Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

24 Сен, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Mp3baza.net скачать музыку бесплатно


->

Детские кооперативы как школа буржуинства


Последний год СССР. Вся страна, преисполненная энтузиазма, строит планы прекрасного завтра.

Педагоги в том числе.

В телевизоре учителя новаторы делятся опытом и обсуждают перспективы. Правда есть какая-то идеологическая неудовлетворенность. С физикой биологией и прочими науками как-то понятно, но в этом направлении тоталитарный режим особых преград и не ставил, а хотелось чего-то такого, что раньше было нельзя, а теперь, наконец – «Оковы рухнули и свобода…».

То есть нужно что-то более революционное, чем методика математики. Хотелось продемонстрировать преимущества свободы и демократии в педагогике.

И вот собирается всесоюзный форум педагогов новаторов по теме – детское производство.

Планировалось уйти от практики – строгать никому не нужные указки на уроках труда, и сделать так, чтобы творчество инициатива и коммерция слились в гармоничном единстве.

Предполагалось, всего этого в СССР не было и не могло быть.

Правда, раздавались робкие голоса: «А как же Макаренко, мировой авторитет, переведен на все языки, недостижимый идеал сочетания детского творчества и коммерческого успеха?»

Но кто же эти голоса слушал?

Считалось очевидным – свобода и демократия обеспечат, то, что нужно. Разумеется, опыт Макаренко полезен, нужно только очистить его от догматов коммунистической идеологии и диктатуры кровавой гэбни.

И тогда все будет еще ширше и глыбже.

И вот учителя новаторы со всего СССР обмениваются опытом. Нет, не результатами – до реализации у докладчиков дело пока не дошло. Шел обмен планами, проектами и мечтаниями.

Главная тема – какие дети творцы и носители искры божьей. Обсуждалось, что именно они смогут сотворить. Список был обширен.

Вторая тема – куда девать прибыль? Фантазии на эту тему тоже были безграничны.

Такие скучные вопросы как бизнес планирование, источники инвестиций и технологий, сбыт, правовое обеспечение детского труда никого не интересовали. А ведь в девяностом году еще была, забытая сегодня проблема – где взять материалы и оборудование.

Докладчики выступали. Один утопический проект сменял другой.

Ну, например – модельное производство одежды для кукол. Дети сами делают куклы, сами проектируют для них одежду и сами шьют.

Потом понятно выставки, аукционы и такое же творческое распределение прибыли.

Меня туда пригласили как руководителя, реально действующего, коммерчески успешного, школьного производства.

Мы изготовляли гипсовую лепнину, на которую без слез смотреть было невозможно. Правда рентабельность была где-то 500%. Что впрочем, неудивительно. В то время прибыль рубль на рубль, даже на коротких сделках была нормой.

С сырьем проблем не было. Местный градообразующий завод подкатил на свою ветку вагон гипса (переводил б/нал в наличку), а алюминиевая проволока для армирования валялась кругом, как бы не чья. Остальные затраты либо копейки, либо вообще халява.

Причем дети за четырехчасовую смену зарабатывали до 10 рублей. Не все взрослые за полный день столько получали, поэтому родители многих школьников приходили и просились на работу.

Со сбытом проблем тоже не было. Всю продукцию забирал другой кооператив (уже взрослый) и лепил в городских учреждениях.

Качество ужасное, но зато хотите ампир, хотите барокко. Любой каприз.

Реально действующее производство, кроме меня представляла ещё одна женщина из Подмосковья. Она шила кружевные воротнички и манжеты для школьной формы.

Это не то, что вы подумали. Никаких брабантских кружев или возрождения русских промыслов.

Схема была крайне простая. На фабрике за копейки покупается бракованный рулон тюля, режется на большие куски и раздаётся школьницам по домам, где они (с помощью мам, разумеется), наложив трафарет на годные места, вырезают заготовки, обметывают края и сдают в контору на реализацию.

Рентабельность была такая, что сегодня за нее пошли бы на любое преступление.

Понятно, что подобное производство могло быть только на стыке плановой и рыночной экономик.

На чём, собственно, тогдашние предприниматели и поднялись.

Ясно, что с переходом на настоящий рынок, детское производство может быть только планово-убыточным и кроме учебно-воспитательных задач никакого другого смысла не имеет.

Впрочем, говорить об этом с утопистами от педагогики было бессмысленно. Они все твердили – творцы и искра божья.

Пришлось говорить на их языке. И объяснять – в детском коммерческом производстве, ни о каком творчестве и речи быть не может.

Мало того, для устойчивой работы предприятия нужно принять как аксиому – у детей руки растут из задницы, они клинические идиоты, ленивые, жадные и вороватые.

Всё что можно сломают и испортят, кроме того обманут и обворуют. И сделано это будет с ангельскими лицами.

Технология и производственные отношения должны строятся так, чтобы эти ангелочки, при всём желании, не могли отступить от технологии, вылить гипс в раковину, подсунуть явный брак на стеллаж готовой продукции и много чего ещё. Этот организационный прием называется защита от дурака.

У моей коллеги, девочки воровали готовые воротнички, а на вопрос, почему на выходе мало продукции, не моргнув глазом, отвечали, что больше не получается. При этом у самих на платье пришит тот самый ворованный воротничок.

Тем не менее, детское коммерческое производство, в то время было возможно. Только не путём либерализации и демократизации, а на основе древнеримского трактата «Как управлять рабами».

Недавно вышел ремейк этого трактата в современной стилистике, для современных хозяев и их управленцев.

Часть присутствующих, от моих слов впала в шок, а остальные стали говорить, как я неправ и так быть не должно.

То, что они сравнивали возвышенные мечты, с действующей реальностью никого не смущало.

Присутствовавший на этом форуме оператор телевидения бегал с камерой вокруг меня и как сказал бы Ванька Жуков из рассказа А.П. Чехова – «Ейным объективом мне в харю тыкал».

Наверно думал, какой получится убойный репортаж; тоже был романтик. Кто же это разрешит показывать?

Через год кончился СССР, наступил капитализм, в котором места для детских коммерческих производств не нашлось.

Вместе с тем, если выделить помещение, необходимую материальную базу и пригласить учителя, то из этих ленивых, вороватых идиотов – творцы действительно получатся.

Что и было сделано.

Шальные деньги от реализации гипсового уродства и мой опыт директора школы, позволили у многих разжечь упомянутую искру божию.

У  Макаренко получалось сочетать обучение, воспитание и производство. Это получалось впоследствии и у отдельных учителей.

Но у педагогической научной общественности опыт Макаренко, поддержки не нашел. Вот выдержки из доклада одного из светил педагогической мысли того времени:

«Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга. Правда, он прибавляет слово «пролетарский», но это не может, товарищи, скрыть от нас истинную сущность идеи. Мы советуем товарищу Макаренко внимательно проследить исторический генезис идеи долга. Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка. Советская педагогика стремится воспитать в личности свободное проявление творческих сил и наклонностей, инициативу, но ни в коем случае не буржуазную категорию долга».

С глубокой печалью и удивлением мы услышали сегодня от уважаемого руководителя двух образцовых учреждений призыв к воспитанию чувства чести. Мы не можем не заявить протест против этого призыва. Советская общественность также присоединяет свой голос к науке, она также не примиряется с возвращением этого понятия, которое так ярко напоминает нам офицерские привилегии, мундиры, погоны».

Мы не можем входить в обсуждение всех заявлений автора, касающихся производства. Может быть, с точки зрения материального обогащения колонии это и полезное дело, но педагогическая наука не может в числе факторов педагогического влияния рассматривать производство и тем более не может одобрить такие тезисы автора, как «промфинплан есть лучший воспитатель». Такие положения есть не что иное, как вульгаризация идеи трудового воспитания».

Царских офицеров можно было привлечь на сторону советской власти. У них были долг, честь и Родина.

А как использовать бывших буржуазных педагогов, у которых по их собственному признанию нет ни долга, ни чести?

Книга «Педагогическая поэма» кончается словами: «И, может быть, очень скоро у нас перестанут писать «педагогические поэмы» и напишут простую деловую книжку: «Методика коммунистического воспитания».

Можно только присоединиться к этим пожеланиям.

P.S. Экспресс анализ системы А.С. Макаренко с точки зрения свободы и демократии: «Блеск и нищета «Демократии» http://worldcrisis.ru/crisis/2980161





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.09.21 02.30.14ENDTIME
Сгенерирована 09.21 02:30:14 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3244960/article_t?IS_BOT=1