когда страна-экспортер не имеет возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара. Специфической особенностью протекционизма США относительно китайского экспорта является не афишируемая цель -ослабление экономических возможностей Китая, его политических и военных амбиций. Публичная концепция США перехода к массовому протекционизму объясняется многолетним кризисом платежного баланса и принуждением американских ТНК к возврату капиталов в США. Несколько штрихов об американских ТНК. Из 500 американских транснациональных корпораций 400 имеют филиалы в Китае. Д. Трамп рассчитывает, что возврат их капиталов и скрываемых в офшорных зонах прибылей позволит увеличить число рабочих мест в США и налоговые поступления в федеральный бюджет на сумму порядка 500 - 600 млрд. долларов. Это должно обеспечить "возрождение" американской экономики на десятилетия вперед.

Д. Трамп не только декларирует первую часть общей концепции, направленной на снижение зависимости экономики США от внешнего рынка - введение тарифов на значительную сумму импортируемой в США продукции по многим странам мира. Он обеспечил нужное сочетание ``кнута и пряника'', в рамках которого американским ТНК вероятно, будет целесообразно вернуть свои капиталы на родину. С января 2018 года начала действовать крупнейшая в истории США налоговая реформа, предусматривающая снижение налога на прибыль юридических лиц с 35% до 21%, а также снижение налога на средства, которые возвращаются в страну от деятельности юридических лиц за рубежом: до 15,5% - для наличных средств, а для безналичных - до 8% (вместо действовавших - 35%). Кроме того, для юридических лиц вводятся налоговые вычеты на капитальные затраты.

Ограниченные рамками статьи мы концентрируемся на Китае только с позиций США. Тем не менее, позволим себе ремарку по России. Санкции, ограничения, тарифы на экспортируемую продукцию, вводимые США относительно России, не имеют никакой сколько-нибудь значимой для них экономической выгоды. По нашему мнению - это не бизнес, это только политика, в большей степени имеющая ``подковёрные'' межпартийные, внутриполитические интересы. Но не стоит исключать и возможности, что это процесс развития ``управляемого хаоса'' в рамках национальных интересов США. В ходе применения этой теории экономическая и социальная жизнь стран превращается в хаос и Россия определена как ``зона потенциального хаоса'' (Стивен Манн - ключевая фигура в теории развитии этой геополитической доктрины).

Реальные действия Д. Трампа позволят добиться удорожания поступающей в США экспортной продукции из Китая и других стран (по экспертным оценкам примерно на 60 млрд. долларов в первые годы) и как правило, без предложений, удовлетворяющих потребителей объёмов аналогичной продукции местного производства или даже продукции местного производства, но значительно более дорогой (например, сталь и алюминий).

Д. Трамп требует от общества заплатить ``цену патриотизма''. Эта фраза действует на его противников как в корриде красная тряпка на быка. Сначала иллюстративное представление, как может выглядеть предпочтение покупки продукции американского производства. Первыми попали под раздачу стиральные машины и панели солнечных батарей. В 2012-2016 годах импорт стиральных машин в США резко вырос, что вызвало крупные убытки для местных производителей. Компании LG и Samsung, чтобы защититься от возможных пошлин, объявили в 2017 году о строительстве крупных фабрик в американских штатах Южная Каролина и Теннесси, но США тем не менее ввели сетку дополнительных пошлин: в первый год экспортер в США должен будет заплатить пошлину в 20% за первые 1,2 миллиона машин и 50% за все, что превысит эту цифру. Согласно данным SPV Market Research, около 95% солнечных батарей, продаваемых в США, производится за рубежом, из них Китай производит 60% фотоэлементов и 71% модулей солнечных батарей. Согласно решению Трампа, ввозные пошлины составят 30% в первый год, 25% во второй, 20% в третий год. Когда американские фирмы наладят их производство на территории США и на сколько они будут дороже привозных пока не известно. Но протекционные тарифы должны подготовить почву. Это называется в правительстве США ``уравнять условия в международной торговле и противодействовать китайскому протекционизму''.

Д. Трамп уже одержал первую победу в объявленной им торговой войне. 30 сентября 2018 года США сообщили миру о достигнутом согласии с Канадой и Мексикой относительно нового трехстороннего соглашения о свободной торговле, которое будет называться USMCA (United States-Mexico-Canada Agreement). Что означает эта смена вывески? Между этими странами с 1994 года действовало Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). В 2017 году торговый оборот между США и Канадой по товарам составил 581 млрд. долларов, а дефицит торгового баланса в США - 17,1 млрд. долларов. Торговый оборот услугами (91,5 млрд. долларов) оказался в пользу США - положительное сальдо - 25,4 млрд. долларов. Товарооборот товаров и услуг между Мексикой и США в 2017 году составил 615,9 млрд. долларов, а дефицит торгового баланса в США 63,6 млрд. долларов. Главные достижения в новом соглашении:

- В 2017 году на рынок США было поставлено около 1,8 млн автомобилей мексиканского производства. Теперь Мексика и Канада получат годовую квоту для экспорта в США в размере 2,6 миллиона легковых автомобилей, но при этом предусматривается, что по меньшей мере 30 процентов автомобилей (рост до 40 процентов к 2023 году) должны производиться рабочими, зарабатывающими 16 долларов в час (в три раза выше типичной заработной платы в Мексике). Чтобы беспошлинный режим работал, 75% запчастей любого авто, проданного в Северной Америке, должны быть выпущены в США или Мексике (существующее ограничение - 62,5%).

- США в значительной степени освобождает от различных тарифов пассажирские транспортные средства мексиканского и канадского бизнеса.

- Американские фермеры получат ограниченный доступ к канадскому рынку молока. Канаде пришлось согласиться на сохранение тарифов на экспорт стали и алюминия.

Договор будет действовать 16 лет, и пересматриваться каждые шесть лет.

Экономическая оценка нового соглашения с позиции решения торгового дефицита США не требует обсуждения, результаты очевидны. Но это никак не помешало

Президенту США Д. Трампу назвать новое соглашение ``историческим достижением'' и подчеркнуть, что ``возможность торговать с США является привилегией'', отметив, что ``Китай и страны Европы не должны принимать такую возможность за должное''.

Китай, ЕС и другие страны ожидают, что результаты ноябрьских выборов в Конгрессе и Сенате США отвлекут Д. Трампа от торговых воин. Д. Трамп тем временем, вдохновлённый ``исторической победой'' (United States-Mexico-Canada Agreement) щедро расширяет список прежде всего китайской продукции, облагаемой экспортными тарифами. Китай пока реально отказывается от переговоров и устанавливает свои экспортные тарифы на американскую продукцию (без энтузиазма).

Источники информации смакуют подробности. Европейский центральный банк (ЕЦБ) рассмотрел гипотетическую ситуацию введения 10%-х пошлин США на весь импорт и эквивалентных ответных пошлин других стран. Исследование показало, что США при таком сценарии понесут основное бремя сокращения торговли и ущерб доверия потребителей и инвесторов. По оценкам ЕЦБ, темпы экономического роста в США в этом случае снизятся более чем на 2 процентных пункта. Глава Всемирной торговой организации (ВТО) Р. Азеведо: ``полномасштабная глобальная торговая война, разваливающая международное торговое сотрудничество, снизит рост мировой торговли примерно на 70%, рост ВВП - на 1,9%, а рост ВВП Европейского союза снизится до 1,7% ". Пугают Д. Трампа. Они полагают, что решение начать торговую войну основано на каких- либо экономических расчётах. Это обычный пиар-ход политика, отрабатывающего популистские обещания, имеющие под собой реальные экономические проблемы, требующие своего разрешения. Несколько примеров, подтверждающих данный тезис.

Действующая статистическая система измерения величины торгового дефицита не соответствует новой организации международного производства товаров и услуг. Прошли те времена, когда готовые изделия перевозили из одной страны в другую. Сегодня огромные потоки производственных компонентов многократно пересекают границы стран. Например, в производстве iPhone участвуют тридцать компаний, расположенных на трех континентах, а согласно официальной статистике торговли, вся ценность изделия учитывается как импорт из Китая. Даже в обуви, импортируемой из Китая в страны Европы, не менее 50% добавленной стоимости имеет собственно европейское происхождение [Kommerskollegium, 2012]. Это не открытие сегодняшнего дня. Исследованиями в этой области занимаются учёные многих стран мира. Родоначальниками методологии использования новых индикаторов на основе таблиц ``затраты-выпуск'' в современной экономической литературе считаются Д. Хаммелс, Дж. Ишии и К.-М. Йи, опубликовавшие в 1999 году статью ``Природа и рост вертикальной специализации в мировой торговле'' [Hьmmels, Ishii, Yi, 1999]. Стоит упомянуть вклад Комиссии по международной торговле США в разработку методологии и истинных масштабов дисбалансов в торговле между США и Китаем [Koopman, Wang, Wei, 2008]. У них не вызывает сомнения факт завышенной оценки дефицита торгового баланса США. По мнению специалистов, в экспорте Китая доля иностранной добавленной стоимости превышает 20%, но кого это интересует.

Решение об объявлении торговой войны - это прежде всего политика, только затем экономика. В США это хорошо понимают, ибо само государство родилось в результате торговой войны с Англией (война за независимость США в 1775-1783 годы). Несколько примеров из богатой истории протекционизма в США. Самый впечатляющий пример, конечно, Закон Смута-Хоули (The Smoot-Hawley Tariff Act) о таможенном тарифе, подписанный Президентом Г. Гувером 17 июня 1930 года. Законом поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию.

В 1986 году Бюджетное бюро Конгресса рассмотрело результаты влияния проводимой протекционистской политики, охватывающей текстиль, одежду, сталь, обувь и автомобили. В докладе бюро написано: ``Ни в одном из рассматриваемых случаев защита не была достаточной для оживления затронутой отрасли''.

Исследование, влияния тарифов на экспорт стали, введенных администрацией Д. Буша в 2002 году, показало, что в первый год действия тарифов больше американских рабочих потеряли работу из-за более высоких цен на сталь (200 тыс. человек), чем общее число, занятых в сталелитейной промышленности в то же время (187,5 тыс. человек).

Конечно, не всегда протекционистская политика США приводила к отрицательным результатам и формы протекционизма существенно различались. Пример исторический и в определённой степени поучительный.

В июле 1933 года в Лондоне на экономической конференции восьми государств, производивших серебро и пользовавшихся им, включающей США и Китай было заключено соглашение о стабилизации мировых цен на серебро. Китай, в частности, рассчитывал, что США начнет покупать китайское серебро за золото, поддержав тем самым проводимую им денежную реформу. В то время золотовалютные резервы Китая составляли всего 50 миллионов долларов. 9 июня 1934 года Конгресс США принял ``Закон о закупках серебра'' (Silver purchase act) и начал проводить национализацию серебра и его закупку не в Китае, а на международном рынке. Цены на международном рынке немедленно выросли. Согласно исследованию, американского ученого А. Шлезингера (Arthur M. Schlesinger Jr) ``Закон о закупках серебра'' был политическим шагом с целью получения голосов избирателей. Правительство США потратило 1,5 миллиарда долларов на поддержание серебряной промышленности, в которой был занято менее 5 тысяч человек. В результате предприниматели Китая (не будем вдаваться в механику процесса), стали один за другим банкротиться, и рынок накрыла депрессия. В ответ на просьбу китайской стороны вернуться к достигнутым соглашениям Госсекретарь США Халл с пафосом говорил о свободной торговле. 12 мая 1936 года стороны подписали новое соглашение: США обязались купить у Китая 75 миллионов унций серебра, но все полученные от продажи деньги Китай должен быть вложить в Bank of America. Как писал один из основоположников английской литературы Д. Готфрид (1340 - 1400): "нет нового обычая, который не был бы старым".

Брюс Бартлет (Bruce Bartlett) бывший советник президента США Р. Рейгана по экономической политике, автор многих научных и публицистических работ, исследуя мировую историю торговли и протекционизма, отметил: ``Некоторые сторонники протекционизма утверждают, что экономической мощью и процветанием США обязаны торговым барьерам. Однако история развития торговли в США состоит из нескольких различных этапов. Точнее было бы сказать, что экономика страны развивалась, несмотря на ограничение импорта''. ``...протекционистская политика никогда не являлась источником экономической мощи Америки''.

В то время, как ``всё прогрессивное человечество'' высказывается против объявленной Д. Трампом торговой войны, другие, вероятно его сторонники, рассчитывают ``цену патриотизма'', которую должен будет заплатить народ Америки. Если предлагаемые тарифы на китайские товары на сумму 200 миллиардов долларов вступят в силу, они будут стоить среднему домохозяйству 127 долларов в год (расчёты докторанта Принстонского университета К. Борусяка и профессора экономики Лондонской школы экономики К. Джаравеля). Профессор торговли в Калифорнийском университете. К. Рус решила добавить ещё 20 долларов к этой сумме. М. Занди, независимый экономист Moody's Analytics оценил дополнительные издержки для средней семьи как последствие торговых конфликтов в 320 долларов в год. Ну конечно, это предварительные и ориентировочные расчёты, а главное на среднее домохозяйство. Но их сравнительно малая величина вероятно будет расти.

И наконец определимся, что должна представлять собой ``победа'' или ``поражение'' Д. Трампа в торговой войне.

Лауреат Нобелевской премии по экономике за 201 год Джозеф Стиглиц. выступил с прогнозом: ``Единственным, кто выиграет в США от торговой войны с Китаем, будет раздутое эго Дональда Трампа. Сама американская экономика пострадает, а вот Китай, наоборот, даже получит определенную выгоду''. ``С падением спроса на китайские товары (на американском рынке) курс юаня начнет слабеть даже без государственного вмешательства. Это, в свою очередь, смягчит эффект от американских тарифов с одной стороны, а со стороны другой - повысит ценовую конкурентоспособность китайской продукции на других зарубежных рынках''.

Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2008 год Пол Кругман: ``Высокие тарифы на импортные товары, которые вводит Дональд Трамп, приведут к значительному сокращению объема американской экономики и потере миллионов рабочих мест ``.

В нашем представлении ``победа'' Д. Трампа в торговой войне - это выборы его на второй срок Президентом и возврат на территорию США большинства предприятий обрабатывающих отраслей, находящихся сегодня за рубежом, принадлежащих американцам. Вывести их потребовались десятилетия, можно ли будет их вернуть в срок двух каденций Д. Трампа? Что должно представлять собой ``поражение'' Д. Трампа - это не избрание его на второй срок и вывод капиталов американских ТНК из Китая, но в основном не на территорию США.

Заключение:

Можно полагать, что цель торговой войны США экономически обоснована необходимостью снижения дефицита торгового баланса, средство - протекционизм, вынужденное и временное. Вероятность победы Д. Трампа в мировой торговой войне выше, чем поражение. Главное, чтобы это была не ``Пиррова победа''.

Литература:

1. Кем и за что велись торговые войны

https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005242

2. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции

http://vasilievaa.narod.ru/6_6_98.htm

3. ТНК: история возникновения, этапы развития, механизмы функционирования. Роль ТНК в мировой политике.

https://textbooks.studio/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/tnk-istoriya-vozniknoveniya-etapyi-razvitiya.html

4. Экономисты предупреждают Трампа и Конгресс об опасностях протекционистской торговой политики

https://inosmi.ru/economic/20180505/242149324.html

5. Госдолг США

http://www.tadviser.ru/index.php/%

6. The Long Story of U.S. Debt, From 1790 to 2011, in 1 Little Chart

https://www.theatlantic.com/business/archive/2012/11/the-long-story-of-us-debt-from-1790-to-2011-in-1-little-chart/265185/

7. ЕЦБ: США больше всего пострадают от торговой войны
https://www.vestifinance.ru/articles/107520

8. The Impact of Trade and Tariffs on the United States

https://taxfoundation.org/impact-trade-tariffs-united-states/

9. "Huge" Trade Deficits Are Smaller Than You Think

https://www.bloomberg.com/view/articles/2018-03-18/big-u-s-china-trade-deficit-is-smaller-than-it-appears

10. The U.S. Trade Deficit and How It Hurts the Economy

https://www.inspirationgroup.biz/berlin-media-landing-adwords/?utm_source=Adwords&gclid=EAIaIQobChMI6LTry8fk3QIVSOMbCh2RmAZeEAEYASAAEgI10fD_BwE

11. How Much Will the Trade War Cost a Typical American Family? Around $60 (So Far)
https://www.nytimes.com/interactive/2018/07/12/upshot/trade-war-cost-families.html

12. Market Viewpoints

http://www.crossbridgecapital.com/market-viewpoints/

13. What are the sources of revenue for the federal government?

https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/what-are-sources-revenue-federal-government

14. НОВАЯ СТАТИСТИКА ДВИЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-statistika-dvizheniya-dobavlennoy-stoimosti-v-mezhdunarodnoy-torgovle

15. Дефицит бюджета США превысит $1 трлн к 2020 году
https://www.vestifinance.ru/articles/100100

16. Теория «управляемого хаоса» и Стивен Манн.

http://lawinrussia.ru/content/teoriya-upravlyaemogo-haosa-i-stiven-mann

17. Сможет ли Трамп победить в «торговой войне»? Пример из истории заставляет задуматься

https://inosmi.ru/politic/20180323/241786561.html

18. «Линия Трампа восторжествовала»: как продвигаются торговые переговоры США, Канады и Мексики

https://russian.rt.com/world/article/550533-nafta-tramp-torgovlia-mexika-kanada

19. Почему Трамп выигрывает в торговой войне с Китаем

http://новости-сша.ru-an.info/%

20. Об истории торговли и протекционизма. Брюс Бартлет

https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2008/1697

21. Нобелевский лауреат по экономике: США проиграют в торговой войне с КНР

https://ekd.me/2018/08/nobelevskij-laureat-po-ekonomike-ssha-proigrayut-v-torgovoj-vojne-s-knr/

22. Пол Кругман: Чем обернется для Америки торговая война, которой хочет Трамп

http://argumentua.com/stati/pol-krugman-chem-obernetsya-dlya-ameriki-torgovaya-voina-kotoroi-khochet-tramp

23. Волк и овцы. Торговая война Трампа, Ф. Лившиц, 1.08.2018

http://worldcrisis.ru/crisis/3118472





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2018.12.19 09.24.30ENDTIME
Сгенерирована 12.19 09:24:30 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3178665/article_t?IS_BOT=1