Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Mp3baza.net скачать музыку бесплатно


->

КАК И КОГДА СОСТОИТСЯ КИТАЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ?


А вот экономическая экспансия может служить долговременным и надежным двигателем экономики. Настоящий текст является продолжением темы, затронутой в прошлый раз когда рассмотрение остановилось на вопросе: как происходит китайское вторжение (экономическое) и когда оно может состояться. 

В конце 2013 года Китай провозгласил проект, который то ли из желания пошутить, то ли по недопониманию часто, в особенности в России, называют «новый великий шелковый путь». Настоящее название проекта «One Belt One Road» или «Belt and Road Initiative» несколько озадачивает, и для того, чтобы понять его существо необходимо взглянуть на карту – план: 

Под одной дорогой понимается в реальности морской маршрут (rout) через Юго-Восточную Азию, Шри-Ланку в Африку и оттуда в Южную Европу с созданием серии новых морских портов. А один пояс распадается на три «дорожных» полосы: северный маршрут через Монголию в Сибирь, затем в Европейскую часть России и в Европу; центральный маршрут через Казахстан, соединяющийся на Урале с северным маршрутом, и южный маршрут, проходящий южнее Каспийского моря в Турцию и далее в Европу. Последний путь, собственно, и можно ассоциировать с «шелковым путем». Северный и центральный маршруты предполагали строительство железных дорог и создание вдоль них, так называемых, экономических коридоров. Что китайцы подразумевают под экономическим коридором, будет рассмотрено ниже. По северному пути планировался расширяющийся экономический коридор с выходом в Иркутскую область и на юг Красноярского края, а через Казахстан – выход на южный Урал. Отдельно были заложены два экономических коридора – в Пакистан и в Юго-Восточную Азию с ответвлением до Малайзии и выходом к Сингапуру. Первоначально было несколько неясно, что будет представлять собой южный маршрут без железнодорожного сообщения, и вскоре план был дополнен транс - каспийским железнодорожным маршрутом.

В целом китайская «дорожная» инициатива включает в себя около 70 стран, и можно утверждать, что это самый крупный инфраструктурный проект в истории человечества – освоение пояса, который по ширине составляет примерно половину Евразийского континента. При этом нетрудно видеть, что если отбросить морской «шелковый» путь и рассматривать только сухопутную часть, то территориально Россия составляла в китайских планах едва ли не 50% от этого самого пояса.

Продвижение проекта со стороны Китая на официальном уровне сопровождалось и сопровождается красивыми словами о развитии региональной экономической интеграции (в данном случае правильнее сказать и меж-региональной), но, очевидно, что в этой интеграции центральное место Китай резервирует за собой. Собственно, китайская пресса и не скрывает, что роль Китая в интеграции – быть центром продвинутого (advanced) производства и инноваций, а также установителем стандартов. Не случайно сейчас в Китае популярно высказывание, что компании третьего уровня делают продукты, компании второго уровня выпускают технологии, а компании первого уровня производят стандарты. А далее при реализации конкретного экономического проекта, если он базируется на китайском стандарте, то цепочка раскручивается в обратном направлении – принятие стандарта означает применение китайских технологий, закупку китайского оборудования, использование китайского инжиниринга при проектировании и наладке и последующее сервисное обслуживание. Такой пакет китайское правительство продвигает в области создания высокоскоростных железных дорог, энергетической инфраструктуре, телекоммуникациях.

Наиболее быстро уже сейчас развивается китайско-пакистанский экономический коридор, и, взглянув на план, просто диву даешься:

«коридор» занимает практически всю территорию страны. Пакистан, зажатый между более крупными соседями, на карте выглядит не таким уж большим. Но на самом деле территориально он в полтора раза больше Франции и в два раза больше Германии, а по численности населения Пакистан шестое государство в мире. 

Проект начался со строительства глубоководного порта в Гвадаре, способного, помимо торговых судов, принимать подводные лодки и авианосцы, порт уже работает на полную мощность. 

Через территорию страны прокладывается 4 высокоскоростные магистрали

пока они пустые, но скоро будут заполнены. Развернуто огромное энергетическое строительство, причем сбалансированное – строятся шесть угольных электростанций

но одновременно создаются возобновляемые источники энергии – солнечные,

ветряные

и гидроэлектростанции.

Пакистан был энергетически недостаточной страной, но такие вводимые мощности, с очевидностью нацелены на развитие индустриальной базы, не случайно проектом предусмотрено создание десяти специальных экономических зон. Китай инвестирует в Пакистан более 60 миллиардов долларов – через связанные кредиты. Льготным образом кредитуются совместные предприятия, созданные китайскими и пакистанскими государственными компаниями, закупаются китайские материалы и оборудование, строят китайцы, а не местные – китайцы строят быстро, а вот работать потом будут местные жители, а китайцы – извлекать прибыль. В Китае массово обучаются пакистанские (и афганские) студенты -

западный мир продает обучение, Китай использует обучение, чтобы покупать влияние. Совершенно очевидно, что на фоне растущей вечной китае-пакистанской дружбы

Китай прибирает Пакистан к рукам – вполне рациональное действие для экономической сверхдержавы.

Подразумевались ли какие-то иные действия при планировании экономических коридоров в Россию – конечно, нет, планировалось то же самое – мощное и быстрое экономическое освоение территорий. Аналогично Пакистану сейчас начинает пробиваться экономический коридор в Казахстан, как совместное предприятие только что запущен крупный цементный завод.

А цемент – это основа будущего строительства.

И увидеть бы нам южный Урал и южную Сибирь в стройках века, но года три назад Китай резко меняет свои планы.

Морской маршрут сохраняется неизменным, а сухопутная полоса экономического освоения трансформируется кардинальным образом – России в ней больше нет места. Пока еще фигурирует нелепый обратный загиб через Украину в Москву, но кто же поверит в его реализацию при сегодняшних отношениях Москвы и Украины? На предложенном совсем недавно экспресс – маршруте в Европу

(а из Будапешта веером в Париж, Лондон, Гамбург и Лиссабон) никаких ответвлений в сторону Восточной Европы уже не планируется. Китай выкинул Россию из ближайших планов экономического развития, отодвинул на периферию. Это не значит, что утрачена заинтересованность в сырье – сырье Россия сама притащит к границе – это значит полное отсутствие инвестиционной привлекательности. При том, что Китай инвестирует в страны с низкими инвестиционными рейтингами, такое отодвигание России рукавом в сторону может означать только одно – отсутствие (или потерю) уверенности в стабильности российского государства во временном горизонте 20-30 лет (срок окупаемости капиталоемких инвестиционных проектов). Иными словами можно сказать, что Китай не видит с кем в России можно договариваться на долговременную перспективу. В Пакистане, скажем, где отсутствует развитая демократия, традиционно слабые правительства, договорной стороной выступает армия – генералитет, а в России значит, по мнению Китая, какая-то аналогичная сторона не наблюдается. Печально это…

Справедливости ради следует отметить, что когда первоначальные планы дружбы и кооперации стали рушиться, то Россия прибежала со своими планами «шелкового» пути -

два морских маршрута безо всяких сухопутных. Примечательно, что это абсурдное по километражу предложение в помойное ведро не выкинули, и где-то там оно фигурирует на задних ролях, означая, что стратегически долгосрочный интерес к ресурсам Арктики имеется. Но, как говорил мудрый Дэн Сяопин «прячь свою силу и жди своего времени».





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.09.17 20.39.17ENDTIME
Сгенерирована 09.17 20:39:17 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3281593/article_t?IS_BOT=1