Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Mp3baza.net скачать музыку бесплатно


->

О теории пассионарности (ч.8)


Рассматривается восьмая часть книги Л. Н. Гумилёва. В этой части излагается теория пассионарности. А также будет показано, что эта теория не является научной

Вы хотели критику теории пассионарности? Распишитесь в получении!


Теория пассионарности

Итак, у нас есть группа мутантов, находящихся в человеческом обществе. Мутации этих людей вызывают  их изменённое поведение. Есть различные варианты поведения этноса во времени. Что же осталось Гумилёву? Соединить вместе эти два явления и показать, что различные варианты поведения этносов обусловлены именно наличием мутантов в этносах. Это и есть суть теории пассионарности. Давайте для начала опишем явление.

Фазы этногенеза были изложены Гумилёвым ещё в четвёртой части его книги. Вспомним их.

«Историческая, описанная в источниках эпоха включает при отсутствии внешнего смещения следующие фазы этногенеза:

  1. явный период фазы подъёма,
  2. акматическую фазу, когда этнос предельно активен, а давление на ландшафт уменьшено,
  3. фазу надлома, когда антропогенное давление максимально и деструктивно,
  4. инерционную фазу, в которой идёт накопление технических средств и идеологических ценностей; ландшафт в это время поддерживается в том состоянии, в которое он был привёден ранее;
  5. фазу обскурации, во время которой нет забот ни о культуре, ни о ландшафте.
  6. После этого наступает фаза гомеостаза, когда идёт взаимодействие остатков полуистребленного этноса с обеднённым ландшафтом, возникшим на обломках погибшего культурного ландшафта, там, где на месте дубов выросли лопухи, среди которых играют в прятки правнуки завоевателей и дети разбойников» — (XVI. Становление антропогенных ландшафтов. Периодизация по фазам)

Должна быть некая точка, соединяющая поведение отдельных людей и фазы этногенеза. Гумилёв такую точку находит.

«В основу возрастной классификации любого этноса целесообразно положить момент, без которого не может обойтись ни одна система: отношение коллектива к индивиду. Любой коллектив ограничивает свободу каждого из своих членов необходимостью считаться с другими членами порознь и с интересами коллектива в целом. Этнос не является исключением из общего правила, но характер воздействия на составляющие его персоны с течением времени меняется, и в переменах прослеживается определённая закономерность» — (XXX. Способ научного поиска. Принцип отсчёта)

Принципы общежития, которые будут главенствовать в обществе, и будут той точкой, которая определяет возраст этноса. Охарактеризуем каждую фазу.


Фаза подъёма

Мы пока что не будем рассматривать пассионарные толчки. Причины этих толчков, их локализация — это очень большие темы, требующие отдельных статей. Скажем только, что толчок вызывают мутации, частота которых увеличивается под действием космического излучения. Это принципиально важный момент! Я прошу его запомнить, ибо в конце статьи он нам понадобится.

А пока что примем как данность. Вот у нас есть этнос, находящийся в состоянии гомеостаза. Это состояние можно считать нулевой или первой фазой этногенеза, кому как нравится. Вот происходит толчок и появляется большая группа пассионарных мутантов.

«Но вот население региона переходит в динамическое состояние, т. е. начинает развиваться. Первой стадией развития является подобная взрыву ломка устоявшихся взаимоотношений. Это всегда происходит так: в одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Они требуют себе места в жизни, соответствующего их талантам, энергии, подвигам, удачам, а не заранее предназначенного, определённого только случайностью рождения в той или иной семье» — (XXXI. Фазы пассионарного подъёма и перегрева. Рождение этноса)

К сожалению, в главе, из которой была только что приведена цитата, и которая так и называется «Фазы пассионарного подъёма и перегрева», Гумилёв забыл упомянуть основной принцип общежития, которым руководствуется общество в указанных фазах. В главе есть множество примеров, но принципов нет. К счастью, у нас есть предыдущая глава и мы можем посмотреть принципы там.

«Как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Король обязан вести себя как король, дружинник как дружинник, слуга как слуга, потому что без жёсткого соподчинения новая система развалится при столкновении либо с внешним врагом, либо с соплеменниками, обычно предпочитающими старый порядок.Может показаться, что разница между первым и вторым принципами не столь уж велика, но это не так. В становлении динамического этноса первую роль играет категория долга перед коллективом, а не право рождения, как было до того. Король, не соответствующий своему положению, должен быть отрешён или убит и заменён достойным, плохой рыцарь – изгнан, плохой слуга – выпорот. Нет прав, есть обязанности, за которые полагается вознаграждение. Последнее бывает различным: иногда это деньги (бенефиции), иногда право на занятие выгодной должности, иногда возможность разделить власть с правителями, но так или иначе решающим фактором достижения благополучия является деловой принцип, а не право рождения» — (XXX. Способ научного поиска. Принцип отсчёта)

Первый принцип, о котором здесь говорит Гумилёв, это принципы этноса, существующего в фазе гомеостаза. Их мы опишем ниже. А вот принципы, которые исповедует общество в фазе подъёма, Гумилёвым описаны. Возникновение и усиление этих принципов Гумилёв связывает с ростом числа пассионариев-альтруистов в этносе.

И ещё один важный момент, который мы должны отметить.

«Фаза подъёма этногенеза всегда связана с экспансией, подобно тому как расширяется нагретый газ» — (XXXI. Фазы пассионарного подъёма и перегрева. Подъём пассионарности)


Акматическая фаза

Или фаза перегрева. Здесь все тенденции, начавшиеся в фазе подъёма, проявлены максимально. Количество пассионариев-альтруистов максимально, максимальна экспансия, а если её нет, то дело оборачивается кровавыми Гражданскими войнами. Принцип общежития тот же, что и в первой фазе.  К сожалению, опять же за множеством примеров, Гумилёв забыл в главе, посвящённой подъёму и перегреву описать это всё на теоретическом уровне.  Но небольшую цитату, подтверждающую эту мысль, мы можем взять из первой главы восьмой части.

«Обычно вновь возникающая внутриэтническая система бывает склонна к агрессии, жертвами которой становятся соседи. Если они сильны – система разбивается об их сопротивление, если слабы – система торжествует, и процесс этногенеза идёт быстро. Но именно здесь таится опасность не столько для особей нового типа, сколько для принципа, приводящего их к победе над соплеменниками и соседями. Точнее, сама победа и является наибольшей угрозой. Как только большая часть задач решена, долг начинает тяготить людей и на место прежнего принципа выступает новый (третий): «Будь самим собой» — (XXX. Способ научного поиска. Принцип отсчёта)

Увы, но фаза перегрева у Гумилёва описывается на примере Византии. Так что этой небольшой цитатой можно было бы и ограничить дело. Но я приведу ещё одну небольшую цитату из третьей главы восьмой части.

«Гораздо опаснее для этноса третий переход – из акматической в фазу надлома. Тут возникает императив: «Мы устали от великих», на основании чего гибнут не только излишние, но и нужные пассионарии, а подчас даже безобидные оригиналы» — (XXXII. Смещения. И тут есть закономерность)

Давайте подумаем. Если фаза надлома характеризуется принципом «мы устали от великих», то это означает, что в предыдущей фазе величие играло важнейшую роль. Ну а как ещё молодой этнос может проявить величие, если не в форме усиленной экспансии? Да и принципы величия должны максимально соответствовать принципам альтруизма. Так что, несмотря на отсутствие теоретического описания фазы перегрева, мы имеем полное право предполагать, что дело обстоит именно так.


Фаза надлома

Основной принцип общества в фазе надлома — «мы устали от великих», мы уже назвали. Давайте посмотрим на соотношение пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей в этой фазе.

«В периоды первых двух фаз этногенеза этническая система преодолевает посторонние воздействия, растущее пассионарное напряжение делает её резистентной. Но даже в эти начальные фазы в этносе всегда присутствуют и преобладают численно гармоничные особи, у которых пассионарность и инстинкт уравновешены. Это люди серьёзные. Когда в их среде начинают безобразничать субпассионарии, они заводят губную избу (где губят людей), организуют высылку негодных им людей в колонии и т. п. Этим они консервируют этнический стереотип поведения и традицию, основу сигнальной наследственности людей.С пассионариями сложнее: они нужны и могут себя защитить. Поэтому им предоставляется право убивать друг друга, чем они широко пользуются. Но само наличие пассионариев в системе делает её пластичной и способной к сопротивлению внешним воздействиям, ибо пассионарии умеют находить выход из самых сложных ситуаций. И когда между этими типами членов этноса устанавливается некое оптимальное соотношение – система почти неодолима. Но как только при смене фаз это соотношение нарушается, система становится восприимчивой к ударам извне. Тогда этнос легко может погибнуть от смещения» — (XXXIII. Фаза надлома. Пассионарный надлом)

Этнос прекращает экспансию — пассионариев стало меньше, зато дальше он в полной мере будет наслаждаться плодами этой экспансии. Однако уменьшение количества пассионариев ведёт к снижению защищённости этноса. Некому больше жертвовать собой, ради общего блага!

Посмотрим ещё на роль субпассионариев в процессе этногенеза.

«Из всего сказанного вытекает, что фазы этногенеза различаются лишь степенью разнообразия, определяемой уровнем пассионарного напряжения. Субпассионарии, характерные для гомеостаза, есть всегда, но при появлении пассионариев в нескольких поколениях он и теряют своё исключительное значение в сложившейся системе; их просто не замечают. При подъёме вырастает роль гармоничных людей, исправно несущих свои обязанности. И они не исчезают в акматической фазе, когда при пассионарном «перегреве» гибнут одна за другой самые пассионарные особи.В период надлома вырастает значение субпассионариев, формирующих кадры исполнителей во время гражданской войны. Затем, в инерционной фазе, снова увеличивается значение гармоничных особей, зато оно резко убывает в фазе обскурации, когда наряду с тихими субпассионариями, унаследованными этносом от своих субстратов, появляются буйные бродяги-солдаты – продукт отхода инерционной фазы. Эти ловко расправляются с гармоничными особями и упрощают систему вплоть до потери резистентности. Тогда они гибнут сами, а вслед за крушением этноса забывается его неповторимая культура и наступает гомеостаз. Эта этносоциальная закономерность прослеживается и на этногеографическом материале. Характеристики всех фаз совпадают» — (XXXIII. Фаза надлома. Надлом и его значение)

Очень хорошее описание!


Фаза инерции

Гумилёв уже частично описал фазу инерции. Мы уже видели усиление роли гармоничных людей в этносе. Давайте посмотрим, на основной принцип общежития, характерный для этой фазы.

«После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Однако избежать её можно, если сменить общественный императив. Достаточно лишь измыслить или вообразить идеального носителя наилучшего стереотипа поведения, пусть даже никогда не существовавшего, и потребовать от всех, чтобы они ему подражали» — (XXXIV. Фаза инерции.«Золотая осень» цивилизации)

Ещё более ярко этот принцип описан в первой главе восьмой части.

«Однако когда пассионарии ещё раз взаимоистребят друг друга, они остаются в таком количестве, что за недостатком сил и средств гражданская война не может быть продолжена. И тогда один из них, победивший, слегка модифицирует принцип общежития, заявляя: «Будь таким, как я». Это значит: «Я велик, и ты (обращение к каждому) обязан мне подражать, ибо отказ от подражания есть крамола или ересь; но ты не можешь и не смеешь ни превзойти меня, ни сравняться со мной, ибо это – крамола и дерзость; и ты не смеешь не стараться уподобиться мне, ибо это – лень и, в конечном счёте, тоже крамола». А крамоле нет места в заново организованном коллективе, потому что только что миновавшая эпоха так скомпрометировала насилие, что подавляющее большинство предпочитает любую регламентацию, позволяющую надеяться на защиту от произвола сильных» — (XXX. Способ научного поиска. Принцип отсчёта)

Да, действительно, желание следовать идеальному стереотипу поведения не может существовать без образа этого носителя. Отсюда принцип «будь таким великим, как я». Но количество поистине великих людей — пассионариев в этносе мало и правят бал уже другие люди.

«Расцвет» и последующая ситуация, которую обычно именуют «цивилизацией», – разные фазы, а не стадии одного и того же этапа. Согласно высказанному выше принципу, который должен последовательно соблюдаться, фаза развития определяется преобладанием поколения особей с новым поведенческим складом, что мы и наблюдаем. «Цивилизация» (как инерционная фаза развития) – время, благоприятное для накопления материальной культуры, упорядочения быта, стирания локальных этнографических особенностей, унаследованных от прошлых эпох. Это время, когда начинает процветать трудолюбивый римский обыватель – «золотая посредственность» Августа. Тип обывателя встречается на всех стадиях развития этноса, но на ранних он подавляется рыцарями и индивидуалистами, а здесь его лелеют, ибо он никуда не лезет, ничего не добивается и готов чтить господ, лишь бы его оставили в покое» — (XXX. Способ научного поиска. Принцип отсчёта)

А в пятой главе восьмой части, Гумилёв характеризует состояние этноса на материальном уровне.

«В фазе этнической инерции способность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействий на ландшафты собственной страны. Растёт техносфера, т. е. количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – разумеется, за счёт природных ресурсов. Часть таких изменений – относительно безвредные искажения природы: арыки, поля монокультур, огромные стада рогатого скота. Оставленные без внимания, они возвращаются в естественные геобиоценозы. Но там, где природные материалы заключены в оковы строгих форм, саморазвитие прекращается, заменяясь медленным, но неуклонным разрушением, которое часто бывает необратимым» — (XXXIV. Фаза инерции. Что такое «упадок культуры»?)

Золотое время для обывателей — гармоничных людей. Великих дел уже не требуется, а количество материальных благ максимально. И можно уже жить, да радоваться. Но далее следует катастрофа.


Фаза обскурации

Фаза обскурации у Гумилёва описана хорошо.

«Отличительной чертой «цивилизации» является сокращение активного элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Однако нельзя опускать третий вариант – наличие людей и нетворческих, и нетрудолюбивых, эмоционально и умственно неполноценных, но обладающих повышенными требованиями к жизни. В героические эпохи роста и самопроявлений эти особи имеют мало шансов выжить. Они плохие солдаты, никакие рабочие, а путь преступности в строгие времена быстро приводил на эшафот. Но в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии для всех есть лишний кусок хлеба и женщина. «Жизнелюбы» (да простится автору неологизм) начинают размножаться без ограничений и, поскольку они являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т. е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идёт снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Всё продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников»  — (XXXV. Фаза обскурации. «Сумерки» этноса)

Здесь нам практически нечего добавить, кроме, разве что, вот этого.

«Порядок, устанавливающийся в этой фазе, которую правильнее всего назвать «обскурацией», никак нельзя считать демократическим. Здесь господствуют, как и в предшествовавших стадиях, группы, только принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность» — (XXXV. Фаза обскурации. «Сумерки» этноса)

Субпассионарии победили. Развитие остановлено. Гибель, казалось бы, неизбежна вследствии того, что субпассионарии преобладают. А эти люди не умеют ничего делать. Деградация инфраструктуры кажется неизбежной. И либо этнос будет поглощён более активными народами, которые придадут ему новый пассионарный толчок, либо этнос переходит в фазу гомеостаза.


Фаза гомеостаза

Лучше всего фаза гомеостаза описана Гумилёвым в первой главе восьмой части.

«Для этноса, находящегося в статическом состоянии, свойственно стремление к консервации взаимоотношений между его членами. В родовом обществе, например, существует жёсткий деспотизм традиции, указывающий каждому новорождённому его место в жизни и пределы его возможностей, причём уровень его личных способностей во внимание не принимается. Например, если герой или гений по возрасту моложе кретина, то он все равно должен считаться ниже его по общественному положению и даже может не дожить до того времени, когда его таланты будут использованы коллективом, если на помощь младшему не придут экстраординарные бедствия вроде жёстокой войны с соседями или заразы, когда надо лечить умирающих соплеменников. Но и тогда делается исключение лишь для спасителя племени, а сам принцип старшинства остается нерушимым.Такое отношение к индивиду существует не только при родовом строе. В развитом классовом обществе оно находит яркое выражение в кастовой системе или ослабленное – в системе сословий. В любом из этих вариантов коллектив указывает индивиду его место и требует от индивида только одного: довольства собой и своим положением, ибо довольство является основным психологическим условием для консервации отношений. Казалось бы, это положение не заслуживает ни одобрения, ни восхищения. Однако не будем спешить с выводами.Теми же принципами руководствуется статический этнос по отношению к окружающей его природе. Она его кормит, отдавая излишки богатств, а он диктует своим членам не требовать от неё сверх положенной меры» — (XXX. Способ научного поиска. Принцип отсчёта)

Пожалуй, состояние гомеостаза — это самое устойчивое состояние, в котором может находиться этнос.  На этом мы закончим описание теории пассионарности.


Общие впечатления

Я прошу прощения за некоторую путаницу в терминологии. Дело в том, что данная теория у Гумилёва называется вовсе не теорией пассионарности, а теорией этногенеза. Ведь, по сути дела, Гумилёв описывает этногенез. Однако исключит пассионарность из этого описания ни в коем случае нельзя, ибо это и есть суть теории. Думаю, между терминами « теория этногенеза» и «теория пассионарности» можно поставить знак равенства.

Теория пассионарности Гумилёвым изложена хорошо. Введены три категории — пассионарии, гармоничные люди, субпассионарии. Чётко прослеживается зависимость, между фазой этногенеза и численностью той или иной категории людей.

Вот краткое содержание книги. В первой части Гумилёв заявляет проблему этногенеза. Во второй части Гумилёв определяется с терминологией — этнос, стереотип поведения, консорции, конвиксии, следует заявление, что всё дело в альтруизме.  В четвёртой части Гумилёв вводит фазы этногенеза — деление на фазы на основании воздействия на ландшафт, и приводит примеры пассионарных толчков. В пятой части Гумилёв жёстко определяет зависимость этногенеза от биологии. В шестой части Гумилёв вводит понятие пассионарности, описывает пассионариев, субпассионариев и гармоничных  людей. В седьмой части Гумилёв пытается связать теорию пассионарности с наукой, а также описывает пассионарные толчки. В восьмой части Гумилёв описывает фазы этногенеза. В девятой части объясняет зависимость этногенеза от космоса.

Однако какое это имеет отношение к действительности и науке?


Ошибка в критерии научности

Начнём с того, что ещё ранее Гумилёв приводил несколько странный критерий научности объяснений.

«Это объяснение, даже если считать его недоказанным (индуктивно), подтверждается тем, что объясняет все известные факты, а это в естественных науках признаётся необходимым и достаточным» — (XXVII. Поле в системе. Ритмы этнических полей)

Дело в том, что я легко могу предложить объяснение любых событий во вселенной. Смотрите. Вселенная создана некой сущностью, назовём её Творцом. Любое событие во вселенной контролируется Творцом. Контроль осуществляется либо с помощью физических законов, которые Творец создал, либо напрямую Творцом. Для последнего Творец эманирует во вселенную некую свою часть, назовём её Духом.

Четыре предложения! И с помощью этой гипотезы можно объяснить любое (подчёркиваю, любое!) событие во вселенной. Однако вряд ли вы сейчас найдёте учёного, который бы смог признать эту гипотезу научной, несмотря на её способность объяснить всё. Следовательно, способность объяснять не является необходимой и достаточной, чтобы гипотезу признать научной. У меня здесь явное противоречие с Гумилёвым. Кто же прав?


Критерий научности

Давайте заглянем в Википедию и узнаем, что такое гипотеза. Всем википедиофобам сразу скажу. Если вы не желаете принимать Википедию в качестве источника определений, пожалуйста, предложите своё определение терминов «гипотеза» и «научный метод».  Будет интересно вас послушать.

Итак:

«Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет научному методу, то есть объясняет все факты, которые гипотеза призвана объяснить; не является логически противоречивой; принципиально проверяема, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом; не противоречит ранее установленным фактам; приложимо к возможно более широкому кругу явлений»

И ещё слегка раскроем термин «научный метод».

«Научный метод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится модель изучаемого объекта.Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории»

И вот теперь, когда мы имеем чуть большее представление о научной гипотезе и научном методе, мы можем проверить гипотезу (или теорию, кому как нравится) пассионарности, которую выдвинул Гумилёв.


Проверка

Является ли теория пассионарности объективной, то есть, исключает ли она субъективные трактовки? — Нет, не является! Отсутствие чётких (что было показано в предыдущих статьях) и ясных определений  позволяет трактовать объекты исследования — этнос, пассионарии, субпассионарии, гармоничные люди, в очень широких пределах. То есть, если Гумилёв говорит. Что этнос существует 1500 лет, то можно привести пример греков, итальянцев, китайцев и многих других народов, которые явно существуют больше этого времени. Нет чёткого определения этноса и Гумилёву возразить нечем. Отсутствие чёткого определения пассионариев и субпассионариев подрывает всю схему этногенеза. То есть, когда Гумилёв говорит, что в фазе подъёма повышается количество пассионариев, можно возразить, что это количество не повышается, ибо мы не знаем, чем пассионарии отличаются от субпассионариев внешне. Итак, теория пассионарности не является объективной.

Основана ли теория пассионарности на фактах? — Нет, не основана. Гумилёв выдвигает в качестве основы появления пассионариев генетические мутации, вызванные космическим излучением. Но он не показывает, ни что это за гены, ни что это за излучение.

Основана ли теория пассионарности на наблюдении или эксперименте? — Нет, не основана. Эксперимент поставить невозможно, а точное количество пассионариев, субпассионариев, и гармоничных людей Гумилёв не предоставил. Отсюда совершенная безосновательность утверждений, о связи фаз этногенеза с  наличием в этносе тех или иных групп людей.

Возможно ли проверить теорию пассионарности экспериментальным путём? — Нет, невозможно. Мы не можем собрать весь генофонд человечества за последние пять тысяч лет. А также мы не можем подсчитать количество альтруистов и эгоистов в человеческом обществе, за указанный период. Таким образом, ни о какой проверки влияния генетики на возникновение повышенного числа альтруистов говорить не приходится.

Является ли теория пассионарности логически непротиворечивой? — Нет, не является. Признавая важность отделения природного от общественного в этносе, Гумилёв не доказывает первенство природного, а постулирует его.

Допускает ли Гумилёв критическую оценку адекватности своей теории? — Нет, не допускает. Некорректное поведение Гумилёва по отношению к своим коллегам было показано не раз.

Есть ли хотя бы один критерий, по которому можно признать теорию пассионарности научной? — Нет, таких критериев не обнаружено.

Вывод. Теория пассионарности является не просто ненаучной. Она антинаучна, ибо отрицает все принципы научности, на которых строится современная наука.


Как сделать теорию пассионарности научной?

Да, очень просто! Надо всего лишь определиться с терминами. Исключить влияние других факторов на систему, например, общества. Указать точно, что за гены вызывают альтруизм. Указать точно, что за излучение вызывает мутацию этих генов. Указать, какое количество носителей этих генов существует в определённом народе в исследуемый промежуток времени (1500 лет).

Делов-то, всего — ничего. Начать, да кончить. Желающие заняться этим есть?


Заключение по восьмой части

Итак, теория пассионарности вообще не соответствует критериям научности. В заключение я хочу привести ещё одну цитату Гумилёва, которая, на мой взгляд, наиболее ярко характеризует его, как учёного.

«Мы не берёмся судить: лежит ли в основе пассионарности единый ген или комбинация генов, рецессивный этот признак или доминантный, связан ли он с нервной или гормональной деятельностью организма? На эти вопросы пусть ответят представители других наук. Наша задача, этнологическая, выполнена. Мы обнаружили наряду с общественным биогеографическое развитие антропосферы и причину, его вызвавшую. Сущность же явления пассионарности и связи его с другими элементами биосферы будут рассмотрены нами ниже» — (XXIV. Пассионарное напряжение. Многовекторность этнической системы в схеме)

Если учёный говорит, что явление пассионарности вызвано генетическими мутациями, то он сначала должен показать эти мутации, а уже потом говорить, что ими обусловлено то или иное явление. Однако Гумилёв выдвигает тезис, но доказать его предлагает другим наукам. Поведение Гумилёва не является поведением учёного.

И ещё. Гумилёв говорит, что суть явления пассионарности будет рассмотрена ниже. Мы также рассмотрим суть «открытия» Гумилёва ниже, в другой статье, когда будем говорить о том, чем на самом деле является теория пассионарности.






>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.09.18 02.51.42ENDTIME
Сгенерирована 09.18 02:51:42 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3314855/article_t?IS_BOT=1